itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Остался теперь в Кенигсберге навеки монумент..."

К годовщине освящения первого православного храма Кенигсберга

0
189
Время на чтение 5 минут
15 сентября 1760 года (4 сентября по ст.ст.) - в этот день прошло торжественное освящение в Кенигсберге первого православного храма во имя Воскресения Христова. Православная община была официально зарегистрирована в Кенигсберге ещё в 1656 году. В последующие годы власти города неоднократно подтверждали её права, определяли ей места для богослужений. Однако собственного здания храма у православных не было. Первый православный храм в Кенигсберге был освящён во время Семилетней войны, когда Восточная Пруссия стала российской губернией, а в Кенигсберге находился российский губернатор. Сразу определимся, что русская армия того времени была православной. В каждом полку по штату существовала полковая церковь и священник при ней. Совершались необходимые богослужения для военнослужащих. После занятия Восточной Пруссии русская армия двинулась дальше, но в нескольких крупных городах остались гарнизоны. Если при гарнизоне была полковая церковь, в ней регулярно совершались богослужения.

В самом Кенигсберге с марта 1758 года стояли Азовский и Архангелогородский пехотные полки. Походные полковые церкви попеременно развёртывались в королевском замке и считались гарнизонной церковью. Довольно быстро Кенигсберг стал тыловым городом. Оставшимся в нём полкам следовало присоединиться к сражающейся армии. С полками уходили и их священники. Между тем потребность в проведении в Кенигсберге постоянных богослужений даже увеличилась. В городе появилось довольно много русских чиновников и членов их семей. Число русских купцов из-за войны также увеличилось: они снабжали действующую армию всем необходимым, а коммуникации проходили через Восточную Пруссию. В связи с таким изменением обстановки российский губернатор провинции Корф в августе 1758 года обратился к императрице с просьбой "отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью". Речь шла о создании в этих трёх городах постоянных православных храмов. Императрица Елизавета Петровна просьбу кенигсбергского губернатора рассмотрела и в апреле 1759 года велела Святейшему Синоду "...в Кенигсберге, Пиллау и Мемеле подготовить удобные домы, или тамошные публичные кирхи". Пока решался вопрос, богослужения в Кенигсберге продолжали проводиться священниками различных полков, оказывавшихся там время от времени. Кроме зала королевского замка для проведения православных богослужений с 1758 года использовалась так называемая французская кирха, община которой к тому времени практически вымерла. Но эта кирха оказалась слишком мала для наличного в Кенигсберге числа православных, поэтому нужно было искать более вместительное помещение. Губернатор Корф предложил прибывшему из Санкт-Петербурга архимандриту Ефрему на выбор шесть зданий или помещений в восточно-прусской столице. Глава русской духовной миссии выбрал из них так называемую Штайндаммскую кирху.

Андрей Тимофеевич Болотов в 82-м письме своих "Записок" сообщает: "Относительно до церкви скажу вам, что до того времени довольствовались мы только маленькою, полковою, поставленную в одном доме; но как Кенигсберг мы себе прочили на должайшее время и может быть на век, то во все минувшее время помышляемо было уже о том, где-б можно было нам сделать порядочную для всех россиян церковь, которая и нужна была как по множеству нашего народа, так и потому, что императрице было угодно прислать к нам туда для служения и архимандрита со свитою, певчими и со всем прибором. Сперва думали было достраивать находившуюся на парадном месте огромную кирху, начатую давно уже строить, но строение которой за чем-то остановилось; но как оказалось, что к отделке сей потребна великая сумма, а построенные стены не слишком были прочны и надёжны, то решились наконец велеть пруссакам опростать одну из их кирок, и сию-то кирку надобно было нам тогда освятить и превратить из лютеранской в греческую..."

Штайндаммской кирхой с 1526 года пользовались лютеране-поляки. Их число в Кенигсберге ко временам Семилетней войны также изрядно уменьшилось, община почти вымерла, и использование православными Штайндаммской кирхи не вызвало никаких межконфессиональных проблем. Ну а кирхи куда более многочисленных немецких общин оставались в их распоряжении всё время пребывания русских войск в Кенигсберге. Штайндаммскую кирху предстояло перестроить. Об этом Андрей Болотов писал в том же 82 письме: "Главнейшее затруднение при сем деле было хотя то, чтоб снять с помянутого высокого шипца обыкновенного их петуха и поставить вместо того крест на оный, однако мы произвели и сие. Отысканы были люди, отважившиеся взлесть на самый верх оной башни и снять не только петуха, но и вынуть из яблока тот свёрнутый трубкой медный лист, который есть у иностранных обыкновение полагать в яблоко на каждой церкви, и на котором листе вырезывают они письмена, означающие историю той церкви, как, например, когда она? по какому случаю? кем? каким коштом? какими мастерами и при каком владетеле построена и освящена, и так далее. Мне случилось самому видеть оный вынутый старинный лист, по которому означалось, что церковь та построена была более, нежели за двести лет до того. И мы положили его опять туда, присовокупив к тому другой и новый, с вырезанными также на нем латинскими письменами, означающими помянутое превращение оной из лютеранского в греческую, с означением времени, когда, по чьему повелению и кем сие произведено. А посему и остался теперь в Кенигсберге на веки монумент, означающий, что мы, россияне, некогда им владели и что управлял им наш генерал Корф и производил сие превращение".

Итак, петух был заменён на крест. Из Петербурга были присланы и смонтированы иконостас, "...написанный прекрасно на камке и довольно великолепный... прочая церковныя утварь и ризница на славу, очень богатая и великолепная", киоты, люстры с изображением орлов... Местные кенигсбергские художники Крауз и Кнопке изготовили для храма четыре алтарные иконы. В целом, ремонт и переделка интерьера храма обошлась в 6600 талеров. И вот, 15 сентября 1760 года храм был освящён во имя Воскресения Христова. Богослужение при освящении храма вызвало большое любопытство местного немецкого населения. Русские чиновники и офицеры, бывшие в те годы в Кенигсберге, неизменно отмечают присутствие большого числа местных жителей-протестантов на православных богослужениях. Андрей Болотов так писал об этом: "И как в сей церкви и служение производилось всегда на пышной ноге, с прекрасными певчими, и как архимандритом, так и бывшими с ним, иеромонахами сказываны были всегда разумные проповеди, то все сие тамошним жителям так полюбилось, что не было ни одной почти обедни, в которую не приходило бы по нескольку человек из тамошних зрителей для смотрения".

Ещё более немцев сбегались смотреть на крестный ход от Воскресенского храма к берегу Преголи, великое освящение воды и купание в Иордане, которые проводились на праздник Богоявления по распоряжению очередного российского губернатора Пруссии Василия Суворова (отца знаменитого полководца). Многие жители Кенигсберга перешли в те годы в православную веру. В архивах сохранились их списки. Православный Воскресенский храм действовал где-то до конца лета 1762 года. С завершением Семилетней войны Восточную Пруссию покинуло большинство русских, оказавшихся там в связи с обстоятельствами военного времени. Нужда в большом культовом здании отпала. Хотя прусские власти предлагали сохранить храм как православный, его иконостас, церковная утварь, облачения, книги и прочее были упакованы в ящики, вывезены на галеоте в Санкт-Петербург и оставлены на хранение в Александро-Невской лавре. Впоследствии оборудование кенигсбергского православного храма было распределено между различными приходами, имевшими в нём нужду. Люстры с изображением двуглавых орлов остались немцам на память и висели в Штайндаммской кирхе вплоть до Второй мировой войны. В войну кирха была сильно разрушена, а в 50-е годы окончательно разобрана. Фундамент кирхи ныне скрыт асфальтом. По месту, где она стояла, в 50-е годы был проложен Ленинский проспект.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Бирюков
«Россия» во мгле
Размышления над символикой праздника «Алые паруса»
30.06.2021
Сон веры рождает чудовищ
Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути
18.05.2021
Август Коцебу
К 260-летию со дня рождения
04.05.2021
Я плачу русскими слезами, я верю русскою душой…
К 150-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Жуковского
31.03.2021
Все статьи Протоиерей Георгий Бирюков
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06