К спорам вокруг острова Змеиный

На каких основаниях Румыния выиграла суд у Украины и получила немалый кусок нефтегазоносной территории на Чёрном море

Генассамблея ООН по Украине 
0
392
Время на чтение 5 минут
3-го февраля 2009 года Международный Суд ООН огласил решение по иску Румынии против Украины о делимитации морской границы между этими двумя государствами. Решение сразу вызвало множество домыслов в прессе, получило политическую окраску как внутри Украины, так и вне её. Чтобы разобраться с существом дела достаточно зайти на сайт Гаагского Суда, на котором выложены все документы по данному делу.

Заявление Румынии было зарегистрировано 16 сентября 2004 года.

Предмет спора, в соответствии с разделом I - установление морской границы между двумя государствами в Чёрном море, с определением континентального шельфа и исключительных экономических зон, относящихся к нему.

При подаче заявления румынская сторона ссылалась на то обстоятельство, что договором об отношениях сотрудничества и добрососедства между Румынией и Украиной, подписанным в Констанце 2 июня 1997 года и дополнительным соглашением, совершённым путём обмена письмами министрами иностранных дел ("дополнительное соглашение"), вступившими в силу 22 октября 1997 года было предусмотрено, что оба государства берут на себя обязательства заключить соглашение о режиме государственной границы. Несмотря на это обязательство в продолжение 6 лет и на 24 раундах переговоров стороны не достигли соглашения о делимитации. В связи с этим Румыния и обратилась в Международный суд ООН для разрешения создавшейся ситуации.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 34 Статута Международного Суда (Сан-Франциско, 26.06.1945) к его компетенции относятся вопросы, переданные ему сторонами, что не препятствует государствам в любой момент заявить, что они признают его компетенцию без особого о том соглашения по конкретным международным вопросам. В данном случае румынская сторона ссылалась на статью 4 "дополнительного соглашения" 1997 года, в соответствии с которым если стороны не придут к соглашению в разумный период, но не позднее 2-х лет с момента начала переговоров, спор передаётся на рассмотрение Международного Суда ООН.

В качестве непосредственных оснований своих требований румынские власти приводят в жалобе Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и вышеупомянутое "дополнительное соглашение" 1997 года, которым были определены общие принципы разграничения морских пространств между двумя странами, причём, по мнению Румынии, "дополнительное соглашение" является в данном случае lex specialis (специальной нормой) и, следовательно, имеет приоритет над Конвенцией ООН по морскому праву.

В своём возражении на заявление Румынии Украина, хотя и не соглашается с доводами относительно оснований для признания компетенции Международного Суда ООН, но, тем не менее, в целом признаёт его право рассматривать спор (с. 7 и далее тома I Контр-мемориала Украины от 19 мая 2006 года), но при этом ограничивает его исключительно вопросами разграничения морской границы. Международный Суд не счёл это ограничение основательным и посчитал, что заключённое соглашение можно истолковывать в том смысле, что стороны намерены разрешить все спорные вопросы определения границ, как на суше, так и в море.

Одним из основных доводов Украины в данном споре была ссылка на положения о внутренних водах в 12-мильной зоне вокруг острова Змеиный (из-за чего в прессе этот конфликт и называют "спором вокруг Змеиного острова"). Этот остров представляет собой поверхность общей площадью 0,17 кв.км. и 2 км в периметре. В расчёте на то, что это будет иметь значение при вынесении решения, Украина разместила на нём какое-то количество жителей, впрочем, суд не принял это обстоятельство во внимание.

Более того, суд признал, что Змеиный - действительно представляет собой остров (хотя по географическим сведениям, представленным Румынией, это - скала), но при этом исходил из того, что площадь его настолько мала, что она не оказывает значительного влияния на распределение морских пространств с учётом избранного судом критерия их разграничения. При этом суд заключил, что договоры между СССР и Румынией по итогам Второй Мировой Войны, заключённые, в частности, в 1949 году, не устанавливают в настоящее время границы исключительной экономической зоны и континентального шельфа между Румынией и Украиной. Тем самым он фактически согласился с доводами Румынии, оценивавшей Змеиный как скалу, не имеющую никакого шельфа.

Ссылаясь на несколько собственных прецедентов, в том числе по вопросам о разграничении морской поверхности, Международный Суд учёл распределение площадей на поверхности моря пропорционально общей протяженности приморских границ. Здесь уже вступила в силу хитрая математика: кое-где кривые можно спрямлять, ссылаясь при этом на то, что это - внутренние воды, таким образом, из расчёта были исключены воды Каркиницкого залива. В результате получилось соотношение 1:2,8 (Румыния - Украина). При этом в конечном счёте, обосновывая это решение также многими прецедентами, суд осуществлял деление исходя из принципа равноудалённых точек. Например, берётся точка Мыс Херсонес и противолежащая ей (на картах Меркатора) точка полуостров Сакалин и от них строится треугольник. Хотя изначально Румыния и заявляла требования на большие площади, чем получилось в результате такого расчёта, но, скорее всего, в данном случае мы имеем дело с принципом "больше потребуешь, больше дадут", вряд ли она всерьёз рассчитывала получить себе территории напротив почти всей Бессарабии.

Налицо, конечно, значительный проигрыш Украины, причём объяснения представителей МИД этой страны совершенно не соответствуют действительности. Вопреки их заявлениям, суд не исходил в данном деле из принципа компромисса, а руководствовался выработанными в прецедентах правилами. Относительно небольшое искривление морской границы на 2,3 тыс. кв. км. вызвано географическими расчётами: дело в том, что существуют разные принципы распределения границы для противолежащих и прилежащих территорий.

В то же время с учётом всех обстоятельств обвинять украинское руководство в проигрыше дела сложно. Во-первых, сама компетенция Международного Суда предопределена соглашениями 1997 года, за которые нынешняя власть не может нести политической ответственности. Во-вторых, Румыния правильно выбрала время для подачи заявления, в результате всё дело слушалось на фоне постоянной политической нестабильности внутри украинского государства. Естественно, что из-за этого, а также из-за чисто финансовых сложностей, Украине было просто не до Змеиного и не до возможного обоснования существования у него шельфа. Как видно на примере арктических владений России, даже такая крупная страна, как Россия, не смогла быстро закрепить свои права на океанский шельф и ввязалась в длительные и сложные исследования, сопровождающиеся разными политическими демаршами на международном уровне. Наконец, некоторые прецеденты, на которые опирался суд, появились не так давно (в 2002 году) и в 1997 году сложно было предвидеть, что дело повернётся именно таким образом, а не иначе.

Справедливо, конечно, и то обстоятельство, что Румыния не смела заявлять о своих претензиях победителю во Второй Мировой Войне, - СССР, и нынешняя ситуация возникла не в последнюю очередь из-за его развала.

Завершая небольшой обзор спора, прокомментируем заявления некоторых украинских политиков относительно возможности подачи аналогичного иска со стороны Украины к России по поводу разграничения вод Керченского пролива. Представляется, что такая перспектива маловероятно. Во-первых, соглашения (во всяком случае, опубликованные) о передаче подобного спора в Международный Суд между РФ и Украиной отсутствуют. Во-вторых, Конвенция ООН по морскому праву не предусматривает обязательной компетенции какого-либо суда в таком споре (кроме специально созданного). В-третьих, даже если дело будет рассматриваться подобным судом, правила о 200-мильной зоне в отношении Керченского пролива неприменимы, что, кстати, следует и из рассмотренного выше решения суда: ведь суд счёл и Каркиницкий и Ягорлицкий заливы внутренними водами Украины и даже её границу отсчитывал по внешним пределам этих водоёмов. Иными словами, на Керченский залив прецедент не распространяется.

Гораздо более вероятно продолжение румынской атаки на Украину, на сей раз по поводу судоходства по Дунаю. Дело в том, что в соответствии со ст. 2 Конвенции о режиме судоходства на Дунае (Белград, 18.08.1948) выход в море из Дуная осуществляется через Сулинское гирло, которое полностью расположено на территории Румынии. Уже сейчас с её стороны раздаются обвинения в уничтожении Украиной биосферного заповедника "Дунайские плавни", не исключены и другие шаги, направленные на запрет судоходства по гирлам, находящимся на украинской территории. В условиях постоянной политической нестабильности нельзя исключать, что Украина проиграет и в этих конфликтах.
Впервые опубликовано на сайте www.juryev.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Родион Юрьев
Кто ответит за страшную ковид-смертность в России?
Об итогах 2021 года и прогнозах на год 2022-й
31.01.2022
Очевидные ответы на обывательские рекомендации
Мысли после прочтения текста Сергея Глазьева
11.01.2022
Почему я против введения QR-кодов?
Нужна всеобщая принудительная вакцинация!
07.12.2021
Ковид: что делать?
Россия — вымирает, пора это понять, и вымирает прямо сейчас
06.11.2021
Идёт четвёртая волна ковида
Может быть она, наконец, вразумит антипрививочников
29.10.2021
Все статьи Родион Юрьев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24