itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православное мировоззрение и этноконфессиональные отношения

ДелоРус 
0
580
Время на чтение 21 минут
В современной России есть немало людей, которые на фоне каждодневных реалий часто задаются такими вопросами: Как Церковь может помочь в решении злободневных и сильно запутанных вопросов межнациональных и межрелигиозных отношений? Существует ли в рамках христианского мировоззрения учение о межнациональных отношениях? Каковы канонические и догматические основы православного вероучения, касающиеся межнациональных, межконфессиональных и, вообще, межрелигиозных отношений? Какие церковные документы затрагивают означенную выше тематику?

Канонические и догматические представления православного мировоззрения, касающиеся межнациональных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений, естественно, существуют, и они изложены:

а) в Священном Писании Ветхого и Нового Завета;
б) в Священном Предании Православной Церкви, в документах Вселенских и Поместных Соборов, в трудах христианских подвижников;
в) в Основах социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском Соборе в 2000 г., например, в главе "Церковь и нация".

Так, на текстах Священного Писания основано христианское утверждение, что для человека, духовно очистившегося в Боге, во Христа облекшегося, не важно общественное положение людей, как что-то ценное, как и их культурные и половые особенности. В послании апостола Павла к Галатам читаем: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3, 28). Подобные мысли высказывались апостолом неоднократно. В послании к Колоссянам также находим: "И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос" (Кол. 3; 10,11).

Если следовать строгому толкованию приведённых выше строк, то во Христе упраздняется противопоставление раба свободному; как и неравенство мужчин и женщин. Что же касается противопоставления "варвар - Скиф", "иудей - язычник", то они касаются не национальных различий людей, как полагают многие, а религиозных. Понятия "язычник" и "варвар" - это характеристика вероисповедная, а не национальная. Варварами называли представителей разных народов: и даков, и скифов, и готов, и славян. Понятие "скиф" является также собирательным и объединяет в себе несколько народов общей религиозной практики: собственно скифов, саков, сарматов, аланов (асов), колдов. В некоторых греческих трактатах под скифами понимали и славян. Понятие "иудей" - в смысловом плане более сложное, оно имеет и религиозный и этнический окрас.

Но если ап. Павел сравнивает мужчин и женщин по одному основанию, а не по нескольким, именно - половому, и рабов и свободных - тоже по одному основанию, а именно - общественному положению, то и иудеев и язычников, варваров и скифов он, будучи человеком образованным, знакомым с принципами классификации, должен сравнивать по одному общему основанию, а именно - религиозному. Сравнивать понятия и предъявлять к ним при этом разные мерки просто не корректно.

Таким образом, на основании анализа вышеприведенных отрывков и многих других мест Священного Писания мы можем утверждать, что во Христе не может быть вероисповедного разнообразия. Поэтому многие встречающиеся сегодня попытки экуменического "толерантного" разнообразия в вере и догматике веры, строго говоря, - не во Христе.

Есть ли во Христовой Церкви этноконфессиональное и национальное разнообразие и особые миссии народов и людей? На этот вопрос приведённые выше отрывки из посланий апостола Павла прямого ответа не дают. Однако в "Первом послании к Коринфянам" Павел говорит замечательные слова о разнообразии Божиих даров: "Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному даётся слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их много, составляют одно тело, - так и Христос... Тело же не из одного члена, но из многих... Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело?... Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо важнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы?.. Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший" (1 Кор. 12:7-12, 14, 18, 22, 23, 29, 31).
Обратим внимание на то, что земная часть Церкви Христовой - это тоже часть мистического тела Христова.

Фундаментальность принципа системного многообразия во Христе и иерархии членов в сложных системах мы находим и в книге Бытия, которая свидетельствует нам также, что Бог создал этот мир в видовом и членном разнообразии. Он не создал, к примеру, один вид обезьян, один вид медведей, коров и т.д. И со временем различные виды обезьян не перемешались между собой и не образовали один вид обезьян. Также - медведи, коровы и все остальные виды животных, как млекопитающих, так и не млекопитающих.

Мы не знаем всех Божиих Замыслов, по которым Он создал мир в таком замечательном видовом разнообразии. Но одну причину можно назвать наверняка: различные виды животных в одном отряде нужны уже по тому, что условия жизни на Земле в различных её зонах значительно отличаются друг от друга. К сему можно добавить и то, что современная наука считает, что энтропийные процессы ведут живые и сложные системы к однообразию, и через это - к смерти. А негэнтропийные процессы, увеличивающие в системах разнообразие, укрепляют в них принципы жизни.

Указанные выше соображения имеют прямое отношение к людям и людским сообществам. Люди - тоже животные. Ну да, они - умные животные. По крайней мере, должны быть такими. Но это их отличие среди других животных тем более обязывает их ещё более, чем других живых тварей, вникать, учитывать и следовать Замыслам Божиим.

Некоторые люди, действительно, Замыслы Божии чувствуют и стараются им следовать. Это их чувствование, в частности, проявляется в экологических общественных движениях. Экологи не всегда могут внятно объяснить, почему нужно защищать тот или иной вид и подвид животных, птиц и рыб, но они их защищают. Им ясно, что не защищать животный мир - это неестественно, это ведёт к однообразию и смерти, А всё это - против воли Божией. Они понимают или чувствуют, что противоположная позиция ведёт человечество к однообразию, глобализму, сатанизму и фашизму по отношению к живому. Стремление перемешать всех людей, все народы в одну глобалистскую массу - это путь к омертвлению человечества. Подобные антинациональные и антиконфессиональные тенденции суть антихристианские.

Ярким подтверждением антихристианской направленности современной антирусской и вообще антинациональной геополитики являются соответствующие строки в Евангелиях от Иоанна и Матфея, в которых перечисляется земная родословная Спаса нашего Иисуса Христа. Этим Господь говорит, что для верующего человека всегда должно быть важно знать и беречь свои кровные корни, любить и беречь память о своих предках и о святынях своих предков и иметь чувство родины и чувство родства. Через эту любовь и память человеку открывается его история, тонкости родной культуры, любовь к своему языку и к своим ближним. И всё это вместе называется любовью к своему народу и своей культуре или, одним словом, - "национализм". Национализм делает человека и народ более жизнестойким, позволяет вместе выстоять в трудных условиях, сохранить свою уникальность и через это большее разнообразие жизни.

Одна из причин, позволившая вечно гонимому еврейству сохранить себя до настоящего времени, как общность, как раз в том, что почти каждый из них помнил и помнит себя сыном Авраама, принадлежащим к одному из 12 колен Израиля, алчущих Землю обетованную.

В сегодняшних европейских реалиях естественно возникают вопросы библейского характера. Почему европейцы забыли свою родословную? Почему многие из них забывают и стесняются веры своих отцов, как в быту, так и в официальных процедурах и документах? Почему они забывают свои родные языки и переходят к преимущественному использованию рыночного языка на английской основе?
И это тем более странно, что экологическую озабоченность в наше время высказывают самые разные слои населения, от обывателей до иерархов Церкви.

Митрополит Иоанн Пергамский пишет [1]: "Вопрос не в том, будет ли мир жить лучше или хуже, а выживет ли мир или нет. Это делает экологию таким вопросом, который Церковь не может не замечать или обходить молчанием, потому что Церковь и богословие существуют именно для того, чтобы свидетельствовать о спасительном Слове и Деянии Божием для всего Божьего мира. Поэтому, если миру угрожает опасность полного исчезновения, как это и есть сейчас, Церковь не может молчать".

Возникает такой любопытный вопрос: если люди (прежде всего экологи) понимают необходимость в среде журавлей защищать, например, белых журавлей (стерхов), которых осталось мало, то почему в среде людей они стесняются защищать "белых людей" - этнических европеоидов (которые сегодня испытывают мощный этнический пресс со стороны темнокожих, черноволосых и кареглазых азиатов и африканцев), тем более что относительная численность европеоидов постоянно и неуклонно снижается? Так, сегодня на Земле сероглазых и голубоглазых людей не более 5%, а 95% - кареглазых. Наибольшее число сероглазых и голубоглазых проживает в Восточной и Северной Европе, в Западной и Южной Европе их уже заметно меньше, в силу указанных этнических процессов.

Но, как экологи защищают белых журавлей не путём истребления других видов журавлей, "белых людей" тоже надо защищать не путём истребления других этнических групп, как это пытались делать фашисты и другие шовинисты. Нужны незамедлительные системные меры по защите основ европейской духовной, социальной и этнической культуры.

У светловолосых, белокожих и голубоглазых должен быть свой исторический ареал обитания, где они могли бы воспроизводить себе подобных и жить в своей среде разнообразия. Также свои ареалы расселения должны иметь и другие группы людей. Безудержное, глобалистски спланированное перемещение людей по всему свету в разные стороны - антигуманно и экологически вредно [1,2].

Но проблема "белых людей" остра не только с позиций гуманизма и экологии, с точки зрения существования локальных экосистем. Она имеет и острый духовный аспект. Странно, но показательно, что гуманистов современной либеральной поры эта проблема совершенно не волнует.

В 18-19 веках на островах Тихого океана жили весёлые и здоровые аборигены. Но пришли белые люди, и местных островитян стали косить неизвестные ранее страшные эпидемии. На некоторых островах всё местное население вымерло. Также до знакомства с африканцами европейцы не знали многих болезней, некоторые из которых превратились в Европе в эпидемии. И сейчас по мере увеличения азиатского и африканского населения в Европе "белых людей" становится всё меньше, среди них появляются новые болезни, увеличиваются в числе и размерах эпидемии и пандемии, появляются все новые и новые вирусы. Масштабные перемещения больших масс людей и других живых существ по всему миру - одна из причин быстро меняющейся вирусной и эпидемической картины мира. Перемещения больших масс людей по всему миру надо признать явлением антиэкологическим, резко меняющим экосистемы, как и антинациональным, способствующим распространению новых вспышек известных болезней и появлению совершенно новых заболеваний.

В 2007 году по данным ЮНЕСКО около 1 миллиарда человек совершили туристические поездки в другие страны и на другие континенты. Учёные, ведущие наблюдения за экологическим состоянием Антарктиды, свидетельствуют с тревогой, что увеличивающийся поток туристов на южный континент уже реально начинает угрожать его экосистеме. И это при том, что за год Антарктиду посещают пока только несколько сотен туристов!

Очень показательны наблюдения, проведённые экологами на острове Лорд Хау, недалеко от Австралии. Экосистема этого острова уникальна, там пока ещё немало эндемичного. Экосистема Лорд Хау способна выдержать туристскую нагрузку не более 400 человек в год. Но даже при этих строгих мерах экозащиты животному миру острова нанесён непоправимый ущерб. Дело в том, что вместе человеком на остров проникли крысы, которые безвозвратно уничтожили 9 видов эндемичных пернатых и несколько видов землероек.

Приходится признать, что крысы стали подлинным символом и неотъемлемым атрибутом современных глобальных явлений: глобального туризма, глобальных экономических перемещений больших людских масс, глобальных связей и глобализации в целом. Многие либералы мечтают о новом типе человека 21-го века, человеке-кочевнике. В частности, об этом много говорил известный политический деятель Ж. Атали. Но лучшего кочевника, чем крысы, природа не придумала. Крыс можно назвать кочевниками в квадрате: они уничтожают локальные экосистемы не только путем прямого их съедания, но и путём распространения в них эпидемий. Итоговые результаты по реализации идей глобализации либералы с помощью крыс получат много быстрее, чем с помощью людей-кочевников. Крыса с полным основанием может быть содержательным символом глобализма, и либералы могут не скрывать своих симпатий к крысам.

Когда мы говорим о Европе, мы должны иметь в виду не только её природную экосистему и эндемичность "белых людей" в Европе, но и её духовную христианскую систему, которая исходно сложилась там и сделала Европу Европой в цивилизационном и духовно-нравственном смысле.

В силу названных выше причин (хотя есть и другие причины) в Европе и мире становится все меньше носителей канонической христианской веры и культуры. Происходящими сейчас глобальными явлениями (смещением магнитных полюсов, многочисленными цунами и наводнениями) Господь даёт нам понять, что крупномасштабные переселения и перемешивания людей из одной части Земли в другую её часть - не богоугодны. Здесь полезно вспомнить пример библейского всемирного потопа, уничтожение Содома и Гоморры, как и современное затопление юго-восточной Азии и недавние предсказания затопления самой "раскованной" западной окраины Европы (Англии, Голландии, Франции и Бельгии).

"Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий" (псалом 126).

О белых людях надо думать не только потому, что их численность быстро убывает. Но и потому, что они являлись и являются этническим ядром и главной созидательной силой европейской культуры и цивилизации, духовным основанием которых было и есть Христианство. Никакая другая культура и цивилизация на Земле, строго говоря, классической Христианской не является. Ни одна культура не внесла в сокровищницу Христианства столько, сколько внесла классическая европейская культура: подвижников веры, деятелей Церкви и христианской культуры, великомучеников и мучеников веры, христианских мыслителей и богословов. Современные же мировые политические и этнокультурные процессы, к сожалению, очень опасно отвращают этнических европеоидов и другие народы от христианской веры. Отвращают - на практическом и юридическом уровне.

Естественно возникает вопрос. Почему либералы не защищают классическую европейскую культуру и классических европейцев (белых людей), но активно защищают африканцев и азиатов, в большом количестве приехавших в Европу? Всё дело в том, что по отношению к европейской экосистеме в её полноте названные выше африканцы и азиаты являются в большинстве своём кочевниками и ведут себя, как классические кочевники. У либералов к таковым особые симпатии. Кочевники являются одним из основных инструментов реализации глобальных, либеральных замыслов. Настало время, если человечество не хочет погибнуть, разработать международную конвенцию о локальных общественно-природных экосистемах, о праве их на существование и о праве их на защиту от опасного вредного внешнего воздействия.

В первые века Христианской эры апостолы Христовы проповедовали Новый Завет и в Азии, и в Африке, и в Европе. Однако наиболее сильно Христова вера привилась в среде "белых людей" и их потомков. В их среде она имела и наибольшее число последователей. Мы используем понятие "белые люди", потому что понятие "европеец" сегодня уже не является этническим, а определяет только местожительство человека. Иллюстрацией к сказанному может быть современное население Англии, Голландии, Германии и Франции.

Укажем ещё на один многозначительный новозаветный факт. Господь Иисус Христос, как известно из Нового Завета, пришёл спасать евреев. Он сам об этом сказал. И Ему, казалось бы, удобнее было их спасать, если бы Он был похож на еврея. Но Он на еврея похож не был. Из Нового Завета и других исторических свидетельств известно, что большинство евреев принимали Его за эллина, т.к. Он был светловолос и голубоглаз (глаза у него были, как небо), черты лика Его были подобны чертам лица эллина. А еврейское население Палестины того времени имело этнические черты, типичные для большинства представителей Азии: семитов, хамитов, турок, ассирийцев, курдов. Они были чёрноволосы и кареглазы. Эти краниологические обстоятельства затрудняли для евреев общение с Господом.

Из Ветхого Завета известны и немногие светловолосые представители в среде еврейства, например, Давид. Но эти редкие факты являются свидетельством как раз того, что евреям природно не свойственны светлые глаза и волосы. Редкие представители евреев со светлыми глазами и волосами - результат межэтнического смешения. Известно из Библии, что некоторые евреи брали в жёны хетток, а хетты относятся к этническим европеоидам, а именно - к кельтам, которые светлоглазы и светловолосы.

Спрашивается: почему Господь со светлыми волосами и голубыми глазами пришёл в среду чёрноволосых и кареглазых, с чертами лиц, далёкими от эллинских, чтобы их спасать? И это при том, что у Бога ничего случайного не бывает.

В Ветхом и Новом Заветах можно найти ответ и на этот вопрос. Но мы сейчас этого делать не будем, потому что это нас уведёт от исходной тематики. Отметим лишь то, что Он был принят как Господь и Спаситель именно в среде европейцев (тогда преимущественно светловолосых, сине- и серо-голубоглазых). Своим внешнем видом Господь предопределил основную этническую среду становления Своей Церкви. И в этом есть духовно-мистическое основание для более экологически зрелого отношения к проблемам демографии "белых людей". В историческом плане можно считать, что земной этнической основой "Христовой Церкви" были "белые люди" Европы.

На заре Христианской эры германцы и славяне отличались от жителей Передней и Средней Азии своими светлыми волосами и глазами. Германцы были более белокуры, а славяне имели волосы соломенного и рыжеватого цвета. Светлые волосы имели в то время и эллины, и македонцы, и латиняне. Территории теперешней Франции, Испании, Португалии тогда населяли преимущественно кельтские племена: галлы, реты, гэлы, валлийцы и др. Кельты в массе своей отличались рыжими волосами и светлыми глазами. Все без исключения названные европейские народы отличались более белой кожей, чем народы Передней, Средней и Дальней Азии. Коренные народы Азии (евреи, арабы, тюрки, иранцы, армяне, албанцы, халдеи, курды и др.) были со смугловатой кожей, карими глазами и черными волосами. Народы Азии имеют и другие отличительные признаки относительно этнических европейцев.

Постепенно с первых веков от Рождества Христова названные европейцы стали испытывать всё большее этническое давление со стороны азиатов и африканцев. В станах Европы стали появляться всё более крупные колонии евреев, всё чаще стали случаться набеги и захватнические нашествия тюрок, арабов, иранцев, албанцев, мавров. Вместе с этим усилились влияния азиатских вероучений: ислама, суфизма, йоги, адвенты, бхагаи, и различных сектантских ересей. В Болгарии, Греции, Македонии, Испании и других местах стали появляться мечети и синагоги. Население юга Европы стало приобретать всё более восточные и южные черты: черные волосы, карие глаза и азиатские черты лица. Современные итальянцы в большинстве своём уже более похожи на семитов, чем на своих предков латинян. Жаль, конечно, если в скором времени итальянцев-латинян придется защищать от вымирания в резервациях. Параллельно с этническими деформациями стали плодиться секты и тайные общества. Именно с юга Европы через Францию по Европе стали распространяться многие ереси, в частности, ересь жидовствующих, тайные ордена, ордена крестоносцев, которые, грубо презрев заповедь Любви, стали разорять православные страны и народы, убивать христиан. Пример тому - захват католиками-крестоносцами Константинополя в начале 13-го века. Всё это деформировало и искажало европейскую христианскую культуру и в итоге раскололо Церковь.

Эти детали этнохристианских событий и отношений на заре Христианской эры и в средние её века наполняют историю Христианства более глубинным конфессиональным содержанием и по-особому расставляют акценты в этноконфессиональных экологических вопросах. Надо признать, что трудно отделить духовно-экологические вопросы от этноконфессиональных.

Приходится сегодня удивляться идеологической и политической одержимости значительного числа лиц либерально - рыночной ориентации в означенных вопросах. Правда, некоторые из них с опаской смотрят на перспективы клонирования, понимая, что оно может привести мир к трудно контролируемым лавинообразным изменениям на планете. Но масштабные переселения и перемешивания людей, самых разных национальностей и вероисповеданий, наверняка приведут также к грандиозным этническим и культурным переменам, потрясениям и пандемиям. Явления в Антарктиде и других местах земного шара подтверждают это. Но либералов почему-то это не волнует. Видимо, интересоваться этим для них - не политкорректно и нетолерантно. Не политкорректным для них будет и долгое сопротивление клонированию людей.

Люди рыночного мышления не могут системно решать социальные проблемы, они не учитывают духовные процессы, они подходят к ним, прежде всего, с позиций личной выгоды и начинают замечать экологические, межэтнические и межконфессиональные проблемы, когда уже совсем не замечать их не возможно. Рыночное мышление - одна из причин нарастающих экологических проблем.

Мы это всё говорим для того, чтобы показать, что означенные выше проблемы не имеют простых либерально-рыночных решений и к ним надо подходить с открытыми глазами, в здравом уме, со знанием Божиих Заповедей. Необходимо всегда помнить, что есть искренние люди, которые действительно стремятся к Богу и правде, а есть и те, отец которых есть отец лжи.

Рассматривая сложные вопросы межконфессиональных и межэтнических отношений, полезно вспомнить, что этнические европейские народы приняли Христа как Бога, а азиатские народы - нет. В Азии не только евреи и караимы не приняли Христа как Бога, но и арабы в подавляющей массе, и хамиты, и иранцы, и иракцы, и тюрки, и китайцы и народы Индии. Чем можно объяснить столь явные этнорелигиозные предпочтения, как не особенностями национального духа в Азии и Европе? С фактами же не считаться просто глупо.

Обратим внимание на этноконфессиональную карту Европы (см. рисунок). Выделенные на ней области распространения христианских конфессий (православной, католической и протестантской) явно свидетельствуют о том, что в Европе уже многие столетия существуют устойчивые этноконфессиональные общности (домены) и христианско-языковые предпочтения. Ясно видна корреляция между этническими и языковыми особенностями людей и конфессиональными их предпочтениями. Так, в православном конфессиональном домене наблюдается явное численное преобладание славянских народов (русских, белорусов, украинцев, русинов, болгар, сербов, македонцев, черногорцев, липован), в католическом - романских народов со значительной примесью азиатских (итальянцев, испанцев, португальцев, французов и др.), в протестантском - германских народов (собственно немцев, датчан, голландцев, шведов, исландцев, норвежцев, англичан). Названные конфессиональные домены отделены друг от друга пограничными зонами, в которые входят народы с менее выраженным национальным духом, поскольку они на протяжении большей части своей истории были вассалами других народов и не проводили в Европе своей самостоятельной линии. Например, в пограничную область входят такие народы, как чехи, литовцы, латыши и финны, в среде которых есть в значительных процентных величинах и католики, и протестанты, и православные. Но, правда, в 9-10-м веках большинство чехов и словаков были православными.

Межконфессиональная пограничная область, строго говоря, проходит и по самой Германии, т.к. эта страна - очень неоднородна по национально-духовному составу. Так называемая Восточная Германия никогда ни по духу, ни по национальному составу Германией, в этническом смысле, не была. Её и сейчас населяют большей частью не немцы, а славяне: лужичане - сорбы, померанцы, кушубы, вары, лютичи, и негерманцы - пруссы, хотя и говорящие по-немецки. Сегодня многие, кто интересуется проблемами искусственного соединения Германии и Пруссии, дружно отмечают очевидно существующие напряжения в отношениях между западными немцами и жителями бывшей ГДР. Они пытаются объяснить эти напряжения коммунистическим влиянием. Примитивность этого объяснения очевидна, ибо само коммунистическое влияние возникло и стало распространяться именно из Германии. Рассматриваемые напряжения в Германии имеют давнюю историю, они были и при Карле 4-м, и при Фридрихе 2-м, и при Бисмарке, и при кайзере Вильгельме. Они проистекают из этнокультурных несоответствий собственно немцев германских княжеств и прусско-славянского населения Пруссии. Эти напряжения происходят из противоречий национальных духов и духа языка: германского духа, с одной стороны, и, прежде всего, прусского духа, с другой.

Глупо объяснять тот факт, что немцы уничтожили большинство жителей Восточной и Западной Пруссии и прусский язык, исходя из потребностей рынка и выхода к морю. Из этих соображений им выгоднее было бы захватить Данию, Норвегию, Голландию, Фландрию. Но немцы этого не сделали, они не уничтожили ни датский, ни норвежский, ни голландский языки, как и их носителей. Это всё - языки германской группы, языки близких по национальному духу народов. Прусский же язык принадлежит к прибалтийской языковой группе и по словарю и грамматике существенно ближе к славянским языкам. Прусский язык и его носителей немцы агрессивным путём вообще убрали с лица Европы. То же самое немцы и, в частности, Гитлер, продолжали делать и в отношении славян. И делали они это, прежде всего, по несоответствию национальных духов, которые, в частности, выражаются в языке.

Дух народа есть соединение духа его языка и его культуры с духом его веры. Поверхностно и недальновидно сводить отношения народов к рынку и экономике, пренебрегая духовными процессами. Межнациональные и межрелигиозные отношения - гораздо сложней и тоньше, и они ставят перед политиками много трудных задач. Духовные отношения и проблемы в Европе и мире принципиально сегодня мало изменились по отношению к их состоянию в 20-м и 19-м веках. Президент Путин в своём обращении к гражданам России 4 сентября 2004 года после событий в Беслане сказал: "Мы имеем дело с тотальной, жестокой и полномасштабной войной". Особенностью этой войны является то, что она уже открыто носит духовный характер, и идёт под ваххабитскими знамёнами и при попустительстве западных стран. Поэтому стоящие перед нашей страной межэтнические и межрелигиозные задачи надо решать, опираясь на наши духовные традиции и реалии геополитики, а не заниматься драпировкой их рыночными и либеральными лозунгами.

Русская Православная Церковь (РПЦ) не уходит от сложных этноконфессиональных и языковых проблем, но подходит к ним зряче, без идеологических штампов. РПЦ правильно понимает, что с точки зрения стабильности в мире всякая попытка изменить естественно существующие конфессиональные границы, изменить сознание носителей коренной вероисповедной традиции, языка веры и языка этнокультурной базы - деструктивна и опасна. Гораздо умнее и порядочнее жить в естественно сложившихся и устоявшихся этноконфессиональных общностях, не пытаясь прямым или завуалированным прозелитизмом или силовой агрессией нарушать мир и строить козни друг другу. Как и менять дух народа путём масштабного навязывания изучения английского языка и превращения России в Рашу.

"Вселенский характер Церкви не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным... всё это создаёт национальную христианскую культуру... Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношении к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить своих братьев по крови... Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание" [3].

Русская Православная Церковь признаёт особую миссию, которую Бог промыслительно возложил на русский народ. Русский народ должен быть соборным хранителем чистоты христианского вероучения и святынь вплоть до второго пришествия Христа. В этой связи св. Иоанн Кронштадтский говорил: "Господь вверил нам, русским, великий и спасительный талант православной веры. Россия есть подножие престола Господня".

Ни одна страна не просияла таким числом дивных угодников Божиих, как наша Россия-Русь.

Основой межконфессиональных и межрелигиозных отношений Православная Церковь считает безусловное признание того факта, что только она обладает всей полнотой Божественного Откровения. Это неизбежно вытекает из самого принципа веры.

"Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, утверждённая и исполненная Духом Святым, хранительница и подательница Святых Таинств во всём мире, "столп и утверждение истины" (1Тим. 3:15). Она несёт полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере..." [3].

В свете рассматриваемой темы нельзя не остановиться на понятиях "патриотизм" и "национализм", тем более, что либерально одержимые часто пытаются пугать им неискушенных и слабонервных.

Национализм, т.е. народность, - это любовь к своему народу, это утверждение его народного достоинства (при уважении достоинства других народов). Без народности не может быть истинного становления личности и гражданина страны. Человек вне национализма и патриотизма - это ущербный человек, который всё время будет искать, кому бы подражать и кому вторить.

Понятно, что можно найти и немногие дурные примеры псевдонационалистов, которые скатились в болото шовинизма, фашизма и сионизма. Но можно также найти и многие дурные примеры среди либералов, общечеловеков и интернационалистов, которые скатывались и скатываются к предательству, продаже интересов своей страны и своего народа.

В середине марта 2008 года Владимир Владимирович Путин на пресс-конференции с участием российских и иностранных журналистов, транслируемой по нескольким телеканалам, публично заявил, что он - русский националист в хорошем смысле. Он не боится себя называть русским националистом, в отличие от многих либералов. И это правильно и достойно. Надо заметить, что националистов в плохом смысле практически не существует, т.к. они очень быстро перерождаются в шовинистов, фашистов, фанатиков, террористов и других, всегда обозначаемых, как показывает практика, нерусскими словами. Недобросовестные политики пытаются народ пугать "русским фашизмом". Но его в России не было и нет. Если и есть в России фашисты, то они - не районированные, живут не русскими национальными ценностями и исповедуют чуждые принципы: ни Гитлер, ни СС, ни свастика, ни Ананербе, ни фашистская языческая мистика не являются русскими явлениями. Пугают также якобы русскими "скинхедами". Но это молодёжное явление по своей организации и по названию суть английское, оно родилось в "примерной" Англии, а не в России. Оно было импортировано в Россию не русскими подростками, а взрослыми иностранными дядями. Подавляющее число "скинхедов" в России не знает русской истории, и уже по этой причине они не могут быть русским явлением по своему содержанию.

Слабый человек даже такое великое понятие, как Любовь к Богу, любовь к человеку, любовь к народу может опошлить, испачкав любовь подозрением, ревностью, жестокостью, малодушием, корыстью, брачными контрактами, платными агентами, гневом и ложью. Примеров искушений и предательства Любви, к сожалению, много.

"Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы: Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убивали предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили, Слушая сие, они рвались сердцами и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои и единодушно устремились на него, И, выведши за город, стали побивать его камнями" (Деян. 7: 51-58).

Примеры сердечного помрачения и сатанинской жестокости находим также в житиях преп. Евстратия Постника, благоверного великого князя Андрея Боголюбского и многих других подвижников веры, когда враги Господа Иисуса "Христа нашего и враги православного рода жестоко надругались над святыми, распинали их, пронзали пригвождённых, так же, как отцы их - над самим Господом.

Но из этого и подобных примеров не следует, что люди должны бояться любви и преследовать других за любовь и веру, и что лучше не любить свой народ и свою родину, чем любить. В любой любви всегда есть искушения. И национализм может перейти в фашизм, сионизм, предательство и сатанизм: "Знаю, что вы семя Авраамово, однако ищете убить Меня... ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала..." ( Иоанн, 8:33-44).

Да, путь православного человека в превратностях лукавого мира сложен, искусителен и жертвен. Но православный человек, по учению Церкви, должен быть духовно непримирим. По Слову Христа, "кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает".
"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?.. Или какое соучастие верного с неверным?" (1 Кор. 6:14,15).

Народность и отцелюбие, любовь к своему народу и Отечеству, - это самоотверженный труд, постоянная работа над собой, это готовность к самопожертвованию, ибо любовь - это и умение жертвовать во имя того, что или кого любишь. Жертвовать многим, а иногда жизнью - без этого нет ни настоящей народности, ни настоящего патриотизма, ни настоящей любви. Свою веру надо уметь, любя, защищать.

Русская история и культура знает много имён выдающихся русских православных патриотов и националистов, таких, как вел. благ. князья Александр Невский, Тимофей Псковский, Дмитрий Донской, Владимир Новгородский, святители Алексий, Гермоген, Геннадий, Серафим, Игнатий; писатели и мыслители Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Л. Тихомиров, Д.И. Менделеев, В.И. Даль, патриарх Тихон (Белавин), митрополиты Владимир Киевский, Иоанн (Снычёв) Петербуржский и Ладожский.
Ольга Яковлевна Бороздкина, доктор философских наук, профессор, академик ПАНИ
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, доцент, академик ПАНИ

Литература
1. Православие в современном мире. СПБ, 2005.
2. Православие, экология, нравственность. Сб. трудов 8-й конференции, М., 2004.
3. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М. Московская патриархия, 2000.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Бороздкина
Все статьи Ольга Бороздкина
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30