Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Соня Хубаева: "Республика Южная Осетия и Аланская Епархия неразделимы"

Соня  Хубаева, Русская народная линия

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии / 03.12.2008


Интервью ИА "Рес" Уполномоченной при Президенте РЮО по вопросам Религии Сони Хубаевой …

ИА "Рес": В СМИ очень активно обсуждаются вопросы, связанные с православными церквями в Южной Осетии и Абхазии. С чем это связано? Почему после признания этих республик в качестве независимых государств вопрос юрисдикции стал вдруг таким актуальным? В течение 19 лет наша православная община существовала и будто бы не существовала, и мало кто интересовался, как живет и какие у нее проблемы. Что происходит, как можно все это объяснить?

Соня Хубаева: Действительно, в последнее время на разных сайтах были размещены сообщения о том, что Русская Православная Церковь Московской Патриархии активно обсуждает судьбу православия в уже признанной независимым государством Республике Южная Осетия, а также в Республике Абхазия. Такая забота со стороны РПЦ МП может казаться благим намерением, если бы эти обсуждения не проходили при участии Грузинской Патриархии, с которой у народа Южной Осетии даже в обозримом будущем вряд ли могут сложиться такие отношения, которые можно назвать не только дружескими, но и просто терпимыми. А причина таких взаимоотношений доподлинно известна, разве только абсолютно несведущий может говорить, что к войне в Южной Осетии Грузинская "древнейшая" церковь не имеет никакого отношения. Достаточно обратиться к рекламным роликам Грузинского телевидения, где до сих пор пропагандируются "бойцы", направляемые на "Священную войну" в страну, с которой собирались строить совместное государство "которые, и благословлялись Патриархом страны на "восстановление конституционного порядка" и территориальной целостности Грузии. Перед нападением на нашу республику "бойцы" или просто убийцы упражнялись церковным песнопением. И нас хотят убедить в том, что церковь тут ни причём...

Московская Патриархия озвучила неоднократно, что Русская Православная церковь Московской Патриархии признает Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви. Вместе с тем она выражает надежду на успех в переговорах с представителями Южной Осетии. Трудно себе представить, что осетины будут согласны подчиниться грузинскому Патриарху. Думаю, что это практически невозможно.

ИА "Рес": В СМИ прошла информация по поводу того, что русские священнослужители упрекают нас в том, что после того, как русские солдаты воевали за Южную Осетию, мы не имеем право находиться в так называемой раскольнической церкви? Как вы это прокомментируете?

