Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русины карпатского региона и русская цивилизация

Сергей  Суляк, Русская народная линия

Русская цивилизация / 28.03.2009


Доклад на Круглом столе "Русский народ, русский мир и русская цивилизация: история и современность"

Русская цивилизация - целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание.
Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации
*


Мне приятно принимать участие в заседание нашего круглого стола, проходящего в Санкт-Петербурге, в стенах Санкт-Петербургского университета, чьим первым ректором был выходец из Угорской Руси, русин Михаил Андреевич Балугьянский (Балудянский) (1769-1847). В 1916 г. Галицко-русское общество в Петрограде издало первый том уникального исследования Ф.Ф. Аристова "Карпато-русские писатели". В Кронштадте похоронен один из активных деятелей первого русинского Возрождения Михаил Алексеевич Качковский (1802-1872).

Население Карпатской Руси оказалось в составе других государств: Подкарпатская (Угорская) Русь в составе Венгрии к XIII в., Галицкая Русь в составе Польши с конца XIVв. До начала XX в. русины как этническая группа сохранялись в Семиградье (Трансильвании).

Русины Буковины вместе с волохами и русинами из Марамороша (Марамуреша) создали православное Молдавское княжество (1359). Его становление приходится в период обострения борьбы Польши, Венгрии и Великого княжества Литовского и Русского за Галицкое наследство. Княжество было создано по древнерусским образцам, русский язык был официальным языком княжества до начала XVIII в. Долгое время русские (русины) составляли значительную часть населения княжества (в середине XIV в. их численность составляла 40% населения). Долгое время Молдавское княжество оказывало поддержку в сохранении православия в Галичине и Подкарпатской Руси.

Несмотря на то, что Карпатская Русь оказалась в составе католических Венгрии и Польши, православного Молдавского княжества, местное русское население много веков продолжало осознавать себя частью единой русской цивилизации. Его представители внесли значительный вклад в становление русского православия, государственности, науки, культуры, литературного русского языка. Приведу ряд примеров. Угорские русины Георгий и Моисей (преподобный Моисей Угрин, Печерский) в начале XI в. поступили на службу к св. благоверному князю Борису. Мусины-Пушкины не без основания считали, что их предок Ратша (XII в.) выходец из Семиградья (Семиградской Руси) [1, С.12]. Выходец из Молдавского княжества Памва (мирское имя Павел) Берында (между 1555-60-1632), педагог, писатель, филолог, печатник, гравер, "архитипограф Росския церкви" издал за свои средства "Лексiкон славенороскiй и именъ тлъкованiе" (Киев, 1627) - один из первых печатных русских словарей, насчитывающим более 7 тыс. слов. Над его составлением он работал более 30 лет. Его брат Степан (Стефан, ? - ум. после 1634) - печатник, гравер, поэт, работал вместе с Памвой в типографиях в Стрятине, Львове, а затем в типографии Киево-Печерской Лавры [7, с. 84-85].

Особенно ярко принадлежность русинов к русской цивилизации проявляется во второй половине XIX - начале XX в. К тому времени Галицкая, Буковинская, Подкарпатская Русь вошли в состав Австрийской (с 1867 г. Австро-Венгерской) империи.

В это время начинается Первое русинское Возрождение. Оно воспринималось как возвращение к общерусской истории, культуре и языку. Также в это время ширится "обрядовое движение", одним из лидеров которого стал священник Иоанн Наумович. Так как любые попытки вернуться в православие в Галичине пресекались властями, то это движение ставило целью очистить униатский обряд от католических искажений, т.е. восстановить православное богослужение. Ведь уния 1596 г. предусматривала полное сохранение православного богослужения при переходе под власть папы. Однако под давлением Рима движение вскоре было прикрыто.

Переход жителей галицкого села Гнилички в конце 1881 г. в православие вызвал громкий судебный процесс. К суду привлекли двух крестьян и известных деятелей русинского Возрождения: А.И. Добрянского, его дочь Ольгу Грабарь, о. Иоанна Наумовича, его сына Владимира и других. Четырех обвиняемых приговорили к различным срокам заключения от трех до восьми месяцев. О. Иоанн Наумович был приговорен к восьми месяцам тюрьмы [6. с. 312-313].

В начале 1904 г. в Угорской Руси начался Первый Мараморош-Сигетский процесс против жителей подкарпатского села Изы (недалеко от Хуста). Их обвинили, что они молятся за русского царя и подстрекают народ против униатской веры. 7 крестьян были приговорены к срокам заключения от девяти дней до 14 месяцев и крупным денежным штрафам [5, с. 441]. 29 января 1913 г. начался Второй Мараморош-Сигетский процесс. Первоначально к суду привлекли 189 человек, преимущественно крестьян сел Изы (с. Изы в начале XX в. дало более 160 православных монахов и монахинь) и Великие Лучки (близ Мукачева). Во время ареста и заключения крестьяне подвергались издевательствам и избиениям со стороны венгерских жандармов. Впоследствии прокурор уменьшил число обвиняемых до 94 крестьян, обвинив их в подстрекательстве против мадьярского народа, греко-католического вероисповедания и духовенства, в нарушении законов. 3 марта 1914 г. был вынесен приговор 32 обвиняемым. Их приговорили в общей сложности к 39,5 годам тюрьмы [2, с. 35].

Массовый переход в православие русинских сел на Лемковщине (лемки - одна из этнографических групп русинов, проживающая в Западной Галиции), в Сокальщине и Коломыйщине (Восточная Галиция) тоже вызвал репрессии со стороны австро-венгерских властей. 17 марта 1911 г. были арестованы два православных священника Игнатий Гудима и Максим Сандович, а также Семен Юрьевич Бендасюк и студент-юрист Василий Андреевич Колдра. Их держали в тюрьме два с половиной года, не предъявляя обвинений. Перед самой войной во Львове начался процесс о "государственной измене" и "шпионаже". Подсудимые были оправданы присяжными заседателями, несмотря на давление со стороны судьи [4, с. 104].

С началом Первой мировой войны были закрыты все русинские организации. Австро-венгерские власти создали для русинов первые в Европе концлагеря Талергоф и Терезин. Через Талергоф прошли не менее 20 000 русских галичан и буковинцев. Немало человек было казнено без суда и следствия. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. На скамье подсудимых были депутаты австрийского парламента, священники (9 - во втором процессе), интеллигенты, крестьяне. Большинство обвиняемых (среди них Д. Марков, В. Курылович, К. Богатырец, И. Цурканович) были приговорены к смерти. Впоследствии смертную казнь заменили на пожизненное заключение, а весной 1917 г. заключенных амнистировали. Подробнее о геноциде против русинов в годы Первой мировой войны см.: [8, 9].

В этом году исполняется 95 лет началу геноцида русинов и созданию первых в Европе концлагерей. Самый страшный из них был Талергоф. Первая партия заключенных была пригнана в лагерь 4 сентября 1914 г. К сожалению, до сих пор геноцид русинов в годы Первой мировой войны не получил должного освещения в историографии. Талергоф стал для русинов Русской Голгофой, священным местом мученичества за русскую идею. Памятники жертвам Талергофа до сих пор сохранились во многих населенных пунктах Галичины.

Мы не должны забывать свое прошлое. Это и дань памяти нашим предкам, это и желание, чтобы наиболее трагические и кровавые страницы нашей истории никогда не повторились вновь. Мне кажется уместным проведение международной научной конференции, посвященной 95-летию начала Первой мировой войны, где была бы поднята и тема геноцида русинов в Австро-Венгрии. Неплохо было бы провести такую конференцию осенью на базе исторического факультета Санкт-Петербургского университета.

Если планируется проведение научных мероприятий, приуроченных к 240-летию рождения первого ректора Санкт-Петербургского университета М.А. Балугьянского, то неплохо было бы осветить в рамках этих мероприятий вклад населения Карпатской Руси в развитие русской науки и культуры.

Много веков русины Карпатской Руси, оказавшиеся в составе Венгрии и Польши боролись за сохранение своей этничности и православной веры. В средние века сопротивление русинов польско-католической агрессии помогло становлению новой русской государственности на Северо-Востоке Руси.

После прекращения существования Галицкого княжества, русины вместе с волохами создали православное Молдавское княжество. Неоднократно предпринимались попытки создания русинской государственности после Первой мировой войны.

Со второй половины XIX в. до начала Второй мировой войны прошло два русинских Возрождения. Третье русинское Возрождение началось в конце XX в. Постепенно оно становится массовым движением, целью которого является возвращение потомкам русинов исторической памяти, сохранение этнокультурных особенностей.

Слова, сказанные Осипом Андреевичем Мончаловским (1858-1906), активным участником Первого русинского Возрождения в его работе "Святая Русь" не потеряли актуальности и сегодня: "Нет, честный сын Руси, будь она Галицкая, или Буковинская, не только не может быть врагом своей дорогой Матери, Святой Руси, но и должен всеми законными и благородными средствами победить разрушающих национальное и культурное единство русского народа... А для борьбы мы имеем непобедимое оружие: истину Христовой веры, проповедуемой святой церковью и ее чудный обряд, с которыми веками сжился русский народ; историю Руси и русскую литературу с богатым русским книжным языком, которые составляют национальное и культурное и выражение всего русского народа и результат его тысячелетнего труда; пробуждение укрепление русского народного самосознания в массах народа при помощи народного языка" [3, с. 108-108].
Сергей Георгиевич СУЛЯК, кандидат исторических наук, президент общественной организации "Русь", главный редактор международного исторического журнала "Русин"





* - Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Составитель О.А. Платонов. М.: Православное издательство "Энциклопедия Русской цивилизации", 2000.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории // Род и предки А.С. Пушкина. Сост. и предисловие О.В. Рыковой. М.: Васанта, 1995. – 448 с.
2. Грабец М. К истории Марморошского процесса (дело 94-х – 29/XII - 3/III 1914). Ужгород: Издание Карпаторусской трудовой партии, 1934. - 56 с.
3. Мончаловский О.А. Святая Русь // Приложение к "Галичанину". Львов: Типография Ставропигийского института, 1903. 110 с.
4. Пашаева Н.М. Очерки русского движения в Галичине XIX-XX вв. М.: Имперская традиция, 2007. - 192 с.
5. Пронин Василий, архимандрит. История Православной Церкви на Закарпатье. Свято-Николаевский Мукачевский монастырь: ОРП «Φιλοκαλια». - 528 с.
6. Свистун Ф.И. Прикарпатская Русь под владением Австрии // Прикарпатская Русь под владением Австрии. Второе дополненное издание. Издатель П.С. Гардый. Trumbull, Connecticut 06611, 1970. С. 13-446.
7. Суляк С. Ими гордится Молдавия // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. № 3 (5). С. 81-148.
8. Суляк С. Русины: уроки трагической истории // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2008. № 3-4 (13-14). С. 7-34.
9. Суляк С. Талергоф и Терезин: забытый геноцид // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2008. № 3-4 (13-14). С. 69-75.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Сергей Геннадьеаич Патрушев : Re: Русины карпатского региона и русская цивилизация
2010-03-10 в 21:04

В Раффельштеттенском таможенном уставе — документе Х века, регулирующим торговые отношения в Баварской восточной марке на среднем Дунае — говорится о славнах «приходящих от ругов или богемов» торговать на Дунай . Лингвисты утверждают, что этнический термин Ruzzi /Ruzi/Ruszi (руццы, руцы, русцы) сложилась в немецких языках с VI века для обозначения русов , заменив, вероятно, формы Rusi /Russi / Rugi. В форме Ruzzi термин встречается в «Баварском географе» IX века. Однако речь идет о самоназвании русов на Дунае. Но для русского языка удвоение согласных крайне нехарактерно. Мы не говорим руссы, а говорим русы (а тот, кто так все-таки говорит — поступает неправильно). В немецких языках умножение согласных практикуется, но это более характерно для северных районов Нижней Германии, особенно для фризов, особенно — в древности. Например немцы обычно говорят хафен (гавань), а фризы — хафн. На юге говорят "гутен таг", а на севере "гтнтааг". В Южной Германии такая манера иронически называется консонантен-хээфюнг — "нагнетание согласных". Самоотверженная борьба с "нагнетанием согласных" вызвала у правоверного А.В. Назаренко дерзкое желание довести идею до конца. От восточных славян пришлось решительно отказаться. Реконструкция исходной формы указала на VI-VII вв. Это уже явно выпадало из канонических представлений о Киевской Руси на Днепре — а это есть демонстративная фигура угрозы и мятежа в исторической науке. Тем более, что древние формы русских слов, обнаруженных в Баварии на Дунае тяготели к удревлению даже еще дальше — к III-IV вв. Таким образом, множество очень старых, вплоть до III-IV века, форм ruzzi и ruzzia создают впечатление, что русы живут в Европе издревле, пришли на Дунай очень давно и чуть ли не из Фрисландии, где нахватались от фризов семитического "нагнетания согласных". Второе, что бросается в глаза: для днепровской Киевской Руси торговать с Баварией весьма рановато. А кто были те русы (Ruzzi), которых знали немцы IV века? Разумеется, это более ранняя Русь Дунайская.
Документы подтверждают, что руги (русы) всегда притязали на особое положение, гордились древностью происхождения и знатностью рода. Между тем в Западной Европе, где титулованию придавалось особенно большое значение, русские князья неизменно называются "королями", тогда как, скажем, польские князья лишь "герцогами". В отличие от русских, за славянами знатность и древность не признавалась. Адам Бременский и Гельмольд специально отмечают, что у западных славян "королей" имеют только руяне (русы) с острова Рюген. С VIII по IX век в германских документах встречается маркграфство Rusaramarka (Русарамарка). Место с таким названием упоминается в дарственной грамоте Людовика II Немецкого Альтхайскому монастырю. Расположено это место недалеко от Раффельштеттена. Слово это, в моем понимании, многозначительно. Оно происходит от слова Ruzarii, используемого для названия определенных жителей на Среднем Дунае. Учитывая, что арии или ерии — это "Ериловы" от обычного сокращения Ерило в Ер (Ар, Ор), дословно оно реконструируется как рус-арии — "русы Еровы", примерно то же, что херуски — "Еровы русские", арверны — "Еру верные", они же герулы — "Ериловы" и того же типа, что и у Тацита хазуарии (хазары) — "асы Еровы", Petsenere unt Valwen — "печенеги Ериловы и половцы" в "Песни о Нибелунгах", lutizara — "лютичи Ериловы", meranare — баварский термин XII века "геты Ериловы". Гарвардский профессор истории О.Прицак обосновал, хотя сам этого не обнаружил, что форма Русара и Русарамарка квалифицирует древнефризское множественное число "ар", известное с III века. А. В. Назаренко критикует О. Прицака за путанность, беглость и размашистость, поскольку странные древнефризские формы являются нижненемецкими, а на Верхнем Рейне и Верхнем и Среднем Дунае практикуются верхненемецкие диалекты, далее, формы не могли "диффузией" попасть на Средний Дунай, кроме того, как он считает, III век — анахронизм, это слишком рано для торговых контактов Киевской Руси со Средним Дунаем, поскольку, понятное дело, какая торговля с теми, кого нет? — Киевской Руси еще не предвидится даже, она образовалась только через 600 лет! Однако, мое мнение:
1) наличие алан со II века, а ругов, хазар и герулов на Среднем Дунае с IV века неоспоримо;
2) херуски, герулы, хазары, руги жили еще в I веке в Северной Германии, во Фрисланде или около него, они зафиксированы античными источниками, например, Тацитом;
3) именно эти народы "привели" готскую группу народов в Причерноморье, поскольку кочевые скифы были перебиты в "тихой войне" с русами-аланами и сарматами, а скифы-пахари разбежались и русы испытывали недостаток хлеба; приведя земледельцев-готов они обустроили дела и сами они обосновались там;
4) с приходом гуннов именно эти народы в Причерноморье вошли в боевой авангард гуннов и в результате Великого переселения народов осели на Среднем Дунае в этой самой Рус-Ера-Марке.
Зачем в языковых явлениях подразумевать медленную естественную диффузию, когда мы говорим о временах Великого переселения народов, движении миллионов людей и о резком изменении этнической и языковой обстановки? Так что, странно не то, что древнефризские формы есть в Баварии, а то, что их не слишком много. Итак: несложное название и самоназвание русинов на Дунае "русарии" оказалось проявителем существенных деталей истории раннего средневековья. В частности, русины оказываются древним историческим народом и документально подтверждается очень раннее наличие русинов на севере и в центре Европы.
В одном из географических разделов энциклопедического труда Бартоломея Английского "О свойствах вещей" (середина XIII в.) есть определение "De Ruthia. Ruthia sive Ruthenia, quae et Mesiae est provincia..." (О Русии. Русия или Русения которая есть и Мезии область...). Такое определение у неподготовленного нашего человека вызывает гнев и подозрение о полной неосведомленности Бартоломея Английского в русских делах. Но Мезия (от латинского "Середина"), это подразумевается Средний Дунай. Бартоломей делает глубокий исторический намек. Он блестяще использует весьма многозначительное античное пеласгическое название Русения / Рутения и далее описывает географическое окружение Русении: Готия — это, разумеется, Гетия, так иногда называли "по-ученому" (вслед за остготским историком Иорданом, назвавшим свой труд о готах "Гетика") землю древних дунайских гетов, ту территорию, где сейчас Тироль, Штирия, Хорватия, Воеводина в Сербии и северо-восточная часть придунайской Болгарии, то есть это было южное и юго-восточное окаймление Дунайской Руси; Впрочем, перечисляемые земли и без "модничанья" можно называть Готией, ибо они являются территорией знаменитого в срелние века Остготского Королевства. Правда, готов там уже не было во времена Бартоломея, так как народ остготов растаял как сахар в стакане горячей воды в безумной борьбе остготов с византийцами. Паннония — нынешнея Венгрия, на восток от Норика; Галатия — галатами "по-ученому" иногда называют всех кельтов, тогда Бартоломей одним словом описывает все западное и северное окаймление Дунайской Руси: немало галатов жило в рудных местах Восточной Баварии, Чехии-Словакии (от Гальтича до Галича), а на северо-восток от Среднего Дуная жила голядь в Галиции. Разворот контекста дает прямое и точное свидетельство средневекового энциклопе-диста об историческом существовании Руси в Норике. Бартоломей вполне компетентен: автор жил и работал совсем рядом, в Германии, в Магдебурге и все прекрасно себе представлял.
Теперь о ругах — еще об одном имени русов. Самым древним упоминанием о ругах в этой среднедунайской земле является "Происхождение лангобардов", документ начала VII века об эпохе переселения народов, где в контексте повествования о походе Одоакра в 487 г. на свою родину из Италии есть название местности "in Rugalanda". Точно также называет эту страну Павел Диакон в "Истории лангобардов" между VIII-IX в . Другой документ начала Х века — Раффельштеттинский таможенный устав , в котором есть особая регламентация торговли именно на этом месте, на территории маркграфа Арбо с упоминанием о ругах: "Славяне же, приходящие для торговли от ругов или богемов, если расположатся торговать в любом месте на берегу Дуная или в любом месте у роталариев или реодариев, с каждого вьюка воска две меры стоимостью в один скот каждая; с груза одного носильщика — одну меру той же стоимости; если же пожелают продавать рабов или лошадей, за каждую рабыню по одному тремиссу, столько же — за жеребца, за раба — одну сайгу, столько же — за кобылу. Баварам же и славянам из этой страны, покупающим и продающим здесь, платить ничего не требуется". Место действия "Устава" — Баварская восточная марка и графство Траунгау между реками Энс и Инн. Заметьте, что русины никогда не упоминаются в числе торговцев. Почему? А потому, что им это не к лицу. Они рыцари, феодальные владыки, да и непростые. Из полного текста "Устава" видно, что Русь представляют собой совершенно особое образование. Сопоставляют его население с таинственным княжеством Иосифа Русского и предполагают, что это весьма привелегированный немецкий федерат типа известных Паннонских князей Прибины и Коцела (скорее всего поэтому что это тоже части Руси). Королевское достоинство всех русских князей уходит в уже забытую древность, видимо, в ту пору, когда дунайские руги получили статут федеративного по отношению к Риму королевства.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме