Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мир Христов - не мир крикунов...

Игумен  Даниил  (Гридченко), Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 26.06.2009

Честно говоря, бурная реакция на мою статью, опубликованную на "Русской линии" 9 июня сего года, несколько удивила. Кажется, в ней не содержится ничего такого, о чём раньше, так или иначе, не говорили бы люди более авторитетные и компетентные. Кто-то хвалит, кто-то ругается - и это нормально, - горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк. 6:26)... Впрочем, прозвучали и недоуменные вопросы, что уже само по себе - повод для дополнительных высказываний.

Во-первых, что касается патриаршего благословения - причащать на Пасху "всех без разбора"... Естественно, как насельники ставропигиального монастыря, мы его исполнили. Причащались все желающие и, похоже, что и... "нежелающие"... Во всяком случае, приходилось слышать и такое: причастился (-ась) без подготовки, а совесть обличает... Неспокойная совесть, кстати, - явный признак её наличия...

Конечно, смысл благословения патриарха понятен. Он тот же, что и в пасхальном "Слове" Иоанна Златоуста - всем быть причастником торжества... Однако, есть нюансы, которых трудно не заметить - святитель жил во времена, когда, например, о Троичности Божества рассуждали даже рыночные торговки. Теперь же - человек, подходящий к Чаше и не понимающий, к чему он, собственно, приступает - явление обычное. Возможно, незнание отчасти его оправдывает. Вряд ли оно извиняет причащающего священника. Между прочим, исповедь в данном случае - особенно для тех, кто исповедуется впервые, а на Пасху таких немало - есть то самое миссионерство, в противодействии которому меня яростно обвиняют.

Небезызвестный полемист господин Фролов обозвал мои рассуждения "опусом полным миссиофобской демагогии". Хотелось бы услышать, в чём она заключается конкретно. Впрочем, не сомневаюсь: ничего, кроме разного рода оскорблений тут не добьёшься. Личные инсинуации - любимый метод ведения полемики всякого, не позволяющего усмотреть даже гипотетическую возможность собственной неправоты.

Быть противником миссионерства я не могу по одной весьма простой причине (тут уж, извините, поневоле придётся коснуться фактов личной биографии). Моя вера - его самый непосредственный плод. Только это было подлинное миссионерство, а не дешёвый популизм под его вывеской. Вера утверждалась потому, что она сопрягалась с любовью. Прежде всего, духовника - человека святой жизни, замечательного священника и миссионера, ныне покойного о. Дмитрия Дудко. Собственно говоря, сама его жизнь делала слова о Христе не медью звенящей... Для меня, во всяком случае... Так что и крещение на последнем курсе института и приход в монастырь через год после крещения совершились самым естественным образом. А год, между прочим, был 1982-ой - время, когда за веру ещё и сажали. Пару лет за распространение ксерокопий - казалось бы безобидных семинарских конспектов - срок вполне реальный...

Совсем другого рода претензии у некоего монаха Хризостома. Здесь уже, так сказать, "наезд справа". Причём, почему-то, по поводу статьи чуть ли не семилетней давности. Автор ехидного и несколько сумбурного текста обвиняет меня в унынии и нелюбви к монашеству. Позволю себе не согласиться. Это не совсем соответствует действительности. Вернее, совсем не соответствует. При наличии грехов существующих, взваливать на себя груз "несуществующих" - занятие непродуктивное. Вряд ли устойчивая неприязнь к монастырской жизни позволила бы удержаться в ней в течение четверти века. Вообще-то у нас другая тема и распространяться тут не хочется, но, всё-таки, повторюсь: монашество монашеству рознь. Чтобы не быть голословным абсолютно, приведу лишь слова афонского старца Паисия - человека, понимающего в монашестве, по-видимому, более монаха Хризостома, и уж тем более меня... "Самым большим беспорядком в монастыре является мирской порядок с военной дисциплиной, который не только утомляет, особенно современный уставший мир, но и изгоняет святую простоту, расточает духовные и телесные силы на земное, из-за чего человек забывает Бога". И ещё, - "люди устроителям этой системы представляются чурбанами, и они безжалостно обтёсывают их, и, несмотря на то, что люди от этого страдают, радуются тем квадратам, которые из них делают (в стиле кубистов)". К сожалению, "монашество" подобного рода - явление довольно распространённое.

Ещё раз повторюсь - дата написания статьи - самое начало двухтысячных годов - время, в своём роде специфическое - пик так называемой "борьбы с ИНН". Когда родной монастырь становится чуть ли не её эпицентром, а именно таковым была тогда Оптина Пустынь, невольно начинаешь задумываться о целесообразности в нём пребывания. Для устроения иноческой жизни, очевидно, состояние массового психоза - не самая подходящая обстановка. Отсюда, кстати, и "специфически-унылое" настроение. Однако заблуждения имеют свойство проходить. Не у всех, к сожалению...

Наш недобрый мир, своё зло проявляет по-разному. Иногда жестокостью, иногда глупостью, сейчас же, как представляется, преимущественно пошлостью. Не случайно разного рода кривляющиеся персонажи, так называемые "звёзды", выставляются главными "героями" нашего времени. Грехи всепобеждающих пошлости и цинизма становятся тем злом, которым разрушается и мир и Россия. Если они коснутся жизни Церкви, - а такая опасность существует - они расстроят и её. Поэтому на это, а не на какие-то чипы и штрих-коды, которые есть лишь естественное приложение, антураж современной жизни, стоит обратить внимание нашим "ревнителям". Впрочем, равно как и миссионерам.

За последние двадцать лет, за время управления Церковью почившим патриархом, в ней сформировался определённый строй - достаточно ровный, без явных разделений по возрастным и социальным признакам. Плох он или хорош, судить не мне. Но как показывает священнический опыт, люди, приходящие в Церковь, в большинстве своём понимают, что главное в духовной жизни - участие в Таинствах, пост, молитва. Без неё сама эта жизнь превращается в карикатуру или исчезает совсем. Слова преподобного Серафима о стяжании мирного духа и тысячах спасающихся вокруг его обладателей - отнюдь не фикция. Так что глупо строить на песке, когда положено твёрдое основание. Но, кажется, именно к этому призывают сейчас некоторые не чувствующие меры, особо рьяные "миссионеры", пытающиеся превратить Церковь чуть ли не в модную молодёжную тусовку. Иные их "ужимки" и "прыжки" - чистой воды провокация. Как, например, пафосный призыв вышеуказанного господина Фролова "разрушить Карфаген лжи и антимиссионерской пропаганды". Бог, как говориться, в помощь. Жаль только, если сил потраченных на разрушение, на созидание уже не хватит.
Игумен Даниил (Гридченко), Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Юрий : Уточнение
2009-12-28 в 17:56

Уважаемый отец Даниил!
Я с удовольствием читаю Ваши статьи и во многом согласен с Вами, но хочу сделать небольшое уточнение: в 1982 году уже не сажали! Я беспрепятственно распространял церковную литературу в ксероксах, а более того - в 1983 году так же беспрепятственно венчался. За мной надзирал один майор, но уже никто не трогал. То есть, не стоит героизировать прошлое )) Извините, ради Бога!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме