"За бессмертную душу и черствую корку..."

0
498
Время на чтение 6 минут
15 декабря, в день кончины выдающегося русского поэта Бориса Чичибабина, по традиции, у его могилы на 2-м городском кладбище Харькова собрались его друзья, поэты, члены Международного фонда памяти Чичибабина, сотрудники библиотеки Чичибабин-центра.

Могила Бориса ЧичибабинаПри зажженных свечах заупокойный православный молитвенный чин возгласила сестра Наталья (Коцюба), затем собравшиеся, среди которых присутствовали вдова поэта Лилия Карась-Чичибабина, глава чичибабинского фонда, бывший мэр Харькова Михаил Пилипчук, педагог Ольга Оконевская, внук заслуженной артистки Украины Александры Лесниковой Ростислав Давидчевский, литераторы Нина Виноградова, Владимир Стариков, Илья Риссенберг, Владимр Яськов, Алексей Бинкевич, и другие, хором прочли знаменитые стихи Чичибабина - "Красные помидоры" ("Кончусь, останусь жив ли...").

В тот же день в библиотеке Чичибабин-центра состоялся вечер, посвященный памяти Б. Чичибабина (скончавшегося в 1994 г.) и А. Лесниковой, скончавшейся 11 августа с.г. на 82-м году жизни.

В своем вступительном слове Л. Карась-Чичибабина напомнила о встречах харьковской интеллигенции, проходивших в начале 1960-х в девятиметровой квартирке поэта, в доме на углу улицы Рымарской и Бурсацкого спуска, о многолетней и теплой творческой дружбе Чичибабина и Лесниковой, рассказала, что наконец-то получено разрешение на захоронение урны с прахом артистки - поблизости от чичибабинской могилы.
"Хоть бы ты меня читала на своих концертах!" - обращался поэт в своих строках к известной всему Советскому Союзу исполнительнице русских литературных призведений, прежде всего поэзии. И она - читала! Да еще как!

Собравшиеся сошлись во мнениях, что город простился с выдающейся Лесниковой странновато, можно сказать почти никак, соответственно нынешнему времени забвения родной истории и культуры.

Поэт Ирина Евса прочла известные чичибабинские стихи 1965-го года, посвященные А. Лесниковой, поделилась своими впечталениями об уникальном даровании известной харьковской чтицы. "Редко чтецу удается прочесть поэтическое произведение адекватно тексту и автору, - почеркнула И. Евса, - Однако Лесниковой это всегда удавалось. Ее выступления неизменно вызывали волнение слушателей".

Александра ЛесниковаСтанислав Минаков прочел вслух реплику на кончину А. Лесниковой, присланную из Нью-Йорка бывшим чичибабинским студийцем Юрием Милославським. Вот фрагмент ее: "...Во мне воспроизводится сохраненный в подспудных моих областях этот ее - голос. Определения "грудной", "бархатный", "задушевный" - формально подходя по существу, нам не помогут. Сегодня-то я знаю, что Александра Петровна была уникальной носительницей того, что в науке зовется "европейским фонетическим стандартом", свойственным старой (но это не о Лесниковой!), былой, чуть было не отмененной Русской Культуре. Так пел Шаляпин. Так читали Есенин и Ахматова. Потом произошли известные события. И "стандарт" был утрачен. Желающим предлагается обратиться к историческим звукозаписям, и они тотчас же уразумеют, о чем здесь идет речь, без необходимости вникать в фонологию. Короче, вот так, по-прежнерусски, никто больше не умел. Будь он хоть народный артист и трижды лауреат. Исчезло, словно и не было никогда. И только Александра Петровна Лесникова, Прекрасная Дама Харьковской Цивилизации, не то унаследовала, не то обрела этот голос-дар и по неизреченной и незаслуженной милости с нами поделилась...."

Кстати, весной 2009-го года исполняется 45 лет со дня создания знаменитой литературной студии, проработавшей 2 года и закрытой по спецуказанию КГБ. Хорошо бы Харькову отметить эту дату, пригласить студийцев, устроить памятный вечер. Тем более что некоторые из них, как тот же Ю. Милославский, Раиса Гурина (Беляева), Александр Верник, стали профессиональными литераторами, а кое-кто и заменитостями.

О сакральности чичибабинских текстов говорил в своем выступлении И. Риссенберг, назвавший поэта псалмопевцем и прочитавший стихи Чичибабина и собственное приношение памяти поэта.

В заключение была продемонстрирована видеозапись получасовой телепередачи - А. Лесникова читала стихи Б. Чичибабина.

г. Харьков

На снимках: могила Б. Чичибабина, 15 февраля 2008 (фото Станислава Минакова); А. Лесникова.





Борис Чичибабин

АЛЕКСАНДРЕ ЛЕСНИКОВОЙ


Пью за Хьюза, Хикмета и Гарсиа Лорку,
за бессмертную душу и черствую корку
вместе с добрым вином, чей крепителен норов,
спирт воловьей работы и бешеных споров.

За стихи, что от шпиков таились под спудом,
за пропавших во тьме и за выживших чудом,
за влюбленных пришельцев из лагерной школы,
чудаков с чердаков, чьи певучи глаголы,

за дарующих радость везде и всечасно,
за тебя, раз ты к этому делу причастна,
и, запомнив навек горячо и подробно,
за твою красоту, Александра Петровна!

Нас печали качали и грозы растили.
Хорошо, что мы - дети метельной России,
но не худо и то, что у солнца и сини
нам сподобилось жить на степной Украине.

От бедовых голов далека беззаботность.
Нас пугает покой, неизвестность зовет нас.
Но, волнуясь, не раз припаду и присяду,
и послушаю русскую Шехерезаду.

О, язычница Севера, ясное чудо!
В наши трезвые сны ты зачем и откуда?
Как поют нам твой голос, осанка и облик!
Ночь запутала хмель в волосах твоих теплых.

О тебе не умолкнут хмельные помины
в миллионах сердец россиян с Украины,
не забудет никто, перед памятью жалок,
как любили тебя в переполненных залах.

Неуклончивый друг мне судьбою подарен,
и за дружбу с тобой я судьбе благодарен,
и люблю твой талант, задушевный и вещий,
и свищу тебе в лад свои лучшие вещи.

<1965, 1990>

Об Александре Лесниковой

А.П. Лесникова родилась 15 мая 1927 г. в селе Зарубинка Топкинского района Новосибирской области. После окончания в 1949 г. Харьковского театрального института она связала свою судьбу с Харьковской областной филармонией, в которой проработала до конца жизни (почти 60 лет!).
Большие темные глаза, свет которых всегда живой, всегда новый. Голос, глубокого и теплого настроя. Жест - скупой и точный, вытекающий из мысли, - словно жест пианиста, знающего расчет и точность своего удара.
В Ленинграде, девочкой, ее прозвали "книжкина дочка". Оставаясь одна в запертой квартире, она вспоминала прочитанное ей вслух. Во Дворце пионеров пошла в студию художественного чтения. В годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Омске четырнадцатилетняя пионервожатая (родилась-то в семье "комиссара"!) Саша Лесникова, мечтавшая попасть на фронт, читала в стихи раненым в госпитале.
В Харькове, куда семью в 1943 г. вызвал отец, А. Лесникова пошла в Библиотечный институт. Затем - в Театральный институт, открытый в Харькове в первый год его освобождения от фашистских захватчиков.
На актерском факультете (класс профессора А. Б. Глаголина) сыграла Аксюшу в "Лесе" А. Н. Островского, Катарину в "Укрощении строптивой" В. Шекспира, Меланью в "Детях солнца" М. Горького.
Прочитав известную статью В. Г. Белинского ""Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета", Лесникова поняла, в чем принципиальное отличие искусства чтеца от искусства драматического актера. Белинский писал так: "...Между поэтом и актером, вследствие индивидуальности их искусств, есть и большая разница. Чем выше поэт, тем спокойнее творит он: образы и явления проходят перед ним, вызываемые волшебными заклинаниями его творческой силы, но они живут в нем, а не он живет в них; он понимает их объективно...
Актер, напротив, живет жизнью того лица, которое представляет. Для него существует не идея целой драмы, но идея одного лица, и он, понявши идею этого лица объективно, выполняет ее субъективно... Он уже - не он, он уже живет не своею жизнию, но жизнию представляемого им лица".
...В шумной институтской семье все звали ее Шурочка, Саша. Знали о пристрастии студентки актерского факультета к художественному чтению. В кабинете сценической речи около магнитофона чаще всех можно было встретить кареокую, темноволосую девушку. Она читала от имени Катюши Масловой, и лицо ее напоминало героиню Толстого.
В 1947 г. в институте для студентов читал Д. Н. Журавлев. Это определило ее окончательный выбор. Лишь однажды осмелилась прочитать Лесникова (уже будучи артисткой филармонии) Дмитрию Николаевичу - "Трубочиста" Горького. И навсегда запомнила его совет: "Не отводите глаза, читайте тому, кто перед вами".
Первая гастрольная поездка Лесниковой была в Днепропетровск и Донбасс (1952). Затем последовали гастрольные поездки по всей Украине, Сибири, Дальнему Востоку.
Прочитанное А. Лесниковой - будь то "Гадюка" А. Толстого, философская "Трава забвения". В. Катаева, или романтик Сент-Экзюпери, - всегда зримо.
Гражданственность, дыхание высокого порыва - все это умеет донести А. Лесникова через отдельные, казалось бы, незначительные подробности.
"...Иногда в голову лезут странные мысли - тихо, доверчиво произносит Лесникова слова Э. Межелайтиса. - Зачем нужна поэзия? Помогает ли она кому-нибудь? Все великие художники, как безумцы, мечтают о духовно чистом, благородном, совершенном человеке..."
Репертуар Лесниковой был богат и разнообразен. Она создала около 20 сольных программ. Читала Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Л. Толстого, А. Толстого, Горького, Чехова, Паустовского, Рыльского, Эренбурга, Есенина, Цветаеву, Мандельштама, Светлова, Грина, Полевого, Сельвинского, Левитанского, Чичибабина, Шекспира, Гейне, Бернса, Доде, Лондона.
"От сердца к сердцу" - назвала она программу, посвященную Победе над фашистской Германией, созданной на основе документов, писем, публикаций, отрывков из речей и выступлений на конференциях сторонников мира, которые удивительным образом сочетаются со стихами...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Маслюженко
Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»
К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера
09.03.2022
Живая «мёртвая петля» Нестерова
К 135-летию со дня рождения легендарного летчика
28.02.2022
Лицедейка Ада
Народная артистка СССР Роговцева: от секретаря парткома до «Правого сектора»*
21.07.2020
Все статьи Петр Маслюженко
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:38
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11