Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Проблемы творческого человека в работах И.А.Ильина

Владимир  Мещеряков, Русская народная линия

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 28.10.2009


Сообщение на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.) …

Вопросы, связанные с творческим процессом, всегда волновали разного рода философов и мыслителей, оставаясь актуальными на протяжении всей истории человеческого общества. Весьма любопытная позиция по этому вопросу имеет место в трудах И.А. Ильина. Здесь автор выделяет ряд ключевых проблем, которые затрагивают как творчество, так и научный прогресс.

Один из основных моментов, который затрагивает автор - это проблема цензуры. По этому поводу Ильин пишет: "...Никакое внешнее указание не должно ограничивать его духовное созерцание; ему не следует говорить "твори так" и "не создавай того-то". Ибо всякое предписание пресекает его вдохновение. Если только он достаточно проникнут чувством ответственности, то всякое постороннее вмешательство излишне" [1, c.90]. В целом, стоит согласиться с автором, так как, действительно, у любого человека должна существовать внутренняя самоцензура, которая не позволит ему выйти за некие рамки морали, приличия и т.п. Ильин указывает: "... свобода творческого усмотрения. Это не есть свобода злодейства или преступления. Это не есть и разнуздание ко вседозволенности. Это не есть и право на разврат, на пошлость и на безвкусие" [Там же].

Вообще, как нам кажется, в условиях современного мира, вопрос цензуры намного глубже и имеет множество аспектов. Скажем, цензурные ограничения, связанные с запретом критики какого-либо явления в политической, социальной или любой иной сфере, явно ущемляют свободу слова, и найти им оправдания весьма затруднительно. Сложнее обстоят дела в сфере цензуры, касающейся вопросов морали, нравственности и т.д. В условиях неизбежной глобализации современного общества, непрерывного диалога и слияния различных культурных традиций, очень сложно найти единую грань, которая объединила бы моральные устои большинства культур и, одновременно, не ущемляла творческую свободу.

В связи с проблемой цензуры следует упомянуть такое распространенное в современном мире явление как система возрастных рейтингов. Она предполагает существование нескольких возрастных категорий, которые распространяются, как правило, на произведения в сфере аудио, видео и мультимедийной продукции. В известной степени, это явление можно назвать разновидностью необходимой цензуры, которая, в идеале, присваивает произведению культуры тот или иной рейтинг и служит для рекомендации произведения определенной возрастной категории. При всей кажущейся пользе данной системы, имеет место проблема несовершенства механизма классификации рейтингов. Таким образом, вопросы разного рода цензуры в современном обществе, безусловно, остаются актуальными, и, как нам кажется, позиция автора в этом вопросе весьма справедлива и универсальна, но требует более широкого рассмотрения и имеет больше аспектов, чем указывает Ильин.

Следующий вопрос, на котором останавливается И.А. Ильин - это создание условий для эффективной работы творческого человека. Здесь автор пишет следующее: "Для таких людей надо делать все, чтобы расширить им их земные возможности и обеспечить им процесс их творчества" [Там же]. "Его общение с внешним миром - с природой или с людьми - должно быть по возможности облегчено ему. Надо избавить его от нужды. Надо оградить его от грубых, пошлых, навязчивых людей" [Там же]. Далее, автор, ссылаясь на примеры из истории, говорит о том, что необходимо обеспечить творческого человека всем необходимым, по сути, полностью содержать. "... Его жизненный путь должен быть огражден и сглажен, чтобы он мог свободно предаваться своему вдохновению, создавая свои лучшие произведения и выковывая свои видения для вечности" [Там же].
Ильин противопоставляет творческого человека и "рабочего". Он пишет: "Досуг" рабочего человека отводится ничегонеделанию, развлечениям и наслаждениям, спорту или дремоте. Досуг творческого человека посвящается сосредоточенному созерцанию, напряженному труду, истинному созиданию, подчас великой муке, иногда сплошному блаженству" [Там же]. Безусловно, позиция автора очень красива и благородна. Очень заманчива перспектива занятия творчеством в идеальных условиях, когда не нужно думать ни о каких приземленных вещах, - например, таких, как поиск средств для существования. Но, как нам кажется, взгляды Ильина на этот вопрос чересчур утопичны, - такая ситуация вряд ли будет возможна в человеческом обществе. Здесь имеет место ряд объективных проблем. Во-первых, творческая личность никогда не будет полностью изолирована от общества. А существование внутри него всегда предполагает некий общественный договор, иными словами, творец должен быть каким-то образом полезен обществу, иначе у того не будет смысла обеспечивать его существование.

Другая, не менее важная проблема - это механизм выявления потенциального творца и критерий отбора тех, кто может обладать необходимой компетенцией для подобной процедуры. Доказательством серьезности такого вопроса могут служить многочисленные примеры из истории, когда те или иные деятели культуры не получили признание среди современников, либо, наоборот, - имеющие признание при жизни не оставили след в истории культуры. Ну, и, наконец, очень интересным аспектом данной проблемы является вопрос, - было ли творчество, приведенных в качестве примера Ильиным, творцов таким же ярким в иных, "идеальных" условиях. Принимая во внимание то обстоятельство, что большое влияние на формирование личности человека, в том числе и творческой, оказывают условия его жизни и окружение, нельзя исключить вероятность того, что и комплекс негативных факторов может, как это ни парадоксально, способствовать творческому росту. Таким образом, взгляды Ильина на условия существования творческого человека кажутся нам крайне спорными и в большей степени справедливыми для сферы науки, а не искусства.

Последний вопрос, который хотелось бы затронуть в рамках настоящей статьи - это проблема научного прогресса человечества. Здесь автор приводит пространные рассуждения о сути познания. По его мнению, человек в принципе не создает ничего нового, он лишь методом божественного откровения познает отдельные части целого, словно собирает некую мозаику. Все творческий идеи по мнению Ильина, уже существуют, ничего нового создать невозможно. "Отсюда возникает высокое задание: узреть каждую из этих идей в ее полном и целостном составе и восстановить ее в ее зрело - совершенном виде" [Там же. С.92]. "Поэтому каждого творческого человека можно сравнить с ищущей Изидой: он не создает, а лишь воссоздает Божию идею и радуется возможности помыслить Божий замысел, верно узреть "Закон Божий" и осуществить его." [Там же]. Вообще идея познания мира при помощи откровения, отнюдь не нова.

Однако в условиях современного общества - признать такую идею - значит по сути отказаться от идеи прогресса. Ведь если даже человек в полной мере познает "Божий замысел", отпадет потребность в дальнейшем развитии. Таким образом, такая позиция отрицает любые попытки человечества создать что - либо принципиально новое. Отчасти, такую идею можно связать со стремлением науки познать объективные законы мироздания. Но принципиальная разница состоит в том, что наука призвана не только познать указанные закономерности, но и найти способ изменять их для нужд человечества, что в конечном итоге должно обеспечить его выживание как вида, а не просто пассивно следовать им.

Таким образом, идеи Ильина заслуживают определенного внимания, но являются весьма спорными. Они могут послужить полезной пищей для размышления, но вряд ли могут быть воплощены в жизнь.
Мещеряков Владимир Владимирович, ассистент кафедры отечественной и всемирной истории ШГПИ

Сноска:

1. Ильин И.А. О творческом человеке // Вестник высшей школы. - 1990. - № 6. - С.90-92.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме