Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Досадная ошибка, которая может дорого стоить

Андрей  Рогозянский, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 01.10.2009

Тематика сект и борьбы с сектами в последнее время не на слуху. После начального шока "девяностых", когда в Россию были перенесены едва ли не все известные в мире доктрины и течения, впечатления в обществе притупились. Пестрота религиозной экзотики воспринимается в известной степени как естественная, продолжение театра абсурда, в котором "каждый сходит с ума по-своему".

В основном успокоилось церковное мнение. Сложно поверить, что 10 лет назад антисектантская полемика и апологетика служили вдохновением для лучших богословских умов. Иерархи Церкви говорили об угрозе иностранного миссионерского нашествия. Рядовая же воскресная проповедь приходского батюшки редко обходилась без сравнительного богословия и экзегезы. К концу "нулевых" и к началу кризиса тематика сект повторно возвращается к нам в виде дискуссий о месте Православия в светском государстве и соотношении его с другими религиозными сообществами. Оставленные без внимания, "новые религиозные организации" переходят в наступление, блокируя общественные инициативы РПЦ: армейское священство, преподавание в школах ОПК, запрет порнографии, этика на телевидении. Цель - обеспечить выбор "светской России", "толерантной России", в которой влияние православной веры не стало бы фактором национального сосредоточения.

В контексте толерантности и плюрализма внимание обычно следует за малыми религиозными группами. Права Православной Церкви представляются обеспеченными уже по факту ее большого масштаба и частого упоминания. Хотя известно: большому кораблю - большое плавание, и меру ответственности РПЦ невозможно сравнить с собранием неохаризматиков или приверженцев "Брахма кумарис". На практике, равенство прав конфессий оборачивается уравнением РПЦ с любой самодеятельной лавочкой. Активный промоушн сектантских и раскольничьих сообществ обеспечивают правозащитники, НПО и либеральные СМИ.

Неожиданный инцидент случился в Саратове. Православной епархии здесь впервые пришлось выступать в роли обороняющегося и отражать массированные атаки правозащитников, СМИ, протестантов различного толка и даже кришнаитов, обвиняющих ее в нетерпимости и нарушении межконфессионального мира. Саратовская область оказалась своего рода пилотным регионом в войне с РПЦ на местном уровне. Одно из крайних протестантских течений - неохаризматическое "Слово жизни" даже составило письмо Патриарху Кириллу с просьбой найти управу на епархию и ее главу, еп. Саратовского и Вольского Лонгина. Что называется, наудачу. И паче чаяния получило ответ. Из ОВЦС, от его председателя, архиеп. Илариона (Алфеева). Где черным по белому значилось: "Слово жизни" - никакая не секта, а братья во Христе, выход из ситуации в которыми следует искать путем взвешенного и спокойного обсуждения в диалоге.

Трудно сказать, что побудило архиеп. Илариона (Алфеева), занимающего столь значимый пост и притом такое непродолжительное время, на столь радикальные жесты. Каким образом владыка в реальности представляет мир и диалог епархии с неохаризматами? До него писем епархиям замиряться со всеми ОВЦС не рассылал. Теперь же, в контексте дипломатии, плюрализма и толерантности антисектантская работа смотрится все более бледно. Что остается православным, возмущенным засильем сект, - это, по-видимому, писать письма в РОСХВЕ (Союз христиан веры евангельской), организацию, представляющую интересы в т. ч. крайних неопятидесятников, гражданину Ряховскому, с жалобами на агрессивную протестантскую пропаганду.

Представители "Слова жизни" в Саратове не в первый раз проявляют себя как заядлые провокаторы. Стороннему наблюдателю адресуются фразы о межконфессиональном согласии и желании сотрудничать с епархией. В ближайшем рассмотрении возникает другая картина: уколов, подначек и пикировки, нечестной игры и вольного обращения с понятиями, которые православные считают священными. Сложно признать дружественной манеру сектантов, рядящихся под "просто христиан" и осуществляющих массированную вербовку. Несколько лет назад в рекламном видеоматериале "Слово жизни" использовало нарезку из выступлений митр. Филарета (Вахромеева). Разумеется, без согласования с Белорусским Экзархатом и комментариев. Слова уважаемого архипастыря сектанты беззастенчиво приспособили к своим агитационным задачам.

