Конфессиональная и внекофессиональная реабилитация наркозависимых

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
391
Время на чтение 11 минут

Доклад к круглому столу в Национальном научном центре наркологии «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви», 15 декабря 2007 года, г. Москва

 

Стремительное распространение наркоманий в России, а также рост масштабов наркопреступности представляют серьезную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Медицинская (наркологическая) наука и практика в настоящее время достаточно эффективно устраняют первичные компоненты физической зависимости от наркотиков. Однако психологическая зависимость носит устойчивый характер, с трудом поддается коррекции, что обусловливает возникновение рецидивов и быстрый возврат к наркотикам. Также медицинскими организациями помощи наркозависимым полностью игнорируется духовный аспект зависимости, который нельзя не учитывать при реабилитации наркозависимых людей.

На данный момент времени в нашей стране существует несколько наиболее распространенных программ реабилитации наркозависимых людей, которые имеют положительные результаты:

1. 12-тишаговая программа

Эта программа является одной из духовноориентированных методик. Ее организаторы считают свой метод внерелигиозным, поскольку не призывают участников к соблюдению правил и обычаев какой-либо одной религии или конфессии. Однако истоки 12-шаговой программы уходят в культуру североамериканского протестантизма. Программа состоит из двенадцати шагов, каждый из которых имеет наибольшую значимость в определенный период ремиссии. Первый шаг программы - признание своей проблемы и бессилия самостоятельно решить ее. Второй шаг - признание существования Высшей Силы, способной помочь преодолеть проблему. Третий шаг - переоценка и принятие своего жизненного опыта. Четвертый шаг предполагает признание своих заблуждений и покаяние перед Богом. Пятый - сознательная подготовка к изменению. Шестой - формирование и развитие смирения перед Богом. Седьмой шаг - составление списка людей, которым было причинено зло и формирование готовности действием исправить свои негативные поступки. Девятый шаг - личное возмещение причиненного ущерба. Десятый шаг - углубление самоанализа. Одиннадцатый шаг - углубление взаимоотношений с Богом, посредством молитвы. Двенадцатый шаг - помощь другим зависимым и нуждающимся людям.

2. Модель терапевтической среды.

Другой моделью реабилитации наркозависимых людей является организация стационарных реабилитационных центров, большинство из которых в большей или меньшей степени придерживаются основного принципа устройства: создания терапевтической среды. Эта модель существует в рамках разных конфессий, но наибольшее признание в нашей стране эта модель получила в православной традиции. Терапевтическая среда - это специально созданная хорошо структурированная среда, которая содержит стимулы, подкрепляющие «ненаркотическое» поведение пациентов и стимулы, ограничивающие «наркоманическое» поведение. Программа реабилитации в таких центрах предусматривает строгую изоляцию от СМИ, встреч со знакомыми, ограничение общения с родными людьми. Основные принципы проживания в центре реабилитации направлены на преодоление стереотипов, сложившихся или упрочившихся под действием наркотиков.

Обе модели реабилитации являются духовноориентированными и в качестве источника исцеления от наркозависимости видят Творца, Бога. Вместе с тем, в случае конфессиональной реабилитации источником исцеления служит также и вся многовековая Русская Православная культура, с ее богатым наследием.

Хотя эти программы являются успешными и помогают преодолеть зависимость от наркотиков, возникает закономерный вопрос о специфике влияния на личность наркозависимых религиозных и внерелигиозных форм реабилитации. Для исследования этой цели был проведен сравнительный анализ результатов тестирования групп респондентов в устойчивой ремиссии (со сроком воздержания не менее 1 года), прошедших конфессиональную (православную) реабилитацию и тех, которые реабилитировались по внеконфессиональной 12-шаговой программе (АН). Первую группу составили 36 человек. Вторая группа состояла из 15 человек. Также в исследовании принимали участие группы наркозависимых респондентов и здоровых людей. Всего в исследовании приняло участие 171 человек.

Социально-психологические характеристики.

