Мясо и политика

Правые и закон о мясопустных днях

0
208
Время на чтение 9 минут
Вызванная двумя годами Первой мировой войны нехватка продовольствия, в особенности мяса, поставила в 1916 г. перед Государственной думой вопрос о необходимости сбережения имеющегося поголовья скота и приоритетности снабжения мясными продуктами армии. Вполне разумная идея, предполагавшая временно ограничить употребление обывателем мяса (говядины, свинины, баранины и изделий из них) в пользу находящихся на фронте солдат и офицеров, вызвала, тем не менее, бурную полемику в Думе, поскольку даже такой неполитический вопрос в условиях противостояния либералов и правых тут же оказался политизированным, одновременно дав "неисчерпаемую тему для упражнения в остроумии газетных юмористов" [Земщина. 1917. 1 января].

Проект закона, разработанный сельскохозяйственной комиссией Государственной думы, первоначально предлагал ввести четыре мясопустных дня - понедельник, среду, четверг и пятницу, что было мотивировано стремлением учесть интересы православного большинства империи, постящегося в отведенные Церковью дни (среда, пятница). Однако в ходе обсуждения законопроекта в общем собрании Думы, фракция кадетов устами депутата А.А. Добровольского предложила перенести дни воздержания от употребления мяса с пятницы на вторник, мотивируя свой подход стремлением сделать мясопустные дни непрерывными. [Государственная дума. Созыв IV. Сессия IV. Пг., 1915. Стлб. 4653].

Эта поправка сразу же вызвала серьезные возражения фракции правых, которые смотрели на законопроект о мясопустных днях иначе. Одобряя идею ограничения потребления мяса в целом и считая законопроект "вопросом огромной государственной важности", правые депутаты считали невозможным в стране, в которой Православие являлось государственным вероисповеданием, введение каких-либо постных дней, кроме установленных Православной Церковью. "Гос. Думе вместо всяких чисто произвольных норм, стоило только запретить законодательным актом то, что уже 1000 лет воспринято живым религиозным сознанием православного русского народа в виде установленных Церковью постов", - отмечала курируемая лидером думских правых Н.Е. Марковым газета "Курская быль" [Курская быль. 1916. 3 июля]. Такое решение вопроса, подчеркивали правые, было бы соотнесено с религией, историей и народным обычаем.

Правый депутат священник С.А. Попов, вынесший этот вопрос на рассмотрение общего собрания Государственной думы (в соответствующей комиссии либеральное большинство отмахнулось от аналогичной поправки националиста В.В. Шульгина), усмотрел в поправке кадетов стремление "в скрытой форме нанесения некоторой боли христианскому сознанию", поскольку для потребления мяса либералами была выбрана пятница - уставной постный день, в который Церковь вспоминает страдания Христовы. "Что же такое Государственная дума позволяет себе делать, когда она установленные Христом и Апостолами посты совершенно оставляет в тени, а между тем устанавливает для этого какие-то новые посты?!" - недоумевал депутат-священник [Государственная дума. Созыв IV. Сессия IV. Пг., 1915. Стлб. 4656-4657]. Он пытался доказать либеральному большинству Думы, что для решения поставленной проблемы, вполне достаточно государственного узаконения соблюдения существующих четырех постов, которые должны дать в сумме 150 мясопустных дней, а также традиционных еженедельных постных дней (среды и пятницы), что принесет еще около 100 дней в году. В случае соблюдения населением церковных постов, такая мера должна была дать ощутимую экономию мяса. "В таком случае мы уважали бы право христианской совести христианских народов, населяющих нашу русскую землю (голоса справа: православных), и в то же время отказом от мясоедения и самоограничением... мы хорошо послужили бы делу сохранения скота и государству", - заключал о. С.А. Попов [Там же. Стлб. 4658].

Впрочем, правые сомневались в том, что государство сможет принудить обывателя к соблюдению постов и проконтролировать говение народа, поэтому предлагали в качестве дополнительной меры ввести в городах карточки на мясо, дабы не дать значительной части интеллигенции и дворянства, не соблюдающих христианских установлений, обойти закон (как в редакции правых, так и четыре особых дня либералов), заготовив мясо заблаговременно. На простом же народе, указывали они, эта мера никак не отразиться, т.к. во-первых, крестьянство привыкло поститься в указанные Церковью дни, а во-вторых, мясо для него итак является редким яством; беднейшее же население городов из-за дороговизны вынуждено "поститься" без всякого закона.

В итоге прений формула правых звучала следующим образом: "воспретить употребление в пищу мяса во все четыре христианских поста и в другие постные дни, а убой скота, разумеется, накануне этих дней, и, само собой, во время этих постов" [Там же. Стлб. 4657- 4658]. Военнопленных же правые и вовсе предлагали лишить мясной пищи.

Однако доводы правых вызвали критику со стороны депутата от кадетской фракции иудея М.Х. Бомаша, посчитавшего, как писали правые издания, что законодательное требование от всего населения Российской империи соблюдения христианских постов оскорбит религиозные чувства евреев (при этом Бомаша не смущало предложение его фракции демонстративно перенеси мясопустный день с пятницы на вторник). Естественно, что такое замечание тут же вызвало протест правых, возмущенных, что "религиозные чувства ничтожной горсти инородчины заслуживают большего уважения, нежели таковые же чувства 120-миллионной массы православного русского народа, хозяина страны" [Курская быль. 1916. 3 июля].

Между тем, докладчик сельскохозяйственной комиссии, разрабатывавшей законопроект, октябрист А.Н. Аносов попытался возразить правым, что отождествлять дни, предназначаемые к отказу от употребления в пищу говядины, баранины и свинины к постным, было бы подменой сути законопроекта, т.к. в мясопустные дни никто не намерен требовать от населения поста, предложив употреблять в пищу птицу, кроликов и... оленину. "Перед нами совершенно другая задача, далекая от религиозных соображений", - констатировал депутат [Государственная дума. Созыв IV. Сессия IV. Пг., 1915. Стлб. 4680]. Но справедливости ради надо заметить, что правые и не предлагали законодательного закрепления собственно постов, а лишь предлагали соблюсти интересы православного большинства империи, установив ограничения на потребления оговоренных сортов мяса именно на те дни, в которые предписывает от него отказываться Православная Церковь.

Отчасти поддержал правых лишь националист Д.Н. Чихачев, поднявший свой голос в защиту пятничного поста, предложив сплошным мясопустом сделать дни со вторника по пятницу, что в экономическом плане никак не могло бы отличаться от варианта кадетов. Однако, что характерно для националиста, в отличие от религиозного подхода к проблеме правых, он предложил соблюсти пятницу, т.к. "это более соответствует народному обычаю, по которому народ считает (! - А.И.) пятницу постным днем" [Там же. Стлб. 4682].

В результате, думское большинство приняло поправку Чихачева, и отклонило предложение Добровольского, что вызвало возмущение кадетов, поднявших шум, остановленный только председателем Думы. Как это не парадоксально, но депутаты отклонили вариант законопроекта правых как "слишком радикальный" [Там же. Стлб. 4683]. Социал-демократы и вовсе отказались от голосования, выразив мнение, что законопроект неприемлем для них в любом варианте, т.к. рабочим мясо якобы необходимо каждый день.

"Дума... показала свою глупость на законе о "мясопустных днях"", - констатировал в своем дневнике видный консервативный мыслитель, автор "Монархической государственности" Л.А. Тихомиров [Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. / Сост. А.В. Репников. М., 2008. С. 298].

После утверждения законопроекта в Государственном совете и придания ему силы закона, он был опубликован в "Правительственном вестнике" с таким названием: "Закон о мерах к сокращению потребления населением мяса и мясных продуктов от крупного рогатого скота, телят, овец, ягнят, свиней и поросят" [Правительственный вестник. 1916. 20 июля (2 августа)]. Согласно его редакции, в империи вводился запрет на повсеместную продажу со вторника по пятницу мяса перечисленных животных и продукции из него; в те же дни воспрещалось изготовление в местах общественного питания мясных блюд (за исключением производимых на другие дни); с понедельника по четверг запрещался убой скота, а в разрешенные для этого дни (с пятницы по воскресенье), вводилось ограничение, допускавшее заготовление мяса лишь в количествах, позволяющих реализовать его в разрешенные для продажи дни (следить за этим полагалось собраниям городских уполномоченных и земским учреждениям); исключение допускалось лишь для обеспечения мясом нужд армии. Закон также регламентировал и систему наказаний для ослушников - штраф в 50 - 300 руб. и/или арест не более трех месяцев, для провинившихся в первый раз и тюремное заключение сроком до полутора лет для тех, кто допустил нарушение закона вторично и последующие разы.

Реакция правых не заставила себя долго ждать. "Закон проведен, исполняется, наделал новую массу зла... Вообще для меня несомненно, что величайшая язва России - это деятельность власти со всеми этими регламентациями, воспрещениями, регулировками, таксами и т.д. Нет ни одной умной меры, одна глупее другой. В применении они еще глупее. Если Россия экономически рухнет и потеряет силу бороться, то причина будет в этой деятельности. И нельзя говорить об армии. Закон о "мясопустных днях"... обсуждался в Думе и Совете, т.е. минимум 700 человек. Это продукт национальной глупости", - отмечал на страницах своего дневника Л.А. Тихомиров [Дневник Л.А. Тихомирова... C. 258].

Впрочем, как выяснилось вскоре, правые Государственного совета также пытались противодействовать внедрению в жизнь либеральной версии закона о мясопустных днях. Как писало "Русское слово", один из видных членов Государственного совета, работавший в продовольственном совещании (Тихомиров не без оснований полагал, что речь шла о члене правой группы В.Н. Охотникове), подал председателю Совета министров Б.В. Штюрмеру записку с критикой законопроекта [Русское слово. 1916. 26 июля]. Следуя в русле взглядов традиционалистов, автор записки указывал на попрание в законопроекте заветов Православной Церкви, "которая знает три постных днях - понедельник, среда и пятница" (по особо строгому уставу понедельник также считается постным днем - А.И.), а вовсе не те, что отвела под "пост" Дума. Правый член Госсовета подчеркивал, что такое установление Церкви, чередующей постные дни с непостными небеспричинно, поскольку "негигиенично четыре дня поститься, а потом три дня обжираться", а в том, что в условиях российской действительности будет именно так, автор записки не сомневался. Кроме того, указывал он, четыре дня подряд воздержания от мясных продуктов, вводимые в систему, станут изнурительными для рабочих, испытывающих большие физические нагрузки.

Критике подвергалось и постановление, регламентирующее продажу мяса лишь тремя днями, поскольку, указывал правый политик, на деле это приведет к бессмысленной порче большого количества нераспроданного мяса на селе, поскольку условий для его хранения (заморозки) там нет. Запрет же на изготовление мясной продукции с понедельника по пятницу и вовсе оставляет ее производителей без работы. Кроме того, справедливо указывал автор записки, регуляция количества мяса, поставляемого на рынок на практике невозможна, так как крестьяне из разных сел не могут заранее сговариваться о количестве забитого скота, да и убедить кого-то из них отказаться от сбыта мяса в пользу другого было бы делом бесполезным. Не обошел критик и гастрономический аспект, указав на абсурдность забоя животного за день до употребления его мяса в пищу, т.к. для приобретения мясом необходимых свойств, оно должно вылежаться не менее суток. Вывод записки был категоричен: закон, проведенный прогрессивным большинством Думы и Совета - не исполним, и на практике приведет лишь к резкому вздорожанию мяса. То, "что 400 членов Думы, близкие к жизни, не заметили всей несообразности этого закона - для меня совершенно непонятно", - заключал правый политик [Там же].

Эти доводы поддержал и Л.А. Тихомиров: "Сегодня видел чудо: в ["]Русс[ком] слове["] помещена умная записка какого-то члена Гос[ударственного] Совета - по Штюрмеру - по поводу закона о "мясопустных днях". Разносит этот закон вдребезги. Я был поистине поражен, что нашелся умный человек среди этого бесчисленного стада идиотов, которые разоряют русские силы на радость немцам. Кажется, имя этого странного человека - Охотников" [Дневник Л.А. Тихомирова... C. 258].

Однако, несмотря на контрдоводы правых, как уже отмечалось выше, законопроект обрел силу закона и начал претворяться в жизнь. На закате своего существования православное, согласно основным законам Российской империи, государство отказалось следовать традиции Православной церкви и пошло на поводу у либерального большинства парламента, сумевшего даже в чисто хозяйственную и экономическую меру внести элемент фрондерства и оппозиционности. В связи с этим частным эпизодом думской борьбы правых и левых (к которым крайне правые не без оснований относили и кадетов [см, напр.: Куликов С.В. Бюрократическая элита Российской империи накануне падения старого порядка (1914-1917). Рязань, 2004. С. 14]) уместно привести слова одного из членов правой группы Государственного совета архиепископа Никона (Рождественского), в 1915 г. заметившего: "Почему защитники Церкви, сторонники родных преданий, названы "правыми", а противники их - "левыми"? <...> Так привыкли, так вошло в обычай. И хорошо. Мы так и будем знать. Чем дальше от Церкви, тем левее. Чем ближе к Церкви, тем правее. Церковь и ее идеалы таким образом являются как бы мерилом правизны и левизны <...> Вот наши "правые" и тщатся в меру своих сил крепко держаться церковного воззрения... "Левые", наоборот, не хотят держаться родного русского, а следовательно, и общецерковного мировоззрения..." [Никон (Рождественский), архиеп. Православие и грядущие судьбы России / Сост. свящ. Я. Шипов. М., 1994. С. 432-433].

Впрочем, закон о мясопустных днях не успел принести ни пользы, ни особого вреда - через полгода после его введения разразилась революция...

Доклад был прочитан в рамках научной конференции "Герценовские чтения-2009. Актуальные проблемы социальных наук". Санкт-Петербург, 24 мая 2009 года.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 14:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 13:44
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03