Соня Хубаева: Действительно, к сожалению, такие высказывания имели место. Но больше всего вызывают недоумение высказывания председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) в интервью телеканалу "Вести", где он в частности сказал:
"Что же получается? С одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны, духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольничьей Церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так не бывает!".
По этому поводу скажу следующее.
Во-первых, православные Южной Осетии неоднократно обращались в адрес Московского Патриархата с просьбой принять их под свое покровительство. В первую очередь об этом известно было Митрополиту Кириллу, так как чаще всего по этому вопросу южные осетины обращались именно в его адрес, поскольку отношение к его личности было исключительно положительным. С симпатией к нему относились и люди далекие от православия, слушали его субботние выступления по телевидению, считали его другом. Поэтому игнорирование наших обращений каждый раз нами воспринимались с пониманием, ибо нам известны каноны, которые не позволяли решить положительно данный вопрос. Однако, в условиях сложившихся на сегодняшний день реалий, его высказывание, приведенное выше, вызвало возмущение общественности. Оказалось, что Иерархи Русской Православной церкви не смогли дать объективную оценку деятельности Грузинского священства и даже не высказали им те слова, которые они заслуживают. Спасибо Митрополиту Кириллу за то, что посчитал "недопустимым православным народам воевать друг с другом в братоубийственных войнах" и сравнил события в Южной Осетии со средневековыми междоусобными и гражданскими войнами. Однако по его же мнению оказывается, мы были и остаемся частью грузинского патриархата, даже в том случае, если они нас уничтожают, убивают, все равно мы должны знать, что мы - "собственность" Грузинского Патриархата.
Скажите на милость, на каком основании? Это по существу признание за народом Южной Осетии духовной "несвободы"! В этой связи замечу, что в адрес руководства РЮО обратилась общественность с просьбой реагировать на высказывания такого рода, под этими обращениями стоят сотни подписей граждан нашей республики.
Напоминаем, что Грузинская Патриархия в советское время была в "фаворе", ей удалось получить автокефалию в 1943 году, не без помощи "отца всех народов", но она не учредила ни одной церкви в Южной Осетии, а первая действующая церковь Южной Осетии появилась лишь с провозглашением независимости РЮО. При желании достаточно легко в этом убедиться. Грузины на территории Южной Осетии не с 90- х годов 20 века "не имеют возможности окормлять паству на этой территории", а сами добровольно весь 20 век, начиная с 1917 года целенаправленно избегали делать это.
Во-вторых, считаю необоснованными обвинения народа Южной Осетии в неблагодарности в отношении к Русским солдатам, которые защищали нашу землю. Да, здесь проливали свою кровь русские солдаты, и не только русские, но и чеченские и другие бойцы - россияне разных национальностей и вероисповеданий, помогая нам отстоять свою Землю, а вместе с тем и нашу общую Родину - Россию, но делали это вовсе не для того, чтобы нас, "освобожденных", "подталкивали" в ту страну, которая устроила геноцид и убивала и русских, и осетин, выполнявших свой долг перед Родиной. Мне лично непонятно как можно лобзаться с убийцами ни в чем неповинных российских ребят - миротворцев.
Политики Российского государства, в отличие от некоторых священнослужителей, изучили вопрос Южной Осетии и Абхазии, и пришли к единственно правильному решению - признать их в качестве независимых государств. И трудно найти жителя РЮО, который бы не был благодарен руководству Российской Федерации. А ведь в 90-е годы на нас оказывали давление, чтобы мы вошли в Грузинское государство. И как только нас не клеймили, называя "экстремистами", "сепаратистами" и всякого рода оскорбительными выражениями. Однако прошло время и, оказалось, что не мы были "сепаратистами", а грузины, которые вышли из состава единого государства СССР, а мы защищали интересы России на южных рубежах.
Народ Южной Осетии к его чести всегда был, есть и остается союзником России. И упрекать нас в том, что мы чуть ли не предатели, не имеет под собой никакого основания. В течение последних 20 лет погибло большое количество молодых людей, и не только военнослужащих, а молодых наших девушек и парней, ни в чем неповинных, из-за того, что мы не соглашались быть в составе Грузии, а смотрели на север, в Россию.
Сегодня нас окрестили "раскольниками", хотя виновниками такого состояния дел являются сами "обвинители". Такая постановка вопроса может преследовать только одну цель - противопоставить народы Южной Осетии и России, и помочь Грузии "уцепиться" каким - нибудь образом за Южную Осетию. Таким образом, защитники "тезисов обвинения" выполняют ту же роль, что и лобби грузинской политики при Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили. А это означает, что люди, выражающие такие мысли, "льют воду на мельницу врага".
Как сообщал "Кавказский узел", Католикос - патриарх всея Грузии Илия II призвал свою паству "не впадать в отчаяние". "Возможно, Грузия никогда не стояла перед таким испытанием, но это значит, что после этого испытания Всевышний готовит для Грузии большую милость"- заявил Илия II на проповеди в Свято- Троицком соборе в Тбилиси. Похоже, грузинам-братьям русская церковь обещает не только "каноническую", но и другую помощь.
Я разговаривала по поводу всех этих событий с молодым человеком, русским человеком, который воевал в Южной Осетии, причем воевал храбро. Он сказал мне, что ему стыдно за священство России, за ее необъективность в отношении к церкви в Южной Осетии. " Да я готов был уйти из православия из-за их высказываний"- говорил он горячо. Поэтому, я бы посоветовала спросить об этом самих ребят, ваших русских ребят, которые стояли здесь насмерть: готовы ли они нас отдавать Грузии? Надеюсь, вы получите достойный ответ.
Возникает вопрос: для чего Русская Православная Церковь Московского Патриархата оказывает гуманитарную помощь народу, с которым по существу, она не считается? А то, что она не считается с РЮО, свидетельствует факт "дружеской встречи" представителей "братских " церквей, где по высказываниям грузинских священников должны были решить вопросы "недоразумений" в Абхазии и Южной Осетии. На следующий день прошла встреча с представителями Южной Осетии. Я намеренно не буду называть имена священнослужителей Московского Патриархата, которые вели беседу на тему "невозможности существования Аланской Епархии на канонической территории Грузии". Епископу Аланскому Георгию было обещано место наместника МП, и то в случае учреждения Подворья РПЦ на нашей территории. Эту информацию мы получили от самих участников встречи. С такой постановкой вопроса не согласятся и духовные, и светские власти Южной Осетии.
Республика Южная Осетия и Аланская Епархия неразрывно связаны друг с другом. И свое государство, и свою епархию народ Южной Осетии выстрадал, в буквальном смысле слова, на протяжении последних двадцати лет. И сегодня любые усилия разорвать их единство обречено на неудачу и может рассматриваться как попытка давления на молодое государство, стремящееся к саморазвитию. Повторяю: деятельность православной церкви, стала возможной на территории Южной Осетии только после того, как была провозглашена независимость нашего государства.
Аланская Епархия является наследницей Аланской Митрополии, которая входила в состав Константинопольской Церкви, и больше ни в какую не входила. Истинная Православная церковь Греции оказала православным Южной Осетии большую помощь и поддержку в столь трудные для нас времена. Мы ей должны быть благодарны за то, что абсолютно без всякой для себя выгоды, она взяла на себя дополнительное бремя окормления народа Южной Осетии. Жителям РЮО непонятно в чем заключается подрывная деятельность Синода Митрополита Киприана? С самого начала своей деятельности Синод Греческой Православной церкви Противостоящих свои полномочия распространял исключительно на территории Республики Южная Осетия, и никогда не пытался создать свои приходы на территории РФ. Об этом красноречиво свидетельствуют документы об учреждении Епархии на территории РЮО.. Более того, представители Митрополита Киприана с пониманием относились к желанию югоосетинской церкви в будущем решить вопрос юрисдикции Епархии в рамках РПЦ. И никогда никаких скандалов и упреков а адрес своей паствы они себе не позволяли, что вызывало и вызывает у прихожан Аланской епархии глубокое уважение к иерархам этой церкви. Так в чем же выражается враждебность "раскольничьей" церкви? Неужели во всех проблемах РПЦ, накопленных за последние 30 лет виноваты Епископ Георгий и Митрополия Киприана? Где здесь начинается и кончается логика?
В 90-е годы "политики от России" пытались спешно вдавить РЮО в Республику Грузия, а весь российский народ и военные были с нами, как и теперь грузинские лобби активнее самих грузин пытаются разрушить Аланскую Епархию и ввести в РЮО тех священников, которые благословляли убийство осетинского народа и российских солдат. Эти люди ни во что не ставят кровь осетинского и российского народа, пролитую в Южной Осетии. В отличие от них, мы знаем цену крови, пролитой за свободу нашей Родины.

ИА "Рес": А о чем просила Московскую Патриархию молодежь Южной Осетии накануне августовских событий?

Соня Хубаева: Обращение молодежи было направлено в Московскую Патриархию на имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, в связи с обострением обстановки в грузино-осетинских отношениях. В письме говорилось:
"Молодежь Южной Осетии выражает озабоченность новым развитием отношений между Русской и Грузинской Православной церквями, отраженными в Вашем письме Главе грузинской церкви Ильи II от 4 июля 2008 года где Ваше Святейшество с удовлетворением отметило проявление заботы Предстоятеля Грузинской Церкви о духовной жизни абхазского и осетинского народов".
Молодежные организации РЮО призывали деятелей церкви обратить внимание на националистический угар грузинского духовенства и государства Однако выводов не было сделано и буквально через месяц произошло то, что произошло. И в этом виноваты все, кто мог остановить зарвавшихся политиканов, и ничего для этого не сделал. Более того представителям РЮО было заявлено, что Патриарх Грузии ничего не знал о правде в Южной Осетии, что был дезинформирован. В таком случае он трижды виноват во всех преступлениях его паствы, совершенных на территории РЮО, ведь именно он благословлял войска на войну и в 1989-1992гг и в августе сего года.
Возмутительно, что от РПЦ не было сказано ни одного слова возмущения или осуждения, в адрес церкви - сестры, которая хотела душить своих "собратьев"- осетин, хотела стереть их с лица земли. Мы, кто находился в эти трагические дни в Цхинвале, знаем, что ожидало каждого из нас, если бы не подоспела помощь. И именно в эти дни по телевидению некоторые священники давали положительную характеристику деятельности Ильи II.
Что касается Статуса Епархии то, с учетом тех реалии, которые произошли за последние 20 лет, то она имеет полное право на существование, в том числе с точки зрения канонов, а то, что представители МП говорят об этом - спекуляция канонами. Никто нам не докажет, что мы не имеем право на свою национальную церковь. Мы ее заслужили за упорство и терпение, которое было проявлено народом Южной Осетии за последние двадцать лет неимоверно тяжелой жизни. Мы выносили все невзгоды, мы растили детей, лишая их самого элементарного ради конечного торжества свободы. И мы ее дождались. Многие так и не дожили до счастливого дня признания, многие сложили свои головы. Мы делали все, что зависело от нас. Конечно, добившись вековой мечты, признания независимости от Грузии, мы бы хотели войти в состав Московского Патриархата, в качестве Аланской Епархии, но если это невозможно, то мы оставляем за собой право дальнейшего поиска путей решения наших духовных вопросов. Существуют и другие варианты. Нет безвыходных положений, при желании можно решить любую проблему, при этом безболезненно, цивилизованно, без взаимных оскорблений.

ИА "Рес": Какова позиция руководства РЮО по этой проблеме?

Соня Хубаева: Однозначно могу заявить, что руководство нашей республики к высказываниям такого рода относится отрицательно. По крайней мере, я не слышала ни одного слова одобрения в адрес Московского Патриархата в связи с проведенными встречами с грузинскими священниками. Это вызывает однозначный протест со стороны югоосетинского населения, даже со стороны тех, кто не имеет отношения к церкви. В связи с этим, на одной из встреч с общественностью Президенту Республики Южная Осетия Эдуарду Кокойты был задан вопрос, как он относится " к встречам двух братских церквей" и их обсуждений вопроса нашей Епархии. На что он буквально ответил следующим образом :
"Руководство РЮО оценивает деятельность Аланской Епархии как чрезвычайно важную,для судеб нашего молодого государства. Государство поддерживает Епархию и будет способствовать ее дальнейшему укреплению. Что касается вхождения Аланской Епархии в состав Московской Патриархии, то не будем скрывать, мы бы хотели иметь не только политическую, но и духовную близость с Россией. Однако встречи с грузинским священством, и признание территории РЮО канонической частью грузинского Патриархата никак не укладываются с нашими устремлениями. Скажу прямо, что Аланская Епархия обречена на существование как и Республика Южная Осетия, ибо народ выстрадал свое право иметь свою национальную церковь. Я поддерживаю Епископа Аланского Георгия, который поддерживал народ в тяжелые дни войны, находясь рядом с ним. А что касается священников русских, то среди них много таких, кто поддерживает государство РФ и признает свободу осетинского народа. С такими священнослужителями мы готовы сотрудничать".
Я уверена, что большинство руководителей РЮО придерживаются аналогичного мнения, другого мнения и быть не может среди жителей нашего государства, в особенности после 8 августа.

Впервые опубликовано на официальном сайте Государственного комитета по информации и печати Республики Южная Осетия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. : комментарий от Провинциал
2008-12-16 в 10:23

Доводы сторонников агрессии Грузии совершенно несостоятельны. Как Грузия отделилась от СССР, так и ЮО и Абхазия от Грузии. Процесс распада общий.
РоссиЯ имеет полное право и историческое, и моральное на многие земли нынешней Грузии: они куплены ценой русской крови в русско-турецких войнах. Следует также вспомнить, в каком состоянии Грузия просила о вхождении в состав России. Да, некоторая автономия была ликвидирована позднее. Грузинам (обобщаю) даны были равные со всеми поддаными права.
Все остальное - результаты разрушительных процессов. Стандартов в международных отношениях не два - их множество. Каждое государство действует в соответствие со своими интересами. Грузия выбрала себе нового шерхана, и проявила враждебность России. Ничего удивительного, что Россия поддержала малых, но дружественных. Тем более, что методы "воздействия" Грузии действительно фашистские.
На Абхазию у Грузии и подавно нет никаких серьезных прав.
Все это, однако, не предполагает враждебных отношений всех русских и всех грузин. Хочется надеяться, что когда уйдут вражины из власти в России и Грузии, отношения наладятся. У нас есть больше общего, чем разделяющего.
Тем не менее, приходится решать проблемы, исходя из реалий.
22. : комментарий от А.
2008-12-15 в 13:55

