"Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"" /> "Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"" /> "Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"" />

Кластерный подход - основа формирования инновационной экономики

Доклад на конференции <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=105684">"Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"</a>

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р) намечен переход России от так называемой "сырьевой" экономики к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Приоритетными направлениями развития в Концепции определены: развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы; либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, становление институтов государственно-частного партнерства (ГЧП); содействие развитию малого и среднего бизнеса, сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России и др. Намеченное, особенно в связи с глобализацией экономик развитых стран, наступлением мирового финансового кризиса, обусловливает необходимость использования инновационных подходов к управлению экономикой. На V Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 г. Дмитрий Медведев подчеркнул, что важнейшей темой является создание современной инфраструктуры российской экономики. В сфере сбалансированного пространственного развития в Концепции запланировано: (1) комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны; (2) снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов; (3) обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов; (4) развитие на инновационной основе центров экономического роста (в перспективных специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо-Западе; (5) формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России и др. "....Нашей целью является создание слоя активных, заинтересованных людей, полноценного российского среднего класса, и мы будем принимать все меры для его становления и развития, потому как наличие среднего класса - это, по сути, основа для дальнейшего развития государства"- сказал в своем Вступительном слове на встрече с президиумом правления Торгово-промышленной палаты Президент РФ -Дмитрий Медведев (11 ноября 2008 года, Москва, Кремль).

Одним из инновационных механизмов развития экономики является кластерная политика, по сути являющаяся системой оптимизации функционирования фирм и организаций. Синергический эффект деятельности партнеров по кластеру обусловливает стабильное конкурентоспособное социально-экономическое развитие, причем не только одного или нескольких муниципальных образований, но и регионов в целом. В современных условиях редкое муниципальное образование не является дотационным. Поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно формирование межмуниципальных кластеров с общими материальными и нематериальными активами, разнесенных по видам деятельности.

Обычно выделяют следующие виды кластеров [2], каждый из которых подчеркивает тот или иной приоритет его функционирования:

- региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов промышленности, часто привязанные к тем или иным научным школам (научно-исследовательским институтам, университетам и т. д.);
- вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка "поставщик - сборщик - сбытовик - клиент"). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
- промышленные объединения большого масштаба, определенные относительно какой-либо основной отрасли (например, "химический кластер", "агропромышленный кластер").

В настоящее время распространены такие формы кооперации, как аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг. Кроме того, существует такой вид кооперации, как бизнес-инкубатор, который применяется для стимулирования развития малого и среднего бизнеса на территории некоторого региона, либо для развития конкретных, необходимых данному региону видов бизнеса. Специальная программа "Бизнес-инкубатор (техноцентр)" разработана в Санкт-Петербурге и предусматривает размещение начинающих и развивающихся субъектов малого предпринимательства на условиях пониженной арендной платы с предоставлением комплекса услуг на срок не более 5 лет. Но наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры, представляющие собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Как правило, они определены относительно какой-либо основной отрасли (например, "химический кластер", "агропромышленный кластер").

Аутсорсинг (outsourcing) - часть управленческой стратегии компании, применяемой при передаче работ и услуг стороннему исполнителю и основанной на двух тесно взаимосвязанных элементах: разделении труда и управленческих функций [7]. Его научной базой авторы считают концепцию разделения труда [4], но уже в новом качестве, которое предполагает наличие института ответственности за выполнение переданных на сторону работ и услуг и определенный механизм управления. Управленческая стратегия компании может разрабатываться как с учетом положений теории делегирования полномочий, так и основываться на других концепциях менеджмента. Аутсорсинг способствует: фокусировке собственных ресурсов на основных целях бизнеса, снижению себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру, получению доступа к ресурсам, которых нет у компании, доступ к новейшим технологиям, передаче ответственности за выполнение конкретной функции, большей свободе направления инвестиций в инфраструктуру компании. Нормативно деятельность аутсорсинга закреплена только в Санкт-Петербурге, где создана специальная программа "Финансовый аутсорсинг", направленная на оказание услуг по содействию в обеспечении внешнего бухгалтерского обслуживания субъектов малого предпринимательства, размещенных на базе бизнес-инкубаторов, а также для кризисных субъектов малого предпринимательства.

Субконтрактинг - способ организации производства, использующий разделение труда между: заказчиком (контрактором) и субконтракторами (поставщиками). Субконтрактация осуществляется на конкурсной основе. Конкурс в рамках субконтрактации важен как для заказчика, так и для поставщика [8].

Целесообразность для Заказчика:
наиболее конкурентный способ закупки. Есть возможность выбора из большого числа предложений. Основная цель - повышение эффективности закупок;
строго регламентированный вид закупки. Решение о победителе принимает Конкурсная комиссия. Злоупотребления в процессе закупки сведены до минимума;
инструмент организации производства: выявляет все недостатки в планировании и организации закупок и требует их исправления;
способ повышения производительности труда: закупочная деятельность в рамках строго очерченного временного графика. Соблюдение сроков требует повышения эффективности работы.

Целесообразность для Поставщика:
соревнование за заказ. Способствуя развитию конкуренции, стимулирует совершенствование производства;
игра по четким, твердым, заранее прописанным правилам, которые не должны меняться во время игры. Цивилизованный способ ведения бизнеса. Механизм противодействия коррупции;
инструмент организации производства: выявляет все недостатки в планировании и организации сбыта продукции и требует их исправления;
способ повышения производительности труда: маркетинг продукции в рамках строго очерченного временного графика. Соблюдение сроков требует повышения эффективности работы.

Достижением последнего десятилетия реформирования экономики в России явилось создание ЗАО "Межрегиональный Центр производственной субконтрактации и партнерства" - четко отлаженной структуры, действующей на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM), располагающей внедренной системой менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000. Методическая и информационная основа для работы, созданная центром положена в основу деятельности большинства и региональных центров субконтрактации [5]. В настоящее время сформирован мощный информационный канал для установления кооперационных отношений. В системе Центров субконтрактации отработан до уровня технологии механизм поиска и отбора поставщика, который предлагается под названием "Биржа субконтрактов". Это совместная работа многих центров, и такое объединение усилий дает практический результат. В настоящее время предпринимаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства за счет участия в государственных и муниципальных закупках. Подтверждение тому - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в котором сделана попытка решения данной проблемы, правда, многие вопросы так и остались неосвещенными.

Субконтрактинг - наиболее эффективный путь развития малого предприятия в машиностроении. При возрастающей стоимости материальных и людских ресурсов, он обеспечивает жизнедеятельность предприятия. Поддержка бизнеса путем развития субконтрактации предусмотрена законодательством многих регионов России (в их числе: Московская область, Удмурдская республика, Свердловская область, Ставропольский край, республика Башкоторстан, Волгоградская область, Кировская область, Саратовская область, Санкт-Петербург, Пермская область). Однако механизм поддержки субконтрактации в нормативных актах этих регионов не предусмотрен. Специальные нормативные акты по развитию субконтрактации разработаны в Воронежской области, Республике Татарстан, Ярославской области.

Франчайзинг - еще один метод кооперации. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером. Работа в рамках кооперации предъявляет к участникам сотрудничества повышенные требования в отношении качества производимой продукции (выполняемых работ) и четкого соблюдения ритмичности поставок (производства). Наиболее актуальна деятельность на условиях франчайзинга в пищевой промышленности.

Франчайзер, кроме получения финансовой прибыли в виде франчайзинговых платежей, получает целый ряд дополнительных выгод:
быстрое расширение рынков сбыта;
небольшие затраты на персонал;
низкий уровень собственных капиталовложений;
возможность разработки систем регионального и областного масштаба ускоренными темпами;
расширение признания торговой марки фирмы и признания со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции данной фирмы. Очевидно, что франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперации предприятий, как правило, крупных с малыми.

Формированию промышленных конкурентоспособных кластеров в настоящее время уделяется внимание и на федеральном и на региональном уровне. Так в Удмурдской Республике ведется создание предпосылок для развития конкурентоспособных региональных кластеров по производству автомобилей и автокомпонентов, апробация методики создания и развития региональных промышленных кластеров. В Омской области в машиностроительном комплексе в средне- и долгосрочной перспективе планируются, с одной стороны, процессы формирования региональных промышленных кластеров, а с другой, - процессы вхождения в вертикально-интегрированные структуры и расширения участия области в межрегиональном разделении труда. В Республике Татарстан предусматриваются мероприятия по созданию и развитию инновационно активных образований, основанных на кооперации: профильных региональных технопарков, технополисов, индустриальных парков, промышленных кластеров и округов. В результате предусматривается формирование интегрированных бизнес-групп и организация совместной формы ведения бизнеса на основе сложившейся индустриальной базы, что позволит оптимизировать процессы производства и повысить конкурентоспособность продукции.

Бизнес-инкубатор - еще одна схема кооперации, которая применяется для стимулирования развития малого и среднего бизнеса на территории некоторого региона, либо для развития конкретных, необходимых данному региону видов бизнеса. В соответствии с этой схемой бизнес-инкубатор обеспечивает предприятия, участвующие в данном виде кооперации, единым финансированием (например, предлагая им кредиты под фиксированный низкий процент), территорией, офисными и производственными помещениями, секретарскими и бухгалтерскими услугами и т.д. - до тех пор, пока предприятие-клиент не "встанет на ноги" и не будет способно обеспечивать себя этими услугами самостоятельно. Бизнес-инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы. Специальная программа "Бизнес-инкубатор (техноцентр)" разработана в Санкт-Петербурге и предусматривает размещение начинающих и развивающихся субъектов малого предпринимательства на условиях пониженной арендной платы с предоставлением комплекса услуг на срок не более 5 лет. Создание и функционирование бизнес-инкубатора осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе путем субсидирования части арендной платы, подлежащей перечислению субъектами малого предпринимательства, размещаемыми на базе бизнес-инкубаторов.

Технопарк - это также структура кооперации, созданная, как правило, на базе высшего учебного заведения с целью использования его научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие имеющихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Технопарки поддерживают только фирмы, специализирующиеся на использовании высоких технологий, так называемый технологический бизнес. Согласно распоряжению Правительства РФ "О государственной программе "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" технопарки должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на их территории, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности. В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов. Программы развития технопарков, как форм кооперации бизнеса разрабатываются и в регионах. Например, в настоящее время в Воронежской области разработана нормативная база в области поддержки развития технопарков, способствующая развитию кооперационных связей в промышленности.

В условиях мирового финансового кризиса кластерная политика является наиболее актуальной формой государственно-частного партнерства (ГЧП), способной эффективно преодолевать кризисные явления. С институциональной точки зрения в развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать: топливно-энергетический (электроэнергетика, газо- и нефтепроводы), транспортный (железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство). Важно отметить, что при этом не создаются специальные агентские структуры по регулированию партнерских отношений, а специфические функции регулирования и контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами в рамках определенных процедур. При этом успешное развитие ГЧП во многом зависит от эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерства решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, в сферу полномочий и ответственности частного сектора включаются вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и оперативного управления их деятельностью [6].

Модели и структура собственно ГЧП, в свою очередь, также весьма разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные признаки, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию. Партнерство строится как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая под те или иные цели и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон. Представляется, что более конструктивным является подход к ГЧП как к особой форме государственной инвестиционной политики, позволяющей в ряде случаев заменять приватизационные программы и эффективно реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции и собственность государства в социально значимых секторах экономики, с другой [1].

Государственные инвестиции в инфраструктуру и частные капиталовложения в экономике смешенного типа функционально взаимосвязаны. Развитие инфраструктуры ускоряет транспортировку товаров от производителей к потребителям, а значит, сокращает и общие издержки производства на частных предприятиях. На основе международных сравнений можно сделать вывод о том, что такие страны, как, например, Япония, направляющая значительную часть ВВП на развитие инфраструктуры, отличаются высокими темпами роста производительности труда. В тех же странах, в которых в инфраструктуру вкладывается сравнительно меньше средств, производительность труда растет относительно медленнее.

При реализации проектов ГЧП в рамках его организационно-правовых моделей используются разнообразные конкретные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру прав собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, в том числе строительства, эксплуатации, управления и др.

