Проблемы творческого человека в работах И.А.Ильина

Сообщение на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)

ДелоРус 
0
262
Время на чтение 5 минут
Вопросы, связанные с творческим процессом, всегда волновали разного рода философов и мыслителей, оставаясь актуальными на протяжении всей истории человеческого общества. Весьма любопытная позиция по этому вопросу имеет место в трудах И.А. Ильина. Здесь автор выделяет ряд ключевых проблем, которые затрагивают как творчество, так и научный прогресс.

Один из основных моментов, который затрагивает автор - это проблема цензуры. По этому поводу Ильин пишет: "...Никакое внешнее указание не должно ограничивать его духовное созерцание; ему не следует говорить "твори так" и "не создавай того-то". Ибо всякое предписание пресекает его вдохновение. Если только он достаточно проникнут чувством ответственности, то всякое постороннее вмешательство излишне" [1, c.90]. В целом, стоит согласиться с автором, так как, действительно, у любого человека должна существовать внутренняя самоцензура, которая не позволит ему выйти за некие рамки морали, приличия и т.п. Ильин указывает: "... свобода творческого усмотрения. Это не есть свобода злодейства или преступления. Это не есть и разнуздание ко вседозволенности. Это не есть и право на разврат, на пошлость и на безвкусие" [Там же].

Вообще, как нам кажется, в условиях современного мира, вопрос цензуры намного глубже и имеет множество аспектов. Скажем, цензурные ограничения, связанные с запретом критики какого-либо явления в политической, социальной или любой иной сфере, явно ущемляют свободу слова, и найти им оправдания весьма затруднительно. Сложнее обстоят дела в сфере цензуры, касающейся вопросов морали, нравственности и т.д. В условиях неизбежной глобализации современного общества, непрерывного диалога и слияния различных культурных традиций, очень сложно найти единую грань, которая объединила бы моральные устои большинства культур и, одновременно, не ущемляла творческую свободу.

В связи с проблемой цензуры следует упомянуть такое распространенное в современном мире явление как система возрастных рейтингов. Она предполагает существование нескольких возрастных категорий, которые распространяются, как правило, на произведения в сфере аудио, видео и мультимедийной продукции. В известной степени, это явление можно назвать разновидностью необходимой цензуры, которая, в идеале, присваивает произведению культуры тот или иной рейтинг и служит для рекомендации произведения определенной возрастной категории. При всей кажущейся пользе данной системы, имеет место проблема несовершенства механизма классификации рейтингов. Таким образом, вопросы разного рода цензуры в современном обществе, безусловно, остаются актуальными, и, как нам кажется, позиция автора в этом вопросе весьма справедлива и универсальна, но требует более широкого рассмотрения и имеет больше аспектов, чем указывает Ильин.

Следующий вопрос, на котором останавливается И.А. Ильин - это создание условий для эффективной работы творческого человека. Здесь автор пишет следующее: "Для таких людей надо делать все, чтобы расширить им их земные возможности и обеспечить им процесс их творчества" [Там же]. "Его общение с внешним миром - с природой или с людьми - должно быть по возможности облегчено ему. Надо избавить его от нужды. Надо оградить его от грубых, пошлых, навязчивых людей" [Там же]. Далее, автор, ссылаясь на примеры из истории, говорит о том, что необходимо обеспечить творческого человека всем необходимым, по сути, полностью содержать. "... Его жизненный путь должен быть огражден и сглажен, чтобы он мог свободно предаваться своему вдохновению, создавая свои лучшие произведения и выковывая свои видения для вечности" [Там же].
Ильин противопоставляет творческого человека и "рабочего". Он пишет: "Досуг" рабочего человека отводится ничегонеделанию, развлечениям и наслаждениям, спорту или дремоте. Досуг творческого человека посвящается сосредоточенному созерцанию, напряженному труду, истинному созиданию, подчас великой муке, иногда сплошному блаженству" [Там же]. Безусловно, позиция автора очень красива и благородна. Очень заманчива перспектива занятия творчеством в идеальных условиях, когда не нужно думать ни о каких приземленных вещах, - например, таких, как поиск средств для существования. Но, как нам кажется, взгляды Ильина на этот вопрос чересчур утопичны, - такая ситуация вряд ли будет возможна в человеческом обществе. Здесь имеет место ряд объективных проблем. Во-первых, творческая личность никогда не будет полностью изолирована от общества. А существование внутри него всегда предполагает некий общественный договор, иными словами, творец должен быть каким-то образом полезен обществу, иначе у того не будет смысла обеспечивать его существование.

Другая, не менее важная проблема - это механизм выявления потенциального творца и критерий отбора тех, кто может обладать необходимой компетенцией для подобной процедуры. Доказательством серьезности такого вопроса могут служить многочисленные примеры из истории, когда те или иные деятели культуры не получили признание среди современников, либо, наоборот, - имеющие признание при жизни не оставили след в истории культуры. Ну, и, наконец, очень интересным аспектом данной проблемы является вопрос, - было ли творчество, приведенных в качестве примера Ильиным, творцов таким же ярким в иных, "идеальных" условиях. Принимая во внимание то обстоятельство, что большое влияние на формирование личности человека, в том числе и творческой, оказывают условия его жизни и окружение, нельзя исключить вероятность того, что и комплекс негативных факторов может, как это ни парадоксально, способствовать творческому росту. Таким образом, взгляды Ильина на условия существования творческого человека кажутся нам крайне спорными и в большей степени справедливыми для сферы науки, а не искусства.

Последний вопрос, который хотелось бы затронуть в рамках настоящей статьи - это проблема научного прогресса человечества. Здесь автор приводит пространные рассуждения о сути познания. По его мнению, человек в принципе не создает ничего нового, он лишь методом божественного откровения познает отдельные части целого, словно собирает некую мозаику. Все творческий идеи по мнению Ильина, уже существуют, ничего нового создать невозможно. "Отсюда возникает высокое задание: узреть каждую из этих идей в ее полном и целостном составе и восстановить ее в ее зрело - совершенном виде" [Там же. С.92]. "Поэтому каждого творческого человека можно сравнить с ищущей Изидой: он не создает, а лишь воссоздает Божию идею и радуется возможности помыслить Божий замысел, верно узреть "Закон Божий" и осуществить его." [Там же]. Вообще идея познания мира при помощи откровения, отнюдь не нова.

Однако в условиях современного общества - признать такую идею - значит по сути отказаться от идеи прогресса. Ведь если даже человек в полной мере познает "Божий замысел", отпадет потребность в дальнейшем развитии. Таким образом, такая позиция отрицает любые попытки человечества создать что - либо принципиально новое. Отчасти, такую идею можно связать со стремлением науки познать объективные законы мироздания. Но принципиальная разница состоит в том, что наука призвана не только познать указанные закономерности, но и найти способ изменять их для нужд человечества, что в конечном итоге должно обеспечить его выживание как вида, а не просто пассивно следовать им.

Таким образом, идеи Ильина заслуживают определенного внимания, но являются весьма спорными. Они могут послужить полезной пищей для размышления, но вряд ли могут быть воплощены в жизнь.
Мещеряков Владимир Владимирович, ассистент кафедры отечественной и всемирной истории ШГПИ

Сноска:

1. Ильин И.А. О творческом человеке // Вестник высшей школы. - 1990. - № 6. - С.90-92.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07