На мой взгляд, нашим Церквам нужно как-то договориться по вопросу об окормлении народа Южной Осетии. Потому что насилие над мирными жителями было с обеих сторон: и с грузинской, и с югоосетинской. И вот здесь есть один важный момент. На мой взгляд, Церковь должна сказать слово против насилия, в том числе и против того, которое совершается "своими" же. В этом смысле в той же Осетии, я думаю, должны быть священники, которые не оправдывали бы (пусть и молчаливо) уничтожение грузинских сёл и бездумную месть, а, сочувствуя пострадавшим ни за что осетинам, в то же время действительно пытались бы как-то улучшить отношения между грузинским и осетинским народами. А пока полноценного окормления нет, соответственно, и нравственность у народа страдает ещё более, что приводит только к дополнительному ожесточению. (То же касается в какой-то степени и самой Грузии: население должно знать, что геноцид другого народа, пусть даже "коренное" происхождение которого оспаривается и который производится во имя великой Грузии, это нехорошо, не по-христиански). Я думаю, Грузинская Православная Церковь вполне могла бы послать в Южную Осетию для окормления паствы достойных священников-осетин (или принять их в своё лоно), которые бы вполне нормально воспринимались народом. И не думаю, чтобы Русская Церковь была в этом вопросе "против".
21. : комментарий от Артур
2008-12-15 в 08:48

У Грузии нет и не может быть отдельных национальных интересов. Грузия не может апеллировать к международному праву, ибо никакого международного права нет вообще. Есть приблизительные рамки, в которых строятся отношения великих держав – формальные и неформальные. Однако в любом случае, эти рамки отражают лишь баланс сил – способность навязать свою волю противоположным сторонам. Не надо иллюзий.

Более того, и никакой Грузии, как РЕАЛЬНОГО субъекта международных отношений, тоже нет. Есть фактически сложившееся положение, обусловленное временной слабостью России: мятежная провинция России временно провозгласила свою самостоятельность. Поэтому, если есть возможность, то почему бы и не вернуть Грузию себе? Она ведь и так нам принадлежит. Принадлежит, как временно отчужденная силою обстоятельств собственность. Нет и не может быть никаких моральных колебаний на этот счет.
Тем более несерьезны в этом контексте аргументы, проистекающие из личных сантиментов людей, «родившихся в Грузии», «имеющих родственников грузин» и пр.

Территория Грузии – это российская земля, на которой живут грузины. Точка.
20. : комментарий от Lucia
2008-12-13 в 19:57

Главное, чему могут радоваться в Грузии. что теперь ни добровльно, ни насильственно уж ей никогда на бывать в составе России. Сейчас еще мы это обсуждаем, а наши дети и внуки будут знать об этом маленьком гордом государстве не больше чем о какой-нибудь из Гвиней. Так - это где-то в горах. К обоюдному счастью.
19. : комментарий от Дмитрий.
2008-12-13 в 14:41

р.Б.Димитрий, Вы в ситуации с войной в Грузии чем не довольны? Поведением России? То что она как-то не так повела себя и действовала? Что по-вашему Россия должна была предпринять после нападения Грузии на Цхинвал? Сядьте мысленно в кресло президента России и представьте себе ту ситуацию...Как поступили бы вы лично..Оставьте ваши эмоции и подумайте и ответьте, пожалуйста.
Что незаконного было в действиях России с т.з. международного права?
Вы считаете легитимным развал СССР и возникновение на его обломках государства "Республика Грузия"?
18. : комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
2008-12-11 в 20:13

Вот немного из истории Вопроса. http://www.regnum.ru/news/580887.html Аланская епархия вчера и сегодня

О возрождении аланской епархии в интервью газете "Южная Осетия" рассказывает уполномоченная по делам религии при президенте Южной Осетии Соня Хубаева.

"Независимая Республика Южная Осетия существует уже 15 лет. Отсюда начинается и возрождение православия Южной Осетии. После событий 1989-1992 годов общение с Грузинской Православной Церковью (ГПЦ), поддержавшей национал-шовинистический режим 3виада Гамсахурдиа, не представлялось возможным. Ярким примером тому является изданный Католикосом-Патриархом Грузии Илией II указ: "Отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину и невинность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа. Занести фамилию убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как доступное и надлежащее осуждению. Чрезвычайный этот указ принят, дабы в Грузии навеки был изжит тягчайший грех и преступление против Бога и нации - братоубийство". Известно также, что грузинская православная церковь благословляла вооруженные формирования Грузии на геноцид осетин", - говорит Соня Хубаева.

"Возрождающаяся Православная Церковь в Южной Осетии оставалась без духовного кормления. Уже в 90-х гг. югоосетинские православные обращались к Русской Православной Церкви Московского Патриархата с просьбой о принятии под свой омофор. Однако, РПЦ посчитала невозможным удовлетворить эту просьбу. Следует добавить, что и власти РЮО также неоднократно обращались к РПЦ с аналогичной просьбой. К 10-летию республики в с. Хетагурово был отреставрирован Храм Пресвятой Богородицы с целью передать его православным, стремящимся к Русской Православной Церкви. Было направлено письмо с многочисленными подписями с просьбой направить на родину о.Георгия (Бестаева) - выходца из Южной Осетии, служащего скитоначальником в Троице-Сергиевой Лавре. Однако и на этот раз ответа не последовало", - отмечает Хубаева.

"Исходя из сложившейся ситуации, нужен был поиск решения проблемы, и он был найден. В 1993 году православная община, по просьбе клириков и мирян, была принята под омофор Черноморско-Кубанской епархии Русской Православной Церкви за границей под управлением епископа Вениамина. Осенью 2001 года в Цхинвале состоялась церемония учреждения благочинного церковного округа Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Главному храму Южной Осетии был придан статус мужского монастыря. Настоятель храма отец Александр (Пухатэ) принял монашеский постриг под именем Георгий", - говорит Хубаева.

"Однако, в связи с имевшим место расколом в РПЦЗ клирики и депутация прихожан Югоосетинской Православной Церкви известили епископа Вениамина о выходе православной общины РЮО из Черноморско-Кубанской епархии РПЦЗ и обратились в Синод Противостоящих Истинно-Православной Церкви Греции митрополита Оропосского и Филийского Киприана. Синод принял благочиние РЮО под свой омофор. В 2003 году статус благочиния был повышен, и на территории РЮО была образована Аланская Цхинвальская епархия во главе со священноархимандритом о. Георгием. Согласно Конституции, Республика Южная Осетия - светское государство, где церковь отделена от государства, тем не менее, руководство республики уважает выбранный путь православной церкви Южной Осетии и оказывает ей посильную помощь. В том же году, между руководством РЮО, в лице Президента РЮО Эдуарда Кокойты, и о. Георгием был подписан Конкордат о взаимоотношениях государства и Православной Церкви и передачи всех церквей РЮО Аланской епархии. Эти события вызвали недовольство в Грузинской Церкви, и те выразили "протесты", заявляя, что территория РЮО и все храмы, находящиеся на ее территории, исконно принадлежат Грузинской Православной Церкви и находятся исключительно в ее ведении. Соответственно, никакой Аланской епархии нет и быть не может. Окончательно грузинскую сторону вывел из себя факт рукоположения священноархимандрита о. Георгия в сан епископа Аланской епархии и воссоздания Аланской епархии", - цитирует газета Соню Хубаеву.

В то же время, уполномоченная по делам религии при президенте Южной Осетии отмечает, что "10 декабря 2005 года в передаче "Панорама" ВГТРК "Алания" о. Владимир высказался крайне отрицательно относительно Аланской епархии. Он в резких тонах говорил о том, что Аланской церкви нет и не может быть, якобы, ее никто не учреждал, и она не будет признана Вселенскими патриархами". "То, что о. Владимир недоброжелательно относится к церкви Южной Осетии, известно давно. Например, в еженедельнике "Версия" от 24.04.05 в статье Владимира Горского говорится о том, что "... Самойленко-Хараимовцы пользуются особым полутайным покровительством враждебных России и Алании сил, в частности, грузинских спецслужб и грузинского Патриарха Илии II". Как и Грузинская Церковь, о. Владимир пытается очернить Юго-Осетинскую Церковь и ее священство. Известно, что на службах в приходах РСО-Алания поминается не только Патриарх Московский Алексий II, но и предстоятель Грузинской Православной Церкви Илия II", - говорит Хубаева.

Так же некорректными, по словам Хубаевой, являлись и высказывания относительно Аланской епархии епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Ашуркова). "К сожалению, находясь в Южной Осетии по приглашению президента Эдуарда Кокойты на праздновании 15-летия независимости РЮО, владыка Феофан в отношении Аланской епархии сказал, что все храмы Южной Осетии принадлежат ему, что вызвало возмущение православных верующих Южной Осетии. Кроме того, 19 декабря 2005 г. на встрече с представителями прессы в Доме искусств г. Владикавказа епископ Феофан вновь высказался в отношении Православия Южной Осетии и, в частности, в отношении возведения в сан епископа Аланской епархии о. Георгия: "Наша история знает немало примеров самопровозглашения. Это один из них. Русская Православная Церковь его в качестве епископа не признает, но для того, чтобы окончательно решить этот вопрос, нужно время". Надо подчеркнуть, что позиция РПЦ относительно сближения всех православных церквей известна, ибо она неоднократно была озвучена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Необходимо учитывать, что подобные неосторожные выступления могут серьезно ослабить позиции РПЦ и российского государства в целом в таком поликонфессиональном регионе, каким является Кавказ", - говорит Соня Хубаева.
17. : комментарий от М.Яблоков
2008-12-11 в 17:46

http://www.blagovest...hp?ss=2&s=3&id=24478
"Мало надеть юбку, надо чтоб и в голове что-то было".

Интересная мысль, не правда? :-)))
16. : комментарий от Артур
2008-12-11 в 15:19

И еще несколько страниц из "великой и трагической истрии грузинского народа"

200 лет презрения к 'лохам, которые нас кормят и поят' ("Газета 2000", Украина)
О грузинской русофобии
Алексей Попов, 11 декабря 2008

http://www.inosmi.ru...slation/245981.html

Из интервью Дмитрия Выдрина 'Ну, чтобы всем абсолютно!..' ('УП', 30.12.05)

Цитата:

  Это был первый визит президента Кучмы в Грузию. Первым, помнится, поднял бокал Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе. И тост его был за бравых парней из УНА-УНСО.

Наша делегация странно переглянулась, но, уважая хозяина, за это выпила. Потом были разные дежурные тосты: за мир, процветание, дружбу. Пока очередь не дошла до пресс-секретаря президента. Я как раз сидел между ним и Нани Брегвадзе, которая перед этим пела для нас русские романсы и села уже за стол. Все были уже немножко пьяненькие, поэтому тост пресс-секретаря был довольно-таки разухабистым. Он сказал: 'Давайте выпьем за русских!' и сделал паузу.

Все, естественно, недоуменно переглянулись, а пресс-секретарь хитренько так усмехнулся и продолжил: 'Поскольку нам - грузинам и украинцам - повезло, что русские есть на свете. Мы у русских научились забирать все. Мы спим с их самыми красивыми женщинами, мы забрали у них лучшие романсы - вот Нани только что показала, что это уже не их, а наши романсы - мы забираем у них нефть и газ без оплат... Поэтому давайте выпьем за этих лохов, которые нас кормят, поят и обеспечивают'.  

15. : комментарий от М.Яблоков
2008-12-11 в 15:16

http://www.rusk.ru/s...php?idar=113582#form
Замечательная статья прот. Александра Шаргунова о избрании Патриарха.
14. : комментарий от Вера.
2008-12-11 в 07:50

http://kp.ru/daily/24212/414996/

Эдуард КОКОЙТЫ: «Грузины хотели меня купить за 20 миллионов долларов»

Такое признание дал в интервью нашему корреспонденту президент Южной Осетии

Николай ВАРСЕГОВ — 10.12.2008
13. : комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
2008-12-10 в 18:47

Не знаю кому это необходимо, но наша дискуссия постоянно перетекает из области каноники, икономии и межправославных взаимоотношений в область национализма и грубого политиканства. Как то надо держать одну общую канву обсуждения. Тогда может толк какой нибудь будет. Таже Соня Хубаева, из простого тщеславия, щёлкнет мышью в поисковике своё имя и найдёт наш форум. Немного прочитает и решит бросить, потому как мы тут высказываемся совершенно на левые темы. Как бы нам не казалось, что Чечня, Березовский и Басаев перекликаются с инцидентном в ЮОР, всё это область вульгарной политики, а заявления Сони и поддакивания господина президента сам. пров. респ. Южная Осетия Кокойты это уже тонкая грань способная к совершенному разрыву духовных связей нашей Родины и нашего народа с православными народами Кавказа и т.д. Надо писать по теме, дабы ход мысли форума был привлекателен для сторонних аналитиков. Прошу прощения. С уважением...
12. : комментарий от Провинциал
2008-12-09 в 12:55

При разборе "дела" Южной Осетии нужно учитывать два фактора.

1. Неопределенность т.н. "исторических границ". Послереволюционные события перекроили все границы. Многие исконно русские и казачьи земли были благодушно переданы т.н. демократами вновь образованным национальным "республикам". Да и , если говорить об истории, то на территории нынешней ЮО давно живут осетины в большинстве. А откуда в России появились всякого рода автономии и "республики"? Не была ли она единым государством без этих самых автономий? А когда арабы поселились в Палестине? Имеют ли они право на собственную государственность? Имели ли право евреи претендовать на земли, давно заселенные другими народами?
Эти вопросы не могут иметь ответа в свете современного права. Есть факт: древняя заселенность части Грузии осетинами, их преследование и унижение со стороны грузин.
2) Открыто враждебная политика современной Грузии по отношению к России. Одно из проявлений - провозглашение курса на вступление в НАТО. Сколь долго и упорно не произносилось бы слово "халва", НАТО всегда было и есть - враждебный России союз.
Вполе по силам России урегулировать этот вопрос, но грузины сами этого не захотели.

Отсюда вывод: коли Россия открыто поддержала осетин, коли Грузинская ПЦ в лице Патриарха "благословила" смертоубийство и геноцид, то РПЦ должна дать возможность окормления православных осетин. Хотя бы открытием своих приходов. Осетины вольны избрать себе духовных наставников. Это лучше, чем оставить их ни с чем.
11. : комментарий от Ф. Ф. Воронов
2008-12-08 в 20:58

Удивляет, как быстро в дискуссии покидают почву фактов и начинают ссылаться на непроверенные утверждения. Смотрю эту ветку и вижу путаницу, причем по самым разным поводам.

(1) Являлась ли Русская Православная Церковь Заграницей "раскольниками" и, соответственно, был или не был, раскольником свт. Иоанн Шанхайский? А также, поминал ли он Московского патриарха?

Ответ на первый вопрос, разумеется, зависит от церковно-канонической позиции автора, но во всяком случае, неплохо бы держаться фактов. (Замечу, что противоположная крайняя точка зрения заключается в отрицании канонической преемственности Московской Патриархии, возстановленной Сталиным с помощью Митр. Сергия, который ранее узурпировал права Местоблюстителя, -- первоначально он был лишь Заместитель Местоблюстителя, в то время как Местоблюститель священномученик Митр. Петр был в заточении, -- и даже, на этом основании, в отрицании благодатности Московской Патриархии. Привожу эту точку зрения -- опирающуюся на факты! -- для того, чтобы проиллюстрировать, как далеко может завести логика "одно из двух: либо они, либо мы раскольники".) Я бы рекомендовал не спорить на эти темы, а вместо безплодных споров постарался бы получше узнать неретушированную весьма непростую церковную историю 20 века, воздерживаясь от чернобелых суждений.

Был ли "раскольником" святитель Иоанн -- зависит от того, считать ли всю Зарубежную Церковь раскольниками. Если да, то, конечно, был, по-другому не получится! Владыка Иоанн, как и его старшие товарищи по архиерейству, Митрополит Антоний и Митрополит Анастасий, считал Зарубежную Русскую Церковь свободной частью Российской Православной Церкви. Церковь, находящуюся в России (СССР) они считали "гонимой" и "порабощенной". (Тут я от себя спрошу: это что, было не так? Или уже в сознании людей, не помнящих историю, утвердился бред о православном вожде товарище Сталине?) Соответственно, официальную иерархию, возглавляемую последовательно Митр. Сергием и Патриархом Алексием (я говорю о времени жизни свт. Иоанна) они не могли признавать за законную церковную власть. Причина этого отказа была не политической, а чисто-церковной. Более подробно о взглядах свт. Иоанна можно узнать из написанной им самим очерка истории Русской Зарубежной Церкви", см. здесь: http://karlovtchanin...t=print_page&pid=48 (это перепечатка книги, изданной в свое время в Канаде). Суммарное изложение содержится в статье прот. Петра Перекрестова здесь: http://www.russianor...odoxchurch.ws/Nashe%20nasledie/stjohn_views.html.

