Такими словами Милорад Вучелич (главный редактор крупного сербского патриотического журнала "Печать") оценивает ситуацию, складывающуюся после того, как нынешнее белградское правительство фактически признало независимость Косово. Причём эта сдача преподносится в демСМИ как глубоко выверенный шаг, сопоставимый с мудростью Де Голля.
Речь идёт, разумеется не о Движении Сопротивления, а о том, что в 1962 году Де Голль после многолетней борьбы уступил Алжиру независимость. Решение было непростым и тогдашнему лидеру Франции оно далось непросто. И стоило многого.
И вот теперь, президентские пиарщики из Белграда пытаются нарисовать в сознании сербских граждан портрет Тадича, используя аналогии и с Де Голлем, и даже едва ли не с Александром Македонским, разрубающим Гордиев узел косовской проблемы.
Проблема состоит вот в чем.
"Одним из главных элементов реального государственного суверенитета является контроль государственных границ. И наоборот, отсутствие охраняемых границ является верным признаком того, что государство контролирует всю территорию", - пишет известный аналитик Коста Чавошки.
Косовские сербы, населяющие северную часть Косова, категорически не согласны отделяться от Сербии границей, а "употребить силу рискованно как для косовских албанцев, так и для их европейских покровителей. Поэтому для оных покровителей наилучшим решением проблемы будет то, что сербы сами закроют границу Косова на севере этого края". И в обмен на эту услугу - о чем уже Солана договорился с шефом сербского МВД Дачичем - обещана либерализация визового режима для граждан Сербии.
* * *
Итак, Тадич отгораживается от сербского анклава в северной части КосМета, а его пиарщики тренируются в остроумии, проводя псевдоисторические параллели.
Дело в том, что во всей двухсотлетней истории новосербской государственности невозможно сыскать правительство, которое вело бы себя аналогично нынешней белградской власти. Чередовались династии, менялись внешнеполитические векторы, но неизменным было одно: собирание земель и попечение о соплеменниках.
Даже генерал Милан Недич, возглавлявший администрацию Сербии во время немецкой оккупации, нашёл способ оставить жителей северной части Косова в границах правового пространства пусть и подконтрольного нацистам, но всё же Сербского государства. Во всяком случае, жители этой части Косова были избавлены от счастья быть гражданами "Великой Албании".
Не имея возможности отыскать в сербской истории того, кого бы можно было преподнести "политическим предтечей" Тадича, пиарщикам пришлось выстраивать ассоциацию с Де Голлем.
* * *
Впрочем, в Сербии существует целый ряд серьёзных и влиятельных изданий, чьи тексты не только разгоняют пиаровский туман, но и подталкивают людей на вполне конкретные благородные поступки, связанные со страждущим сербским народом Косова и Метохии.
Вот, что сообщает специальный корреспондент в Белграде Ранко Гойкович: "Предприниматель Мирко Весич прочитал в газете "Правда" рассказ писателя Момира Лазича, в котором повествуется о человеколюбивом поступке Милицы Хаджиябдич, которая заботилась о гостивших у неё сербских детях из Косова и Метохии. Этот пример вдохновил его принять у себя дома девятерых детей, осиротевших ещё в июле "миротворческого лета 1999 года".
По благословению владыки Артемия эти дети, в качестве гостей Мирко, путешествовали по городам и монастырям Сербии. Белград, Нови Сад, Кикинда, Крагуевац, монастыри Фрушка-горы принимали маленьких гостей из крупнейшего в мире концентрационного лагеря.
Своим искренним благочестием дети тронули сердца всех тех, кому довелось соприкоснуться с ними: начиная от игумена монастыря Велика Ремета о. Стефана (Вучковича) и до семьи главного редактора газеты "Збиля" вышеупомянутого Момира Лазича.
Газета "Збиля" ежегодно вот уже в течении 15 лет организовывает караваны помощи детям Косова и Метохии, в организацию которых включены многие организации и частные лица как из Сербии, так и из диаспоры.
"Даст Бог, такие благочестивые примеры отворят сердца обеспеченных сербов для делания конкретных добрых дел, поддерживающих конкретных детей, находящихся по ту сторону "косовской стены". И эти добрые дела не только помогут спастись от отчаяния сербскому сообществу КосМета", завершает своё сообщение Ранко Гойкович, "но и помогут в подвиге спасения души самим благотворителям".
* * *
Сербский народ сейчас, как и сто лет назад разделён между четырьмя государствами, а собственно Сербия неуклонно ужимается к границам 1912 года. Тем не менее, хотелось бы провести параллель не с началом ХХ века, а с концом ХV. Тогда последние владения сербских князей окончательно потеряли остатки суверенитета, и древняя докосовская Сербия великой династии Неманичей растворилась в Османской империи.
Но именно тогда растворились и барьеры, раздиравшие Сербство. И именно тогда все те, кто исполняли завет святителя Саввы, стали единым народом, пусть и порабощенным иноверцами.
Наверное, нынешнее положение сербов уместнее сравнить именно с тем временем. Тогда отпадает нужда отыскивать "политических предтеч" нынешнего президента Тадича, ибо что взять с обычного вассала?
Что же касается сербского народа, то для тех, кто под османами выжил и остался самим собой, не составит особой проблемы выжить под евроатлантистами. Выжить и делать те самые малые дела милосердия, которые и помогают людям остаться самими собою. И остаться со Христом.
Какие бы стены не городили очередные вассалы иноверцев.