Встречая Пасху светлую...

0
216
Время на чтение 8 минут
Светлое Христово Воскресение и Пасха... Этими словами мы называем самый важный для христиан праздник. Этот великий день, как драгоценный камень в ожерелье христианских праздников, отражает в своих гранях Славу и Милосердие Господне, жертвенную любовь к нам Его Единородного Сына.
Восприятие праздника у всех нас разное. Что такое Пасха для пятилетнего малыша? А отрока? Людей зрелых? Иноков? Даже один и тот же человек на протяжении своей жизни, духовно взрослея, каждый раз по-иному готовится Великим постом к этому светлому дню, по-иному молится на пасхальной литургии, по-иному радуется. Какие грани этого великого праздника открылись священнослужителям и прихожанам петербургского Успенского храма на Малой Охте в этот Светлый день, они расскажут всем ликующим сами.

Пасха Христова. Успенский храм на Малой Охте. Санкт-ПетербургДиакон Александр Тимофеев объясняет прихожанами смысл праздника Пасхи, пропущенный через свой личный опыт: "Христианство как таковое приобретает смысл только в свете Пасхального опыта Церкви, потому что апостол Павел сказал: "А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15; 14). Церковь только в пасхальном опыте, в свете Воскресения Христа видит окружающий мир и саму себя. Само слово "Пасха" означает исход или переход. Как народ израильский праздновал переход через Красное море и приобретение свободы, так и Церковь - "Новый Израиль" - празднует исход от смерти к жизни, переход от тьмы к свету. Но Пасхой называется не только праздник перехода от смерти к жизни, но и Сам Христос. Ведь спасение человека вне Богочеловека немыслимо, поскольку Он есть "путь, истина и жизнь". Он есть Воскресение людей. В своем праздничном пасхальном каноне преподобный Иоанн Дамаскин называет Христа Пасхой: "О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее (то есть более истинно) Тебе причащатися в невечернии дни Царствия Твоего". Такое наименование связано со словами Апостола Павла: "...ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5; 7).

Зачастую современные христиане, напуганные событиями истории и все увеличивающейся силой зла на земле, ждут последних времен не как времени пришествия Господа Иисуса Христа, а как времени антихриста. Древние же христиане, уверенные в своем опыте встречи Воскресшего Спасителя, ждали с нетерпением: "Ей гряди, Господи Иисусе!"

В слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста, являющегося поистине победным, триумфальным гимном, говорится, что Воскресение Христово решает все человеческие проблемы. Никто не должен рыдать о своей бедности, потому что "явилось общее царство". Никто не должен отчаиваться в соделанных грехах, потому что "прощение взошло от гроба". Никто не должен бояться смерти, потому что "освободила нас Спасителя смерть". Потому верующий в Воскресение не должен бояться и отчаиваться. Только бы нам оказаться достойными Пришествия Воскресшего..."

Говорит Вера Тимофеева, преподаватель воскресной школы: "Для меня самое первое детское впечатление о Пасхе связано со словами моего папы, теперь священника Псковской епархии, о том, что на Пасху "солнце играет". Обычно мы смотрим на солнце, и оно слепит глаза. А в Великую Субботу, когда священнослужители облачаются в белые одежды, в солнечном диске появляется желтый кружок и начинает трепетать. Поэтому в Светлое Христово Воскресение я с детства смотрю, как солнышко играет.

В пасхальном богослужении есть такой момент, когда грустные песнопения Полунощницы уже завершились, священники молча перенесли Плащаницу в алтарь, царские врата закрыты. А из распахнутых окон доносится колокольный звон. Совсем немного до полуночи, в храме полумрак. Затянувшаяся пауза. Люди переминаются с ноги на ногу и ждут. Еще совсем недолго, и Христос Воскреснет. Скорей бы уже вышли батюшки и сначала тихо, а затем все громче провозгласили "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Наверное, ветхозаветные праведники, находясь в шеоле и зная о будущем спасении их Мессией, также ждали в темноте с надеждой, когда же наконец спустится Христос и выведет их из темноты к незаходимому небесному свету".

Рассказ Татьяны Коваленко о своем пути к пасхальной радости: "Смотрю на малышей в нашем храме и вспоминаю, как меня в возрасте четырех-пяти лет брала с собой в храм соседка по коммуналке, старенькая больная бабулька. Имени ее я не знаю, помню только, что соседи часто звали ее "бабка". И звучало это, казалось бы, грубое прозвище просто и ласково. Теперь я так и молюсь за нее: "Упокой, Господи, рабу Твою, чужую мне, но может самую главную в моей жизни бабку". Родители мои крещеные, но в церковь в те годы ходить запрещалось, а потому я так и осталась некрещеной. Помню, в храме бабка подносила меня к иконам и строго так приказывала: "Цалуй", и я целовала.

Светлое Христово Воскресение. Настоятель Успенского храма прот.Александр ПашковОдно воскресенье с тех младенческих лет осталось у меня в памяти на всю жизнь. Все стоят на улице. Ослепительно светит солнце. Лица светлые, добрые, радостные. Батюшка что-то громко возглашает, а люди в один голос отвечают. Только вот слова для меня какие-то непонятные, и всех обливают водой. Я стою вся мокрая, и мне очень весело. Дома все соседи по коммуналке собрались на кухне, ели вкусные куличи, а на подоконнике в зеленой травке краснели окрашенные луковой шелухой пасхальные яйца. Такой осталась в памяти моя первая Пасха.

Прошло много лет. Школа, институт, работа, замужество, дети. За эти годы я ни разу не была в храме. А в апреле 1989 года позвонила мне моя знакомая и говорит: "Иду завтра в церковь, хочу крестить детей. Хочешь, пойдем с нами". Я подумала, что тоже бы надо, ведь все сейчас крестятся. И взяв с собой уже не маленьких - одной дочке 18, другой 12 лет - детей пошла. Помню, что ждала от крещения решения каких-то проблем в жизни. Но стала замечать, что бед еще и прибавилось.

...Как-то субботним вечером я суетилась, как всегда, на кухне и вдруг услышала с экрана телевизора: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" Внутри теплым ласковым ветерком пронеслось видение: я маленькая стою перед храмом с бабкой, а в ушах звенят радостью те же слова: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" Так вот что возглашал тогда батюшка, и что ему отвечали люди!

Моя радость сменилась грустью оттого, что я стою вот тут, готовлю, суечусь, а люди где-то празднуют Пасху. А я действительно не знала, что сегодня Пасха. К утру как-то все сгладилось, а вечером я тяжело заболела, хотя болезнь была для меня редким явлением. Так произошла моя вторая встреча с праздником Пасхи.

А потом начался тяжелый сознательный путь обращения ко Господу. Помню, поначалу никак не могла понять, почему, отмечая православные праздники, не чувствую радости, как тогда в детстве. И стол праздничный, гости, как всегда, мы пьем, едим, танцуем, веселимся. Потом все уходят, и от праздника остается только тяжесть в голове и желудке. А внутри пусто и грустно. Оказывается, веселость-то только внешняя. Один священнослужитель, бывший солист музыкальной группы, на вопрос: "С чем была связана такая резкая перемена в его жизни?" ответил: "Однажды, выступая со сцены, я вдруг понял - тело скачет, а душа-то плачет". Вот так и с нами. Как же можно ощутить духовную радость, если внутри все заполнено только плотским, материальным, да еще и греховным. Святой Серафим Саровский говорил: "Только ничего не вкушай досыта. Оставляй место Святому Духу". В этом смысл поста. Это не просто голодание, это внутреннее делание. Цель этого делания - "генеральная уборка" нашего внутреннего дома-храма к празднику. Вымыл, вычистил уголок, сразу заполни его святым, Божиим. Не заполнишь (правда, в народе говорят: "свято место пусто не бывает"), вернется тот, которого ты выгнал, и приведет "с собою семь других духов, злейших себя и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лк. 11; 26). Только постом и молитвой, пройдя спасительный путь очищения, мы сможем воспринять ликующую радость великого праздника - Светлого Христова Воскресения".

И прихожане, и церковнослужители говорят о праздновании Светлого Воскресения в храме Успения как об очень теплом радостном событии, к которому все относятся с особым благоговением. А о подготовке к нему - как о важном, ответственном деле для всего клира и прихода, сравнимому с приготовлением христианина к Причастию.

Матушка Наталья Ерошенко, регент хора, рассказывает: "К празднику Пасхи начинали готовиться на шестой седмице поста. Всю неделю мы с прихожанами убирали храм, подвал, храмовую территорию, мыли стены, чистили подсвечники. На Пасху у нас всегда очень много цветов. Хор чаще обычного собирается на спевки, как всегда, серьезно репетирует. Мы своим пением стараемся дать прихожанам пасхальный настрой, чтобы они унесли мир в душе, чтобы в их ушах и сердцах еще долго звучали радостные ликующие песнопения Светлого Христова Воскресения.

Прот.Виктор Ерошенко (+2004) освящает куличиПомню, в 2004 году, у моего супруга, первого настоятеля Успенского храма, Виктора Ерошенко (+ 2004) к Пасхальному богослужению впервые с шестнадцати лет появился на лице румянец. У него был необыкновенный внутренний подъем, ликование, он каждому в храме хотел сказать доброе слово. Как будто знал, что это его последняя в земной жизни, прощальная, Пасха. Не без искушений прошла Страстная седмица, но к Светлому Христову Воскресению Господь дал сил, и Пасха как всегда величественно и торжественно прошла в нашем храме".

Воспоминаниями о своей первой Пасхе с отцом Виктором делится Валентина Васильевна Петухова: "Мы с мужем до сих пор помним, как впервые приехали на праздник Пасхи еще в деревянном храме. Утром, когда почти рассвело, по окончании службы батюшка сказал: "А теперь прошу всех разговляться" - и пригласил всех к столу. Для прихожан были приготовлены угощения. Никто этого не ожидал. Это в наше-то время! Ведь многие живут трудно, у некоторых бабуль даже на праздник могло не быть никаких деликатесов. А батюшка всегда старался дать прихожанам пусть даже небольшую, но радость, чтобы своя маленькая Пасха была у каждого".

Своими мыслями с нами поделилась семнадцатилетняя прихожанка Анастасия: "В дни Великого поста я много думала о вере, о роли Церкви в жизни христианина и о нашем приходе. Попыталась представить себе, какой бы я была без тех знаний, той любви и заботы, которые подарил мне батюшка Виктор. Сейчас кажется странным, что у меня могло бы быть другое мировоззрение.

...Вы часто смотрите по сторонам? Задумывались ли Вы, как сложно молодежи в наш век не поддаться искушениям? И в чем причина? "В новом поколении", - можете подумать вы. Я отвечу: "В новом воспитании!" Светская сторона жизни освещена сегодня ярко, броско, духовную же сторону нужно искать самим, а человек идет по пути наименьшего сопротивления. Это не значит, что мы - молодежь - не хотим идти в Церковь, это значит, что многие просто не знают как.

На уроке литературы в школе мы обсуждали тему Пасхи и покаяния. Учительница заговорила об исповеди, поделилась своим опытом, спросила, исповедывался ли кто-нибудь из класса. Никто. Ответы могут поразить вас: "Я бы хотела, но не знаю как!", "Я приходил в Церковь, но не знал, у кого спросить". "Я уже давно хочу исповедоваться, но я боюсь подойти к священнику, ведь я вообще мало знаю об этом", - сказала моя подруга. "Хочешь, я расскажу тебе о Причастии?" - спросила я ее после урока. Надо было видеть ее обрадованные глаза и желание узнать то, о чем сегодня почему-то стало стыдно спрашивать.

И именно сейчас, в дни самого главного праздника, хотелось бы обратить ваше внимание на то необычайно важное для всех нынешних и будущих прихожан дело, которое совершил батюшка Виктор, основав в храме воскресную школу, и которое творят сейчас отец Андрей, отец Константин и отец Александр, преподавая в ней Слово Божие. Только теперь я поняла, как важно для детей, чтобы в храме был такой добрый, чуткий, любящий батюшка, каким был отец Виктор. Тогда ребенок уже с детства начинает не просто по наставлению родителей посещать, но и по велению своего сердца любить Храм Божий".

...Мы все разные, но все мы - прихожане одного храма, члены одного Тела - Церкви Христовой, которых объединяет вера в Воскресшего Спасителя.
"Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь".

Рассказы прихожан записала Лилия (Елизавета) Комиссарова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лилия Комиссарова
Все статьи Лилия Комиссарова
Последние комментарии