VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)" /> VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)" /> VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)" />

И.А.Ильин и Православие

Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)

Дорогие братья и сестры! Современная Россия решает острую проблему, которую решал и Иван Александрович Ильин, - проблему соединения отечественных традиций и процессов обновления. Прежней России не будет, писал он. Будет новая Россия, но по-прежнему - Россия.

Наследие И.А. Ильина вышло на первый план образованного современного сознания и объединяет все нравственно здоровые силы России независимо от их партийной принадлежности. Чем же оно вносит общегражданское согласие в наши души? Прозрачной ясностью изложения великого духовного опыта, который представлен Православием и русской классической культурой, нравственной обоснованностью выводов из политических и социально-экономических исследований, национально-патриотической направленностью идей, свободных от самодовольства, исторической правдивостью в изложении психологии и политики большевизма, отношений "Россия - Запад"; верной исторической прогностикой, убедительностью изложения "пути духовного обновления", ценностных основ бытия человека, семьи, воспитания, Родины, правосознания и государства, труда и собственности, воинского и иного служения Отечеству.

"Имя русского религиозного философа и национального мыслителя Ивана Александровича Ильина - отмечает составитель собрания сочинений И.А. Ильина Ю.Т. Лисица, - мощно ворвалось в жизнь России конца XX столетия, естественно легло в русскую верующую душу и укоренилось в сердце человека русской культуры. Гражданин, любящий свою Отчизну и свой народ, болеющий за свою Родину, не может не отозваться на пламенное слово Ильина, потому что как у настоящего ученого слово это - точное, как у сильного философа - глубокое, как у мудрого педагога - строгое, как у истинного художника - образное, как у прекрасного стилиста - изящное" [1].
Ильин своим наследием вернул нам, ныне живущим в России, подлинную Россию во всей ее богоочарованности, культурном великолепии и многоголосии, душевной щедрости и духовного благородства. Ильин возвращает нам российское национальное самосознание и достоинство, российский характер и волю к совершенству. И все это изложено Ильиным по-пушкински ясно и точно, без ненависти и злобы. Только вздох печали и сострадания трагедии и мукам народа, и вместе с тем всегда - "солнечная" перспектива.
И.А. Ильин в многоликости России прозревал то, что Господь задумал о ней. Поэтому он верен был до своей кончины замыслу Божию о России, зорко видел те круги, которые "варят антихриста" и завещал: "Эту линию духа, нить духа - надо по-ариадниному вести через весь лабиринт Минотавра".
Его работы целительны для каждого, кто не остудился окончательно сердцем; не важно, православный ли это человек, буддист или мусульманин. Классическое изложение Ильиным национального самосознания, патриотизма, Родины, своеобразия России, ее культуры не задевает национального достоинства иных этносов и этнокультур. И все это потому, что Ильин исходил из вселенского дыхания Православия. Все выверено, продумано, и найдены единственно верные слова. Такая поразительная простота, точность и легкость изложения обнажает ответственность, ежедневный труд над мыслью и словом.

Творчество И.А. Ильина можно определить как учение о совершенстве Бога и человека, Православия и русской культуры. Ильин выстраивает такой единый смысловой ряд: совершенство Божие - дух человека как образ совершенства Божия - равноценность достоинства каждого человека и народа - совершенство как инвариант различных национальных культур - сверхклассовая духовная солидарность людей и народов. Эта смысловая связь и есть вселенское дыхание Православия, не замыкающееся в национальных границах. Такая связь проходит сквозь сословные, классовые, национальные, индивидуально-личностные перегородки и служит абсолютной основой взаимного признания людьми и народами себя как равноценных субъектов, основой взаимного доверия, верности, взаимопомощи и солидарности.

Логика И.А. Ильина такая. Совершенство Божие - абсолютный первоисток совершенства земного. Совершенство открывается совершенному же чувству - любви. Любовь переживает совершенство эмоционально целостно, верование же постигает его духовно целостно. Истина, добро и красота - это разные проекции одного и того же - совершенства.

Любовь к совершенству, подчеркивал И.А. Ильин, не есть аффектированная фраза или сентиментальная выдумка, "но живая реальность и притом величайшая движущая сила человеческого духа и человеческой истории. Поколение людей, которому это чувство чуждо и непонятно - есть поколение мертвое, слепое и обреченное" [2]. И.А. Ильин исходил из Евангельского завета "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" и "любите друг друга". Любовь превращает воображение в предметное видение, в сердечное созерцание, из этого вырастает религиозная вера. Любовь наполняет мысль живым содержанием и дает ему силу предметной очевидности. Любовь превращает волю в могучий орган совести. Любовь очищает и освящает инстинкт и отверзает его духовное око, соединяя с идеалом. Любовь облагораживает чувственные восприятия, она придает им художественный смысл и заставляет их служить искусству [3].

Желающий приобщиться к великому народному духовному опыту, представленному в религии, мы советуем вникнуть в великое творение мыслителя, над которым он работал около 40 лет - в "Аксиомы религиозного опыта" [4]. Этот труд ценен как своим содержанием, так и обширными ссылками на молитвенный опыт православных отцов церкви и на святоотеческое предание.

Духом Православия овеяны все творчество И.А. Ильина. Православию он посвятил ряд работ [5]. Православие избрало верный духовный акт постижения совершенства Божия: не страх и не фантазию, не рассудок и не волю, не вожделение и не жизнеотвержение, а то, на чем Спаситель утвердил верование, - любящее сердце, указующее мышлению и воле. В этом акте состоит источник своеобразия духа и культуры русского народа.

Русской душой Бог воспринимается, отмечал И.А. Ильин, не воображением, которому нужны чудеса и страхи; не властною волей, требующей повиновения, не мыслью, но любовью. Христа русский народ принял не по расчету, а чувством, совестью, добротой. В акте веры он стремится видеть не "галлюцинации", а "подлинное совершенство". Его вера желает не власти, а "совершенного качества". Первый русский святой Феодосий - "сущая доброта", первые русские князья - Владимир, Ярослав, Мономах - "герои сердца и совести" [6].

Православный дух любви и совершенства, отмечал И. А. Ильин, освободил крепостных крестьян, создал правый и милостивых суд присяжных, земство и русскую школу с традициями К.Д. Ушинского, Пироговскую традицию в медицине, укрепил русскую совесть и жертвенность, мечту о совершенном, вдохновил русскую поэзию, живопись, музыку и архитектуру. Этим духом цвела русская философия и литература, им освящалась бытовая жизнь. В лоне православного духа вызрела традиция русской культуры - линии Ломоносова и Менделеева в науке, И. В. Киреевского и самого И. А. Ильина в философии, Пушкина и Тютчева в поэзии, Гоголя и Достоевского в литературе, А. В. Суворова в армии, Ушинского в школе. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковными песнопениями, русская архитектура пошла от храмового зодчества, русский язык - от церковно-славянского, русская литература - от церкви и монашества.

Православие утвердило веру на свободе и искренности, воспитало религиозную и национальную терпимость, несла все дары христианского правосознания - волю к миру, братству справедливости, лояльности и солидарности; вскормило чувство достоинства, способность к самообладанию и взаимному уважению, чувство ответственности перед Богом; учением о бессмертии души и об отдачи жизни "за други своя" оно дало армии источник всепреодолевающего рыцарского духа победы. Корни русского национального духа государственного единства, русской семьи и русского правосознания заложены "именно в православной вере" [7] - в стремлении любящего сердца к совершенству, к совершенству Богочеловека Христа-Спасителя.

Русская культура цвела тогда, когда народ искал "не силы, а совершенства, не власти, а любви, не пользы, а Бога". А когда "дух ищет совершенства", тогда "начинается культурное цветение религиозно захваченного народа" [8].

Без света совершенства в душе наступают в "сумерки": ценностная вседозволенность, мертвая рациональность, восполняемая неоязыческой магией, отрыв логики от совести, красоты от добра, самоутверждение "по ту сторону добра и зла", грубый материализм и сатанизм, во тьме которого меркнет человеческий облик. Меркнет и культура. Ибо она лишается своей сути - стремления к совершенству. Начинается стремительное понижение ранга ценностей и наступает пошлость. Воля к совершенству, эта иммунная система народного духа, парализуется фетишизмом материи, денег, рынка и наслаждений. Возникает духовный иммунодефицит и "ускоренное строительство общемировой системы зла" [9].

Богоборчество, утверждал И. А. Ильин, есть "дело самое глупейшее из всех затевавшихся человечеством", ибо богоборчество гасит волю к совершенству. "Религиозная вера горит именно тогда, когда она есть проявление свободной любви к безусловному Совершенству" [10]. Если совершенство раскрывается вере как образ Божий, то нравственной воле как добро, а эстетическому созерцанию как красота, прекрасное. Все положительные чувства и ценности человека есть многообразное выражение духа совершенства.

Остро актуальны идеи Ильина о культуре и образовании. Наивно воображать, размышлял Ильин, будто достаточно последовательной доктрины и последовательного рассудка для того, чтобы справедливость была найдена и водворена. Ибо рассудок без любви и без совести, есть "разновидность человеческой глупости и черствости, а глупая черствость никогда еще не делала людей счастливыми". Ибо верный жизненный выбор - дело духовной любви. Кто ничего не любит и ничему не служит, тот бесплоден. Только любовь может ответить человеку на важнейшие вопросы его жизни: чем стоит жить? Что отстаивать? "Все остальные душевные и телесные силы человека суть "верные и способные слуги духовной любви" [11].

Бессердечная "формальная образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации"; то "шкурничество", ту "беспринципную изворотливость, тот "циничный эгоизм", при которых невозможны "культурное творчество", общественное строительство" [12], понимание высшего измерения вещей, дел и людей.
В ведении факультативного курса "Основы православной культуры", равно как и ведении иных гуманитарных дисциплин, целесообразно использовать духовное наследие мыслителя Ивана Александровича Ильина.
Высокопреосвященнейший Архиепископ Курганский и Шадринский Константин

Примечания:

1 - Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы / Автор - сост. Ю. Т. Лисица. М., 1999. С. 5.
2 - Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. - М., 1993. Т. 1. С. 97.
3 - Ильин И. А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1994. Т. 3. 541.
4 - Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. М., 1992 - 1993.
5 - Ильин И. А. Путь Православия // Кто мы. О революции. О религиозном кризисе наших дней. М., 2001. Ильин И. А. Основы борьбы за национальную Россию // Собр. соч.: В 10 т. М., 1999. Т. 9 - 10. Ильин И. А. Основы христианской культуры. Кризис безбожия // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1. Ильин И. А. О православии и католичестве // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 2. Кн. 1. Ильин И. А. Церковь и жизнь // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 2. Кн. 2. Ильин И. А. Мученичество. Церковь в советском государстве // Собр. соч.: В 10 т. М., 1998. Т.7.
6 - Ильин И. А. О русской идее // Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. - М., 1992. Т. 1. С. 324.
7 - Ильин И. А. Борьба за Россию // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1999, т. 9-10. С. 327.
8 - Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. - М., 1993. Т. 1. С. 59.
9 - Слово Святейшего Патриарха Алексия на Рождественских чтениях в январе 1999 года // Православная газета. Издание Екатеринбургской епархии. 1999 Р. Х., № 3.
10 - Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. - М., 1993, Т. 1. С. 56.
11 - Ильин И. А. Путь к очевидности // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1994. Т. 3. С. 540 - 541.
12 - И. А. Ильин. О воспитании в грядущей России // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1993. Т. 2. Кн. 2. С. 179, 183.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Константин (Горянов):
«Праздник народа, победившего внутреннюю разобщенность»
День народного единства помогает нам обрести реальное единство духа, понять, что никому нельзя позволять делить Россию и разобщать российское общество
03.11.2019
История Православия на Карельской земле
Доклад митрополита Константина на конференции, посвященной 25-летию возрождения Петрозаводской Карельской епархии
03.07.2019
Вера Православная - золото очищенное в горниле десятилетий богоборчества
Мы должны беречь, умножать и сохранять Православие, передавать следующим поколениям таким, как мы сами его восприняли
19.03.2019
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
Всем миром возродим усадьбу первого Георгиевского кавалера
Расположенная в деревне Жабино Гатчинского района Ленинградской области усадьба генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского пребывает в полуразрушенном состоянии
10.12.2019
«Морские пехотинцы - бриллиант флота»
Наместник Александро-Невской лавры епископ Назарий освятил иконы святого Александра Невского для морской пехоты России
09.12.2019
День памяти святого благоверного Великого Князя Александра Невского
Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова
06.12.2019
«Сыны России»
В Санкт-Петербурге состоится Гала-концерт и награждение лауреатов IV Историко-патриотического фестиваля
27.11.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019