Жребий - весьма благостное дело

Ответы на анкету "Русской линии"

От редакции: Мы получаем ответы на вопросы, сформулированные в анкете экспертного опроса Русской линии «Навстречу Поместному Собору». Нам уже отвели несколько десятков экспертов. Большинство дают краткие ответы, но иногда мы получаем в ответ целые трактаты, которые жаль просто так выбрасывать в корзину. Мы решили с разрешения авторов некоторые из таких ответов публиковать полностью.



Вопрос 1. Каким способом, на Ваш взгляд, следует избирать 16-го Патриарха Московского и всея Руси?

Путем жребия из трех избранных тайным голосованием кандидатов, как избирали святейшего Патриарха Тихона. Здесь органически соединяются воля Божественная и человеческая: участники собора избирают трех безупречных и наиболее достойных кандидатов и затем после молитвы предоставляют самому Богу через жребий явить на них свою волю, как это было со Святейшим Патриархом Тихоном.

Основание этого принципа лежит в самом Священном Писании: И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. (Деян. 1, 23-24).

Мнение преосвящ. Иллариона, еп. Венского относительно того, что «может быть, голоса разделились (пять на шесть!), ни в Священном Писании, ни тем более в Священном Предании основания не имеет. Более основательно его суждение о том, что способ жребия был избран Апостолами потому, что они еще не имели благодати Святаго Духа, которая бы указала им и знаменовала бы избранника.

Такой точки зрения держался, в частности, святитель Иоанн Златоуст. Однако, тот же святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях на Деяния говорит: «Но и позднее и для множества (случаев) и при присущей (для Церкви) благодати жребий - весьма благостное (буквально беспечальное) дело. Ведь он не позволяет тем (т.е. неизбранным) страдать, как оскорбленным. Жребий не знает ни родства, ни дружбы, ни приязни, ни неприязни. И поскольку из многих нельзя получить удел всем, то следовательно мы избираем из многих немногих. (Св. Иоанн Златоуст. Избранные толкования (т.н. «цепи») на Деяния Апостолов) Joannes Chrysostomus // Catenae in Acta Apostolorum // (e cod. Oxon. Bodl. Laud. 33), ed. J.A. Cramer, Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum, vol. 3. Oxford: Oxford University Press, 1841.P. 15).

Вопрос 2. Должен ли Поместный Собор обсудить другие вопросы церковной жизни?

Безусловно, должен. Слишком долго его ждали - целых 18 лет. К сожалению, установилась традиция, что Поместный собор созывается по печальному поводу кончины Патриарха (единственное исключение - Поместный собор 1988 г.). Собор должен обсудить и другие вопросы:

1. Миссия Церкви в современном мире.

2. Противодействие вызовам глобализации и потребительского монетаристского общества

3. Противодействие современному неоязычеству, оккультизму и деятельности тоталитарных сект.

4. Вопросы материального обеспечения малоимущего духовенства и малообеспеченных приходов.

5. Реальное функционирования церковного суда и церковно-правовое положение клириков Русской Православной Церкви.

6. Вопрос об отношении Русской Православной Церкви ко Всемирному Совету церквей и к негативным тенденциям в современном западном христианстве.

3. Какое участие, на Ваш взгляд, должна принимать в подготовке и проведении Поместного Собора государственная власть России?

В настоящее время государственная власть в России позиционирует себя как внеконфессиональная и «светская» в заслуживающем сожаления формате как «внерелигиозная». 14-я статья Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». С другой стороны, многие государственные деятели благожелательно относятся к Русской Православной Церкви и лично являются верующими людьми. Именно в силу данной дилеммы предпочтителен второй ответ: «Государственная власть должна помочь Священноначалию РПЦ в подготовке и проведении Собора, но не должна вмешиваться во внутренние дела Церкви, в том числе в избрание Патриарха».

Нынешняя ситуация более всего напоминает правление императора Константина Великого между 313 и 324 г., когда христианство согласно Миланскому эдикту было одной из дозволенных религий. И в нынешней ситуации со стороны государственных деятелей наилучшим было бы поведение в духе императора Константина, когда он порвал жалобы одних епископов на других и сказал: «Идите и сами судитесь между собой, ибо мы недостойны судить божественных». Нынешняя власть еще не готова к тому, чтобы активно вмешиваться во внутрицерковные вопросы, как в силу своей недостаточной компетентности в них, так и невоцерковленности, а временами - и нравственной бескоординатности. Активная поддержка властью какого-либо кандидата, тем более «единственно возможного» может привести в данный момент только к отрицательным последствиям. Что же касается необходимости присутствия лаического, или мирянского элемента, то на Соборе он будет прекрасно представлен в лице делегатов оп епархий.

Вопрос 4. Кто, на Ваш взгляд, является наиболее предпочтительной фигурой на посту Предстоятеля РПЦ, учитывая вызовы, с которыми столкнется Россия и Русская Церковь в будущем?

Не дерзая определять кандидатуру грядущего патриарха, и исходя из идеи жребия (три наиболее достойных и подходящих) я бы назвал трех кандидатов: Вениамин (Пушкарь), архиепископ Владивостокский и Приморский; Онуфрий (Березовский), митрополит Черновицкий и Буковинский, председатель церковного суда УПЦ МП; Ростислав (Девятов), архиепископ Томский и Асиновский.

В число критериев входят следующие:

Безупречная жизнь и доброе свидетельство от внешних.

Хранение чистоты Православия и воля к отстаиванию Православия.

Достаточный опыт по управлению епархией и способность к активному созиданию, в том числе - с минимальными ресурсами.

Понимание нужд клира и паствы своей епархии.

Способность к благотворительной и миссионерской деятельности.

Богословская образованность.

Почти все упомянутые выше критерии соответствуют уставу Русской Православной Церкви 2000 г.

Прекрасными и достойными кандидатами явились бы Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а также Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, руководитель Синодальной богословской комиссии, но, к сожалению, в силу очень тяжелых недугов им едва ли было возможно понести тяжелый крест патриаршества, требующий, в том числе и значительных физических усилий и известного запаса здоровья.

Если же требуется все-таки назвать одного кандидата, то это - Вениамин (Пушкарь), архиепископ Владивостокский и Приморский.
С уважением диакон Владимир Василик, доцент СПБПДА, доцент СПбГУ

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Василик:
«Печально, горестно и катастрофично»
Признание Александрийским Патриархатом украинских раскольников объясняется тем, что все Греческие Церкви повязаны друг с другом, для них Константинопольский Патриарх - этнарх
09.11.2019
«Печально, горестно и катастрофично»
Признание Александрийским Патриархатом украинских раскольников объясняется тем, что все Греческие Церкви повязаны друг с другом, для них Константинопольский Патриарх - этнарх
09.11.2019
Консервативный, честный, принципиальный
В Санкт-Петербурге состоялось отпевание почившего на 92-ом году жизни протоиерея Иоанна Белевцева
08.11.2019
В старину Гусейнова выпороли бы
Профессор Высшей школы экономики назвал русский язык «убогим» и «клоачным»; в ВШЭ заявили, что русофобское высказывание Гусейнова не отражает позицию вуза
30.10.2019
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Все статьи автора
"Поместный Собор"
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
Все статьи темы