Так и на этот раз провокация в Саратове началась с того, что накануне памяти свв. Кирилла и Мефодия, Дня славянской письменности, на улицах появились многочисленные билборды, с которых "пастор" харизматов Дмитрий Таранов приветствовал горожан по случаю праздника от имени своей "Церкви". Саратовская епархия указала на неуместность такого явления. Неопятидесятники родом из Швеции садятся не в свои сани и в очередной раз вводят в заблуждение о себе. Казалось бы, очевидная провокация! Но в том и ловушка светского понимания, что нет ничего предосудительного в размещении кем-либо каких угодно плакатов и по какому угодно поводу. Если таковые не содержат призывов к насилию и размещаются за свои деньги. И так на епархию стали сыпаться обвинения в чрезмерно жесткой, нетолерантной позиции, где не харизматики, а православные оказывались зачинщиками конфликта, ищущими повода наступить на "братьев своих меньших".

Весьма скоро выяснилось, что кампания прекрасно координируется, и участие в проблемах харизматиков из "Слова жизни" готовы принять московские "Славянский правовой центр", "Институт религии и права", небезызвестный "Портал-Кредо.ру", адвокаты, журналисты, правозащитники. Уже одно это должно было насторожить. 27 мая появилось послание Патриарху Кириллу группы неопятидесятнических "пасторов", озаглавленное: "Обращение пасторов церквей "Слово жизни" г. Саратова и Саратовской области к Патриарху Кириллу по поводу разжигания межрелигиозной розни со стороны Саратовской епархии РПЦ МП" (www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=70817&cf=). Из него следовало, что Саратовская епархия в последнее время является возмутителем спокойствия, в регионе: она проводит крайне неудачную политику, едва ли не всех настроила против себя, и является центром разжигания религиозных экстремизма и розни. Подложным образом послание апеллировало к Патриархии не столько от лица саратовского "Слова жизни", репутация которого сомнительна даже в среде протестантов, сколько от лица всех "евангельских, протестантских церквей города", которые якобы решились выступить с критикой епархиального руководства. Уверенная, набитая рука столичных кураторов ясно прочитывалась в льстивом обращении к "Основам социальной концепции РПЦ", обильном использовании бюрократической дипломатической лексики в духе "толерантности" и "межконфессионального сотрудничества".
За кадром осталось главное: агрессивные по отношению к традиционному Православию структуры, либерально и фрондерски настроенные по отношению к Патриархии и ее политике, предлагали РПЦ самой себя высечь, во имя торжества светскости и плюрализма.

Случай с Саратовом становится прецедентным. В светском государстве дипломатия для Церкви - вещь неизбежная и во многом оправданная. Но худо, когда к ней привыкают настолько, что забывают о собственно церковном понимании. Письмо саратовских сектантов сработало ровно так, как и задумывалось: руководство ОВЦС удовлетворили пространные и витиеватые политкорректности. С формально учтивыми неопятидесятниками и господами Пчелинцевым и Лункиным, укрывшимися за неопятидесятниками, в каком-то отношении приятней и проще. Ведь они играют в одну общую дипломатическую игру! Саратовской епархии было поставлено на вид. Дубликат ответного послания "братьям во Христе" вполне символично и многозначительно отправили из ОВЦС епископу Лонгину.

На данном месте приходится в очередной раз недоумевать, ужели архиеп. Иларион (Алфеев) намеревается распространить новую практику и на другие епархии? Если петиции, сходные с саратовской поступят в ОВЦС (а таковые почти наверняка поступят) из десятков других регионов... И большинство епархий в глазах сектантов окажутся неугодными, сеятелями межконфессиональной розни... Получат ли все епархии РПЦ порицание? И будут ли удовлетворяться все требования сектантов и стоящих за ними либеральных лоббистов? По памяти, за последние годы в епархиях острые ситуации по правозащитной линии случались в Орле, Туле, Самаре, Воронеже, Мурманске, Ставрополе, Хабаровске, Новгороде Великом, других городах. То, что всегда относилось к направлению антисектантской борьбы, все чаще квалифицируется как нарушение законодательства и дипломатических правил. Общественность пытаются уверить, что Русская Православная Церковь и радения харизматиков - это равновеликие вещи, и лавочки, напоминающие саратовскую "Слово жизни", наравне с Церковью достойно представляет интересы верующей части населения. В странной игре в плюрализм Божественного откровения, которую в последнее время затеяла бюрократия, подобная уравниловка никого не удивляет и только приветствуется.

Можно с высокой степенью вероятности назвать адреса очередных провокаций: Казань, Ростов-Дон, Комсомольск-на-Амуре. Именно в этих городах открываются "филиалы Института религии и права", которые проще охарактеризовать как "филиалы пятой колонны по подрыву влияния РПЦ в обществе". Ибо направленность "правозащиты" для них, к сожалению, определена. Вряд ли в производстве дел обнаружатся иски рериховцев к кришнаитам или баптистов к адвентистам. (www.word4you.ru/news/1117/) Директор "Института" Роман Лункин вполне откровенен в отношении своих целей и методов.

Кроме перспектив антисектантской работы и взаимоотношений с епархиями ОВЦС предстоит решить и такую щекотливую проблему, как взаимоотношения с т. н. "альтернативными православными юрисдикциями", а, сказать коротко, с раскольниками и самосвятами. Ибо, признав нарекания харизматиков справедливыми, логично ли оставлять без последствий стенания о разжигании розни "истинно-православных"? Ужели одним русанцовцам с витальевцами будет воспрещено свободно ступать по Руси, в то время как всякий протестантский или эзотерический "сэйшн" будет надежно охраняться неприкосновенностью и прочими благами "межконфессионального мира"? (www.portal-credo.ru/site/?act=comment&id=1640) Гражданин Лурье, именующий себя "епископом Григорием", во всяком случае, давно спит и видит день, когда плюрализм с толерантностью дадут его карликовой "ИПЦ" возможности требовать от властей своих, отдельных "церковно-государственных отношений".

Итак, вопросов рождается великое множество. Пока же Саратов и область вынуждены как-то привыкать к тому, что РПЦ и РПЦ - это "две большие разницы". Харизматики уже раструбили повсюду, что в Москве, в Патриархии их де принимают лучше, чем в местной епархии. Чиновники в смятении: на кого и чье мнение ориентироваться? Быть может, столица дает отбой, и вместо общественных инициатив РПЦ следует, наоборот, подробнее углубиться в изучение перечня экзотических культов? Одним словом, досадная ошибка, что и говорить. Странно, если в ОВЦС этого не видят.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Диакон Георгий Малков : О грядущем
2010-01-27 в 20:11

Помяните мои слова: это еще только цветочки в сравнении с грядущей (вполне, впрочем, изначально ожидавшейся) "толерантно окрашенной" деятельностью Владыки Илариона - вы далее еще увидите, что он способен на гораздо, гораздо большее. В исторической перспективе - и другие скандалы... И думается, они - не за горами.
3. елена : ***
2010-01-17 в 19:48

Священники,Вы на передовой линии фронта!Единственный выход - искать союзников везде. В других отделах РПЦ, среди казаков и т.п.Если Вы дрогнете - сникнут и те, кто духовно слабее. Держитесь!
2. Петр : чем это все закончится
2009-12-31 в 22:23

Многое из того, что происходит в последнее время в верхних эшелонах РПЦ, вызывает смущение у верующих, так как следствием этих телодвижений являются иереи рокеры, артисты и т.п.
И думаю, каждый верующий задает себе вопрос, чем это все закончится.
1. Михаил : Поддерживаю
2009-12-10 в 20:58

Хоть я и не православный, да и наверное вообще уже неверующий (после двухлетнего личного знакомства с Словом Жизни), но я поддерживаю любые начинания против главарей этого культа. Только адептов трогать не надо - они запрограммированы, и не стоит их винить. Кидайте камнями в Ульфа Экмана, во всех кто на телеканале ТБН появляется, и прочих этих пижоно-мажорных "пророков". Сжечь!!!!!!!!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме