Духовный мир российской молодежи: социально-философский анализ

Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)

ДелоРус 
0
979
Время на чтение 17 минут

В свое время один очень страшный человек как-то сказал: «Тот, кто владеет молодежью, - владеет будущим». Имя его нам всем прекрасно известно: им был ни кто иной, как А.Гитлер. И этим лозунгом он всего лишь сформулировал неписаный закон социального бытия: любое национальное правительство кровно заинтересовано во взращивании патриотичного молодого поколения, которому суждено будет со временем взять в свои руки бразды правления целым государством. Поэтому обеспечение исторической, традиционной и патриотической преемственности поколений - это архиважная задача любого государственного строя, любой политической системы. Если только такая система на самом деле является патриотичной и национальной. К чему это привело в фашистской Германии, мы все прекрасно знаем, но сама суть тезиса более чем верна. Воистину, тот, кто владеет молодежью, - владеет будущим!

Это понимали и на другом конце Европы - в СССР. Давайте вспомним только, что значили для советских людей такие поистине легендарные названия как «октябрята», пионерское движение, «комсомол», ОСОАВИАХИМ и др. Одни только эти слова уже вызывают теплые сыновние чувства к своей великой Родине. И это абсолютно нормальное явление, когда старшие заботятся о младших, когда власть в лице государства проявляет интерес к детям и молодежи. Особо стоит отметить необходимость государственного участия в таком важном деле как воспитание беспризорной молодежи и детей из неблагополучных семей. Дело все в том, что из таких ребят со временем может получиться настоящая банда, а может, при желании государства, и непобедимая армия. Все зависит от политики властей. Как сказал один наш классик, народ - это как дерево: из него можно сделать икону, а можно - дубину; все зависит от того, кто будет делать[1]...

Поэтому, что получится из нашей молодежи - армия или банда, икона или дубина - зависти от нас с вами, и в первую очередь - от наших семей. Ведь известно, что именно семья воспитывает человека, именно в тепле семьи детям разъясняют «что такое хорошо, и что такое плохо». А если же будет продолжаться так, как сейчас, когда родители целиком заняты зарабатыванием денег и последующей их тратой (т.н. «шоппингом»), а на собственных детей вообще не остается никакого времени, то мы просто потеряем целое поколение. И понятно, что в вопросах воспитания всей молодежи в целом, в патриотической направленности этого воспитания, обязательно должна участвовать государственная власть, потому что такие стратегически важные социальные процессы не могут и не должны осуществляться без ее ведома. По данным правительства, у нас в стране насчитывается один миллион беспризорных детей; генпрокуратура называет другую цифру - 3 миллиона; независимые же эксперты считают, что у нас 4-5 миллионов детей выброшены на улицу[2].

Беспризорность стала уже настоящим бедствием современного Российского общества, общества, в котором нет ни одной серьезной программы по работе ни с неблагополучными семьями, ни с бездомными детьми[3]. Однако это явные беспризорники, т.е. те, у кого нет ни дома, ни настоящих родителей. Но существует еще категория тайных беспризорников, т.е. таких детей и подростков, которые имеют родителей, но те о детях вообще не заботятся, а в эту категорию чаще всего относятся не нищие алкоголики с криминальным прошлым, а представители, как это ни парадоксально звучит, так называемого среднего класса. Дети таких родителей фактически предоставлены самим себе, телевизору, интернету, улице и т.д. Какова же численность именно тайных беспризорников - не известно никому!

Эмпирически проще всего ничего не делать, но в данном случае надо четко осознавать, что такая политика социальной безответственности рано или поздно приведет к катастрофе. Согласитесь, гораздо сложнее взглянуть правде в глаза, потому что правда режет, правда колет, правда вопиет о происходящем кошмаре. А ведь мы, по большому счету, не владеем нашей молодежью, следовательно, мы не властны над нашим собственным будущим! Поэтому встает закономерный вопрос о том, а кто же тогда владеет сердцами и умами наших детей? Кто их воспитывает и какие ценности им преподносит? Кто формирует в таком случае духовный мир нашей молодежи? Иными словами, кто же тогда владеет нашим с вами будущим? И именно от разрешения этих вопросов зависит, ни много - ни мало, а стратегия выживания целого народа, в первую очередь - русского народа, принявшего на себя основной демографический и идеологический удар последних десятилетий. К категории русского народа (или этнически-русского народа - без разницы) мы относим великороссов, белороссов и малороссов, т.е. рассматриваем его с классической триединой (тринитарной) позиции.

