Монашеский путь

Предисловие к книге игумена Бориса (Долженко) "К тихому пристанищу"

Игумен Борис (Долженко)Совсем недавно в издательстве Валаамского монастыря вышла в свет книга игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу», изданию которой поспособствовали некоторые сотрудники нашей редакции. Непосредственная цель этой книги - помочь современному христианину, избравшему путь монашества, найти ответы на трудные вопросы современной духовной жизни. Но мы полагаем, она будет полезна и для верующих, ищущих спасения оставаясь в миру. Не случайно труд о.Бориса получил благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, а за его издание взялся один из самых уважаемых монастырей нашей церкви.
До завершения Великого поста мы намерены опубликовать на сайте РЛ отдельные, наиболее, на наш взгляд, интересные главы из этой книги, а предваряет эти публикации небольшое предисловие к книге Игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря епископа Троицкого Панкратия.


«Упущения и увлечения мои, недостаточно твёрдое и неуклонное последование наставлениям Отцов, неимение руководителя благодатного, частая, почти постоянная встреча с руководителями, болезновавшими слепотою и самообольщением, вольная и невольная зависимость от них, обстановка отовсюду предметами соблазна, а не назидания, внимание к учению, которому мир, враждебный Богу, придавал блеск и важность высшей мудрости и святости, которое будучи тьма и скверна, заслуживало лишь презрение и отвержение, были причиной для меня многих потрясений», - сетует святитель Игнатий Брянчанинов в предисловии к 5-му тому своих сочинений «Приношение современному монашеству». И писал это святитель в середине 19 века, в то благодатное время, когда во всей свой неземной красе царствовала на Руси Русская Православная Церковь, окормляя народ. Но и тогда не лёгок был путь к спасению, хотя сызмальства любой русский ребёнок научался церковной жизни, воспитывался в христианском духе. Но даже получив с детства правильное назидание в семейной жизни, ох как не легко добиться «правильного и твёрдого настроения души, непоколебимой в добродетели»! Что же говорить о сегодняшних подвижниках, в абсолютном большинстве своём встающих на путь спасения, не то что не имея даже начальных представлений о правилах духовной жизни, но вообще любого опыта жизни в Церкви. Не случайно так популярны у современных верующих брошюры «Вопросы священнику». Но если не просто стать добродетельным христианином в миру, то стать добрым монахом, светильником веры для окружающих непросто вдвойне.

Монашеский путь, путь совершенного отвержения от мира и следование Благой вести всегда привлекал ищущих спасения верующих. Наверное, перед каждым православным в какое-то время вставал вопрос, а не оставить ли мир, не избрать ли путь совершенных? Как призывал и сам Господь в Евангелии «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф.19.21). Казалось бы, в чём проблема? Посоветуйся с духовником, получи благословение и - в путь, в ближайший монастырь, дабы с «преподобными стать преподобным» (Пс.17.27). Но на самом деле всё оказывается совсем не так просто. И перед начинающим подвижником встает множество проблем. Очень скоро он приходит к выводу, что и он для монастыря не подходит, и монастырь не подходит для него. К сожалению, весьма часто первые неудачи приводят к тому, что человек отказывается от «…благой части…» (Лук.10.42) и возвращается в мир. И хорошо ещё, если это «приключение» не повредит духовной жизни верующего, с чем, как это не печально, приходится время от времени встречаться.

Избежать излишних потрясений и катастроф в духовной жизни нам помогает бесценный опыт Святых Отцов. Святоотеческое предание наполнено самыми разнообразными советами об устроении правильной духовной жизни, но простых советов о самых начальных шагах вы там не найдёте, потому что уж очень они зависят от конкретного времени и места, в котором спасется подвижник. По мысли святоотеческого предания такое начальное назидание должно сохраняться в церковной традиции. Но в том-то и дело, что у нас долгие богоборческие годы принесли не только немыслимые доселе по масштабам гонения на христиан, но и почти совсем изничтожили традицию церковной жизни, самих носителей этой традиции уничтожили.

И вот потекли русские новые верующие в Грецию, на Афон, туда, где в своё время почерпнули опыт монашеской жизни основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские чудотворцы. Казалось бы, вот он, выход! Но беда в том, что этот бесценный опыт не всегда применим. Греческие монастыри пополняют, как правило, люди, с детства воспитанные в Православии и имеющие за плечами начальный духовный опыт приходской жизни. Не то в современной России. Приходская жизнь, жизнь христианина в миру, в каждой стране, у каждого народа неповторима и имеет собственные особенности и традиции. У нас сейчас, как и в первые годы христианства на Руси, она выстраивается заново, применительно к современности. Откуда приходит послушник в монастырь? Из мира, из церковного прихода, того самого, традиции которого, а значит и опыт духовной жизни только слагаются.

Даже и опытному духовнику в такой ситуации очень не просто разглядеть возможности и склонности к монастырской жизни своего прихожанина, а опытных духовников у нас не так много, вот и решается ищущий монастырской жизни начинающий христианин идти своим путём, сам по себе. В лучшем случае он подготовится к монастырю, прочитав жития некоторых преподобных, возможно даже познакомится с какими-то святоотеческими книгами по аскетике, и, как правило, считает этого достаточным для практической монастырской жизни. Но сама эта практическая монастырская жизнь, наполненная самыми первыми, даже ещё и не иноческими искушениями, может стать камнем преткновения для подвижника. Всё, начиная с правильного выбора монастыря, основных правил общежития и взаимоотношений с собратиями и начальствующими, приходится будущему послушнику осваивать самостоятельно. Опыт предыдущей мирской жизни может оказаться полезным, а может наоборот, повредить выстраиванию правильной монашеской жизни. Как ни крути, без опытного советника тут не обойтись. А литературы о трудностях начальной духовной жизни современных монастырских послушников крайне мало, если сказать, что нет вообще.

Книга игумена Бориса (Долженко) «К тихому пристанищу», может оказаться ценным подспорьем и для тех, кто стоит перед выбором монашеского пути и для новоначальных насельников и для начальствующих, особенно во вновь открытых обителях. Не случайно книга получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Игумен Борис не понаслышке знаком с проблемами первых шагов монастырской жизни. Он десять лет был духовником одной из самых больших женских обителей России - знаменитого Толгского Введенского монастыря, а затем, уже больше 10 лет несёт послушание духовника и строителя Николо-Бабаевского мужского монастыря Ярославской епархии.

Первые две части книги «Хочу в монастырь…» и «Желаю жития постнического…», объединённые в одном томе, обращены, прежде всего, к новоначальным инокам современного монастыря. В них рассмотрены наиболее часто встречающиеся искушения, с которыми сталкиваются неопытные послушники, и даны некоторые полезные советы для их преодоления. Второй том содержит третью часть книги отца Бориса - «Крест с украшениями», которая может стать полезным подспорьем для разрешения текущих проблем жизни обители монастырскому начальству, особенно тем, кто только вступает на эту стезю и не имеет собственного опыта устройства монастырской жизни. В качестве приложения автор снабдил второй том своего труда сокращёнными текстами монастырских уставов Троице-Сергиевой Лавры, Афонского Пантелеимонова и Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Особенная ценность книги о. Бориса заключается в том, что своим собственным, иногда и печальным, опытом с читателями весьма откровенно делится наш современник, духовник, сам на себе испытавший трудности, о которых пишет. Причём вся книга отца Бориса выдержана в строгом святоотеческом духе. Свои выводы автор подкрепляет обильными ссылками на классические труды по основам монашеского делания - «Лествицу», «Древний патерик», сочинения святителя Игнатия Брянчанинова. Святоотеческое наследие при написании книги «К тихому пристанищу» занимает место не только теоретического основания, но и практического руководства к действию, проверенного личным опытом и наблюдениями автора.

Несомненно, труд о. Бориса должен помочь начинающим монастырским трудникам и послушникам, а второй том - молодым монастырским начальникам избежать многих ошибок на своем иноческом пути. Но думается, что прочтение книги «К тихому пристанищу» окажется небесполезным и для мирян, ревнующих о своем спасении. Ведь духовная жизнь и монаха и мирянина подчинена одним и тем же вечным законам, а давно известно, что ничто так нас не наставляет, как практический опыт преодоления искушений и трудностей духовной жизни, которым так щедро делится автор лежащей перед вами книги.

Игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря Епископ Троицкий Панкратий


Книгу «К тихому пристанищу» можно приобрести в книжной лавке Валаамского монастыря или связаться с редакцией «Русской линии» по электронной почте smg@rusk.ru.
Можно познакомиться с книгой о.Бориса и в Интернете - на сайте «Азбука веры» http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/igumen_boris_k_tihomu_pristanischu-all.shtml или http://tihoprist.narod.ru/


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Панкратий (Жердев):
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019