Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Для блага России и Церкви желаю, чтобы Владыка Вениамин стал Святейшим

Леонид  Болотин, Русская народная линия

Поместный Собор / 17.01.2009


Ответы на анкету Русской линии

От редакции: Мы получаем ответы на вопросы, сформулированные в анкете экспертного опроса Русской линии «Навстречу Поместному Собору». Нам уже отвели несколько десятков экспертов. Большинство дают краткие ответы, но иногда мы получаем в ответ целые трактаты, которые жаль просто так выбрасывать в корзину. Мы решили с разрешения авторов некоторые из таких ответов публиковать полностью. Давний автор и друг РЛ историк и журналист Леонид Евгеньевич Болотин ошибочно интерпретирует как дань конъюнктуре невключение нами в список архиепископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова). Это - не так. Мы уважаем владыку, как стойкого борца за чистоту Православия. Однако есть и другие известные церковному народу владыки в сане архиепископа, славные своим стоянием за веру, например, архиепископы - Тернопольский Сергий (Генсицкий), Уфимский Никон (Васюков), Томский Ростислав (Девятов), Владимирский Евлогий (Смирнов). А перечень должен ограничен. Поэтому мы изначально включили в список только митрополитов, оставив пункт - другой кандидат. Однако в конце концов по сугубой просьбе почитателей Владивостокского владыки внутри РЛ (а Леонид Евгеньевич знает, что гл. редактор РЛ долгое время жил во Владивостоке и весьма почитает владыку), мы решили сделать исключение, а вверху списка владыка оказался по алфавиту.



Первый вопрос: Каким способом, на Ваш взгляд, следует избирать 16-го Патриарха Московского и всея Руси?

Ответ: Путем жребия из трех избранных тайным голосованием кандидатов, как избирали Патриарха Тихона. Хотя я не испытываю канонического трепета пред решениями и деяниями этого Собора 1917-1918 года. Просто до восстановления по БОЖИЕЙ воле Русского Православного Царства мы невольно или вольно являемся наследниками этого Собора. И не признавать этого безсмысленно. Боюсь утверждать это категорически, но после жребия в 1917 году была, насколько мне помнится, процедура, которую нельзя назвать «голосованием», точнее «вотированием» (на Соборах не голосуют, Собор - не вече, где можно кричать, кто громче, на Соборе выражают свою волю), была процедура единодушного признания всеми участниками Собора результатов жребия. То есть одним храмовым пением «Аксиос» выборы Патриарха не ограничились. Хотелось бы, чтобы об этой процедуре персонального признания не забыли.

Второй вопрос: Должен ли Поместный Собор обсудить другие вопросы церковной жизни? Все помнят, что вопрос о созыве Поместного Собора постоянно дебатировался. Причем, об этом писали не только радикалы, пытавшиеся использовать эту тему для дискредитации Священноначалия, но и вполне благонамеренные люди.

Ответ: Собор должен обсудить и другие вопросы. Все зависит от образа действий участников Собора и от результата выборов Святейшего Патриарха. По крайней мере, этими вопросами могут быть назначением точной даты следующего Поместного Собора для обсуждения и решения всех накопившихся «вопросов». Но до самого Соборного Деяния - обретения, обрания нового Святейшего Патриарха, говорить конкретно безсмысленно.

Третий вопрос: Какое участие, на Ваш взгляд, должна принимать в подготовке и проведении Поместного Собора государственная власть России?

Ответ: Для меня большая проблема отвечать на данный вопрос из-за отношения к тому феномену, который в нынешних условиях называют «государство», «власть» и «государственная власть». Вслед за философом Григорием Николаевым, я бы мог к современным явлениям прибавить частичку «квази-», то есть не «псевдо-» и не «лже-», а именно: «квазигосударство», «квазивласть», «квазигосударственная квазивласть». Но и это много. Все-таки Государство онтологически, по сущности связано с Государем. Конечно, администрация Российской страны, Российской федерации своими органами ФСБ, ФАПСИ, СВР и другими охранными структурами обязательно будет принимать самое деятельное и непосредственное участие в Соборе. И не всегда это участие нужно оценивать духовно отрицательно. Во-первых, важна надежная защита Собора от различных несанкционированных Церковью иностранных, западных и американских влияний, нужна качественная защищенная связь и защита от преждевременных утечек информации. Да мало ли каких насущных проблем?! Милиционеры хотя бы по периметру Чертолья (так в старину называлось это место) будут же охранять Храм Христа Спасителя. Во-вторых, от этого участия не в наших силах отказываться. Беда в том, что эти квазигосударственные спецслужбы сами внутри себя раздроблены на скрытые и явные «партии», гораздо более реальные «партии», чем Единороссы и КПРФ, и там идет сейчас вовсю драка за кандидатов... Это все подбавляет смуты.

Четвертый вопрос: Кто, на Ваш взгляд, является наиболее предпочтительной фигурой на посту Предстоятеля РПЦ, учитывая вызовы, с которыми столкнется Россия и Русская Церковь в будущем?

Ответ: Мне чрезвычайно приятно, что первым (хотя и по алфавиту) в списке кандидатур на Патриарший Престол, предложенном «Русской Линией», стоит дорогой моему сердцу Высокопреосвященнейший Вениамин (Пушкарь), Архиепископ Владивостокский и Приморский. Он хорошо известен многим нынешним правящим Архиереям и самым широким кругам духовенства, поскольку много лет преподавал курс Священной Истории в Московской Духовной Академии и Семинарии, да и сейчас по его учебнику учатся во многих духовных училищах и семинариях. Владыка только по воле почившего Святейшего Патриарха Алексия Второго стал Епископом, Сам Он не рвался в Архипастыри, как и сейчас не рвется в Патриархи... Перед БОГОМ и перед лицем Народа БОЖЬЕГО это великое достоинство в наши смутные дни. Но мне лично не хотелось бы, чтобы наш Владыка Вениамин стал Святейшим Патриархом из чисто шкурнических соображений: просто за год-два-три вокруг каждого Патриарха вырастает такое средостение, что Святейший становится совершенно недоступным для рядовых верующих, к которым отношусь и я. Крайне редко, но именно в крайних жизненных случаях обращаюсь к Владыке Вениамину, и знаю, что в любой момент Он откликнется. И Владивосток-Москва для такого общения не препятствие. Но если Владыка окажется в Чистом, то между Вятской улицей, на которой я живу, и Чистым Переулком вырастет непреодолимая стена. Знаю это опытно: почивший Святейший Алексий Второй был совершенно доступен на протяжении трех-четырех лет, мы царисты-монархисты запросто (но с великим почтением и благоговением) подходили за благословением к Нему и не просто так, а с конкретными вопросами или предложениями, и получали ответ, а не просто священный жест. Нас так же запросто принимали в Чистом и Владыка Арсений, и Протопресвитер Матфий, настоятель Елоховского. И мы через Них передавали Святейшему наши обращения и просьбы. Достаточно легко было можно попасть на прием и к Владыке Ювеналию, и к Владыке Кириллу. Но с той поры очень изменилась политическая ситуация, и влияние администрации Российской федерации выросло в тысячу раз. Поэтому те, кто сейчас на различных форумах двигают «своих» Владык, пусть подумают над этим: хотят ли они сейчас доступного Архипастыря-Духовника, или же хотят свет в Его окошке на трехсотом этаже башни «Россия»... Но для блага настоящей России и Русской Православной Церкви я, тем не менее, желаю, чтобы Владыка Вениамин стал Святейшим...

Ради точности хотел отметить вот что. На других сайтах и форумах еще обсуждается кандидатура Владыки Алексия, Архиепископа Орехово-Зуевского - наместника Ново-Спасского монастыря. Конечно, я понимаю, что «Русская Линия» не имеет ничего против кандидатуры этого достойнейшего Владыки, но тогда бы он в списке «Русской Линии» по алфавиту оказался на первом месте, и формально получилось бы так, что «Русская Линия» поддерживает кандидатуру конкурирующих сайтов, с политическим курсом которых наша «Русская Линия» в чем-то не согласна. Ничуть не осуждаю «Русскую Линию» за этот прием, не дай БОЖЕ!

Но Орехово-Зуевский Владыка Алексий и консерватор, и нас монархистов всегда поддерживал. По крайней мере, на паперти Елоховского Собора еще с девяностого года Он из наших рук не только без опаски брал «Земщину» и «Царь-Колоколъ», но и всякий раз делал взнос в нашу «кружку». А мы ведь тогда «отвязные» были и кричали во все горло: «Люди русские, подайте копеечку на освобождение России от жидовского пленения!» Тогда Владыка был еще то ли Иеромонахом, то ли Игуменом... Но и в сане Архимандрита Он продолжал принимать нас в Своем монастыре, правда, мы тогда уже лихо не горлопанили, занятые уже более «спокойными» делами, и в сане Владычном Он продолжал принимать нас там же... Поэтому, было бы несправедливо умалчивать об этой влиятельной и почтенной фигуре в Русской Православной Церкви и на «Русской Линии». Орехово-Зуевский Владыка Алексей был так же, как и Владыка Вениамин, птенцом Патриаршего гнезда, и Его «Орлец» сможет достойно парить и выше...