А, следовательно, это напрямую связано с существованием России как независимого, идеологически преемственного государства, т.к. именно этнически-русский народ является ее государствообразующей нацией, сформировавшей и в последствии защищавшей свою Родину. Ведь поля всех сражений, в том числе и последнего времени, усеяны как минимум на 90% костями русских людей[4]. С этой точки зрения Россия есть, прежде всего, государство русского народа[5] (т.е. созданное и населенное, главным образом, великороссами, белороссами и малороссами). И эту простую истину тоже надо знать нашей молодежи. Так же как и то, что понятие русский - это не этническая принадлежность, а состояние духа. Как сказал по этому поводу Иван Ильин, «быть русским - значит не просто любить Россию, быть русским - значит верить в Россию».

С данных позиций русским может быть человек любой национальности: и татарин, и немец, и еврей. Примеров такой внеэтнической русскости хоть отбавляй: Пушкин, Даль, Ильин, Елизавета Федоровна и Александра Федоровна Романовы и многие другие. Основываясь на вышесказанном, позволяем себе дать определение понятия русский. Это, во-первых, человек, принадлежащий к православному вероисповеданию, а, во-вторых, это патриот России, готовый «душу свою положить за други своя». Сверх-национальный характер такой ключевого определения как русский надо обязательно разъяснять молодым поколениям, не боясь, что нас заклеймят шовинистами и, как у нас это часто бывает, антисемитами. На это просто не стоит обращать внимания: врагов у России всегда хватало. Но беда нашего времени состоит как раз-таки в том, что сегодня у нас очень много именно внутренних врагов, но это уже тема для отдельного разговора и мы вернемся к ней позже.

А теперь давайте серьезно и беспристрастно посмотрим на современную российскую молодежь. Особое внимание стоит уделить ее духовному миру, т.к. именно от его устройства и наполнения зависят все остальные сферы человеческого бытия. Как сказал когда-то Николай Бердяев, «каков наш дух, таков и мир, который мы творим и в котором живем»[6]. Поэтому хотелось бы знать, какой же мир будут строить наши подрастающие поколения, и в котором нам предстоит жить.

Согласно социологическим опросам, в 1990 году молодые люди курить начинали с 15 лет, а злоупотреблять алкоголем - с 15,5 лет. В 2001 году курить уже начинали с 10 лет, выпивать - с 11 лет! Сегодня свою жизнь без табака не представляют 67% юношей и 54% девушек. Среди 13-летних курит каждый второй (48%), среди 16-17-летних курит двое из троих (66%), а в 18 лет - трое из четверых (75,5%). Такова печальная статистика. Но вот, что примечательно: среди учащейся молодежи процент курильщиков намного меньше (55%), чем среди работающей (81,2%)[7].

Примерно 5,5% молодых людей употребляют алкоголь в том или ином виде каждый день. 21,1% пьют спиртное раз в 2-3 дня, более 26% молодежи - раз в неделю, около 20% - несколько раз в месяц, и лишь примерно 9% опрошенных употребляет алкогольную продукцию очень редко. Поэтому правомерно утверждать, что среди молодежи входящих в группу риска, т.е. рискующих стать запойными, насчитывается около 26%. Представьте только: каждый четвертый в возрасте до 25 лет имеет шанс стать алкоголиком, полностью асоциальным элементом. А если учесть, что приблизительно каждая третья смерть в России так или иначе связана с употреблением спиртного[8], то выходит, что это настоящая катастрофа!

Сегодня наша страна занимает втрое место в мире по числу завершенных суицидов (т.е. приведших к смерти) после Латвии. Причем 80% всех самоубийц - это подростки и мужчины трудоспособного возраста[9]. В нетрезвом виде погибает примерно половина всех самоубийц в нашей стране. В 1996 г. ушло из жизни около 60 тыс. человек[10]. Сегодня в России мы имеет также самый большой разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, который составляет 17 лет: у мужчин - 55 лет, у женщин - 72 года.

По итогам одного локального социологического опроса студентов, почти треть респондентов сказали, что не играют в компьютерные игры вообще, 23% играют иногда или редко, а 43% - часто или постоянно[11]. Однако эти данные уже устарели, т.к. с момента проведения опроса прошло почти девять лет. В области высоких технологий все очень быстро меняется, поэтому нам представляется, что процент студентов, никогда не играющий в компьютерные игры, существенно ниже указанного. Интересно, однако, что компьютер до сих пор, по большому счету, не ассоциируется с опасностью привыкания ни у детей, ни у их родителей. А ведь для многих появляется очень большой соблазн уйти в «виртуальный мир», где можно будет спрятаться от своих проблем. Тем более, что это киберпространство очень привлекает молодого человека яркими красками, впечатлениями и новыми знакомствами. Лично автору известны многочисленные случаи из его собственного студенческого прошлого, когда перспективные молодые люди и даже школьные медалисты, вырываясь из-под родительского надзора, уходили, что называется «с головой» в виртуальное измерение. В результате такого, на наш взгляд, асоциального поведения, когда студенты по трое суток не вылазили из-за компьютера, они вскоре просто переставали учиться. Многие из них были отчислены после первой же сессии, остальные каким-то образом уцелели и пошли в армию только после второй...

Теперь хотелось бы поговорить о такой интимной вещи как половая жизнь молодого поколения. В западном обществе потребления и гламура, с которого наша молодежь слепо берет пример, раннее начало половых отношений всесторонне приветствуется и поощряется. Нивелируются такие понятия как честь, совесть, девственность, супружеская верность, многодетная семья, да и семья вообще как таковая. Сегодня страшная тенденция отчетливо прослеживается и у нас. Так, в России приблизительно 72% юношей и 56% девушек считают абсолютно нормальным раннее вступление в половую жизнь[12], а целая четверть молодежи (точнее - 26%) в возрасте до 16 лет уже ведет половую жизнь. При этом, 51% всех опрошенных юношей и 59% девушек хотели бы пожить какое-то время без регистрации брака[13], и их даже не пугает официальная статистика, согласно которой 80% этих так называемых «гражданских браков» распадается.

Если же девушка забеременеет, то возникает другая не менее страшная, чем алкоголизм или суицид, опасность - аборт. Согласно последним медицинским данным[14], в России каждый год делают примерно 2 млн. абортов! Именно абортами по-прежнему заканчивается большая часть беременностей. О каком разрешении демографической ситуации в стране может идти речь, если каждый год мы теряем в абортариях население целого Екатеринбурга или Новосибирска! Убить нерожденное дитя становится привычным делом. Попросту говоря, это узаконенное циничное убийство, вот и все! При этом, как и в схожих случаях, когда надо всеми правдами и неправдами оправдать свое нравственное преступление, или попросту - грех, человек, а в данном случае - мать, начинает придумывать для себя целую кучу поводов и оправданий. Методика убийства становится все изощреннее день ото дня, а общество становится все более циничным по отношению к собственным детям.

Более общую картину духовного мира современной российской молодежи может дать социологический опрос тысячи учащихся ПТУ, лицеев, техникумов и ВУЗов ряда городов Московской области. Примерно 70% респондентов ответили, что предпочитают проводить свободное время на дискотеках и так называемых «тусовках». Всего 15% регулярно занимаются спортом, а участвуют в политических движениях, равно как и ходят в церковь, всего лишь...0,5% опрошенных[15]. Таким образом, наша молодежь, во-первых, предпочитает вести сомнительный образ жизни, во-вторых, она неспортивна, в-третьих, она политически аморфна и, наконец, в четвертых, - нерелигиозна. Иными словами, с таким поколением в разведку лучше не ходить и уж тем более ни с кем не воевать! Как вы сами видите, ни о какой великой и сильной России говорить не приходится... Такие псевдопатриотические беседы ведут либо по незнанию, т.е. будучи некомпетентными, либо осознанно, чтобы, как нам представляется, просто усыпить сознание общественности. Но вот с какой целью это делается - не понятно.

Что касается религиозного мировосприятия и принадлежности к той или иной религиозной деноминации, то опросы студентов дали следующие результаты. Так, 65% учащихся средних и высших учебных заведений в той или иной степени верят в Бога, 15% не определились с ответом и 10% назвали себя атеистами, т.е. безбожниками. Причем, среди верующих в Бога 75% студентов назвали себя православными, 16% - мусульманами, 4% - протестантами, 2% - буддистами, оставшиеся 3% - это язычники, католики и др. вместе взятые[16]. Интересно, что среди тех лиц, кто назвал себя православными, ведут по-настоящему церковный образ жизни, т.е. реально воцерковлены, только 2-5%. Забавно, но на Руси по этому поводу говорили: «кому Церковь не мать, тому Бог - не отец»! Да и среди мусульманской общественности прослеживаются точно такие же популистские тенденции, когда человек, никогда не читавший Коран, берет на себя ответственность носить на своей груди золотой полумесяц. Скорее, можно говорить о том, что наши народы потенциально религиозны. Поэтому ключевым моментом в становлении духовно-полноценного поколения и в воспитании патриотичной молодежи является воцерковление, т.е. долгая, кропотливая и тяжелая социальная работа Церкви. А то, что такое направление социальной деятельности крайне тяжело, автор знает не понаслышке и уже выступал на данную тему[17]. Но именно в этом ключе мы сможем найти реальную поддержку России как великой, самостоятельной и независимой страны.

И.А.Ильин рассматривал выход из глубочайших общечеловеческих кризисов сквозь всю ту же призму духовности и религиозности. Однако этот выдающийся русский философ указывает не только на суть назревшего культурного кризиса, но и на его истоки. «Воинствующее безбожие; антихристианство; материализм, отрицающий совесть и честь;...вселенское властолюбие, разрешающее себе все средства, - пишет И.Ильин, - весь этот единый и ужасный недуг имеет не русское, а западноевропейское происхождение»[18]. Поэтому единственный возможный выход из создавшейся ситуации, как считал И.Ильин, - в возвращении культуры, семьи, государства, политики в лоно религии. А государственное политика, также как и семейное воспитание, также как и личный пример старших, должны помочь молодежи «примириться с Богом».

Подводя итог вышесказанному, хочется тяжело вздохнуть и задуматься: такого духовно-идеологического коллапса и физического урона нам не смогли причинить ни Наполеон, ни упомянутый вначале статьи Гитлер. Война, как и сам человек, имеет трехсоставную природу: она может вестись как на телесном (физическом, материальном) уровне, на душевном (политическом, ментальном), так и на духовном (идеологическом, идейном)[19]. И Россия проигрывает, в первую очередь, именно духовную битву - самую важную битву в любой войне. Ибо, как мы знаем еще со времен Александра Македонского, неприятеля можно разбить без единой потери: для этого достаточно просто сломить его боевой дух. Россия сейчас слаба как никогда, слаба, в первую очередь, духом. Но все только начинается: нам на смену идут еще более слабые и изнеженные люди, еще более деморализованные и ленивые поколения. Что будет с Россией в будущем - одному только Богу известно. Надежда, как известно, умирает последней...

Современное крайне плачевное положение дел объясняется постоянным агрессивным давлением на Россию со стороны Запада, в первую очередь, со стороны США, которые претендуют на мировую гегемонию и видят в нас не только страну, обладающую колоссальными природными богатствами и уникальными технологиями, но в первую очередь - идейного конкурента или, лучше сказать, противника. Фактически, «холодная война» шла даже не между двумя сверхдержавами, и даже не столько между двумя экономическими системами, сколько между идеями: между Русской национальной идеей и, как это ни покажется странным, Еврейской национальной идеей. И никаким русским фашизмом здесь и не пахнет, т.к. фашизм как явление берет свое начало именно в талмудическом иудаизме (жидовстве), представленном в основном еврейством.

Русская национальная идея, незримо присутствовавшая в Советском Союзе, сохраняла такие традиционные для нас ценности как:

1.     патриотизм - горячая любовь к своей Родине: Большой и Малой;

2.     национализм - любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его многообразии; это вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание; это воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно «цвел в Божьем саду»; это созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и соблазнов; это система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры и из этого созерцания[20];

3.     социализм - жажда социальной справедливости; человеческое братство.

Еврейская же национальная идея, максимально реализовавшая себя именно в США, основана на полных антиподах указанных категорий, как-то:

1.     космополитизм - «где мои деньги - там и родина»;

2.     шовинизм - мнимая богоизбранность и, как следствие, цинизм по отношению к другим народам;

3.     капитализм - homo homini non homo, a lupus est.

И не случайно, что материальным базисом этого глубинного онтологического противостояния стали именно Россия и Америка, как носители абсолютно непримиримых идеологий (а в данном случае можно смело сказать - религий): православия, с одной стороны, и некоего тайного сожительства из иудаизма и кальвинизма, с другой[21]. Это обязательно должны знать наши дети, а нам с вами не надо стесняться про это рассказывать. Да, против нас идет даже не столько война, сколько самая настоящая травля. Но мы ведь и не такое видали, правда?

Хотелось бы сейчас поставить несколько иной вопрос, плавно вытекающий из всего вышесказанного, вопрос о патриотичности и легитимности современной российской власти. Ведь государство просто не может не замечать таких очевидных вещей, которые мы только что затронули. Поэтому сам собой напрашивается логичный вывод о том, что штурвал нашего корабля, как бы это помягче сказать, находится не в тех руках... И встает другой закономерный вопрос: а не на рифы ли мы держим путь? Кстати, все так называемые «реформы» последних десятилетий уж слишком подозрительно вписываются в рамки тех антироссийских и русофобских концепций, которые создавали в разные времена против нас, как это модно говорить сейчас, наши «американские партнеры» и им подобные. Вот, например, что сказал в 1945 году небезызвестный генерал Аллен Даллес, руководитель политической разведки США, ставший впоследствии директором ЦРУ: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые... Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности... Мы будем работать уже с детьми и молодежью с самого раннего возраста... И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества»[22]. Согласитесь сами: более чем наглые, и более чем актуальные на сегодняшний день слова.

В этом контексте становится понятным, почему при малейших попытках человека, любящего свою страну и свой народ, сказать робкое слово против нынешней антинародной, антипатриотичной, либеральной системы, его сразу же начинают клеймить не весть какими прозвищами, начиная, конечно же, с антисемита (хотя при чем здесь это?!). Но чаще всего такому человеку просто закрывают рот и не дают говорить. Видимо, так у нас сегодня понимают «свободу слова», которая, безусловно, опасна для государства и нуждается в здоровой цензуре, но то, что у нас подразумевается под этим словосочетанием, - еще хуже. Любые патриотические высказывания неминуемо начинают гаситься системой, что выражается, как мы уже говорили, по-разному, в том числе и в вывешивании ярлыков. Поведение нашей современной власти (хотя лучше сказать - не нашей!) и многочисленных «правозащитных организаций» не вызывает никаких сомнений в том, что они полностью непричастны к национальному духу России, к ее традициям и культуре, и даже враждебны по отношению к ним.

...Воистину, тот, кто владеет молодежью, - владеет будущим. От себя же хотим добавить: а молодежью владеет тот, кто владеет настоящим. Поэтому можно с уверенностью заявить: мы, триединый русский народ, так же как и все другие народы России, над настоящим не властны, следовательно, мы молодежью не обладаем, следовательно, мы будущего не имеем. Вы только вдумайтесь в эти слова! Тогда встает с прежней остротой все тот же вопрос: а кто же владеет настоящим? И позволим себе еще раз, но уже более лаконично и четко, на него ответить. Настоящим владеет тот, кто победил в «холодной войне», тот, кто тоталитарно навязывает всему миру глобализацию «по-американски». Да, именно США, а вернее те силы, которые ими движут: талмудический иудаизм и неоиудаизм (т.е. кальвинизм, формально относимый почему-то к христианству...), которые проявляются в политике как либерализм, а в экономике - как капитализм.

Поэтому, чтобы отвоевать для России право на будущее, надо драться за наше с вами настоящее! А драться придется не с кем иным, как с «князем мира сего» - капиталом и породившим его иудаизмом, которые проявляют глубинную, имманентную связь с такими страшными явлениями сегодняшней истории как: каббала, масонство, интернациональное сверхправительство, мировая закулиса и т.д., и которые традиционно ассоциируются в православии именно с орудием диавола. Как мы прекрасно с вами понимаем, победить такие инфернальные силы человеку в одиночку a priori невозможно. Но... «невозможное человеку, возможно Богу». И в данной ситуации у нас нет другого выхода, кроме как принять этот бой: бой за правду, за Россию, в конце концов - за Истину, Которая есть Христос.

Однако прежде, чем взяться за это трудное, но священное дело, мы должны сперва сами духовно возродиться, духовно воскреснуть. Ибо воистину, как сказал Господь, «если хочешь изменить мир - начни сначала с себя»! И только будучи в таком обновленном духовном состоянии мы имеем моральное право воспитывать нашу молодежь. И, более того, именно в таком духовном состоянии у нас это получится. Только в этом случае мы наш, мы новый мир построим. И в этом новом мире, или лучше - русской цивилизации, - найдут свой покой все народы и культуры, все этносы и религии, традиционно составляющие единое тело и душу России, но с учетом безусловной лидерской доминанты - триединого русского народа как исторического носителя духа православия, идеи монархии и идеала соборности. Именно созданию такой русской по духу цивилизации мы все должны посвятить себя без остатка. А обязательным условием становления этой цивилизации станет духовно-нравственное воспитание и просвещение российской молодежи. Аминь.

Чернов Андрей Владимирович, аспирант УрИБ им. И.А.Ильина


[1] См.: Бунин И.А. Окаянные дни. – М., 1991.

[2] http://www.russia-today.ru

[3] http://www.ryzkov.ru

[4] Иоанн, митрополит. Русский узел. Статьи, беседы, обращения. – СПб.: Царское Дело, 2008. – С.68.

[5]  Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: ИД «Русский остров», 2008. – 400 с.

[6] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 606 с. С.355.

[7] Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социс. – 2008. – №8. – С.99.

[8] www.expert.ru

[9] www.univer.omsk.su

[10] www .narcom.ru

[11] Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента // Социс. – 2002. – №6. – С.144-146.

[12] Каратеева Н.А. Духовная основа становления личности. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. С.145.

[13] Там же. С.146.

[14] www.demoscope.ru

[15] Каратеева Н.А. Духовная основа становления личности. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. С.150.

[16] Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. – М., 2001. С.10.

[17] См.: Чернов А.В. Духовность в системе образования / Семья и будущее России. Материалы международной научно-практической конференции (10-13 февраля 2008 г.). – Екатеринбург: Урал. гуманитар. ин-т, 2008. С.216-218.;

[18] Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. – М., 1992. С.96.

[19] Грачева Т. Народ, душа которого обращена к Богу, непобедим! // Русский общенациональный журнал. – 2007. – №12. – С.58.

[20] Ильин И.А. О грядущей России. – М., 1993. С.266.

[21] Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: ИД «Русский остров», 2008. – 400 с.

[22] См.: Иоанн, митрополит. Указ. соч. С.72-73.

[23] Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для ВУЗов. М.: Омега – Л, 2005, с.34

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Чернов
Земля и природные ресурсы в духовно-нравственной экономике
Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)
07.07.2009
Все статьи Андрей Чернов
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии