Поэтический мир Игоря Саначева

Игорь СаначевИгорь Саначев закончил в 1984 году исторический факультет Дальневосточного государственного университета во Владивостоке и скоро, поступив в аспирантуру ЛГУ им. А.А.Жданова, оказался в диаметрально противоположной географической точке нашей, огромной пока еще, страны, в Ленинграде. Этот анабасис для нашего автора становится, впрочем, не столько пространственным перемещением, сколько символической формой для социально-философского и поэтического мировидения и смысловыражения. Поэтический мир Игоря Саначева является нам сквозь призму единого имперского пространства, мистического тела державы (Россия, Советский Союз). Темы народной почвы, русской традиции, борьбы с враждебно-гибельным окружением и возможности грядущего духовного возрождения и спасения отныне становятся доминирующими в умонастроении поэта.

Империи приходят не навеки -
Как ослепительный небесный метеор,
Они проносятся по согбенной планете,
Сметая мусор, души, грязь и сор.
Империи приходят и уходят,
Но свет их следа, что горит во тьме,
Он будет нитью путевой народа,
Надеждой будет он тебе и мне.

(«Советскому Союзу»)

Мысль автора воспаряет над временными, исторически-преходящими рамками восприятия действительности. Поэтика Игоря Саначева онтологична и аксиологична одновременно. Наш автор выражает как эссенциалистскую уверенность в безотносительной незыблемости и абсолютности добра, так и в необходимости борьбы со злом, активном ценностном противостоянии силам зла. Империя исчезает не навсегда, а, подобно граду Китежу, сокрытому в пучине Светлояра, в последние времена вновь вздымается на страх врагам, во всем своем грозном блеске и державном величии... Но этот исход еще надо заслужить, вымолить и выстрадать...

Вторая половина 80-х годов прошлого века многими нашими современниками оптимистично переживалась как начало социальных перемен, духовного обновления, как возможность постепенного изживания закостенелых рудиментов брежневского застоя, становления демократии, утверждения гласности и т.д. «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза» - пел популярный в то время ленинградский рок-музыкант В. Цой. И мало кто предполагал, какие злокозненные и противоположные декларируемым, результаты будет иметь чаемая людьми «перестройка».

Ну вот смешно: переругались крысы.
Расхитили и предали страну,
И ухитрились кровь народа выпить,
Устроили гражданскую войну,
И, алча крови, все раздулись страшно,
Пытаясь показать: вот я каков
И банда оголтелых волкодлаков
В крови терзает стадо дураков.

(«Властям России»)

«Ветер перемен» вскоре «сдует» в небытие несокрушимую мощь державы, политическую гордость и имперское величие, государственную честь и народные сбережения... «Умерла Расея, Родина моя...» - восклицает поэт Игорь Саначев в повести «Великоросска». [1] Великий и могучий Советский Союз рухнул почти в одночасье, похоронив под обломками и тогдашних искренних провозвестников «перестройки» и поборников социальных реформ.

Одни руины и погосты,
Да сгнившие кресты в окнах,
Да души, полные коросты.
И что теперь? Куда идем?...
И где теперь страна моя?[2]

Не все наивно-восторженные ленинградские старики и старушки, из тех, что голосовали в 1991 г. на выборах мэра Ленинграда за А.Собчака и на выборах президента РСФСР за Б.Ельцина, дожили до дня сегодняшнего. [3]

Не обошлось здесь, как и всегда в эпохи крушения империй, и без скрыто-подпольной работы врагов-коллаборационистов и агентов мировой закулисы - горбачевых, яковлевых, козыревых, коротичей... Несть им числа!

Забудут многое о том,
Что это было, как, откуда,
Но, глядя на твой лоб с пятном,
Потомки спросят: Ты, Иуда?!


«Перестройка», превратившаяся, по меткому выражению А.Зиновьева, в «катастройку», стала той гибельной круговертью, которая обнажила подспудные, тайно-мистические тенденции мирового развития, дотоле пребывавшие не явно.

Игорь Саначев уже в то время провидчески ощущал социальный обман, который таил в себе разрушительнейший проект перестройки, предлагаемый ее прорабом -

Не видно в темноте мерцанья звезд.
Тупик. Черно. Ни выхода, ни входа.
Лишь одинокий шелудивый пес...
Зал проституток аплодировал убийце,
Христопродавцу, вору, подлецу.

Я жил в своей большой стране -
И вдруг прорабы перестройки
Похабно взвыв, сказали мне,
Что жизнь я прожил на помойке.


Лейтмотив социальной смыслоутраты становится главным в творчестве И. Саначева, наверное, в начале 90-х годов. Тогда появились его первые литературно-критические и публицистические печатные труды (статьи «Троянский конь», «И не будет ни эллина, ни иудея», «HOMO ABSORBATOR» в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Русь» и др.).

Игорь Саначев много и плодотворно писал и ранее, в студенческие годы, но писательской зрелости его творчество достигает к исходу 90-х годов. В это время появляются сборник «В середине жизни» (1998), повесть «Великоросска» (2005) [4], сборник стихов «Рожденный в Советском Союзе» (2006). Уже в этот ранний период творчества вызревают его основные идеи и образы, достигшие к концу 90-х годов своей завершенности и отточенности. Именно здесь, присущий автору тонкий лиризм гармонично обрамляет его социально-гротескные зарисовки. Любовная лирика, натурфилософские созерцательно-рефлексивные поэтические тексты пронизаны в творчестве И. Саначева гражданственно-политической, почти плакатно-карикатурной экспрессией. Эту особенность писательского стиля нашего автора мы и можем зафиксировать как основополагающую.

Ночь улыбнулась каплями дождя,
Земля вздохнула холодом и болью,
И дождь упал, таинственно звеня,
Замерз небес пролившеюся кровью.


Острая социально-политическая проблематика стихотворений Игоря Саначева органично вытекает из его выверенной гражданской позиции, которая всегда была основана на любви к Родине, русской традиции и культуре и никак не зависела от многочисленных модных идейных поветрий (от неомонархизма до лимоновского национал-большевизма или анпиловского поп-коммунизма). Игоря Саначева, конечно, можно (и даже нужно) назвать патриотом, но, разумеется, не тем «записным патриотом», для которых любовь к России и русскому народу выражается в конференциальных словопрениях и кухонных, «под водку», разговорах, а тем настоящим живым носителем русской идеи, для которого каждый исторический миг жизни любимой Родины исполнен огромного смысла и значения.

Новый сборник стихов Игоря Саначева «Транссибирский экспресс», изданный в издательстве «РУССКИЙ ОСТРОВ» адресован широкому кругу любителей русской поэзии и, надеемся, порадует и самого взыскательного читателя.
Олег Валерьевич Самылов, кандидат философских наук, доцент

СНОСКИ:
1. Саначев И.Д. Великоросска. Вологда. 2006. С. 261.
2. Саначев Игорь. Рожденный в Советском Союзе. СПб., 2006. С. 9. Далее цитаты из этого сборника.
3. Автору этих строк в 1991 году довелось работать в одной районной избирательной комиссии Ленинграда. Могу с прискорбием засвидетельствовать это удивительное стремление большинства горожан выбрать для страны и города на многие годы удавку государственного хаоса, разрушения и социальной пауперизации.
4. Эта повесть была высоко оценена писателем Василием Беловым.

+ + +


По вопросам оптового приобретения книги можно обращаться по адресу: os@rusk.ru
Желающих приобрести единичный экземпляр книги просим направлять заказы по адресу: 199053, Санкт-Петербург, В.О., 4-я линия, 13, предприятие «ФОЛИКОМ» (книга-почтой), тел для справок (812) 323-70-04
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Самылов:
«Русская консервативная мысль и современная Россия»
Олег Самылов о круглом столе в Университете путей сообщения Императора Александра I
12.11.2015
Магистрали Победы
Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): история и современность
06.05.2015
«Застигнутые ночью»
В издательстве «Русский Остров» вышла в свет книга петербургских писателей Николая Коняева и Александра Образцова
05.06.2012
Все статьи автора