Что касается Высокопреосвященнейшего Владыки Кирилла, то моя позиция следующая. Недавно на «Правой.ру» была публикация большого знатока «Царского Дела» Петра Валентиновича Мультатули в поддержку Владыки Кирилла «Опасная критика». И на форуме этой публикации началась такая эмоциональная вакханалия, что я решил откликнуться в защиту, но не в поддержку позиции П.В.Мультатули. По каким-то загадочным техническим причинам в течение двух суток я так и не смог пробиться на этот форум. Послал свой отклик почтой через знакомых самому П.В.Мультатули и так это дело оставил. Но сейчас считаю нужным вернуться к этому тексту, который я озаглавил «Царское Дело».

Царское Дело
К проблемам экуменизма отношусь крайне болезненно, для меня эти догматические компромиссы не имеют никакого оправдания, для меня неприемлемо молитвенное и тем более богослужебное общение с «католиками» некоторых наших православных Иерархов, Их «сервилизм» перед Римским епископом. Но у меня есть еще один критерий оценки того или иного духовного лица из Членов Священного Синода Русской Православной Церкви. Это Царское Дело, это вопрос дорасследования цареубийства.

Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыка Кирилл (Гундяев), Митрополит Смоленский и Калининградский изначально - с 1993 года относился предельно подозрительно к заявлениям официальных экспертов о так называемых «екатеринбургских останках». В Июне 1993 года Владыка Кирилл принимал нас, организаторов Первой международной научно-практической конференции «Государственная Легитимность» по проблемам дорасследования убийства Царской Семьи в свете криминалистики, государственного права, исторической истины и Евангельского вероучения - В.И.Большакова, В.В.Архипова и меня многогрешного. Конференция проходила 9-11 Марта 1993 года под председательством В.М.Клыкова в Черниговском переулке.

Мы принесли на аудиенцию в офис Владыки Кирилла в Свято-Данииловом монастыре все расшифрованные со стенограммы материалы этой конференции. Владыка поблагодарил нас и попросил кратко изложить главные вопросы конференции. Владыка Кирилл пригласил к себе в кабинет Отца Всеволода Чаплина с его рабочим ноутбуком и тут же предложил нам почитать проект Синодального Обращения по поводу 75 годовщины цареубийства. Владыка спросил нас, что можно добавить в проект этого текста. Тут же Владыка выслушал наши предложения, и в текст Обращения по распоряжению Владыки Отцом Всеволодом был добавлен абзац о дорасследовании цареубийства:

«Мы призываем наши высокие гражданские власти возобновить детальное расследование убийства Императора Николая II, Его Семьи, членов Императорской Фамилии и Их родственников. Руководить таким дорасследованием должна авторитетная и полномочная комиссия, в которую могут войти представители Церковного Священноначалия, органов высшей государственной власти, ученого мiра, церковной и светской общественности. Комиссии этой необходимо рассмотреть все аспекты екатеринбургского преступления - нравственные, правовые, политические. Это нужно не только для установления исторической истины, но и для того, чтобы государственная власть законодательно осудила совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство своей верности закону и нравственности».

Этот текст вошел и в окончательный текст самого Обращения, утвержденного 16 Июля 1993 года и Святейшим Патриархом, и всеми членами Священного Синода.

Чтобы ни происходило в грядущем, в каком бы церковном лагере или в церковной юрисдикции я не оказался в будущем, я всегда по гроб жизни буду благодарен за это деяние Владыке Кириллу. И когда помру и потом воскресну, то и на Страшном Божием Суде буду свидетельствовать об этом благодеянии Владыки Кирилла.

Полагаю, что таковая же позиция по Царскому Делу, помимо других причин, побуждает Петра Валентиновича Мультатули защищать Владыку Кирилла от нападок Его критиков в нынешней «предвыборной» кампании. Картина местами просто безобразная. Только молитва БОГУ решит наше грядущее 2009 года. Многогрешный аз, конечно, хотел бы видеть следующим Святейшим Патриархом Высокопреосвященнейшего Владыку Вениамина (Пушкаря), Архиепископа Владивостокского и Приморского. Но кто я такой, чтобы дерзать молить ИИСУСА ХРИСТА об этом?! Пусть ОН САМ решит, кому быть нашим Первосвятителем.
23 Декабря 2008 года по Р.Х.

+ + +

Вот такой текст, и от его слов я не отказываюсь и сейчас, хотя и немного скорректировал свою позицию относительно Владыки Вениамина. В общем же я надеюсь на одно, что грядущий Собор по-любому станет решительным рубежом не только в судьбе России и Русской Православной Церкви, но и в судьбах мiра и Вселенского Православия. Подходят времена не единства, а евангельского разделения. И не надо тешить себя «благочестивыми» иллюзиями о желанном единстве. И надо готовить себя, свою душу к этому разделению... Спокойно, без истерик, без фанатизма. Все мы понимаем, что когда САМ ГОСПОДЬ разделит, этого уже никакими политическими технологиями, никакими суперцементами, никакими причитаниями и заклинаниями не склеить.
4/17 Января 2009 года по Р.Х.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме