Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Новый стандарт школьного образования обладает множеством недостатков"

Михаил  Кузнецов, Русская народная линия

20.11.2009


Обращение к Министру юстиции Российской Федерации А.В. Коновалову …

Обращение и.о. заместителя председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, докт. юридич. наук И.В. Понкина и эксперта Комиссии докт. юридич. наук, проф. М.Н. Кузнецова от 13.11.2009 № 34 к Министру юстиции Российской Федерации А.В. Коновалову

Уважаемый Александр Владимирович!

Утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - стандарт школьного образования) грубо противоречит законодательству Российской Федерации, способен нанести большой урон российскому федерализму и межнациональному миру и согласию в России, что образует серьёзные основания для его незамедлительного приостановления и направления на кардинальную переработку. Эти выводы основываются на следующих аргументах.

1. Новый стандарт школьного образования, не обеспечивая надлежащий потенциал развития школьного образования, а по многим параметрам - прямо способствуя его деградации, вступает в противоречие с общим курсом на модернизацию страны, обозначенным в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009. Поскольку указанный приказ еще не зарегистрирован Минюстом России, то вполне обоснованно требование, чтобы он соответствовал задачам, поставленным в Послании, и другим решениям главы государства.

В противоположность заявленному в Послании Президента требованию, что школа должна стать "центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни", новым стандартом школьного образования неудовлетворительно обеспечивается физкультурное и спортивное воспитание и обучение детей. Физкультура и спорт даже не упомянуты ни в п. 1, устанавливающем главные блоки требований стандарта, ни в п. 6 о целях стандарта, ни среди задач стандарта (п. 7 и 8), ни среди ожидаемых личностных характеристик выпускника (п. 8), ни среди требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (разд. II), ни в числе личностных результатов и метапредметных результатов освоения указанной образовательной программы (п. 10 и 11). Только ближе к концу стандарта появляются косвенные упоминания о спорте. Так, спортивно-оздоровительное направление вскользь упоминается в п. 19.3 как одно из направлений внеурочной деятельности, там же упоминаются не имеющие непосредственного отношения к школе сторонние организации культуры и спорта. В п. 19.7 говорится о необходимости "развития потребности в занятиях физической культурой и спортом", но про саму организацию занятий физкультурой и спортом в школе ни слова! В п. 25 упоминаются "спортивный зал, бассейн, игровое и спортивное оборудование". И еще несколько раз в косвенном упоминании встречается слово "спорт". Таким образом, физкультура и спорт вообще не указаны среди основных требований, определяющих содержание начального общего образования!

Как мы будем поднимать здоровье нации при таком стандарте?! Стандарт должен быть существенно переработан, а обозначенный серьёзный недостаток должен быть исправлен.
2. Не содержит стандарт в полной необходимой мере и требований по обеспечению безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов, о чем совершенно своевременно было сказано в Послании Президента.

3. Новый стандарт школьного образования всего один раз (!) косвенно упоминает слово "патриотизм". Более нигде ни слово "патриотизм", ни его производные в стандарте не встречаются. Но главное, что совершенно отсутствуют какие-либо правовые, организационные и педагогические механизмы (конкретные требования, а не пустые декларации) реализации воспитания патриотизма у детей. Следовательно, этот документ не может являться основой для гражданско-патриотического воспитания российских детей. И это в младшем школьном возрасте, когда должны закладываться основы патриотического сознания юных граждан! Очевидно, что новый стандарт школьного образования не соответствует требованиям Закона РФ "Об образовании", Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"" и других нормативных правовых документов, определяющих государственную политику в области гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних.

4. Рассматриваемый стандарт школьного образования выхолащивает смысл и позитивное содержание решения Президента России от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозной культуры и тем самым дискредитирует главу государства в глазах миллионов граждан, которые с одобрением восприняли указанное его решение. В данном стандарте проигнорированы договоренности, достигнутые в рамках встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителем Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкиным, первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ В.Ю. Сурковым и министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 19.03.2009. В протоколе этой встречи зафиксирована договоренность сторон ввести "в рамках духовно-нравственной образовательной области" избираемые родителями школьников для их обучения учебные курсы религиозной культуры (православной, либо исламской и др.), или курс нерелигиозной этики, или полирелигиоведческий курс.

Содержание п. 12.4 "Основы духовно-нравственной культуры народов России" стандарта является фактически искажением и подлогом содержания инициативы Президента России от 21.07.2009, так как школьникам навязывается общеобязательный со смешанным содержанием предмет, в рамках которого до половины учебного времени они будут вынуждены совместно изучать вульгарно-секуляристское религиоведение. Нигде во всём стандарте инициатива Президента не нашла надлежащего, точно, ясно и адекватно сформулированного отражения.

Согласно п. 12.4, строке 4 таблицы п. 19.3, а также п. 19.6 нового стандарта, вместо православной культуры школьники, родители которых добровольно и осознанно выбрали для изучения ими именно этот предмет, получат идеологизированный суррогат, имеющий очень отдаленное отношение к изучению православной культуры. При этом явно и грубо подменяется содержание предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (п. 12.4) и предмета "Православная культура" на вульгарно-секуляристское религиоведение псевдонаучного характера, насыщенное сомнительными идеологическими установками. Стандартом установлено, что всем детям при изучении любого из предметов конкретной религиозной культуры будут насильно навязываться все религии сразу, не учитывая мнение родителей детей и их самих, грубо нарушая их свободу совести.

В стандарте устанавливается, что всем детям независимо от их выбора будут преподаваться "первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях", "первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности" (пп. 4 и 5 п. 12.4), у них будет формироваться "готовность к духовному саморазвитию" - очевидно, в рамках прослеживаемых по тексту стандарта сомнительных и расплывчатых идеологических установок (пп. 1 п. 12.4). Все эти задачи не имеют прямого отношения к изучению основ, ценностей и традиций конкретных религиозных культур, что, собственно, должно составлять преобладающее содержание занятий по основам конкретной религиозной культуры.

Стандарт закрепляет задачу формирования у детей "нравственности, основанной на свободе совести" (пп. 6 п. 12.4), а не нравственности, основанной на культурных традициях народов России. Мало того, что это положение само по себе абсурдно (так же, как, например, основанная на свободе передвижения или на свободе выбора профессии "нравственность"), оно предусматривает свободный допуск в школы любых ценностных ориентаций, не исключая религиозного сатанизма и оккультизма, вероучений любых самых изуверских сект, поскольку свобода совести, сама по себе, юридически не препятствует распространению такого рода деструктивных религиозных убеждений.

В п. 10 стандарта предусмотрено формирование у детей туманных идеологических "гуманистических ценностных ориентаций", а в п. 19.6 - "гуманистического мировоззрения" (полагаем, в духе т.н. "Гуманистического манифеста 2000").

При этом стандарт школьного образования предусматривает обязательность "принятия" обучающимися комплекса установок и ценностей (п. 8), очевидно, указанной выше мировоззренческо-идеологической направленности, что противоречит ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу мысли.

Таким образом, рассматриваемым стандартом фактически подменено содержание решения Президента России от 21.07.2009 о введении в школах изучения основ религиозной культуры, поддержанное руководителями религиозных организаций исторически представленных в России традиционных религий. Вместо избранной родителями для изучения их ребенком конкретной религиозной культуры дети, в соответствии с указанными положениями стандарта, вынуждены будут совместно изучать множество разных религий и против их воли усваивать сведения, имеющие очень отдаленное отношение к конкретной религиозной культуре. Это противоречит конституционной гарантии свободы совести (ст. 28), согласно которой недопустимо навязывание религиозной информации, совершаемое против желания детей и их родителей!

Совершенно очевидно, что в новом стандарте школьного образования проигнорировано требование Президента России обеспечить добровольность выбора детьми и их родителями предмета конкретной религиозной культуры и недопустимость принуждения. В результате, установленный в новом стандарте школьного образования механизм реализации предмета "Православная культура" будет побуждать православные семьи массово отказываться от посещения их детьми этого учебного предмета и станет причиной социального конфликта и протестов в российском обществе.

Следовательно, в этой части новый стандарт школьного образования противоречит ст. 28, 29, 14 и 13 Конституции Российской Федерации, п. 4 ст. 2 Закона РФ "Об образовании", ст. 3 и 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Прежде всего, нарушается запрет вовлечения малолетних в религиозные объединения, а также запрет обучения малолетних детей религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 5 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Важно подчеркнуть, что не учтено ни одно из предложений и требований Русской Православной Церкви (распространение предметной области, включающей предмет "Православная культура", на все годы обучения (минимум 1 час в неделю при пятидневной или шестидневной учебной неделе); требование согласования с Русской Православной Церковью кандидатур учителей православной культуры; иное, нежели навязываемое чиновниками Минобрнауки, содержание предмета "Православная культура", гарантии недопустимости навязывания множества религий и вульгарно-секуляристского религиоведения под видом преподавания одной религиозной культуры и др.).

Должностные лица Минобрнауки России, грубейшим образом нарушая исполнительскую дисциплину и злоупотребляя своими полномочиями, фактически блокируют конструктивное решение Президента России, которое могло бы обеспечить реализацию прав и законных интересов десятков миллионов граждан России.

Все это приведет к тому, что продекларированная в стандарте задача "построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества" (п. 7) будет выполнена с точностью до наоборот, спровоцировав серьезные межрелигиозные и межнациональные конфликты в российском обществе, когда православные будут обоснованно возмущаться, что их детям навязывается иудаизм или ислам, семьи иудаистов - что их детей обучают другим религиям против их воли и т.д.

Сложившаяся ситуация поражает ещё и тем, что руководство Минобрнауки России продолжает дезинформировать Русскую Православную Церковь относительно реальных содержания и направленности принятого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Так, 6 ноября с.г. замминистра И.И. Калина попытался в очередной раз ввести в заблуждение председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, заявив, что Русская Православная Церковь может не тревожиться по поводу сохранения практики преподавания Основ православной культуры в тех регионах, где таковая существует, "вне зависимости от эксперимента", что "в данных случаях преподавание ОПК должно регламентироваться основными положениями "Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации Епархии РПЦ", одобренного в августе 2007 года" [1]. Однако замминистра не может не знать (в силу активного участия в этих процессах), что в настоящее время полностью отсутствуют правовые возможности для продолжения преподавания православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях вне рамок обозначенного "эксперимента". После изменений в законодательстве об образовании в конце 2007 года и после введения в действие рассматриваемого нового стандарта школьного образования не будет никаких юридических оснований для продолжения существовавшей более 17 лет практики преподавания православной культуры в российских школах, охватывавшей, по данным специального доклада Общественной палаты Российской Федерации, к 2006 году до 600 тысяч обучающихся (добровольно, с согласия их самих и их родителей), и такая практика будет вполне ожидаемо объявлена незаконной.

А указанное примерное соглашение было намеренно подготовлено на столь некомпетентном уровне и в настолько размытых абстрактных формулировках, не содержа никаких правовых обязательств сторон, никаких правовых механизмов, что не может являться и оцениваться в качестве основы для продолжения практики преподавания основ православной культуры в регионах. С таким же успехом можно было сослаться на закон о пчеловодстве.
Таким образом, указанные действия и взгляды ряда чиновников, воплощенные в новом стандарте, прямо способствуют выхолащиванию позитивного потенциала, блокированию и дискредитации решения Президента России от 21 июля 2009 г.

5. В среднесрочной и долгосрочной перспективе принятый Минобрнауки России федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования объективно способствует приведению российского общества в состояние т.н. аномии, то есть в кризисное нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы нравственных ценностей, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации, апатией, разочарованностью населения.
Основаниями для такого вывода выступают следующие положения нового стандарта школьного образования:

- навязывание детям "идеологии гуманизма" (п. 10, 12, 19.6);
- вытеснение нравственности, основанной на культурных и религиозных традициях народов России, формированием "нравственности, основанной на свободе совести" (пп. 6 п. 12.4), "нравственно-этических ценностей народов других стран" (п. 19.6), абстрактных "общечеловеческих ценностей" (п. 19.6);
- критическая выхолощенность требований к реализации содержания предметной области по филологии, в которой не предусмотрено даже простое знание детьми своего родного языка! (строка 1 таблицы п. 19.3);
- принудительное навязывание детям вульгарно-секуляристского религиоведения (п. 12.4, строка 4 таблицы п. 19.3, п. 19.6).

С другой стороны, все записанные в этом стандарте положения о патриотическом воспитании детей и об их приобщении к культурам своих народов остаются лишь декларативными, пустыми, не подкрепленными в этом стандарте никакими реальными механизмами (конкретными требованиями). Более того, эти декларации автоматически превращаются в фикции из-за множества других, более конкретно сформулированных, положений, имеющих совершенно иную идеологическую направленность.

6. Сегмент нового стандарта школьного образования, посвященный вопросам "формирования культуры здорового и безопасного образа жизни" настолько переполнен откровенно странными положениями, что обоснованно вызывает опасения, что всё это выльется в очередной растлевающий детей "секспросвет", провоцирующий детей на раннее начало половой жизни и формирующий сексуальные перверсии (отклонения).

Так, п. 19.7 предусматривает "пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье" (каковы основания предполагать, что до того - в семье и дошкольном учреждении у ребенка такое желание отсутствовало или "спало"?) и "формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены" (каковы основания считать проблему боязни детей обращаться к врачам настолько масштабной и критической, что нужно закладывать в стандарт такую задачу?).

Полагаем, что такие формулировки, позволяющие правоприменителям толковать их чрезмерно широко, без установления ограничений, направленных на защиту традиционных нравственных, в том числе семейных, ценностей, могут нанести серьезный урон нравственности подрастающего поколения, общественной нравственности в целом и институту семьи.

7. Новый стандарт школьного образования ликвидирует возможность осуществлять этнокультурное образование в российских школах [2], поскольку им де-факто исключается часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса (очень важная часть основной образовательной программы!), ущемляя права и неправомерно вторгаясь в компетенцию образовательных учреждений и иных участников образовательного процесса.

Согласно пп. 1 п. 4 ст. 7 Закона РФ "Об образовании", федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. То есть однозначно предусмотрено существование части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (прежде всего - образовательным учреждением на основе существующего социального образовательного запроса, то есть во взаимодействии с родителями школьников).

Подписанный А.А. Фурсенко стандарт школьного образования неправомерно сужает объем вариативной части (в урочной части) до неадекватно малого объема, т.е. по существу - исключает ее, почти полностью замещая ее 20-процентный объем от общего объема основной образовательной программы внеурочной деятельностью (п. 19.3 стандарта).

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что, новый стандарт школьного образования обладает множеством существенных недостатков, в том числе концептуального и юридического характера, требующих приостановления его регистрации в Минюсте России (или отмены его регистрации, если таковая уже состоялась).
Просим Вас приостановить (или отменить) регистрацию Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и прилагаемого к нему указанного стандарта.

С глубоким уважением,

И.о. заместителя председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, доктор юридических наук И.В. Понкин

Эксперт Комиссии, доктор юридических наук, профессор М.Н. Кузнецов

Примечания:

1 - http://www.patriarchia.ru/db/text/931289.html. - 07.11.2009.
2 - Например, татарским детям приобщаться к татарской культуре и изучать татарский язык; то же касается и других народов. См. многократные выступления Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме