Предпринимательская подготовка школьников: основные проблемы и подходы к решению

Доклад на конференции сообщества "ДелоРус" "<a href="http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=182872">Пути собирания Русского Мира</a>", проходившей в рамках международного форума "Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности"

ДелоРус 
0
373
Время на чтение 3 минуты
В связи с потребностями Москвы в развитии малого предпринимательства, необходимостью подготовки кадрового резерва для предприятий малого бизнеса, активной поддержкой молодежного предпринимательства Правительством Москвы, с одной стороны, и интересом к предпринимательской деятельности, развитию и максимальной реализации через нее своих способностей со стороны школьников и их родителей, с другой стороны, с 1 сентября 2006 года Департаментом образования Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Москвы начата экспериментальная работа "Разработка и апробация программ "Основы предпринимательской деятельности" на старшей ступени общего образования".

Основной проблемой, вставшей перед кафедрой экономики Московского института открытого образования, осуществляющей научное руководство этой работой, стала организация обучения школьников основам предпринимательства с обязательной практической составляющей, т.е. реализация деятельностного подхода в обучении. С этой целью была разработана концепция эксперимента и поставлена задача создания экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС)[1,c.58-68].

ЭПОС - это новый подход к организации обучения экономике и основам предпринимательства в школе. Школа не может собственными ресурсами в полном объеме обеспечить практическую составляющую обучения. Учителю сложно научить школьников практическому предпринимательству, поскольку он не имеет опыта организации и ведения собственного дела. Поэтому, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, школа в условиях ЭПОС перестает быть единственным ее участником. В образовательное пространство постепенно вовлекаются заинтересованные в этом процессе стороны: профессиональные некоммерческие и общественные организации, управленческие, государственные и бизнес-структуры, вузы и колледжи города. Каждая сторона вносит свой вклад в организацию практико-ориентированного обучения школьников основам предпринимательства.

Методика обучения школьников предпринимательской деятельности включает теоретическую подготовку, исследование на предприятии и практическую (реальную) деятельность учащихся, в процессе которой формируются основные предпринимательские компетенции [1,c.63-65].

Другой проблемой, вставшей перед педагогами, стала широта охвата школьников предпринимательской подготовкой [2, с.20-23]. Многие учителя считают нецелесообразным вовлекать в обучение ребят, не планирующих связывать свою судьбу с предпринимательством, а также нацеленных на поступление не в экономические вузы.

В соответствии с проектом "Школа будущего", являющимся вкладом Москвы в национальный проект "Образование", в качестве основного образовательного результата школы предлагается рассматривать не только предметные знания, но и ключевые компетенции учащихся [3, с.38], к числу которых, наряду с общением на родном языке, математической и компьютерной грамотностью и др., также относится чувство новаторства и предпринимательства. Предпринимательство как особый тип деятельности обладает огромным "образовательным потенциалом для развития человеческих ресурсов" [4, c.11], и обучать основам этой деятельности школьников - значит развивать их человеческий ресурс. Каждому школьнику необходимо предоставить возможность получения предпринимательских знаний и компетенций.

Принципиальной проблемой предпринимательской подготовки школьников является вопрос о духовно-нравственных основах обучения молодежи основам предпринимательства. Поскольку формирование ЭПОС означает привлечение бизнеса к образовательному процессу, большое значение имеет то, какие предприниматели придут в школу, на какие ценности, цели и задачи будут ориентировать они подрастающее поколение. Очень важно донести до школьников основные принципы этичного бизнеса: отношение к экономике как к творчеству; уважение к труду и понимание его не как производственного процесса, а как процесса воспитательного, имеющего созидательное значение; благотворительность из честных средств, заработанных своим трудом [5, c.2]. Необходимо, чтобы в процессе обучения основам предпринимательства школьники четко усвоили главный принцип истинного отечественного предпринимателя - приоритет служения Отечеству, процветания и благополучия сограждан над стяжательством и корыстолюбием. Этому учит история предпринимательства в России, его традиции благотворительности и высокой гражданственности.
Топешкина Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, зам. зав.кафедрой экономики МИОО, старший научный сотрудник

Список источников:

Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Экономическая практико-ориентированная образовательная среда и основы предпринимательства в школе // Экономика в школе, 2008, №3.
Калинина Н.Н., Топешкина Н.В. Основы предпринимательства в школе. Концептуальные аспекты и экспериментальная работа // в сб. "Практико-ориентированное обучение экономике. Учительская лаборатория. Научно-методические рекомендации по организации экономического образования.- М.:МИОО,2008-288 с.
Московская школа будущего.- М.: Пушкинский институт,2007.-360 с.
Предпринимательство как новое содержание профессионализма (разработка стратегии развития человеческого потенциала) /Департамент образования города Москвы, Колледж предпринимательства. Швецов В.В. и др.- М.: Колледж предпринимательства, 2005.
Бизнес и нравственность. Беседа с игуменом Филиппом (Симоновым) /www.pravoslavie.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Топешкина
Вопросы духовно-нравственного воспитания в предпринимательской подготовке молодежи
Выступление на V Международной конференции сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского братства «Александр Невский - знамя наших побед»
08.06.2010
Все статьи Наталья Топешкина
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35