Результаты проведенного исследования показали, что респонденты в ремиссии, прошедшие реабилитацию в конфессиональных (Православных) реабилитационных центрах, более тревожны, чем лица в ремиссии, которые реабилитировались вне какой-либо конфессии. Тем не менее, общий уровень агрессии у респондентов, прошедших 12-шаговую программу оказался выше, чем у тех, кто прошел конфессиональную реабилитацию. Наиболее отчетливо эти различия проявились в повышении словесной, а также эмоциональной агрессивности людей, реабилитировавшихся по 12-шаговой программе, по сравнению с теми, кто реабилитировался в Православных реабилитационных центрах.

Респонденты в ремиссии, прошедшие конфессиональную реабилитацию, продемонстрировали большую готовность к оказанию помощи ближним (шкала «социальная ответственность»), а также более ответственное отношение к нормам и правилам, принятым в обществе, чем лица в ремиссии, прошедшие внеконфессиональную форму реабилитации (рис.1).

Рис.1

Рис. 1. Различия социально-психологических характеристик респондентов в ремиссии, прошедших конфессиональную и внеконфессиональную формы реабилитации

 

Если сравнить результаты, полученные в группе респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, и наркозависимых людей, можно увидеть, что прохладное отношение к нормам и правилам, отмеченное в обеих группах, остается практически без позитивных изменений в ремиссионной группе (рис. 2).

Рис.2

Рис. 2 Социально-психологические характеристики наркозависимых людей и респондентов в ремиссии, прошедших 12-шаговую программу

Самооценка лиц в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию существенно ниже, чем самооценка у наркозависимых людей.

Отношение к семье у людей, прошедших нерелигиозную реабилитацию остается также на прежнем, по сравнению с наркозависимыми, уровне. Это свидетельствует о нерешенных социально-психологических проблемах, которые присутствуют у лиц в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, и затрагивающих как ближайшее их окружение, так и внешнесоциальное пространство. Эти проблемы (напряженные отношения в семье и негативное отношение к нормам и правилам) успешно разрешаются респондентами в ремиссии, прошедшими религиозную реабилитацию.

Структура значимых отношений

Для исследования структуры значимых отношений использовалась анкета, в которой было предложено определить группы «своих», близких людей, а также «чужих» и кратко охарактеризовать эти группы.

Определения «своей» группы: «друзья» присутствуют только у респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию. Определения: «коллеги» присутствуют только в группе людей, прошедших религиозную реабилитацию. Эти данные указывают на различную социальную направленность респондентов: лица в ремиссии, прошедшие 12-шаговую программу, в большей степени ориентированы на неформальные отношения, в то время как респонденты, прошедшие Православную форму реабилитации, в большей степени направлены на профессиональные отношения.

Необходимо отметить, что у индивидов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию дружеские связи формируются быстрее и успешнее - 15% представителей этой группы считают друзей «своей» группой, в то время как ни один из представителей ремиссионной группы, прошедших религиозную реабилитацию не указал на друзей в качестве «своих».

Самовосприятие

Анализ различия самовосприятия между группами (таблица 1) показал, что респонденты в ремиссии, прошедшие конфессиональную реабилитацию в меньшей степени чувствуют себя в роли детей и в большей степени сами осознают себя родителями, чем представители ремиссионной группы, прошедшие внеконфессиональную реабилитацию. В группе респондентов в ремиссии, прошедших 12-шаговую программу, присутствовали ответы, связанные с зависимостью. У тех, кто прошел Православную реабилитацию, такие самоопределения отсутствуют. Напротив, в этой группе можно обнаружить такие утверждения, как: «свободный», «здоровый», которые отражают внутреннее состояние освобождения от психологической зависимости.

 

Таблица 1

Различия в личностной идентичности между индивидами в ремиссии, прошедшими конфессиональную и внеконфессиональную реабилитацию

 

Самоопределения

Религ.,%

Нерелиг.%

F-кр

p>=

Сын\дочь

37,5

84,6

2,7

0,01

Отец\мать

37,5

7,7

2,04

0,05

Никто

0

15,4

-

-

Семьянин

0

7,7

-

-

Зверь

0

7,7

-

-

Творение Божье

0

15,4

-

-

Наркоман

0

46,1

-

-

Ангел

0

7,7

-

-

Друг\подруга

0

61,5

-

-

Организм

0

7,7

-

-

Гражданин

0

7,7

-

-

Свободный, здоровый

24,5

0

-

-

Имеющий проблемы со здоровьем

14,7

0

-

-

 

Респондентам в ремиссии, прошедшим нерелигиозную реабилитацию, принадлежат такие «экзотические» самоопределения, как: «зверь», «ангел», «никто» и т.д. Все эти определения указывают на значительные искажения их самовосприятия и самооценки. Такие самоопределения отсутствуют в выборке респондентов в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию.

Система ценностей

 

При исследовании системы ценностей в обеих группах, было обнаружено, что у лиц в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию, среди наиболее значимых присутствуют ценности традиции (защита семьи, благочестие, уважение традиций, уважение старших) (рис. 3).

Рис.3

Рис 3. Ценностные убеждения респондентов в ремиссии, прошедших православную форму реабилитации и 12-шаговую программу.

 

Среди приоритетных ценностей респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, ценности традиции отсутствуют. Из этого можно сделать вывод о том, что значимость этих ценностей определяется особенностями религиозного воздействия, влияющего на укрепление традиционных ценностей.

У респондентов, прошедших внеконфессиональную реабилитацию, ценность дружбы получила более высокую оценку, чем у респондентов, прошедших конфессиональную реабилитацию. Включение ценности дружбы в реестр самых значимых (и исключение из него ценностей семьи и зрелой любви) в группе людей в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию, говорит о преобладающей разнице в социальной направленности двух описываемых группах. Индивиды в ремиссии, прошедшие религиозную реабилитацию, направлены на собственную семью в большей степени, чем те, кто прошел нерелигиозную реабилитацию. В то же время в этой группе слабее выражено стремление к дружбе, чем в группе тех, кто прошел нерелигиозную реабилитацию. Это также может говорить о специфике реабилитационного воздействия этих двух направлений (религиозного и нерелигиозного), которое проявляется в постреабилитационный период в виде закрепленных установок и ценностно-мотивационных структур. Общим между группами является, хотя и с разной степенью значимости, признание важными ценностей духовной жизни и смысла жизни.

Ценности традиции (взаимоуслужливость) и природной гармонии (защита окружающей среды) являются отвергаемыми только в группе респондентов в ремиссии, прошедших нерелигиозную реабилитацию.

Различия в оценках ценностей были получены по ценностям альтруизма (верность, честность, умение прощать) также в пользу респондентов в ремиссии, прошедших религиозную реабилитацию. Эти ценности являются одними из важнейших в христианском мировоззрении и воплощают в себе исполнение второй заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». Возрастание значимости этих ценностей для респондентов в ремиссии, прошедших Православную реабилитацию, является не просто результатом прекращения употребления наркотиков, но результатом целенаправленной работы, проводимой с участниками религиозных программ реабилитации.

Выводы.

Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о том, что различные реабилитационные программы оказывают различное влияние на социально-психологические характеристики наркозависимых людей. Многие проблемы, которые успешно решаются лицами в ремиссии, прошедшими религиозную (Православную) реабилитацию (отношение к нормам и правилам, отношения в семье, высокой агрессивности, низкой самооценки) остаются нерешенными у индивидов, прошедших нерелигиозную форму реабилитации (АН). Вместе с тем, 12-шаговая программа реабилитации оказывает более сильное воздействие на снижение тревоги при дальнейшей ресоциализации наркозависимых людей, чем религиозная программа реабилитации. Специфическое религиозное (Православное) воздействие на наркозависимых заключается в приобщении их к традиционным и альтруистическим ценностям (семьи, благочестию, уважению старших, верности, честности). Специфика нерелигиозного воздействия определяется акцентом на ценность дружбы.

Различия между результатами реабилитационного воздействия двух программ, не означают, что дальнейшая ресоциализация наркозависимых, происходящая при нерелигиозной реабилитации негативна, поскольку индивиды в ремиссии, прошедшие внеконфессиональную (12-шаговую) форму реабилитации, в целом ведут социально приемлемый образ жизни, воздерживаясь от употребления психоактивных веществ.

 

Ирина Петровна Кутянова, кандидат психологических наук

г. Санкт-Петербург

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07