Из Топлу в Феодосию

0
225
Время на чтение 6 минут
Это был сложный переход. Трое суток через Грушевский перевал. На восток. Духовенство, прихожане, казаки. Почти шестьдесят километров - за трое суток, и все время в гору. Крестный ход из Топлу в Феодосию, под иконами из женского монастыря к раннехристианским храмам Карантинной бухты Феодосии...
.
..Впервые по этому маршруту прошли верующие в 1890 году. В годы советского лихолетья крестный ход был запрещен. И только в 2005-м его снова восстановили православные.

...Казаки Феодосии, Судака, Кировского, Белогорска, Старого Крыма ежегодно сопровождают крестоходцев по святым местам. В этом году к ним присоединились общины Совета атаманов Крыма. Свой духовный центр в село Грушевка Кировского района перенесли казаки атамана Олега Ревуна и "Соболя" Вадима Иловченко.

- По пути крестного хода находится дорогой нам храм - в селе Грушевка. Там служит священник отец Марк, который окормляет нашу общину, - рассказывает участник перехода атаман спецподразделения "Соболь" Вадим Иловченко. - Наша задача сейчас показать жителям восточного Крыма, насколько серьезно сейчас возрождается православие в Крыму.
Тем более такие ходы роднят нас с нашими братьями-казаками Феодосийского региона, дают возможность пообщаться, обсудить планы на будущее. Мы уже не один год работаем вместе - единым фронтом выступили против десанта НАТО в восточном Крыму, участвовали в фестивалях казачьей культуры, которые организовывал атаман региона Борис Степанов. Сам крестный ход - чрезвычайно важное событие, он связывает несколько важнейших христианских святынь.

- Казаки и православие, православие и казаки - можно писать без пробелов, это нераздельные понятия, - комментирует происходящее войсковой старшина Олег Маковский. - Наши казаки-запорожцы из отдельной пластунской сотни уже не первый год охраняют обитель. Именно благодаря монастырю многие наши бойцы стали настоящими крымчанами и окрепли в православии еще больше. В этих местах по-другому нельзя - святость этих мест чувствуешь каждой частью своей души.

В окружении фруктовых садов, зеленых лесов, высоких гор - село Тополевка. Отсюда вышли крестоходцы в направлении Феодосии. В прошлом веке эта греческая деревушка носила название Топлу, что означает "место, страна, местность".

Неподалеку, на склоне горы Каратау, находится Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь. Судьба этой обители очень интересна.

Расположен монастырь в живописном месте: вокруг - густой лес, сквозь который виднеются обрывы скал, рядом очень красивая долина реки Мокрый Индол. Еще в средние века христиане строили здесь свои святыни. До сих пор в окрестностях Тополевки сохранились развалины древней греческой церкви, в которой еще в XIX веке проводились службы в день Святого Пророка Ильи.

Место для Топловского монастыря выбрал архиепископ Иннокентий во время его путешествия по Крыму. В общении архиепископ Иннокентий был прост и добр, отличался необыкновенной смелостью. Во время Крымской войны Владыка находился рядом с солдатами, участвовал в совещаниях командования, лично исповедовал и причащал адмиралов Истомина, Корнилова и Нахимова. Однажды во время совещания в палатку попала бомба, военные тут же упали на пол, боясь осколков. Один лишь архиепископ остался сидеть спокойно, с укором говоря: "Господа, но я же с вами". Взрыва не последовало...

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий обратился в Святейший синод с ходатайством об устройстве монастыря в урочище Топлу, так как это место особо чтимо в народе и удобно для основания иноческой обители. Однако Крымская война помешала осуществлению этих планов.

В пятидесятых годах XIX века у источника святой Параскевы поселилась болгарская девушка Константина. Она жила в соседнем селении Кишлав (ныне село Курское), была простой, богобоязненной и трудолюбивой девушкой. Однажды, когда месила тесто для хлеба, услышала голос Господа и ушла из дома. Семь лет жила одна в Кизилташской пещере, питаясь скудным подаянием, одетая в рубище. После того, как там появились странствующие богомольцы, Константина перешла в Топлу. Она мечтала и неутомимо молилась об основании женской обители и церкви во имя святой Параскевы. Ради осуществления своей мечты ходила по окрестным селам, пытаясь собрать средства на строительство церкви. Людям, которые говорили, что на открытие монастыря нет денег, она объясняла, что деньги на людях. На собранные ею средства у источника построили часовню. Поселившиеся здесь несколько сестер читали по усопшим псалтырь, служили молебны. Константина до конца своей жизни оставалась при монастыре. Никто точно не знал, сколько ей лет, но казалась она очень старой; некрасивая, маленькая, вся в морщинах, она привлекала внимание блеском своих черных глаз. Была неграмотной, не знала молитв и молилась своими словами. Перед смертью Константина приняла постриг с именем Параскевы. Она умерла в 1874 году и была похоронена в лесу у монастыря, над холмиком установили скромный памятник, который напоминал сестрам о первой потрудившейся духом молитвы и веры к созиданию их обители и сооружению храма во имя святой преподобномученицы Параскевы. К сожалению, могила ее не сохранилась, после закрытия обители она была разорена и уничтожена. Но сохранилась память об этой удивительной женщине, подвижнице, стараниями и горячими молитвами которой родились на крымской земле два монастыря - Кизилташский и Топловский Троице-Параскевиевский монастырь, пользующиеся заслуженной любовью и уважением. Не раз окрестные жители обращались в монастырь за помощью и всегда получали ее: деньгами, продуктами или лекарствами. Все больше женщин стали принимать постриг в этой обители. Если в день открытия монастыря здесь нашли приют 7 сестер, то к 1917 году их стало 241. В 1924 году закрыли монастырские храмы, что вызвало недовольство не только монахинь, но и жителей окрестных деревень.

Возрождение единственного в Крыму женского монастыря началось в 1992 году, когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма "Всех скорбящих Радость". Они обратились в Совет министров Крыма и к председателю Белогорского Совета народных депутатов с просьбой вернуть храм, в котором в то время находился спортзал и бильярдная. Первую Божественную литургию 8 августа 1992 года совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец, настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храме провели молебен с водосвятием. 8 июля 1993 года Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского женского монастыря преподобной мученицы Параскевы. Его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай), возведенная в сан игуменьи. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 года, а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра-монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 году в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы.

Новая игуменья Параскева (Нина Михайловна Тищенко) родилась 19 сентября 1946 года в Черкасской области. Окончила Черкасский педагогический институт, изучила три иностранных языка: английский, французский и испанский. Преподавала в школе и в сельскохозяйственном техникуме. В Топловский монастырь приехала впервые в храмовый праздник, ступила на плиты перед храмом и вдруг поняла, что это ее дом. Сначала осталась послушницей, выполняла любую работу, а в 1997 году приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 году ее возвели в сан игуменьи. Владыка Лазарь отслужил Божественную литургию прямо под сенью высоких деревьев. К этому дню из Одесского Свято-Михайловского монастыря привезли в подарок пять икон: Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, Божией Матери Касперовской и Целителя Пантелеимона. В монастыре хранится и другая святыня: ковчежец с мощами Киево-Печерских святых в виде креста. Он сделан в 1989 году по заказу архимандрита Василия (Златолинского), ныне архиепископа Запорожского и Мелитопольского. Частицы мощей находились в ларце с двойным дном и попали к отцу Василию, когда он жил в Средней Азии. 3 мая 1994 года Владыка Лазарь передал святыню в Параскевиевский монастырь. Святые мощи несли торжественным крестным ходом из Старого Крыма в Тополевку.

В монастырь приезжают и в будни, и в праздники не только совершить омовение в целебной воде, но и принять участие в богослужении, помолиться, получить благословение, а иной раз - спасительное слово или совет.

Особый интерес вызывает у паломников "Пещерка Константины", хотя экскурсоводы поясняют, что Константина жила не здесь, а в устроенной собственными руками землянке. Проникнуть в пещерку в складке оврага довольно сложно: нужно протискиваться лежа. Внутри она напоминает крест, высота - в рост человека. Очевидно, здесь уединенно молились схимницы...

...В этом году маршрут остался неизменным, точно так же в 1890 году шли православные в Феодосию - от церкви к церкви - от прихода к приходу - и везде слова православной молитвы. С каждым разом остановок все больше - восстанавливаются храмы восточного Крыма. Грушевская церковь, Старокрымская, Первомайская, приход в Насыпном и феодосийские храмы Карантина уже открыты для верующих. Здесь свое "Хождение за три моря " писал Афанасий Никитин, здесь похоронен адъютант Суворова - участник Альпийского похода, здесь над расстрельной ямой в память о всех казаках, уничтоженных коммунистическим режимом, установлен поклонный крест. В завершение крестного хода из Топлу в Феодосию участники шествия увидели радугу на безоблачном и ясном небе.

Впервые опубликовано в газете "Русичи",
г.Севастополь


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00