Радует, конечно, что у нас появились политики, заявляющие об уважении чувств верующих. Но означает ли это, что отныне недостойны уважения и люди, далекие от религии? А таковых в Украине по-прежнему большинство - не считать же верующими тех, кто допускает существование "некоего разума, наблюдающего за нами сверху" (по меткому замечанию кого-то из православных миссионеров, это определение "бабы Дуни с 16-го этажа, которая все про всех знает"). Так почему же у атеистов не спрашивают согласия на то, чтобы их налоги шли на устроение религиозных шоу?
Даже если допустить, что на земле с тысячелетней историей православия внешне православные мероприятия являются данью традиции, то к чему тогда участие в нем католиков, миафизитов, иудеев, магометан и протестантов? Тем более что для истинных верующих всех перечисленных конфессий подобные "молебны" являются высшей формой унижения. Дело в том, что деноминации, главы которых участвуют в президентских молебнах, определяют друг друга еретическими, тогда как установленные самими апостолами правила (а потому признаваемые всеми христианскими конфессиями), гласят: "Епископ, пресвитер или диакон, только лишь помолившийся с еретиками, да будет отлучен".
Что же касается уже отлученного "Филарета", по злой иронии судьбы возглавляющего эти "молебны", то согласно апостольским правилам "помолившийся с отлученным, хотя бы то в доме было, да будет отлучен". Не случайно подобные мероприятия игнорирует предстоятель крупнейшей конфессии Украины, по количеству прихожан превышающей все остальные вместе взятые.
Но это вопросы даже не к президенту с его раздачами Благодатного огня, преломлениями хлебов и экуменическими молебнами. Похоже, этот человек - "хромая утка" не только с политической, но, увы, и с духовной точки зрения: для верующего человека нет ничего страшнее, чем недостойное причастие. А именно это произошло на Афоне в позапрошлом году, когда, по словам митрополита Агафангела, "президент причащался и сказал, что к Филарету больше не вернется".
Подобными вопросами скорее должны задаться участники президентского действа Литвин и Тимошенко, рассчитывающие на продолжение своего пребывания во власти.
Но если "молитва" совместная, значит, глава парламента солидаризовался с произнесшим ее Денисенко в том, что Бог дал Украине замечательного президента при бессовестных депутатах (включая и главу депутатского корпуса, и членов фракции его имени).
А глава правительства, пригласившая в Украину предстоятеля Русской Православной Церкви, следует понимать, поддержала определение последнего как "пастыря, который приходит извне только для того, чтобы украсть, убить и погубить".
Тут, кстати, не мешало бы самому Денисенко вспомнить, что "извне" пришли на нашу землю и апостол Андрей, и равноапостольные Кирилл и Мефодий, и первые киевские епископы, назначавшиеся в Византии. В конце концов, тот же Филарет был местоблюстителем московского престола и не стал предстоятелем Русской Православной Церкви лишь потому, что его начальники по линии идеологического отдела ЦК КПСС внезапно утратили всю полноту власти в стране. Это и позволило архиерейскому собору "без рекомендаций свыше" избрать гораздо более достойного.
Не был ли Филарет "извне" в глазах нынешних его почитателей, когда срывал отпевание Василя Стуса, обвинял в разжигании национальной розни Михаила Горыня, Олеся Шевченко, Левка Лукьяненко? Не этому ли "образцовому патриоту своего отечества" (по словам Ющенко) 318 клириков УПЦ и УАПЦ напомнили на страницах парламентского "Голоса Украины" выражения образца 1991 г.: "демократию надо давить танками", "украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид"?
Впрочем, разбор всей той несуразицы, которую произносит Денисенко, - занятие столь же неблагодарное, сколь и анализ нравоучений его духовного чада - Ющенко. Как констатирует пресс-служба УПЦ, "Раньше Филарет был прекрасным богословом, на сегодняшний день он просто болтун".
Но, допустим и даже поверим, что Тимошенко, Литвин и Янукович (в 2007 г. он также засветился на президентском "молебне") не вдаются в богословские тонкости. Но разве не могут они не понимать, что молитва без предстоятеля крупнейшей религиозной конфессии только усилит всю сложность межрелигиозных отношений в Украине.
По крайней мере, если уж вы называете себя христианами, то должны знать (как знает это любой руководитель в вожделенной вами Европе), что молитва - дело глубоко личное. "Когда молитесь, не будьте как лицемеры, которые любят молиться в синагогах и на перекрестках, чтобы видели их люди. Истинно говорю, что они уже получают награду свою, - предупреждал Христос. - Но ты, когда молишься, уйди к себе, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:4, 6). Может, потому Украине и не воздается, что не так и не те молятся? Вспомним, что именно экуменические молитвы под предводительством Денисенко венчали майданные действа в 2004 г. Что имеем в результате, все знают.
Но в том-то и дело, что не могут наши лидеры и лидерки отказаться от роли подсвечников по праздникам. Потому что действуют по законам не Божьим, а пиара. И как не метнуться тут в поисках свечи, когда "у прямому ефiрi заходи транслюються НТКУ, "5-м каналом", НРКУ та Всесвiтньою службою "УТР"?
Так, может, и не такая уж верующая наша правящая троица? Ладно, пусть не осознают они, что беганье на Пасху по храмам четырех конфессий равнозначно предательству собственных убеждений (хотя бы потому, что cоnfessio на латыни - исповедание), но ведь в каждой из этих общин читаются строки из Послания апостола Павла к галатам: "любовью служите друг другу... Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом". Видим ли мы в отношениях наших "богомольцев" что-либо, кроме грызни? Разве что в момент выклянчивания очередного транша. Но и это не любовь, а одно лишь лицемерие.
Способны ли вообще на истинную веру бывшие пропагандисты - отличники факультета идеологических кадров Университета марксизма-ленинизма, или, скажем, бывшие сотрудники аппарата ЦК КПУ, обогатившие педагогическую науку диссертациями вроде "Деятельность Коммунистической партии Украины по усовершенствованию подготовки преподавателей общественных дисциплин"? Безусловно, способны. Пример чему - тот же апостол Павел, бывший гонитель христиан и чуть ли не первый виднейший идеолог этих гонений. Но Павел не уставал в этом публично каяться. Слышали ли мы хотя бы вздох раскаянья в своем партноменклатурном прошлом от тех, кто и сегодня нас ведет в "счастливое будущее"?
А может быть, им кажется, что их земные успехи - свидетельство богоизбранности? Вот и "представители разных конфессий" пред ними преклоняются (на президентском шоу главы конфессий молились лицом к президенту, премьеру и спикеру ВР, вместо того чтобы повернуться к иконостасу и алтарю).
Людям, привыкшим к лицемерию собственных подчиненных, очень трудно понять, что поклоняются не им, а их должностям. Осел, верхом на котором Христос въезжал в Иерусалим, также думал, что "Осанна" кричали ему.
Дмитрий Скворцов , "2000" (Киев)