Православный богослов родом из Кенигсберга

Новости Москвы 
0
254
Время на чтение 4 минуты
21 сентября 1652 года (11 сентября по ст.ст.) в Кенигсберге родился Адам Зерникав, писатель, православный богослов, апологет. Отец Адама был выходцем из Гольштинии, золотых дел мастером, славянином по происхождению. Мать - немка, урожденная Фамм, дочь кенигсбергского золотых дел мастера. Фамилия Зерникав отнюдь не означает "Черниговец", как то ошибочно утверждают некоторые. Зерникав - онемеченное славянское прозвание Черников. После смерти в 1658 году своего отца Адам воспитывался у второго мужа матери, также золотых дел мастера Гофмана. Со смертью матери в 1666 году Адам хотел было оставить школу, но, оценив его способности, учителя убедили Зерникава продолжать курс обучения, а затем поступить и в Кенигсбергский университет - знаменитую Альбертину. Здесь Адам слушал право, политику, медицину и, главным образом, богословие под руководством ученейших профессоров Дрейера и Зедлера. Эти два преподавателя известны были весьма критичным отношением к традиционному лютеранству. Так, кенигсбергский профессор Дрейер, будучи сам вроде бы протестантом, учил студентов уважать авторитет одной только восточной, то есть православной, церкви, а также авторитет Вселенских соборов и святых отцов. В Кенигсбергском университете Зерникав смог прочитать напечатанное в 1661 году на латыни в Гельмштадте Митрофаном Критопулом, протосинкеллом Константинопольского патриарха, "Исповедание веры Восточной кафолической апостольской церкви". Оно произвело на него глубокое впечатление и заставило усомниться в основных положениях лютеранства.

Окончив курс Кенигсбергского университета, Адам занялся было изучением римского права в университете в Йене, и раздумывая, какую бы выбрать карьеру, остановился на мысли ехать в Россию, "которая тогда не имела наук, но много благоприятствовала искусствам", как позднее написал Зерникав в своей автобиографии. С целью быть полезным в России он, кроме римского права, занялся математическими и военными науками, читая в то же время с увлечением и сочинения отцов восточной церкви, оказавшиеся в собрании книг одного лютеранского пастора. Узнав, что в Оксфорде находятся во множестве творения отцов восточной церкви, как в рукописях, так и в отдельных изданиях, Адам поехал в 1677 году в Англию, поработал в библиотеках Оксфорда, Кембриджа и Лондона. В 1678 году переехал в Париж, поработал в библиотеке местного университета, а в следующем году предпринял путешествие в Италию.

Библиотеки Рима стали последним местом его духовных поисков. Окончательно убедившись в истинности Православия, Адам попробовал найти в Италии спутников для поездки в Россию, и, не найдя, решился ехать самостоятельно. Через Вену и Варшаву, он проехал в Вильно, где прожил зиму. В Вильно Зерникав познакомился с неким "старым православным священником" (старцем?), который, узнав его желание ехать в Россию, дал Адаму рекомендательное письмо к архиепископу Черниговскому Лазарю. С этим письмом в 1680 году Адам явился в Чернигов к знаменитому Лазарю Барановичу и открыл свое намерение присоединиться к Православию и ехать в Москву. Но архипастырь посоветовал прежде изучить русский язык. Узнав же, что Адам изучал и военные науки, он рекомендовал его гетману Самойловичу, с целью удержать в Малороссии. Готовясь соединиться с Православной Церковью, Адам как исповедание своей веры написал опровержение догматов протестантства. При этом он составил и опровержение доводов католика поляка Цеховского о происхождении Святого Духа Кроме того, в это же время он обработал трактат "О крещении".

Писал еще Адам записки политического содержания. 20 сентября 1680 года Адам Зерникав был присоединен преосвященным Лазарем к православию, причем произнес при священнодействии символ веры на латинском языке, но без католического прибавления "филоокве". Уже православным прибыл Адам в Киев, где настоятель лавры, архимандрит Иннокентий Гизель, был тоже обратившийся в православие протестант, и так же - уроженец Кенигсберга! Адам сблизился с ним. Прожив некоторое время в Киеве, он вернулся в Чернигов, а оттуда, вместе с Димитрием, будущим митрополитом Ростовским, направился в Батурин, где представлялся гетману Самойловичу и поступил к нему на службу. С 9 января 1681 года Адам поселился в Батурине и, в ожидании летней военной кампании, могущей угрожать Батурину нашествием турецко-татарского войска, составил проект укрепления его по правилам фортификации. В том же Батурине в 1682 году Адам Зерникав, пересмотрев все свои богословские записи, составил на латинском языке трактат "О происхождении Святого Духа от единого Отца". Главное достоинство этой книги состояло в том, что она содержала подробные выписки из трудов святых отцов первых 10-ти веков христианства, а также все возможные богословские доводы против ложного учения Западной церкви о исхождении Святого Духа "и от Сына".

Попутно Адам обличил западных богословов в подлоге и намеренной порче древних книг. В честь составителю должно указать, что все богословские споры он разбирал без ожесточения на противников и без бранных слов. Слог латинского языка в трактате Зерникава чист и плавен. Благодаря несомненным достоинствам трактат "О происхождении Святого Духа от единого Отца" был размножен многочисленными переписчиками и использовался в качестве учебного пособия в духовных училищах. Феофан Прокопович в своё время даже исходатайствовал от императора Петра Первого два именных Указа об отыскании и присылке подлинника сочинения Зерникава в Санкт-Петербург, для последующего издания. Выполнить задуманное Прокоповичу не удалось, но в личных бумагах Феофана после смерти его было найденное написанное им на латыни предисловие к этой книге.

Впрочем, митрополит Киевский Самуил (Миславский) напечатал-таки труд Зерникава на латыни в двух частях, и, что любопытно - в том же Кенигсберге. Первая часть была издана в 1774 году, а вторая - в 1776 году. Архиепископ Славянский Евгений (Булгарис), прочитав трактат, пришёл в восторг от его содержания, и перевёл текст на греческий язык. В 1797 году по именному Повелению императрицы Екатерины II трактат Зерникава на греческом языке, также в двух частях, с многочисленными примечаниями архиепископа Евгения был напечатан в Санкт-Петербурге. Также по Указу императрицы Екатерины II киево-печерский иеромонах Иероним (Концевич) сделал перевод трактата на русский язык, но по различным причинам русское издание увидело свет только в 1902 году, в типографии Почаевской лавры.

Можно отметить, что и по сей день трактат Адама Зерникава является ценным пособием для богослова, как свод умело и внимательно собранного материала. Закончив свой труд, Адам решил ехать в Москву служить царю Федору Алексеевичу, но смерть этого государя разрушила мечты Зерникава. Тем не менее, в 1683 году Адам в период с 6 февраля по 14 марта побывал в Москве. Из увиденного там он сделал заключение, что поправить к лучшему своё положение службой в Москве не удастся. Вернувшись в Малороссию, он написал в виде исповеди дошедшую до нас "Автобиографическую записку", сдал свои труды в библиотеку киевских митрополитов, а сам постригся в монахи. Это совершилось, вероятно, осенью 1683 года, потому что автобиография оканчивается 21 сентября этого же года.

Скончался Адам Зерникав в 1692 году. О точном времени и месте кончины не известно. Вероятнее всего, что он закончил свою жизнь в Батуринском монастыре. В Калининграде память о славном уроженце Кенигсберга Адаме Зерникаве на сей день никак не увековечена.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Бирюков
«Россия» во мгле
Размышления над символикой праздника «Алые паруса»
30.06.2021
Сон веры рождает чудовищ
Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути
18.05.2021
Август Коцебу
К 260-летию со дня рождения
04.05.2021
Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой…
К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского
31.03.2021
Все статьи Протоиерей Георгий Бирюков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11