itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Первая пьеса русского театра

Новости Москвы 
0
4547
Время на чтение 4 минуты
Очевидно, что достойны нашего внимания должны быть лишь те явления культуры, которые не вредят нашей душе.

…Закончится спектакль, разберут декорации, люди разойдутся по домам, но свет веры и добра, заложенные автором в пьесу, останется с зрителями. К числу таких произведений по справедливости можно отнести и пьесу "Артаксерксово действо".

17 октября 1672 г. в подмосковном селе Преображенское, в только что отстроенной "Комедийной хоромине" играли пьесу по сюжету библейской "Книги Есфири", поставленную по специальному указу царя Алексея Михайловича. Рассказ о царице Есфири, ее воспитателе Мардохее, гордом военачальнике Амане и персидском царе Артаксерксе был очень популярен в Московии 70-х гг. XVII века. По данным И.М.Кудрявцева, уже с XV века эта книга стала распространяться в составе Библии, переведенной на церковно-славянский язык. Сюжет "Книги Эсфири" бытовал в Московии и в виде иллюстраций, представленных, в частности, в Библии, изданной в 1519 г. Франциском Скориной, а также в Библии Пискатора (в первых ее изданиях). Однако не факт популярности обыгрываемой библейской темы стал причиной нашего особого интереса к данной пьесе, а тот факт, что "Артаксерксово действо" стало первой пьесой русского театра.

В истории России ХVII век был богат на экономические, политические, культурные события. К числу последних смело можно отнести постановку первой театральной пьесы, идея которой возникла впервые в Посольском Приказе, который во времена царя Алексея Михайловича играл роль своеобразного культурного центра. Служащие Посольского Приказа, неоднократно выезжавшие в Европу по государственным делам, знакомились там с европейской культурой и стремились переносить лучшие ее достижения на российскую почву. Посольский Приказ сыграл значительную роль и в деле создания московского придворного театра, подобного европейским, а его глава - Артамон Матвеев - был главным организатором и вдохновителем этого театра. Замыслы Матвеева нашли полную поддержку у царя Алексея Михайловича. Падкий на всякого рода увеселительные зрелища царь тем охотнее решился на организацию театральных представлений, поскольку оно, по его задумке, могло стать удачной составной частью ожидавшихся при дворе торжеств по случаю рождения у царицы Натальи Кирилловны первенца, будущего Петра I.

Но требовались мастера нового театрального дела, требовавшего известного умения. Вначале всех специалистов для осуществления постановки было решено выписать из-за границы, но, учитывая скорое появление на свет наследника престола, решили начать работы незамедлительно и привлечь к ним добросовестных мастеров, различных по квалификации, проживавших в Немецкой слободе.

Одним из наиболее литературно образованных жителей Немецкой слободы в московском Посольском Приказе, и лично у Матвеева, считался пастор Лютеранской Церкви Иоганн Готтфрид Грегори, который принял активное участие в подготовке спектакля. Можно предположить, что он был известен и самому царю. Грегори приехал в Россию в 1658 г. В Москве он служил сначала учителем школы при одной из Лютеранских Церквей, где ему покровительствовал генерал Бауманн, а затем, после обучения в Германии, вторым пастором в Церкви, называемой "офицерской киркой", и руководителем школы при ней.

4 июля 1672 г. был объявлен царский указ: "...иноземцу Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии "Книгу Есфирь" и для того действа устроитъ хоромину вновь..." Выбор устроителя "действа" был отнюдь не случаен. В ведении Грегори находилась школа, ученики которой могли составить основной костяк актеров. Кроме того, выбор пьесы хорошо сочетался с участием в ее постановке лица духовного.

Из государственной казны были выделены значительные средства на строительство театра. Все подготовительные работы велись под неусыпным наблюдением Матвеева. Строили плотники-стрельцы. Ответственным за здание и за весь реквизит был назначен сотник Данила Коблин. Пастор Грегори написал пьесу на немецком языке, дьяки Посольского приказа перевели ее на русский. Росписью декораций руководил художник из Немецкой слободы Петер Энглес, изготовлением и организацией "музыкального сопровождения" занимались также немцы. В постановке в числе актеров были задействованы и ученики школы, которой руководил пастор Грегори, поэтому "Артаксерксово действо" - это не только первый театральный опыт в России. Этот спектакль по праву можно назвать также одним из первых опытов немецко-русского культурного сотрудничества.

Хотя пьеса шла на немецком языке (так как все актеры были немцами) с "синхронным переводом", осуществляемым толмачем Посольского приказа, царю она до такой степени понравилась, что он смотрел спектакль в продолжение целых десяти часов (именно столько времени шла пьеса в её первоначальной постановке), не вставая с места. Понравилась пьеса и царице, и придворным. Постановщики спектакля сумели впервые в истории России на деле доказать, что задача театра - отнюдь не развлечение публики грубыми остротами, как это делали ранее скоморохи. Театр призван воспитывать людей, делать их возвышенней и благородней. Осуществить же это лучше всего, как считал пастор Грегори, с помощью примеров из Священного Писания.

По данным историков, вслед за "Артаксерксовым действом", которое затем неоднократно, по желанию царя, повторялось, актеры Иоганна Грегори осуществили еще три удачные постановки по библейским сюжетам. И хотя театр и театральная школа в селе Преображенское просуществовали всего три года, прекратив свою деятельность после смерти пастора Грегори, однако он сумел прижиться в русской земле. После восхождения Петра I на царский престол театральная жизнь в Москве возобновилась, чтобы уже никогда не прекращаться.

До 50-х годов ХХ столетия пьеса "Артаксерксово действо" считалась безвозвратно утерянной. Однако в 1954 году в печати появились сведения о двух дошедших до нас списках этого произведения. Оказалось, что они удачно дополняют друг друга: список из собрания Вологодской библиотеки и список из Лионской городской библиотеки (Франция). В издательстве академии наук СССР, в 1957 г., под редакцией И.М.Кудрявцева был издан полный текст пьесы на древнерусском языке.

Именно это издание в 1999 г. привлекло внимание Пудова Владимира Сергеевича, члена московской общины Евангелическо-Лютеранской Церкви. Заинтересовавшись идеей этой пьесы и ее автором - пастором Иоганном Грегори, он предложил Консистории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России осуществить постановку этой пьесы. Консистория одобрила это предложение, выделила необходимые средства и поручила В.С.Пудову заняться этим вопросом. Сразу стало ясно, что пьесу нужно перевести на современный русский язык, сохранив вместе с тем старинный колорит и, кроме того, существенно сократить ее, не нарушив ее сюжетной сценической целостности, динамичности и лиричности. Новый, осовремененный вариант пьесы "Артаксерксово действо" был включен в программу празднования 2000-летия христианства, и 31 января 2000 г. она с успехом прошла в московском театре им. Моссовета в замечательной постановке Русского драматического театра им. Станиславского г.Еревана (режиссера А.Григоряна). Жизнь еще раз наглядно подтвердила правоту пастора Грегори, горячо убежденного в том, что Священное Писание можно проповедовать не только в Церкви, но и в театре.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40