ТаблицаОпределены следующие базовые модели [9], отличающиеся специфическими формами отношений собственности, управления и источниками финансирования (см. табл. "Базовые модели государственно-частного партнерства")

Разнообразие механизмов, форм и методов ГЧП позволяет достаточно широко использовать возможности частного капитала в решении государством многих проблем, связанных с публичным интересом [1]. Так, одной из форм ГЧП являются разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям на выполнение работ и оказание общественных услуг, управление и поставку продукции для государственных нужд, на контракты технической помощи и т. д.

Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

Соглашения о разделе продукции (СРП) - форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности "на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск". Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Еще одной широко распространенной в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

Наиболее распространенной за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии [1,6]. Концессия - это система отношений между государством (концедентом) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства. Концессии - это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжаться ею. Опираясь на мировой опыт, Россия предпринимает в последнее время активные шаги по институционализации концессий. С этой целью создан Экспертный совет по вопросам концессионного законодательства при Государственной думе.

Заключение
Для перехода к инновационно-инвестиционному социально ориентированному развитию экономики необходимо становление полноценной институциональной среды. В настоящее время особенно необходимо формирование и развитие института ГЧП, института благотворительности, а также формирование профессиональной российской элиты. В этом плане целесообразно использовать такой правовой институт, как торгово-промышленные палаты. Однако на современном этапе чрезвычайно актуальным является вопрос формирования Единого координирующего органа по развитию ГЧП. Следует подчеркнуть, что для создания конкурентоспособных промышленных кластеров необходима программно-целевая политика. Очевидно, что основополагающей причиной возникновения финансового кризиса является утрата доверия населения разных стран мира к финансовым институтам. По сути дела, мировой кризис является следствием потери нравственного начала в мировой экономике. Исходя из этого крайне необходимы: подготовка управленцев новой генерационной волны, институциональный диалог власти и бизнеса, нравственное и духовное воспитание, поскольку основным богатством экономик всех стран является качество человеческого потенциала.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Дмитрий Медведев 05 ноября 2008 года сказал: "Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020года. Реализовать его нужно в полном объёме. Добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую - интеллект".

Литература:

1. Бондаренко Е.Ю. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика. - М.: Научная книга. - 2008.
2. Винокурова Ю.В. Основные характеристики и типы кластеров // Новое в экономике и управлении. Выпуск 12. - М.: МАКС Пресс, 2007.
3. Герасимова И.А. О тенденциях дифференциации субъектов Российской Федерации на уровне социально-экономического развития// Вопросы статистики, 2008, №2.: 56-64.
4. История экономических учений/под ред. Автономова В., Ананьина О., Макашовой Н. Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2001.-С.59.
5.Меламед И.И. Программирование регионального развития: современные требования к разработке программы экономического и социального развития субъекта РФ/ Междунар. Центр развития регионов. М., 2007.:Современная экономика и право.
6. Родин С.А. Процесс управления государственными инвестициями в инновационной сфере экономики с использованием концепции частно-
государственного партнерства // Современные аспекты экономики. - 2005. -
№ 10 (77).- С.30-35.
7. Сайфиева С.Н., Быкадоров М.А. Аутсорсинг в свете экономической теории//Вестник Государственного университета управления.2007-№3(3)
С.: 175-180.
8. Скопин, А.О. Проблемы и перспективы развития производственной кооперации в регионах России / А.О.Скопин, И.В.Скопина // Региональная экономика: теория и практика, 2008. - №7(64).
9. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора. // Мир перемен. 2004, №2.- С.13.

Сноска:

1 - Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005, - С.34-37.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Кластерный подход - основа формирования инновационной экономики

Превосходная статья, очень лаконично и в то же время ёмко изложен материал.

Zenova / 04.12.2009
Елена Калашникова:
Кластерный подход - основа формирования инновационной экономики
Доклад на конференции <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=105684">"Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"</a>
09.04.2009
Развитие государственно-частного партнерства в России
Доклад на конференции "Благотворительность - лучшие традиции российского общества"
17.02.2009
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
День памяти святого благоверного Великого Князя Александра Невского
Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова
06.12.2019
«Сыны России»
В Санкт-Петербурге состоится Гала-концерт и награждение лауреатов IV Историко-патриотического фестиваля
27.11.2019
«Буду трудиться во славу Отечества везде, где окажусь нужен»
Известному военному священнику и просветителю протоиерею Олегу Тэору — 75
01.11.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019