То, что свт. Иоанн поминал московского Патриарха на проскомидии --- легенда. Если кто-то знает факты, напишите. Думаю, что эта легенда возникла в результате искаженной передачи реальной истории о кратковременном признании владыкой Иоанном в августе 1945 г. в Шанхае московской патриаршей власти при отсутствии связи с зарубежным архиерейским синодом и при получении неточных известий из Москвы (при прояснении дела владыка Иоанн немедленно отказался от такого признания и твердо встал против советских церковных эмиссаров, действовавших в шанхайской пастве). Что касается гонений на свт. Иоанна, то они действительно имели место -- от "лжебратий". Причины таких гонений, которым часто подвергались при жизни многие святые, -- в уникальной личности святителя-чудотворца, который не вписывался в "архиерейский стандарт". Некоторые из былых гонителей впоследствии принимали участие в прославлении свт. Иоанна в 1994 г. (и, видимо, раскаялись в прежних делах). (Никакого отношения к мнимому поминовению московского Патриарха гонения на свт. Иоанна не имели. Что конкретно произошло -- был большой конфликт между прихожанами при строительстве нового собора в С.-Франциско, дошедший до гражданского суда; находившийся на С.-Францисской кафедре владыка Иоанн попал на судебную скамью с другими ответчиками, обвиненными в неправильном распоряжении средствами. Часть синодальных властей плели при этом интриги против святителя, подстрекая враждебную ему сторону. Но гражданский суд кончился полным торжеством правды и посрамлением клеветников, -- хотя конфликт нанес большия раны русской православной общине в Америке и всей Зарубежной Церкви.)

(2) На совершенно другую тему. Что якобы Южная Осетия -- исконно грузинская земля, называемая Самачабло. "Самачабло" -- на самом деле по-грузински означает "владение [людей по имени] Мачабели". Грузинские князья Мачабели и Эристави (по-русски: "Мачабеловы" и "Эристовы") действительно держали местных осетин в крепостной зависимости, от которых те стремились освободиться. Попытку ввести такой "крепостнический" термин вместо Ю. Осетии впервые, кажется, сделал Гамсахурдия. Но это название было настолько оскорбительно для осетин, что даже нынешния тбилисския власти стали вместо него употреблять "Цхинвальский регион". Ближе к истине, что Ю. Осетия --- часть исторической области Восточной Грузии, называемой Шида-Картли ("внутренняя Картли"). Реальная (богатая фактами и весьма объективно изложенная) история изложена здесь: http://www.rusk.ru/st.php?idar=27878 (публикация "Русской Линии".)

С уважением,
Ф.В.
10. : комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
2008-12-07 в 20:20

Интересная у нас братья беседа получается. Хороший форум... Всем спасибо!
9. : комментарий от Мария Н.
2008-12-06 в 18:18

И еще. По благословению предстоятеля Грузинской Церкви грузины шли в бой - убивать осетин и русских. Объясните мне это, наконец. Может быть, это ложь и пропаганда? я с удовольствием поверю. Потому что страшно жить после такой ситуации. И еще более страшно слышать то, что владыка Кирилл излагал по поводу церковных канонов, не указав даже Грузинской Церкви на необходимость предварительно покаяться перед осетинскими и русскими матерями.
8. : комментарий от Мария Н.
2008-12-06 в 09:15

Вот ВЫ, батюшка, упрекаете меня в отсутствии фактов. Но я Вам привела конкретный факт, изложенный к тому же, в интервью официального лица, которое равнозначно официальному документу. Факт этот заключается в том, что не было ни одной!!! действующей церкви на территории РЮО. Если Вы считаете, что это не произвол - это Ваше право. Я так не считаю. Но даже и Вы не сможете отрицать, что фактически эта территория никогда не окормлялась Грузинской церковью. И если Вы ( вполне, кстати, справедливо) отметили, что "осетины не желали ничего брать от грузин, даже веру", то это о многом говорит. Прежде всего о том, что веру они и не должны были брать от грузин. Что это за монополия такая - грузинская на Православную веру? Веру всем посылает Господь, а осетины, кроме того, - не язычники. Уже давно крещены.
А Вы мне, в ответ - не подкрепленные ни одной ссылкой на официальный документ рассуждения о противодействии окормлению, причем ярко изложенные на примере совсем другой церкви - Китайской. Вот и судите, что красиво. С уважением.
7. : комментарий от Мария Н.
2008-12-04 в 20:42

Я, конечно, не богослов и мнение мое не указ архиереям. Но, думаю, прежде чем официально заявлять о поддержке грузинской стороны, митрополиту Кириллу неплохо было бы выразить свое отношение к творимому со стороны грузинской церкви произволу. И обсудить условия, на которых возможно соблюдение канонических установлений. Условия, которые исключали бы возможность повторения всех этих безобразий по отношению к Южной Осетии. Без всех этих предварительных мер высказывания архиерея выглядят просто издевательскими.
6. : комментарий от Димттрий, СПб
2008-12-04 в 15:23

О. Вячеслав конечно же прав. После того, как РПЦ "присоединит" Ю.Осетию и Абхазию, против РПЦ становятся законными неканонические шаги др. Церквей.
Если сегодня мы справедливо говорим о незаконности признания Эстонии как канонической территории Конст. Патриархата, то завтра нас не будут слушать. Более того, на очереди будет уже Украина, причём не УПЦ КП, которая мало кого интересует, кроме Ющенко и укр. националистов, а каноническая УПЦ МП. Её "добровольный переход" под омофор Конст. Патриархии без согласия РПЦ МП будет выглядеть оправданно. Здесь надо быть поосторожнее.
Груз. Патриарх и его епископат если и имеют личные грехи и неправильно поступали в отношении своей абхазской и осетинской паствы, но, увы, пока никто, кроме его собственной совести не может уговорить его отдать эти территории, населённые паствой, не признающей ни его, ни Грузинскую Церковь. Но есть же международное Православное сообщество...О. Вячеслав, или кто-либо, прошу всё-таки оценить предложения в моём посте от 03.12.08 12:53.
5. : комментарий от За справедливость
2008-12-04 в 00:02

Отказ в окормлении Аланской епархии есть отказ руководства РПЦ от апостольского служения. Ибо Господь сказал: «Идите и научите все НАРОДЫ, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа». Грузинская Церковь давно отказалась от апостольского служения, считая, что она должна учить и крестить только грузин. РПЦ, в первую очередь в лице ОВЦС, отказывается от апостольства ныне.
Верую во едину Святую, Соборную и АПОСТОЛЬСКУЮ Церковь
4. : комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
2008-12-04 в 00:01

Вся эта реплика - не более чем пропагандистские слюни. Броневика ей только не хватает, чтобы кричать вот так: "Товагищи Пгавославные! Национальная Геволюция, о которой так много говогили в Москве, совегшилась у нас в Южной Осетии! Уга товагищи! Уга!". По сути, эта барышня ни Б ни М ни ку-ка-ре-ку в области канонического строительства поместных церквей. Она, вместе со своим господином Кокойты наивно думает, что признание РПЦ МП аланской епархии национальной церковью сделает их счастливыми и правильными. Не святая Наивность..! За обыкновенной физикой этих их националистических думок стоит не подвластная им интернациональная метафизика Неба. А это Небо нам сказало, в своё время, что: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" [Мф.18.18]. Вселенские соборы всей полноты Церкви определили - связали Богом благословенные нормы устроения новых епархиальных юрисдикций и отступать от них, как это делает сейчас наглое священноначалие Константинопольского Патриархата, смерти подобно. Именно по этому Высокопреосвященнейший Кирилл пять раз прав, а отец Андрей Кураев не на йоту не отошёл от миссионерских правил благочестия. Всё необходимо делать так, как надо делать и не как по другому. А если так называемая "Аланская епархия" и её адепты желают всё сделать через козла (не получив благословения от Матери Церкви), то им от нас ждать не чего. У них один путь - жить так как живут пришибленные македонские раскольники. Жить в схизме и мало по малу деградировать имея некоторую надежду на милосердие митрополии, которое возможно только при примерном поведении, что у раскольников получается плохо.
3. : комментарий от Nikolai Knospe
2008-12-03 в 14:42

Если митрополит Кирилл желает добиться ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО, а не только на словах, миссионерского прорыва, то оно просто обязан привести под омофор Московского Патриархата епископа Аланского Георгия, т.к. ему доверяет большинство православных Ю.Осетии. Все канонические несостыкования с еп. Георгием при наличии доброй воли можно утрясти. И российский народ будет с бОльшим доверием относиться после этого к РПЦ.
А "межцерковная дипломатия" не должна заслонять собою вопрос СПАСЕНИЯ православных осетин.
2. : комментарий от Ф. Ф. Воронов
2008-12-03 в 13:58

Нужно называть вещи своими именами. Заявление митрополита Кирилла о Южной Осетии было возмутительным и по грубости и по несоответствию правде. Комментарий югоосетинской представительницы совершенно справедлив. Получается, что руководство Московской Патриархии устами столь разных людей как митр. Кирилл и диакон Андрей Кураев отказывает в поддержке стремящимися к единству с Россией православным народам (осетинам и абхазам) во имя "межцерковной дипломатии" и теплых отношений с грузинским патриархом-католикосом, который во всем поддерживает грузинских русофобов-националистов. Это ли не парадокс?!

Кроме этого, церковная ситауция в Южной Осетии ярко демонстрирует, что реальное православие -- одновременно и шире и у'же "официальных" православных церквей. Нужно понять, что из-за общих процессов апостасии границы между православными и не-православными (хотя бы и прикрывающимися этим именем) проходят вовсе не по разделу между "официальными" или "каноническими" церквами и теми, которых последние называют "раскольниками". Разумеется, есть и действительные раскольники и самосвяты. Но пример Зарубежной Церкви, которую совсем недавно Московская Патриархия иначе как "карловацкий раскол" не именовала, показывает, что с такими словами нужно быть поосторожней. Разделение и раскол -- разные вещи, а разделения --- грустная, но, увы, совершенно естественная вещь при нынешем положении мiрового Православия. Это материал для большого разговора. Греческий "Синод Противостоящих" -- вполне доброкачественная православная юрисдикция с безспорным каноническим происхождением и до недавнего времени находившаяся в общении с Русской Зарубежной Церковью (общение было прекращено по требованию Московской Патриархии). С ней в общении "старостильные" православные церкви Румынии и Болгарии, -- а также Южной Осетии, как теперь все узнали. И спасибо им за помощь!
1. : комментарий от Димитрий, СПб
2008-12-03 в 13:04

Предлагаю следующее:
1. Созвать Всеправославное Совещание по решению проблем Ю.Осетии и Абхазии(совещание м.б. созванопосле соответсв. обращения народов этих стран в соответствующие Православные организации).
2. Поставить рук-во Груз. Прав. Церкви перед вопросом о необходимости временного переподчинения этих территорий(даже если они откажутся обсуждать этоти вопрос, то обсудить без них), например, Специальной Комиссии Православных Церквей(канонических) на неопределённый срок до уврачевания разделения.
3. Придать этой Комиссии права на рукоположение священства.
4. Язык богослужения и заведения, где будет обучаться священство, пусть выбирают сами народы Ю. Осетии и Абхазии.
То, что происходит-полнейшее безобразие! Души усопших без окормления осетин и абхазов вопиют к Богу. Позиция Каталикоса Грузии неправославная, что он ответит Господу, когда придёт к Нему?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме