itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Чудо и честность

Светлой памяти священника-миссионера Даниила Сысоева

Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
0
595
Время на чтение 6 минут
Я был знаком с отцом Даниилом около двадцати лет, с тех пор, как он, будучи ещё школьником, приходил к нам в храм петь на клиросе. Именно с отцом Даниилом мы в 1998 году задумали выпуск журнала "Благодатный Огонь", выработали его концепцию.
Отец Даниил был постоянным автором журнала, писал замечательные статьи в защиту православного учения от всевозможных модернистских искажений. Можно вспомнить его первую статью в нашем журнале - "Парижское богословие и неообновленчество", которая и до сих пор не потеряла своей актуальности, его блестящие публикации в "Благодатном Огне" против антихристианского эволюционистского понимания зарождения жизни, статьи против католического прозелитизма в России, в защиту православного учения о пресуществлении Святых Христовых Таин...
Отец Даниил был очень начитанным человеком, обладал поистине энциклопедическими познаниями в богословии, что могло бы подвигнуть иного на определённую кичливость и высокомерие, однако он оставался очень простым, сердечным и, главное, очень радостным человеком, всегда доступным для любого разговора. Я очень часто обращался к нему за разъяснением сложных вопросов и благодарен ему за многое.
Меня всегда поражали в нём истинное христианское смирение и добродушность в отношении своих критиков. Ведь даже и после того, как около двух лет назад у нас с о. Даниилом выявились некоторые разногласия и он вышел из редколлегии, он продолжил сотрудничать с нашим журналом и в прошлом году специально для "Благодатного Огня" написал статью, которая и предлагается читателям "Русской Линии".
Просветительская деятельность отца Даниила среди иноверцев станет золотой страницей в истории русского православного миссионерства: отец Даниил был настоящим Миссионером, не боявшимся никаких угроз, и добрым пастырем Христовой Церкви.
Вечная память замечательному батюшке отцу Даниилу Сысоеву - мученику за Христа.
Сергей Носенко, главный редактор журнала "Благодатный Огонь"

* * *

Весной 2008 года всемирная Сеть была взбудоражена новыми откровениями о. Андрея Кураева - о рукотворном происхождении Благодатного Огня. К счастью, прошла информация, что о. Андрей вскоре после опровержения этой идеи со стороны Церкви, как говорят, официально отказался от своих слов. Но все равно проблема осталась. Проблема эта - вовсе не в частном мнении о. диакона, а в нерешенном для многих вопросе о взаимоотношении веры и чуда.

В полемике, развернувшейся по поводу мнимой рукотворности Благодатного Огня, постоянно выдвигается утверждение, будто Православие не нуждается в чудесах, что чудо будто бы ничего не доказывает, ведь чудеса есть и вне Церкви и т.д. За всем этим стоит, на наш взгляд, полная неразработанность значения чудес в жизни Церкви, да и вообще - непонимание сущности любой религии как таковой.

Но вернемся к декларируемому утверждению рациональности. Оно состоит из ряда положений, каждое из которых принимается как самоочевидное, но таковым не является. Итак, эти положения следующие:

- Не важно, естественный перед нами феномен или прямое вмешательство Творца.
- Чудо ничего не доказывает, ведь чудеса происходят и вне границ Церкви.
- Православие не нуждается в чудесах для доказательства своей истинности.
- Явно, чудо вовсе не возможно, ибо насилует свободу человека, а потому все вмешательства Бога совершенно не очевидны.
- Для миссионерства надо использовать только те факты, которые не вызовут ни малейшего сомнения у скептиков. Все сомнения должны толковаться только в пользу неверия. Иначе мы будем нечестными.

Разберем первый тезис, согласно которому будто бы не важно, естественный ли перед нами феномен или прямое вмешательство Творца. В дискуссии по поводу Благодатного Огня часто утверждается, что признание этого чуда просто обрядом, а по-русски - просто фальшивкой, никак не повредит Церкви, - ведь в принципе любое действие Бога в мире - это чудо, и не надо искать особых знамений. Эта мысль выдвигалась еще Эйнштейном, говорившим что "или чудес на свете нет вовсе, или все на свете чудо". Но, конечно, это вовсе не так. Любой здравомыслящий человек увидит разницу между просыпанием и воскресением из мертвых. Есть вещи, которые возможны для человека, а есть невозможные. И вот эти дела, указывающие на вмешательство иного мира, и являются чудесами в классическом смысле этого слова. Чудо - это указание на состоявшуюся встречу между мирами. Чудо - это свидетельство, что перед нами не человеческая фантазия, а вмешательство иной, потусторонней силы. И если мы говорим, что не важно, чудо это или нет в обычном, общечеловеческом смысле, то мы показываем наше неверие в существование духовного мира. Это можно сравнить с утверждением, что не важно, полномочный ли посол Америки объявил нашей стране ядерную войну, или это треп соседа-пьяницы.

На самом деле, если схождение Благодатного Огня - просто обряд, то перед нами - чудовищное многовековое преступление Иерусалимского патриархата, за которое он должен быть подвергнут суровому церковному суду. И напротив, если это чудо, то церковному суду за клевету должно подвергнуть авторов высказываний о подлоге. Так что вопрос идет и о нравственной вменяемости иерархии целой поместной Церкви, и о том, что оппоненты чуда Благодатного Огня просто не очень верят в реальное существование духовного мира и в возможность его вмешательство в нашу обыденность.

Второе утверждение маловеров гласит: "Чудо ничего не доказывает, ведь чудеса есть и вне границ Церкви". Но и это положение абсурдно. Христиане прекрасно знали, что существует множество религий, которые обладают реальной связью с иным миром, тем паче, что об этом ясно говорит и Библия (Исх. 7, 11). А поэтому и наличие чудес вполне нормально и для внецерковной реальности. Другое дело, с каким именно духом общается духовидец. Именно здесь и проходит водораздел между истинной и ложной религией. Православная Церковь заключила союз со Святым Духом, а иные религии - с демонами. Но вмешиваются в нашу реальность как Бог, так и Его противники. Хотя, конечно, и здесь не все так просто. Люди Церкви могут принимать сатану за ангела света, но и в мире внецерковном может являться Бог (вспомним Фараона, Навуходоносора, Валаама). Но во всех случаях речь идет о чуде, а не о каком-то естественном феномене.

Но наши оппоненты говорят: "Православие не нуждается в чудесах для доказательства своей истинности". На это можно ответить так. Исторически доказать апостольское происхождение и даже апостольскую веру Церкви можно. Но как из истории выведешь то, что и сейчас Дух Святой не покинул Церковь? Если в Церкви нет чудес, то разве нельзя сказать, как говорят протестанты, что при всех внешних апостольских формах Православие мертво? И разве им легко будет возразить, если они сошлются на слова Христа: "верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит" (Ин. 14, 12)? Надо сказать честно: если в Церкви исчезнут чудеса, то это будет знаком ее смерти. Но, к счастью, это не так. Ежегодно десятки тысяч чудес, совершенно явных чудес, творит Бог в Церкви. И нам не надо бояться проверки. Божественная сила и доныне переполняет Церковь Христову.

Другим возражением против явных чудес является утверждение, будто бы явное чудо изнасилует свободу человека, а потому все вмешательства Бога совершенно не очевидны для неверующего ока, и неопровержимые чудеса невозможны. Для того, кто признает Библию истинным словом Бога, это утверждение явно лживо. Чудеса перехода через Красное море, исцеления слепорожденного, сожжения пророком Илией солдат настолько очевидны были для неверующих, и при этом столь же очевидно, что не мешали им отрицать очевидное. Так что аргумент этот явно не учитывает степени свободы человека. Можно, конечно, как это делает проф. Карташев, называть все эти чудеса мифами, но в таком случае не надо называть себя христианином. Ведь Церковь еще в 1084 году подвергла таких "свободомыслящих" исследователей анафеме. На самом деле человек не принимает веры вовсе не потому, что откровение Божие не очевидно для его разума, а потому только, что сердце у него злое, и груз черных дел мешает ему придти к Создателю. Христос прямо сказал об этом. Так что не бывает честных безбожников.

И, наконец, возмутительно утверждение либералов, что для миссионерства надо использовать только те факты, которые не вызовут ни малейшего сомнения у скептиков, иначе, будто бы, мы будем нечестными. Я не понимаю, зачем во время духовной войны давать фору противникам. Истинная миссия - это сражение за души людей, оказавшихся в плену у сатаны. Честность необходима миссионеру. Он должен честно преподносить все факты, а уж нравятся они кому-то или нет, - проблема не его. И то, что факты можно истолковать по-разному - вовсе не повод для того, чтобы им не давать единственно верного, а именно Христова толкования. Только такое миссионерство может иметь истинный успех. Не случайно, что зараженные толерантностью проповедники не способны никого вдохновить на подвиг и потому их идеи вызывают неприятие именно у монахов. Ведь только бескомпромиссное, по-Христову честное возвещение Евангелия может найти глубокий отклик у тех, кого Бог призвал к вечной жизни.

Впервые опубликовано в журнале "Благодатный Огонь", N 18

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Даниил Сысоев
Богословские соблазны монархического движения
19 ноября - день убиения священника Даниила Сысоева (†2009)
19.11.2015
Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану
20 ноября - 5 лет со дня убиения священника Даниила Сысоева
19.11.2014
Парижское богословие и неообновленчество
Светлой памяти священника Даниила Сысоева ( † 20 ноября 2009)
19.11.2010
Все статьи Священник Даниил Сысоев
Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви
Спасти веру на Украине может только Русская армия
Зверское избиение митрополита УПЦ Лонгина опровергает ложь партии похабного мира о том, что ООН и Трамп спасут Православие
06.02.2024
На Владыку Лонгина совершено нападение
Митрополит Банченский рассказал подробности злодеяния
06.02.2024
«Там я увидел настоящую Россию»
Патриарх Кирилл рассказал об особом значении в своей жизни периода служения на Смоленской кафедре
03.02.2024
За что преследуют митрополита Леонида?
В условиях отсутствия официальной информации экспертам приходится только гадать о причинах
30.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии