Как появились у нас "Богатырские поляны", и что это дает для взаимоотношений детей и родителей

Доклад на конференции сообщества "ДелоРус" "<a href="http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=182872">Пути собирания Русского Мира</a>", проходившей в рамках международного форума "Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности"

Новости Москвы  ДелоРус 
0
227
Время на чтение 4 минуты
"Богатырские поляны" появились у нас не сразу.
Первые годы мы проводили по выходным дням "Утренники детей и родителей" силами родителей нашего "Семейно-педагогического клуба". Это были родители дошколят. И наши дети тогда ещё ходили в детский сад. Проводили утренники в помещении клуба. Сначала в гостиной (комнате примерно тридцати квадратных метров). Там тогда были, в основном, настольные игры. Позже, когда клубу было выделено дополнительное помещение, (а в нём - "пёстрый зал" площадью около сорока квадратных метров, и оборудованный сценой с занавесом и киноаппаратной) появилась возможность проводить подвижные игры. Среди них постепенно становилось всё больше и больше русских народных игр, которым нас обучали, периодически приезжавшие методисты Отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Теперь появились ребята и среднего школьного возраста. Научившись тем или иным играм, эти ребята стали обучать играть в эти игры маленьких ребят.

В весенние каникулы стали устраивать "Весёлый детский цирк". В представлениях участвовали и взрослые. Так, один папа выступал в качестве силача с гирей, а чьи-то старшие братья и сёстры были клоунами. Как-то репортаж с одного из таких представлений был показан по Центральному телевидению.

Игры всё чаще стали проводить на открытых площадках. Сперва - на новогодних праздниках. Во дворе около клуба, на спортивных площадках, на игровых площадках других дворов. Там к нам присоединялись и новые ребята, и новые родители. Потом стали устраивать праздники Масленицы, праздники в День защиты детей, в День города. Летом стали проводить "Летние забавы" или "Олимпийские игры", а в осенние каникулы - "Осенние забавы".

В этих праздниках всё чаще стали устраивать "семейные старты". Наступило время, когда "праздники подвижных игр" на открытых площадках стали регулярными и традиционными. Как правило, они стали проводиться каждые два месяца. С 1986 года таких праздников нами было проведено 117. В таких праздниках в случае хорошей погоды принимали участие сотни детей и родителей.

О предстоящем празднике все знали заранее (традиция!), но точная дата, место и время очередного праздника указывались за день-два в маленьких, отпечатанных на принтере афишках, которые ребята сами развешивали (приклеивая скотчем) к дверям в подъезды домов, к фонарным столбам и гаражам. Там, где больше всего проходит жителей микрорайона.

Наступило время, когда бывшие воспитанники клуба сами стали родителями и стали приводить на праздники своих детей. Прошло ведь более двадцати лет.

Лет десять назад у нас на праздниках кроме "Игровой поляны" появилась и "Богатырская поляна". "Богатырскую поляну мы подсмотрели как-то на празднике Масленицы в подмосковном Лесном городке. Мы видели, с каким интересом малыши облачаются в шлемы, сделанные из молочных пакетов с помощью ножниц и степлера, с каким азартом сражаются деревянными мечами...

Но наши богатыри с самого начала стали получать шлемы и мечи, сделанные (поначалу взрослыми) из пластмассы. Например, из миски и воронки для воды, скреплёнными либо болтом с гайкой, либо клёпками. К шлемам приделывались ремешки и после этого они окрашивались серебристой или золотистой аэрозольной краской. Плащи делались из старых штор. Кольчуги и бармицы для шлемов делали из сетки для свеклы (тоже окрашенной в серебристый цвет). Щиты делали из фанеры или плотного картона. Их красили в красные и оранжевые цвета. Щитки для рук и ног делали из пластиковых бутылок, окрашиваемых изнутри той же серебристой краской.

Первое время на "Богатырской поляне" устраивали только поединки "трёх богатырей" (русского воина с "рыцарем" или русского со "степняком"). Потом появились семь богатырей... Постепенно на "Богатырской поляне" стали устраивать целые представления (с некоторым сюжетом и элементами драматургии). В таких (иногда массовых) действах участвовали в роли богатырей нередко и отцы ребят, а иногда и их дедушки.

Незаметно перешли к съёмкам "игрового кино" и появился целый сериал "Путешествие в Древнюю Русь". Среди маленьких фильмов "Песнь о Вещем Олеге", "В память о Ледовом побоище", Два фильма в память об Илье Муромце. Оба были сняты 1-гог января (в разные годы) поскольку в этот день празднуется память Святого русского богатыря Ильи Муромца.

Есть и "Засадный полк Дмитрия Донского" и три фильма об обороне монастырей в 1612 году. Фильмы снимались в Саввино-Сторожевском монастыре (под Звенигородом) и даже в Ферапонтовом и Кирилло-Белозёрском монастырях. Есть и другие фильмы в этом сериале.

Нас стали приглашать для проведения "Богатырских полян" в летние детские лагеря при школах. Один час рассказываем о богатырях и крепостях, а второй час наряжаем ребят в доспехи, объясняя назначение брони и оружия, и проводим поединки.

Три "богатырских фильма" сняты нами с "чужими" детьми. Это дети православной школы в Красном селе (Москва) и дети православной классической гимназии (некоторые из них её и кадеты) в Свято-Алексиевской пустыни (Ярославская область). В последнем сюжете три бос картины Васнецова в Фильме "Сон юного богатыря" буквально ожили на глазах у зрителей. Как и на картине у Добрыни Никитича был белый конь, а в руках меч. У Ильи Муромца конь чёрный, а в руках копьё. У Алёши Поповича конь рыжий, а в руках лук со стрелой. И скакали ребята на настоящих конях.

Появились на съёмках настоящие (металлические) кольчуга, шлем, щитки. И это привлекает даже тех парней, что уже отслужили в армии.
Интересно, что среди конных богатырей в фильмах снимаются и девушки. Случайным свидетелям одной из съёмок трудно было поверить, что, проскакавший с мёчём в руке богатырь, - мать троих детей.
Пришлось напомнить школьникам слова из стихотворения: "Есть женщины в русских селеньях..."
Стало традицией участие в "боевых событиях" наших фильмов отцов и их сыновей - подростков.
Нужно ли доказывать, что такие события и впечатления, которые получают дети, укрепляет узы, скрепляющие "отцов и детей"?

Соколов Ричард Валентинович, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Российского института культурологии, экскурсовод Педагогического музея А.С. Макаренко Центра внешкольной работы имени А.С. Макаренко, директор "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию", действительный член Совета по празднично-игровой культуре при Институте семьи и воспитания РАО (г. Москва)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21