Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Духовная составляющая православной реабилитации наркозависимых

Николай  Новопашин, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 21.01.2009

Доклад Николая Олеговича Новопашина, председателя региональной благотворительной общественной организации "Ростов без наркотиков", на XII Новосибирских Рождественских чтениях "Наука, Образование, Культура", секция "Наркомания: причины, последствия и пути преодоления" 16 января 2009 года

Уважаемые отцы, братья и сестры!

Наркомания является на сегодняшний момент одной из наиболее болезненных и острых для нашей страны проблем, ставящих целое поколение на грань жизни и смерти. Мы теряем это поколение и очень стремительно. В последнее время появилось много центров светских и религиозных, которые предлагают помощь тем, кто попал в эту страшную беду. В этом разнообразии центров порой очень сложно разобраться. Поэтому, тема моего доклада звучит следующим образом: Духовная составляющая наркомании и алкоголизма. Преимущества реабилитации в православном реабилитационном центре от реабилитационных центров протестантских деноминаций и сект.

Прежде всего, в начале своего выступления, хотелось бы отметить, что для светского человека, это отличие, преимущество увидеть сложно. Но оно есть и это очевидно, даже если мельком сравнить два подхода к реабилитации. Чтобы понять эти преимущества, нужно задаться вопросом, от чего человек становится наркоманом. Наверное, прежде всего от отсутствия в нем духовного стержня, отсутствия целостности его личности. Большую роль, несомненно, играет и образование вкупе с воспитанием.

Ведь если предложить наркотик человеку верующему, знающему истинный смысл жизни и цену его свободы во Христе, то можно предположить, что такой человек с большой долей вероятности откажется от сомнительного удовольствия. Пробует наркотик, прежде всего тот, у кого нет внутренних религиозных установок. Поэтому реабилитация в православных центрах строится, прежде всего, на воцерковлении человека и привитие ему душеспасительной исконной русско-православной педагогики. Метод сам по себе прост. Но этот же метод дает сбой, когда в нем меняется идеология. Представим себе картину, что наркомана, полностью опустившегося человека привезли в протестантский или не дай Бог, в сектантский центр. После снятия ломок с ним начинают работать. Выйдя на "свободу", он снова столкнется со старыми друзьями и "коллегами", которые предложат ему уколоться. И мне представляется маловероятным, что знание позиции Мартина Лютера по реформации или политических мыслей сектантов-неопятидесятников Хинна и Ледяева помешают ему уколоться. А чего стоит их "молитва", которые кроме как кощунством никак назвать нельзя. И вряд ли Господь услышит например такую молитву, читаемую в ставропольских харизматических группах:

- Наш Бог - это не Бог РПЦ

- Это не их старцы!

- Это наш Бог, модный Бог, крутой Бог!

- Назовите его как хотите!

Помимо абсурдности такого моления, на виду и попытка подчеркнуть свое качественное отличие от "устаревшего" православия.

Второе качественное отличие сравниваемых реабилитационных центров - отношение к людям, уже прошедшим курс реабилитации. Сама идея создания православных реабилитационных центров первоначально предусматривала, что нахождение там будет временным. В большинстве случаев так и бывает: после избавления от недуга ребята возвращаются в большой мир, находят работу, обзаводятся семьями. Но немало и таких, которые вновь возвращаются сюда. Нет, они не сорвались, не подсели вновь "на иглу". Они возвращаются для того, чтобы работать здесь, помогать новым членам общины избавляться от пагубного пристрастия. То есть у людей есть возможность жить в миру, при этом оставаться внутри Церкви. В реабилитационной работе нашего центра создана так называемая "терапевтическая среда". Это означает, что буквально всё - от интерьера и распорядка дня до молитвы - направлено на решение проблем зависимости. По возможности комфортные условия, доброжелательная атмосфера, организованный досуг и получение знаний, занятия спортом и труд, позволяют пациентам не чувствовать себя в "больничных" условиях. Кроме того, мы не стремимся принять человека на реабилитацию любым способом. Нам нужна, прежде всего, добрая воля человека и ведущую роль играет его согласие и стремление получить исцеление, а не положение его родителей и наличие высоких доходов. На этом (начальном) этапе люди, страдающие от последствий наркомании и алкоголизма, приходят в наши информационно-консультативные центры, где в процессе беседы со священниками, референтами-психологами определяются особенности их личности, душевное и духовное состояние, мотивация на лечение, их психосоциальный статус. Сразу же составляется ориентировочная программа лечения, реабилитации, социальной адаптации - то есть полного восстановления человека и его возвращения к нормальной жизни.

Ситуация в сектантско-протестантских центрах совершенно иная. В них даже не предполагается, что, попав однажды, человек уйдет от них. Нет, они будут использовать его по максимуму. И если он не окажется способным стать проповедником и затягивать новых людей в секту из него сделают рабочего. Так часть сектантских центров при помощи дармовой рабочей силы организуют свой бизнес. В Ставрополе это фирмы грузчиков, в Ростове - строительные бригады. То есть налицо ситуация, когда тяжелым физическим трудом, постоянными угрозами в случае ухода, повторения наркотических срывов, человека используют в корыстных целях. Добиться этих целей им помогает подмена одной зависимости на другую, то есть наркозависимых людей после психологической обработки делают зависимыми от тоталитарной организации и ее лидеров.

Для восстановления нормальной работы структур головного мозга, требуется длительное время. Нет в мире средства избавления от наркотиков за 6, 10 часов или за один день, как обещают это центры харизматических групп. Не существует таблетки, которую можно было, однажды приняв, раз и навсегда забыть о химической зависимости. Выздоровление это процесс, требующий времени и усилий. Наши наблюдения показали: наркоман, прошедший реабилитацию и в течение двух лет, придерживавшийся сознательной трезвости и ведущий христианский образ жизни, редко возвращается к наркотикам.

Мы духовно и психологически поддерживаем наших братьев, помогаем им наилучшим образом решать внутренние проблемы, что способствует их последующей адаптации в новом для них мире, этот принцип даёт положительные результаты.

Залог успеха на пути становления человека, от состояния зависимости к нормальному образу жизни напрямую зависит именно от духовной составляющей, которой наполняется человек и эта составляющая, к сожалению, может быть различной - одни воспитывают веру в Бога, другие в себя, третьи в судьбу и тому подобное, но мы веруем во единого Бога Отца Вседержителя. Наш опыт заимствован у самой матери Церкви и основывается на Евангелии, Святоотеческом предании и уставах Русской Православной Церкви. Реабилитационные центры Православного братства созданные по примеру "Домов трезвости" которые еще в конце ХIХ века устраивал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для того, чтобы изжить из человека ту самую составляющую психической и физической зависимости, необходима не просто ремиссия, пусть даже и длительная, а становление из наркомана в человека верующего, воцерковлённого, православного. Кто-то скажет - это невозможно, а я скажу: с Божьей помощью возможно всё.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Мария : Re: Духовная составляющая православной реабилитации наркозависимых
2010-02-28 в 13:36

Николай да Вы обижены на протестантов!Обида -это серьезный грех.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме