Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

К выходу большой антологии "Русская поэзия. XXI век"

Геннадий  Красников, Русская народная линия

21.09.2009

Смотром интеллектуальных, эстетических и художественных поэтических сил Русского мира, охватывающего всю нынешнюю русскую ойкумену, в новейшие времена хоть и рассеченную на разные государства, но не утратившую языкового и духовного единства, уже, до выхода в свет, называют антологию "Русская поэзия. ХХI век", которую в конце осени 2009 г. выпустит издательство "Вече" (Москва). Этот сборник является прямым продолжением известной антологии "Русская поэзия. ХХ век", выдержавшей два издания и уже ставшей библиографической редкостью.

Наиболее полное издание современной русской поэзии в ХХI в. (объёмом без малого в500 страниц ), новая антология лучших поэтических произведений, датированных годами исключительно после 2000-го, собиравшаяся более четырех лет и непросто пробивавшаяся к читателю, - явление историческое и уникальное, поскольку включает в себя около 400 имён поэтов разных поколений и эстетических групп и школ не только Российской Федерации (от Москвы до Иркутска, от Смоленска до Чукотки, от Оренбурга до Воронежа, от Пскова до Красноярска, от Сыктывкара до Нижнего Новгорода, от Санкт-Петербурга до Калининграда), но и всего русскоязычного мира (от Харькова до США и Канады, от Иерусалима до Германии, от Праги до Минска, от Лондона до Таллина), ярко подтверждающих, что время молчания и немоты русской поэзии закончилось.

По мнению составителей и издателей, читателям предлагается своеобразный эвристический проект - взгляд в будущее, поиск разновекторности путей, прогноз, некий эскиз, проект этих будущих путей, некое задание на будущее. Неслучайно уже сейчас, ещё до выхода книги, зная только по журнальным публикациям о концепции, о ней уже спорят, пишут в периодике как в России, так и за рубежом.

Книгу предваряет вступительная статья аналитического характера. Публикация каждого автора сопровождена фотографией автора и биобиблиографической справкой, что придаёт историко-литературоведческий характер книге, предназначенной как для самого широкого читателя, так и для изучения в учебных заведениях разного уровня.

Создателями книги найден своеобразный ход в подаче столь большого поэтического массива. Антология открывается своего рода "эпилогом вместо пролога" - "Так начинался век ХХ-й", отвечающим на вопрос, не рано ли составлять сборник стихов нового века. Приведённые этом разделе классические стихи И. Анненского, К. Случевского, К. Фофанова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого, Н. Гумилёва, И. Бунина, написанные в первое десятилетие ХХ в. и вошедшие в золотой фонд русской литературы, дают исчерпывающий ответ на подобные сомнения.

Раздел "Я устал от ХХ века" включает в себя полные драматизма стихи сочинителей, ушедших перед самым концом прошлого столетия и выразивших в своих стихах определённое предчувствие смены эпох, времени, и даже успевших попрощаться своим творчеством с уходящим веком, предъявить ему как свой счёт, так и чувство признательности. Раздел представлен именами значительных поэтов, среди которых - Вл. Соколов, Б. Чичибабин, Н. Тряпкин, А. Жигулин, В. Бурич, Е. Блажеевский, А. Башлачёв и другие.

В основной состав входят стихи нового века и тысячелетия, созданные поэтами, среди которых поэты разных поколений - такие как В. Боков, К. Ваншенкин, Н. Панченко, А. Межиров, а также - Н. Матвеева, Г. Горбовский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, И. Шкляревский, Ю. Мориц, А. Кушнер, Д. Сухарев, Г. Русаков, В. Соснора, Е. Рейн, В. Костров, Ю. Кузнецов, А. Дементьев, В. Пахомов, А. Решетов, Т. Зульфикаров, В. Микушевич, В. Сорокин, В. Устинов, О. Фокина, В. Куприянов, Т. Жирмунская, И. Волгин, О. Николаева, М. Авакумова, М. Кудимова, И. Жданов, иеромонах Роман, М. Шелехов, О. Седакова, А. Ерёменко, Г. Фролов, Ю. Милославский, Т. Бек, Н. Шипилов, И. Бяльский, Р. Бухараев, С. Кекова, О. Ермолаева, Н. Дмитриев, М. Бородицкая, В. Лапшин, А. Романов, Н. Краснова, В. Артёмов, Е. Лукин, А. Дидуров, А. Кобенков, А. Цветков, Д. Новиков, иеромонах Роман, И. Меламед, С. Щербаков, Н. Зиновьев, Дм. Быков, К. Джангиров, Е. Юшин, В. Пуханов, С. Сырнева, Вс. Емелин, И. Кабыш, В. Берязев, Е. Исаева, Е. Лесин, Б. Рыжий, З. Прилепин, А. Коровин, А. Матасова, А. Родионов и многие другие.

В книге во всём многообразии представлены и русские поэты, чья судьба связана с Украиной. Это харьковчане Б. Чичибабин, С. Минаков, И. Евса, А. Дмитриев, В. Сурненко, А. Минакова, А. Афанасьева; харьковчане, живущие ныне соответственно в Москве, Нью-Йорке и Эрфурте - М. Попов, Юрий Г. Милославский и Е. Сухарев; бывший киевлянин, ныне москвич, уроженец Львова А. Закуренко, киевлянин С. Кирицев, жительница Лондона Л. Григорьева (родилась на хуторе Лысый Ворошиловградской области), А. Ростова - родом из Полтавской области, Г. Калюжный - родился и вырос в Макеевке Донецкой области, И. Хролова родом из Жданова (Мариуполя), Н. Лясковская из Умани Черкасской области...

Антологию завершают дебютанты - те, кому предстоит определять лицо нового поэтического поколения. Самой молодой участнице этого раздела - 18 лет, а некоторые стихи, представленные здесь, были написаны авторами в 15-16-летнем возрасте. Уже сегодня можно говорить о ярком и безусловном даровании многих из них, так легко и свободно существующих в современном литературном пространстве, будь то традиционное книжно-журнальное поле, или Интернет, где иные молодые поэты давно обжили безграничное место в лабиринтах мировой паутины, общаясь со своими читателями в реальном времени и получая мгновенный отклик от многочисленных поклонников и почитателей, как это, к примеру, происходит с творчеством замечательной В. Полозковой или В. Памурзина. Без сомнения, любителям поэзии запомнятся имена самых ярких дебютантов этой антологии - В. Заблицкой, Р. Ненашева, А. Афанасьевой, А. Русс, А. Нитченко, А. Минаковой, О. Мяловой, А. Болдырева...

Готовящаяся к выходу антология со всей определённостью показывает, что русская поэзия на сегодняшний день - в достойных её образцах - лучшая в мире. В ней предстаёт многоуровневый срез современной России - эстетический, этический, исторический, социальный, культурный, политический, духовный, лексический, семантический... Это связано с тем, что каждое из названных качеств уходит своими корнями в народную жизнь, в народное мировидение и мироведение, в народное миропонимание и мировоззрение... Современная наша поэзия живёт (продолжает жить!) "светящимся фавором" (С. Есенин) русского слова, русской души, русской культуры. В основе своей - в чём её коренное отличие (всегдашнее, а ныне - особенно!) - это народная поэзия, кровно, духовно связанная с жизнью своего народа. Она словно датчик на самых болевых точках национального тела: на его сердце, мыслях, на его душе... Она передаёт, фиксирует все болезни нашего народа, его потаённые мысли, чаяния, его - нескрываемое - отчаяние и терпение. И потому во многом это поэзия трагическая, передающая всю драму, переживаемую Отечеством".

Как заметил русский философ К. Леонтьев, словно провидя духовным зрением нашу современную тягу угнаться за прогрессом и цивилизацией: "Чем знаменита, чем прекрасна нация? - Не одними железными дорогами и фабриками, не всемiрно-удобными учреждениями. - Лучшее украшение нации - лица, богатые дарованиями и самобытностью. - Лица даровитые и самобытные не могут быть без деятельности творчества; - когда есть лица, есть и произведения, есть деятельность всякого рода".

Во вступительной статье к антологии приводятся слова критика В. Курбатова (Псков), который, говоря о нашем времени, предупреждает современного писателя: "Зарабатывай хлеб чем хочешь. Музу на панель не пускай. Она тоже умеет перенести голод и холод, когда видит силу и твёрдость Поэта. Уж что-что, а страдание русская муза знала во всех оттенках и во все дни истории..."

Замечательно, что антологию ХХI в. завершают очень сильные стихи молодых поэтов, которые глубоко осознают свой выбор, понимая, на какую стезю вывела их судьба. Это те, для кого собственно ХХI в. и будет своим, кто должен принять на себя свою долю русской судьбы и русской истории со всеми её грядущими драмами и испытаниями.
Геннадий Красников,
Москва



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 31

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

31. Виктор Мурзин : Cкажи, какому чародею?..
2011-01-07 в 02:04

Размышление у парадного подъезда
перед выборами в органы местного самоуправления

Страна поэтов-одиночек,
Страна крутых полугоспод,
Страна Урюпинска и Сочи,
Страна, где всё наборот.

Страна ментов, страна мигрантов,
Страна, где дышло есть закон,
Страна разрушенных гигантов,
Страна - кабак, страна - притон.

Страна чиновников и лохов,
Страна несметных кладовых,
Страна, где всё лежит так плохо,
Где мертвых чтут, а не живых.

Страна бомжей, пенсионеров,
Страна строительных кидал.
Страна разительных примеров,
Кому, когда и сколько дал.

Страна базаров и вокзалов,
Страна лото и домино,
Страна ловушек и скандалов,
Где сесть в тюрьму немудрено.

Страна урезанных причалов,
Страна растерянных свобод.
Страна, где совести так мало,
Но есть труба - газопровод.

Страна, где все хотят как лучше,
А получают, как всегда.
Страна, где есть язык могучий,
Такой могучий, что беда.

Страна, где правит государство,
Где захватила землю тать,
Где не придумано лекарство,
Как гражданина воспитать.

Страна моя! Тобой болею.
Нет у меня другой такой.
Скажи, какому чародею
Доверить можно образ твой?..

10.10.09 г.
30. александр : восстановить справедливость
2010-11-02 в 16:40

Геннадий Николаевич! Помните ведь юбилейный номер "Поэзии" так и не вышел. мы видели только гранки.
А не включить ли туда нашу подборку?
29. Геннадий Мир : Собирается народная Антология русской поэзии 21 века
2010-03-26 в 02:10

С 2010 года собирается народная Антология русской поэзии 21 века:ant.poetbratstvo.ru
28. 1 : Re: К выходу большой антологии "Русская поэзия. XXI век"
2010-02-02 в 01:43

К выходу большой антологии "Русская поэзия. XX век - ТОЧНЕЕ!
27. Евгений Аверьянов : БОГ ПРОСТИТ!
2010-01-19 в 00:25

Спасибо конечно. Но надеюсь и верую, что Бог простит. Хотя я бы поэтов не прощал. Знаю я поэтов. Сам поэт! Поэт всегда во времени и вне его, а нравы...нравы...
Отвремена, о нравы!!!
26. Ортодокс : Поэзия не моральна и не аморальна.
2010-01-18 в 23:11

Она, как известно, просто существует,и ни в зуб ногой, что не мешает ей быть пресволочнейшей штуковиной:)
А что до tempora et mores - так это вечная тема... Об этом уж не меньше 2000 лет говорят. Объяснение с вкусом составителей, имхо, просто проще (пардон за плохой каламбур):)
Эй,эй, какие тысячелетия, Евгений, какой аминь?! Вернись, я все прощу!:)
25. Евгений Аверьянов : ПОЭЗИЯ АМОРАЛЬНА!
2010-01-18 в 22:47

А впрочем, всё это словеса. Поэзия это любовь,Бог это любовь, тогда почему моя любовь аморальна? Подавить в себе любовь нельзя, ибо любовь есть БОГ, а БОГ есть любовь... Завтра Купаться в проруби, исповедоваться... И пусть царят ЛЮБОВЬ И БОГ, БОГ и ЛЮБОВЬ!
А Антология 21 века уже реально существует. В ней нет Аверьянова? Бог со мной, я не поэт 21 века, я поэт тысячелетий! Аминь!
24. Евгений Аверьянов : Жестоко Вы однако...
2010-01-17 в 09:11

Жестоко Вы однако с составителями! Тогда получается, что "судьи" бездари? Эдак Вы до новой "Октябрьской" революции договоритесь. Беда скорее в падении морали нежели чем...
С Уважением Е. Аверьянов
23. Ортодокс : А может, все проще? Достанем бритву Оккама?
2010-01-15 в 23:33

Может, не надо искать концептуальных причин? Может, дело вовсе не в заповедях и общечеловеческих ценностях (с этой точки зрения можно назвать весьма сомнительным поэтом, например, Ходасевича), а просто в, скажем так, особенностях литературного вкуса составителей?
22. Евгений Аверьянов : Зачем расшибать лоб?
2010-01-14 в 23:09

Зачем расшибать лоб в Храме если не веруешь? Поэзия это Храм, храм вход в который открыт для всех, вне зависимости от отношения к религии, принадлежности к тем или иным религиозным концессиям и течениям. Но всякий истинный Храм должен иметь свои каноны. Можно быть ярым атеистом, но нельзя отрицать, что Заповеди Божьи должны быть основополагающими основами для настоящих поэтов земли русской. Ибо это не что иное, как общечеловеческие ценности о которых зачастую забывают современные поэты, не поэты а некоторые не поэты не догадываются вовсе!
Можно ли за тысячу рублей купить себе немного Рая? Кусочек Луны можно,а вот Рая наверное нет! Зато войти в Антологию русской поэзии 21 века за тысячу рублей можно! А если это так, то какое отношение данный фолиант имеет к Храму поэзии? Да и можно ли называть поэтами людей пишущих посредственные стихи, стихи в которых не соблюдаются элементарные общечеловеческие ценности?
Странные времена, странные нравы.
Может быть мы просто привыкли к мировым кумирам-растлителям, вороватым банкирам, стреляющим в невинных сограждан милиционерам, к коррумпированным чиновникам и к плохим поэтам стремящимся войти в Великую Русскую поэзию 21 века с дешёвыми, бездарными и а зачастую аморальными произведениями. Может время такое?
С Уважением Евгений Аверьянов.
21. Мария : Тайна составителя Красной Книги
2010-01-14 в 18:25

И если мерзость ненасытна,
а глубина небес - кристальна,
молчи, не потому, что - стыдно,
а потому молчи, что - тайна...

"Это она красная от стыда"(с)
20. Юлия : Анналы
2010-01-14 в 18:12

Да, Геннадий Красников вошёл в анналы и в аналы тоже.
Евгений прав. Тоже приобщилась. Открыла Светлану Кекову:
***
И когда человек,
умирающий прежде конца,
за одеждой своей
на закате вернётся ко мне,
я отвечу ему,
не узнав его рук и лица,
что сосчитан песок,
на морском находящийся дне.

:)
пародист Иванов, ау!
19. Ортодокс : Ну да,
2010-01-14 в 07:38

Ботинки - полуботинки... Да ну, еще намеки тут искать... Тесть, вогнанный в сук, и то забавнее...
18. Н. : Ортодоксу о Пуханове
2010-01-14 в 02:18

Простите,а это, вообще стихи?
Уж не рифмы ли "мести-вместе"
"отца-Отца" их стихами сделали?
А вот намёк на религиозную рознь там есть.
Стихи - слабые. А намёк, мне кажется, не слабый. Хотя в недостихах- и намёк- недонамёк. Но слышим явственно.
Ну какой ещё смысл у этих 4-х строчек о мести?
По-Вашему?
Мерзко находить сие в книге с этаким-то названием.
17. Ортодокс : Сергею - о Пуханове
2010-01-13 в 23:12

Да не в мести тут дело... Можно писать хорошие безбожные стихи и плохие божественные... Эти - просто плохие, безотносительно идеи, вот и все...
16. Сергей : Пуханов
2010-01-13 в 18:58

Приведённый текст Пуханова про месть за сына и отца, которые не будут вместе пред Сыном и Отцом.
Как православная церковь на это стихотворение про религиозную месть смотрит?
15. Евгений Аверьянов : О АНАЛАХ И АННАЛАХ
2010-01-13 в 14:41

Сейчас даже не помню...писал с сарказмом...
Трактовать можно двояко. В первом случае всё хорошо, во втором можно буковку добавить. Отдаю на суд читателя...
14. Ортодокс : Фрейдовская опечатка:)
2010-01-13 в 00:17

известный поэт занесённый в аналы русской литературы
----------------------------

Или так и было задумано?:)
13. Евгений Аверьянов : ОТВЕТ УВАЖАЕМОЙ НАДЕЖДЕ
2010-01-12 в 23:55

Читая иных авторов многочисленных "транснациональных" сборников понимаешь, что многие "произведения" не имеют право на существование. Тем более на сосуществование с состоявшимися литературными произведениями.
Поскольку финансирование осуществляется самими авторами, то указанный сборник становиться неким "транснациональным" самиздатом. Ничего плохого в самиздате нет. Но сколько не говори, - САХАР, во рту слаще не станет. Даже у многомиллионных кумиров есть посредственные стихи. Хуже если у автора все стихи плохие или посредственные. Уверен, что в Антологии русской поэзии должны быть представлены лучшие произведения лучших авторов.
Сложнее отобрать лучшее.
Однажды на юбилее одного литчиновника известный поэт занесённый в аналы русской литературы прочитал посредственное посвящение имениннику.
До сих пор у меня осталось не очень высокое мнение о этом человеке, как поэте. Аналогичное мнение может сложиться у читателей после ознакомления с рядом авторских произведений включенных в Антологию. Страшнее, если такое мнение сложится о всей русской поэзии 21 века.
Иного пути нет. Плохих авторов нужно и должно бить. Желательно без внешних следов и юридических последствий.
С уважением! Е. Аверьянов.
12. Ортодокс : Это Брюсов великий?
2010-01-12 в 23:26

А по-моему, такая бездарь... тем более непонятно, почему он, а не, скажем, Белый...
11. Natalie : Re: К выходу большой антологии "Русская поэзия. XXI век"
2010-01-12 в 18:10

Замысел составителей антологии мне не вполне понятен. От XXI-го века в ней минимум... Остальное - от XX-го.
Непонятен "оригинальный ход" с включением стихов Анненского, Брюсова и т.д. Почему тогда и других не включить, не менее великих той эпохи? И какой вообще в этом смысл? Разве что сравнение их с современными будет не в пользу последних....
10. Н. А. : "НОЧЬ С КРАСНОЙ КНИГОЙ"
2010-01-12 в 16:17

9. Ортодокс : Сорри,
2010-01-12 в 10:38

Парщиков, конечно..:)
8. Ортодокс : Андреев...
2010-01-12 в 10:26

Мда... Чтобы талантливо писать в этом стиле, надо быть Губерманом или Григорьевым...
А где же Чухонцев, Бродский, Пврщивов? Надеюсь, они попали в "и другие", а то как-то совсем непонятно...
7. В.О. : Евг.Аверьянову
2010-01-12 в 10:12

Сразу вспомнилось из мемуаров Эренбурга: в Одессе 20-х был очередной вечер поэзии. В афише, приглашавшей туда, было особо выделено:
"В конце вечера будут бить поэта Шенгели".
Георгия Шенгели, на мой взгляд, бить не за что, а вот нонешних графоманов отлупить следовало бы, это верно. Антологией по мягкому месту...
6. Евгений Аверьянов : Странные времена, странные люди...
2010-01-12 в 09:00

без устали я Вологду вбираю
и страсть свою несчастную терплю
тут Грозный Иоанн ступал на камни
и несравненный Батюшков блуждал
шёл дым из дымарей и выпекали
здесь курники и рыбники хозяйки
и медленные санные обозы
распространялись от села к селу

Это из О.Ермолаевой... наверное диссертации можно писать... а к литературе это имеет отношение???

Да и Андреева придётся бить. Бить нужно за плохие стихи. Поймаю в ЦДЛ и отлуплю в назидание.

А пресловутую Антологию непременно добуду и разнесу в эпиграммах всех "выбившихся в люди" графоманов в ближайшем номере Поэзии МГО и МОО СПР.
5. В. С. : Вопрос составителям
2010-01-12 в 02:55

***
Мне тридцать лет ,
И я созрел для мести
За сына и отца,
За то, что никогда
Их не увижу вместе
У Сына и Отца

В. Пуханов, стр. 371

Ответьте, пожалуйста, какой художественной ценностью
обладает это стихотворение, воспевающее, по сути, месть, если не сказать больше, чтобы его помещать в Антологию РУССКОЙ Поэзии?
4. Ю. В. : про "ухи"
2010-01-11 в 13:35

"...Ведро в картофельных кожурках,
мой первый бант.
К нам в крупновыстроченных бурках
приходит франт.

Как отрастут, корзинкой косы
свяжу близ УХ...
О, мамин крем "Метаморфозы",
"Лебяжий пух"
........................
Ольга Ермолаева. стр.171

Знать, в XXI веке, будем уши "ухами" называть?
Ну, если все вышеприведённые стихи именуются "русской поэзией", то дело к тому и идёт.
А кто может ответить - кем проплачена Антология и её пиар? Кто отбирал авторов? Кто представлял тексты? Удивило отсутствие Глеба Горбовского и многих авторов, сделавших честь русской поэзии, и, наряду с этим, обилие низкопробных текстов. Даже у талантливых авторов, например, Шкляревского выбраны стихи, на мой взгляд, далеко и явно не лучшие.
Неужели любое частное издание, как предполагают читатели, в наше время можно называть "Русской поэзией XXI в" и включать туда валютных графоманов?
И за кого же нас держат?
Пипл схавает?
3. В.О. : мда...
2010-01-11 в 10:53

В семье, как говорится, не без урода. Не стала исключением и Антология. Было ли это неизбежно - вопрос к составителям. Хотелось бы услышать мнение о книге постоянного автора РЛ и одого из авторов Антологии Ст.Минакова.
2. В. А. : Прочитал
2010-01-11 в 06:50

Стыдно и неловко.Неужели за зелень можно попасть в такую книгу?
Её цвет, её величественной оформление, эпатажное название - во многом -спекуляция на лучших образцах изданий и поэзии века ушедшего. А между тем она включает в себя такие шедевры:
Владимир Дагуров
***
Сколько бесценного времени
и вдохновенья в крови
отдано этому вредному.
глупому чувству любви!

Мне, наподобие Разина,
бросить бы в волны любовь,
чтоб просветление разума
приобрести себе вновь.

Пробовал- не получается:
плавать умеет княжна.
плавает и не печалится:
"Я тебе буду жена!"
или вот ещё автор 21 века Владимир Андреев с пошлейшим стишком такого рода:

Я выпил мало. Съел сосиску.
Но опьянел, похоже, в сиську.
Иду, навстречу- дым столбом.
Я тут же в столб вломился лбом.

Из глаз- всё искры, мотоциклы...
Из "Искры" двое вдруг возникли.
........конец цитаты..........
Ещё шедевр В. Андреев:

В марте-месяце весь мир в развитии,
НО ВРЕМЯ ТЕСТЯ ВГОНЯЕТ В СУК.
Однако, полный стакан, извините,
Из суковатых не выронит рук"


????
Это нам предлагают принять за поэзию 21 века.
Кушайте сами, хоть бы и лопатой (" я тихой сапой пью и ем" - цитата из антологии)
Некоторые достойные авторы, такие, как Ольга Ермолаева, например, потребовали вычеркнуть её из авторского состава этой Красной Книги, как её уже успели окрестить осчастливленные читатели.
А я пожалел денег, потраченных на увесистый том.
И чувство стыда "зевесовой волною охлестывает лоб", и "прожигает щеки с изнанки утюгом".
Это я классиков 20-21 века процитировал.
1. Неизвестный, но не Эрнст : Нетерпение
2009-12-10 в 16:50

Скорее бы её увидеть и прочитать

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме