"Я, адмирал Александр Колчак, проклятый в песнях, забытый в сказаньях..."Станислав Минаков, Русская народная линия Адмиралъ / 28.11.2008
Полтора месяца прошло с момента появления на киноэкранах стран СНГ фильма "Адмиралъ", но обсуждение фильма продолжается, кажется, с нарастающим накалом. Массовое искусство попало в болевую точку народа.
![]() Это у меня такая затянувшаяся преамбула к речи о кинофильме "Адмиралъ", совместном продукте американской кинокомпании "20 век FOX" и Первого канала ОРТ. Но дело - не только в фильме. Критическая правота Высказаны уже многие соображения "против", и каждый из зрителей мог бы добавить и свои претензии. Актер, писатель Е. Гришковец, к слову, отслуживший три года на Тихоокеанском флоте ВМФ СССР, на острове Русский под Владивостоком, обнародовал весьма критичные слова на своей страничке Живого журнала в Интернете (http://e-grishkovets.livejournal.com/51142.html): "Фильм "Адмирал" - это очень откровенный бизнес-проект. Об этом говорит как набор исполнителей, так и избранная тема. Я уж не говорю о способе её подачи. Полное отсутствие подлинных переживаний авторов фильма очень хорошо видно в том, как фильм смонтирован. Нет ни одной внятной продолжительной и драматургически выстроенной сцены. Рубленый монтаж, псевдо-модная клиповая съёмка, постоянно движущаяся камера и постоянно звучащая пафосная музыка. И ни у одного, даже одарённого, артиста не было возможности хоть что-то там сыграть. В этом фильме нет ни героя, ни подвига, ни родины, ни любви. Есть иллюстративные картинки и того и другого и третьего... <... > Откровенным издевательством над зрителем выглядит перестрелка у реки, когда пули разбивают ледяные скульптуры. Кто бы это мог, интересно, в 19-м году в голодном и осажденном Иркутске взять и наделать ледяных скульптур? Просто создателям этого фильма захотелось чего-нибудь красивенького или ещё проще - подумали: да и так съедят! Хочется красивенького. Хочется вот так пошалить. И точно также выглядит Бондарчук-младший, исполняющий роль отца, с плохо наклеенным париком на голове. Размер фильма не вмещает в себя того количества штампов, которое в него затолкали. И ни один образ из большого количества эпизодов не складывается в цельную картину". Посетительница Интернет-форума "Литературной газеты" (где состоялся многостраничный обмен мнениями, в том числе с цитированием и ссылками на серьезные исторические источники, включая протоколы допроса А. Колчака) написала: "Надоели компьютерные игры, хочется настоящих кораблей, пушек и сражений, а получается "фьюжн" - русская трагическая история и "Властелин колец" в одном флаконе". Там же некто отрубил: "Фильм особенно неприятен своим нарочитым социальным расизмом. Там простой народ изображен тупым пьяным быдлом - в бунинско-булгаковском стиле. Такая циничная недемократичность коробит современного зрителя - что в Америке, что в России. Авторы в своем раболепном холуяже перестарались. Место фильма - на свалке". А еще писали и говорили за время, прошедшее от дня премьеры, 7 октября с.г., и об отклонениях от "правды жизни", об искажениях исторических реалий, о цитировании авторами последней версии фильма "Титаник", и вообще очевидном налете "голливудщины", снова и снова высказывались претензии к съемочной группе, которая свою же "жестко-клиповую" стилистику "дозоров" - "Ночного" и "Дневного" - зачем-то перенесла сначала в "Иронию судьбы - 2", а потом и - частично - в фильм об адмирале Колчаке. В батальных сценах такая стилистка, быть может, и умеренно уместна, и даже достигает поставленной художественной задачи - зритель словно попадает на поле сражения, в гущу событий - будь то корабельная рубка или палуба, будь то штыковая атака армии генерала Каппеля на укрепленную оборону красных. Правда, при этом крайне трудно вынести чрезвычайную громкость и специфику звукового оформления cовременного кинотеатра Dolby Stereo, которая вроде бы призвана усилить участие зрителя в созерцаемом действе, создать эффект присутствия, однако возникает ощущение, что снаряды рвутся у тебя в печени и селезенке, и прийти в себя - от сцены к сцене - ты никак не успеваешь. Может, поэтому систему, эту активную потребительскую штучку, созданную, чтоб мы заглатывали продукт не жуя, острословы уже прозвали на русский манер - "долби, стерьва!" Убедительны ли претензии к этому фильму? Верно ли, что 5 лет создания этого продукта привели к появлению всего лишь очередной "развесистой клюквы" в стиле "а ля рюс", разве что заменившей знаки в политических оценках эпохи? "И все же, все же, все же..." Поражает - непредсказуемостью - результат. ![]() Заслуга в этом, разумеется, и актеров - Константина Хабенского (А. Колчак), Елизаветы Боярской (А. Тимирева), Анны Ковальчук (С. Колчак), Сергея Безрукова (В. Каппель). Все перечисленные, и не только они, на мой зрительский вкус, заслуживают похвалы (хотя следует признать и частичную правоту Е. Гришковца). В остатке, при всех издержках, парадоксальным образом высевается таки, "всем смертям назло" и эстетической логике вопреки, послание любви, о которой и пишет Анна Тимирева Александру Колчаку, а он потом цитирует в своем выступлении перед омичами. Это знаменитые слова из 1-го послания ап. Павла к коринфянам (13:13): "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". Можно возразить, де, Святое Писание в этом случае создатели фильма используют конъюнктурно (как, скажем, и сцену молебна на корабле и вообще нередко появляющееся в кадре Крестное знамение) и не совсем в правильном контексте. Можно. Но что поделать с непридуманными зрительскими рыданиями в кинозалах? Они - подлинны? Вспомним и слова И. А. Бунина, произнесенные в Париже, на панихиде по А. В. Колчаку в 1921 г.: "Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, но и Авель был среди сынов ее. Настанет время, когда золотыми письменами на вечную славу и память будет начертано Его имя в Летописи Русской земли". ![]() Красное и Белое Фильм "Адмиралъ" - пусть и несовершенный, но прямой, живой, эмоциональный канал в то, что в нас должно возродиться, если мы хотим выжить как единый Русский мiр. Ключевые слова, выносимые нами из просмотра этого фильма, - все же Отечество, Вера, Любовь, Трагедия. Достаточно - для катарсиса и осмысления. Осязаемая патриотическая волна, поднятая фильмом, побуждает неравнодушным серцем окунуться в родную историю, пытливо, небезпристрасно попытаться исследовать затемненные ее страницы. А там - открывается целый мир, и можно - сколь хватит духовной силы - постараться соединить спустя почти век две правды в одну. А не хватит сил - хотя бы начать размышлять: что же это было за наваждение с нами, как мы пришли к тому, что накокаиненные матросы рубили тела офицерам и сбрасывали их в воду на глазах у офицерских семей, как это было, скажем, в Крыму? Кошмар, помрачение, беснование. И - наказание за злой восторг смуты и раскол в вере, умах и сердцах. За выращенного в себе, если можно так выразиться, то ли беса отмщения, то ли "ангела зла"... ![]() К режиссеру Андрею Кравчуку, сценаристам Зое Кудре, Владиславу Романову, Владимиру Валуцкому имеется сто и один повод для упрека. Но в сдвижке "в белую сторону относительно красной" лично я их упрекать не буду. А что, нами мало наломано дров в "красной стороне"? И мало снято за десятилетия - и шедевров, и классово-однобоких, примитивных фильмов? Что, у нас переизбыток осведомленности о Белом движении? Мы что, много сделали для восстановления исторической справедливости? "Историю необходимо пересматривать, по крайней мере ту полову, которой нас кормили почти столетие, - высказывается пользователь Интернета, оппонируя разгромной статье О. Бузины (посмотревший, как и я, фильм в киевском кинозале, с безграмотными, наспех, неведомо кому и зачем сляпанными украинскими субтитрами). - Сделаем это хотя бы для будущих поколений. Пусть поначалу слегка, в виде развлекательно-зрелищных фильмов - будет легче усваиваться. Чистая правда придет потом. Новые поколения должны знать, что в то время, когда страну захлестнуло дерьмо, взращенное на импортных дрожжах, в стране нашлись люди, жизнь положившие за её спасение - офицеры, ученые, мальчики-юнкера... Они не в памяти, им памятников нет... А будут. Узнают о том, что в красной армии было больше царских офицеров, чем в белой, потому что их мобилизовывали, взяв в заложники семьи: малейший срыв - и расстреливали женщин и детей. Вот оно, истинное зверство, а не брехня РОСТа. И настанут времена, когда против очередной поносно-оранжевой или коричневой чумы будет таки кому выступить на улице, а не трусливо философствовать по киевским кухням..." Мы по-прежнему ленивы и нелюбопытны? И вот фильм, являющийся плотью от полоти наших нынешних нравов и размягченных умов, от наших помыслов, отягощенных алчностью и по-прежнему "ни в чем не твердых" (как сказал философ И. Ильин), парадоксальным образом - через "конфетку", через пошлость гламурной индустрии - пробивает нас насквозь! Может быть, в этом и состоит волшебная, непостижимая сила искусства? А, кроме того, быть может, в этом есть и загадка непотопляемой русской ментальности. Режиссер фильма убеждает фильмом и подтверждает в интервью: "Колчак - герой!" Есть возражения? ![]() "Посмотрела фильм вместе с детьми, - пишет в сети взволнованная зрительница, - громко аплодирую авторам картины за то, что после просмотра мои дети полезли в инет читать русскую историю. До этого никакие школьные преподаватели не могли заставить детей учить этот предмет. Вот после этого фильма - сами захотели. И читают. И с друзьями обсуждают не "попу актрисы Сумской", а личность Колчака. Огромное спасибо авторам фильма за это. И каким бы ни был исторически ошибочным этот фильм - он выполнил свою главную задачу - разбудил, по крайней мере в моих детях, интерес к нашей истории. БРАВО!" "Но если я еще жива наперекор судьбе, То только как любовь твоя и память о тебе..." Вот возможности новейшего времени: оперативно создан сайт http://admiralfilm.ru, где собрана не только информация о фильме (кстати, с эпизодами - отснятыми, но не вошедшими в картину), но и биографии исторических деятелей, запечатленных в фильме, и даже письма Колчака к возлюбленной, Анне Тимиревой, и ее стихи. Из письма А. Тимиревой А. Колчаку: "... Где Вы, радость моя, Александр Васильевич? На душе темно и тревожно. Я редко беспокоюсь о ком-нибудь, но сейчас я точно боюсь и за Вас, и за всех, кто мне дорог... Господи, когда я увижу Вас, милый, дорогой, любимый мой Александр Васильевич! Да хранит Вас Господь, друг мой дорогой, и пусть Он поможет Вам в Ваши тяжкие дни. До свидания - если бы поскорей". Из письма А. Колчака А. Тимиревой: "... Получив письмо Ваше,... я отложил его на несколько часов, не имея решимости его прочесть. Несколько раз я брал письмо в руки, и у меня не хватало сил начать его читать. Что это, сон или одно из тех странных явлений, которыми дарила меня судьба? Ведь это ответ на мои фантастические мечтания о Вас..." Фильм взял высокую романтическую ноту (сделал ли он это расчетливо, да и удержал ли - другая тема), заявил историю любви, столь же вечную и всегда актуальную, как история Ромео и Джульетты, хоть в изложении хоть самого Шекспира, хоть в пересказе Лозинского или Пастернака, хоть в блистательной киноверсии Дзеффирелли. Сегодня, когда с экранов не сходят сцены распада и разложения, дорогого стоит романтический звук, столь настойчиво поднятый перст любви, как чувства возвышающего, да еще без утомившей на экранах отвращающей физиологизации. И еще спасибо создателям за то, что теперь мы, русские люди, прочтем и эти строки А. Тимиревой, удивительной русской женщины, арестованной советской властью 7 раз и отбывшей в тюрьмах, лагерях, ссылках и "минусах" в общей сложности около 13 лет, пережившей своего возлюбленного на 55 лет!: Полвека не могу принять, Ничем нельзя помочь, И все уходишь ты опять В ту роковую ночь. А я осуждена идти, Пока не минет срок, И перепутаны пути Исхоженных дорог. Но если я еще жива, Наперекор судьбе, То только как любовь твоя И память о тебе. Прочтем и эти, написанные в годы, когда на экранах СССР бушевали любимые нами, советскими детьми, фильмы "Неуловимые мстители" (1966)", "Новые Неуловимые" (1968), и уж совсем отвратительный, натужный и лживый, что чувствовалось уже тогда, "Корона Российской Империи или снова Неуловимые" (1971), - то есть спустя почти полвека с того момента, как в 1920 А. В. Колчак был расстрелян большевиками и сброшен под иркутский Крещенский лед: Седьмое февраля И каждый год Седьмого февраля Одна с упорной памятью моей Твою опять встречаю годовщину. А тех, кто знал тебя, - давно уж нет, А те, кто живы, - все давно забыли. И этот, для меня тягчайший, день - Для них такой же, как и все, - Оторванный листок календаря. 1969 Таковы подлинная память и подлинная любовь. И если искусство нас приглашает к этим ценностям, то, может быть, простим ему несовершенства? Ибо на Земле нет ничего абсолютно совершенного. Киев - Харьков Приложения: Стихи А. Тимиревой: *** ![]() Когда в урочный час За поворотом в лес вдруг грянет бубенцами Почтовый тарантас. На самом дне души, похоронив тревогу, Живу, и дни идут, И с каждым днем трудней размытая дорога, И все чернее пруд. У этих серых дней душа моя во власти, У осени в плену. И кажется порой, что даже грез о счастье Я больше не верну. *** Над головой сосновый бор Шумит, внимательный и строгий, И игол шелковый ковер Босые чуть щекочет ноги. Здесь хорошо бродить, искать Грибы в медлительной забаве И понемногу забывать О страсти, радости и славе. И, сердцем погружаясь в тьму, Не бредить счастьем и свободой, И встретить старости зиму С холодной ясностью природы. *** ![]() В сухой степи осенним днем! Сияют краски акварельные Последним гаснущим огнем. Дороги ровные укатаны, Атласом лоснится трава. Улыбка солнца незакатная Ласкает, как любви слова. А складки сопок золотистые Лазурью заливает тень, И просит сердце, чтобы выстоял Весь до конца погожий день. Чтоб меж холмами и низинами, Где выступает соль, как снег, Идти весь день дорогой длинною, Не зная, где найдешь ночлег. Чтоб было все легко и молодо, Как сопок голубая мгла. И чтобы ночь под звездным пологом Была спокойна и тепла. *** Передо мной, не в маршальском мундире, Каким для всех запечатлен на век, А в чем-нибудь помягче и пошире, По вечерам один в своей квартире Такой усталый старый человек. Весь день он был натянут, как струна, И каждый шаг ему давался с бою, И вот теперь настала тишина, Но нет ему отрады и покою. Приходит он, из тайников стола Достанет сверток с снимками рентгена И смотрит, как на них густеет мгла В растущих пятнах гибельного тлена, И знает, что ничем нельзя помочь - Ни золотом, ни знанием, ни славой, - Что он совсем один с своей державой И что идет ему навстречу ночь. *** Уходили бабы по обетам От горшков, ухватов и печей По дорогам ласкового лета К золотым крестам монастырей. Шли в лаптях, с котомкой за плечами И с краюхой хлеба в дальний путь Степью и дремучими лесами Вольной жизнью глубоко вздохнуть. Утешенье вымолить у Бога, О нехитром счастье попросить. Далека нелегкая дорога - Тянется, как от кудели нить. А вернувшись, долго вспоминали, Будто с плеч свалили целый пуд, Будто легче стали все печали И отрадней самый тяжкий труд. * * * Хорошо бывает уснуть На холодной жесткой земле После долгой и тяжкой работы Рядом с сонным и теплым быком Под шатром сияющих звезд... Как же будет отраден сон Глубоко под доброй землей После длинной и трудной жизни... 1946 Из писем А. В. Колчака к А. В. Тимиревой (Из книги "Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва, 1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь") ...В часы горя и отчаяния я не привык падать духом - я только делаюсь действительно жестоким и бессердечным, но эти слова к Вам не могут быть применимы. Я работал очень много за это время, стараясь найти в работе забвение, и мне удалось многое до сих пор выполнить и в оперативном и политическом смысле. И до сего дня мне удалось в течение 3-х месяцев удержать флот от позорного развала и создать ему имя части, сохранившей известную дисциплину и организацию. Сегодня на флоте создалась анархия, и я вторично обратился к правительству с указанием на необходимость моей смены. За 11 месяцев моего командования я выполнил главную задачу - я осуществил полное господство на море, ликвидировав деятельность даже неприятельских подлодок. Но больше я не хочу думать о флоте. Только о Вас, Анна Васильевна, мое божество, мое счастье, моя бесконечно дорогая и любимая, я хочу думать о Вас, как это делал каждую минуту своего командования. Я не знаю, что будет через час, но я буду, пока существую, думать о моей звезде, о луче света и тепла - о Вас, Анна Васильевна. 6 июня 1917 ...Кроме чтения по буддийской философии, я знакомлюсь с переводом (с английского) рукописи одного японского офицера, переведшего с оригинала книгу стратегии китайского величайшего военного мыслителя Суна (Сунь-цзы) эпохи VI столетия от Рождества Христова. Сун, или Бу, совершенно неизвестен на Западе, но он является основателем учения о войне Востока. [...] Одна из книг (вернее, глав) Суна говорит о победе и выигрыше войны без боевых операций, без сражений. Позвольте привести несколько слов из этой книги: "Высшее искусство войны заключается в подчинении воли противника без сражений; наиболее искусный полководец принудит неприятеля к сдаче без боя; он захватывает его крепости, но не осаждает их; он создает смущение и поселяет недоверие в неприятельской армии; он вызывает вмешательство в управление неприятельской армии со стороны правителей и гражданских властей; он создает политические комбинации среди соседних государств; он делает неприятельскую армию опасной для своего государства; и наконец, он уничтожает неприятельскую армию, лишая ее способности сопротивляться, и со своей нетронутой армией захватывает неприятельские владения". Я не знаю, изучал ли Вильгельм и Гинденбург Суна, но мы переживаем с момента "великой Российской революции" приложение идей Суна на практике, это сущность нашей революции... 3 января 1918 / 21 декабря 1917; Япония Справка Анна Васильевна Тимирева (1893-1975) - урожденная Сафонова, во втором замужестве Книпер. Родилась в Кисловодске. В 1906 семья переехала в Петербург, где в 1911 Анна Васильевна окончила гимназию княгини Оболенской. Свободно владела французским и немецким. В 1918-1919 в Омске была переводчицей Отдела печати при Управлении делами Совета министров и Верховного правителя; работала в мастерской по шитью белья и на раздаче пищи больным и раненым воинам. В 1911-1918 замужем за С.Н Тимиревым; с 1922 - замужем за В.К. Книпером. Самоарестовалась вместе с Колчаком в январе 1920. Освобождена в том же году по октябрьской амнистии, в мае 1921 вновь арестована; находилась в тюрьмах Иркутска и Новониколаевска. Освобождена летом 1922 в Москве из Бутырской тюрьмы. В 1925 арестована и выслана из Москвы на три года. В апреле 1935 арестована в четвертый раз, в мае осуждена на пять лет лагерей (через три месяца заменены ограничением проживания: "минус 15" на три года). 25 марта 1938, за несколько дней до окончания срока "минуса", арестована в Малоярославце и в апреле 1939 осуждена по прежней статье на восемь лет лагерей. После освобождения жила за 100-м километром от Москвы. 21 декабря 1949 арестована без предъявления нового обвинения. Десять месяцев провела в тюрьме Ярославля и в октябре 1950 отправлена этапом в Енисейск до особого распоряжения; ссылка снята в 1954. Затем в "минусе" до 1960. В промежутках между арестами работала библиотекарем, архивариусом, дошкольным воспитателем, чертежником, ретушером, картографом (Москва), членом артели вышивальщиц (Таруса), инструктором по росписи игрушек (Завидово), маляром (в енисейской ссылке), бутафором и художником в театре (Рыбинск); подолгу оставалась безработной или перебивалась случайными заработками. В 1956 получила ответ прокурора о гибели и реабилитации сына (В.С. Тимирева). Реабилитирована в марте 1960. Умерла 31 января 1975. А.В. Колчак был старше Анны Васильевны на 19 лет; к моменту их знакомства он уже плавал в водах четырех океанов и двадцати морей, объехал (первый раз) вокруг Земли, выпустил две книги, заслужил ряд русских и иностранных орденов. C момента знакомства А.В. Тимиревой с А.В. Колчаком до минуты ареста прошло пять лет. Бoльшую часть этого времени они жили порознь (у каждого - своя семья), месяцами не виделись. Письма писались часто, иногда без перерыва день за днем. Случайно уцелели в основном черновики. Рядом они пробыли менее двух лет: с лета 1918 по январь 1920. После гибели Колчака Анна Васильевна провела в тюрьмах, лагерях, ссылках и "минусах" в общей сложности около 13 лет. Умерла на 82-м году жизни, оставив тонкую стопку исписанных тетрадок и листков: фрагменты воспоминаний, стихи. Новейшие сообщения Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом "секретно" были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра "Звезда адмирала" по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе. Исходя из данных документов, иркутским историком И. И. Козловым было установлено предполагаемое расположение могилы Колчака. По другим данным, могила Колчака находится в иркутском Знаменском монастыре. Сейчас на месте расстрела адмирала А. В. Колчака стоит простой деревянный крест. Колчак в Севастополе С середины мая 1917 на Черноморском флоте усилились антиофицерские настроения и нежелание участвовать в опасных боевых операциях, был выбран новый Севастопольский Совет с преобладанием солдат гарнизона, начались самовольные аресты, низко упала производительность труда портовых рабочих. Как отметил несколько позже Колчак в своей беседе для печати ("Утро России", 11 июня 1917), сначала флот лишился 300 человек "самых благоразумных, честных и владеющих ораторскими способностями" [отношения Колчака с первым составом Севастопольского Совета складывались благоприятно, матросские организации не противопоставляли себя Колчаку и доверяли ему; команды 28 крупнейших кораблей Черноморского флота выделили черноморскую делегацию, выросшую вскоре до 300 с лишним человек, и она в мае выехала в Петроград, на фронт и Балтфлот для агитации за сохранение дисциплины и продолжение войны; на митинге 25 апреля, который непосредственно предшествовал образованию делегации, Колчак информировал собравшихся об идущем развале флота и общем военно-политическом положении, высказал мысль о том, что Черноморский флот, если он оставит партийные споры и не допустит разрыва между матросами и офицерами, сможет спасти родину; его речь присутствующие встретили овацией и вынесли Колчака к автомобилю на руках; делегаты Черноморского флота вели агитацию на фронте не только речами, но и личным примером в боевой обстановке; многие из них погибли в боях], а около 1 июня на съезд Советов рабочих и солдатских депутатов вновь уехали "лучшие силы черноморцев". Как раз в это время, 27 мая, на Черноморский флот прибыли "депутаты Балтфлота", представлявшие "Кронштадтскую республику", Гельсингфорс и т.д. "Вид у них был разбойничий - с лохматыми волосами, фуражками набекрень, - все они почему-то носили темные очки" (М.И. Смирнов); поселились они в хороших гостиницах и тратили много денег. В те же дни приехали и направленные из центра большевики. "Севастополь должен стать Кронштадтом Юга", - напутствовал Яков Свердлов. Начались неподконтрольные севастопольским властям митинги, на которых заявлялось, что Черноморский флот ничего для революции не сделал, что Колчак - крупный землевладелец Юга, лично заинтересованный в захвате проливов (на самом деле недвижимости не имели ни Колчак, ни его жена), что офицеры Черноморского флота готовят контрреволюционный заговор и т.д. Офицеров стали вытеснять из судовых комитетов, получила распространение большевистская литература, ЦВИК потерял прежнее свое влияние. В этих условиях Колчак и поднял вновь вопрос о своей отставке... От автора: Не правда ли, ложь матросов-балтфлотцев сильно напоминает нам черный пиар оранжевых - образца осени-2004 - то о русском спецназе, якобы стоящем под Киевом, то об автоматах, которые "Ахметов раздает в Севастополе". Всё уже было в истории, панове. И большая ложь, и маленькие людишки, ее распространяющие. Другие способы помощи |
Другие статьи этого автора
27.02.2018 |
Собирателям Святой Руси
О новой книге Станислава Минакова «Райские отсветы в земных сумерках»
09.12.2017 |
"Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем..."
27 ноября / 10 декабря - память иконы Божией Матери, именуемой "Знамение"
07.12.2017 |
Прелюдия и фуга Томаса Баха
все статьи автораКакова реакция российского общества на вопиющий произвол «независимого» МОК? Другие статьи этого дняДругие статьи по этой теме
06.10.2016 |
«Крови наших соотечественников на этом человеке немерено»
Диакон Владимир Василик возмущен попытками установить в Санкт-Петербурге памятную доску Колчаку
09.11.2009 |
Василий Цветков: «Фильм вполне удался»
Известный историк Белого движения о своем отношении к телеверсии фильма «Адмиралъ» |
Комментариев 1
Комментарии
2010-02-17 в 04:29
Посвящается Колчаку А.В.
Мой адмирал, ещё не время,
Кто меньше всех хотел оков,
Писал историю, как бремя
И к переменам не готов…
Казалось, что ещё мгновенье,
Отступит тлен, не хватит слов,
Мой милый друг, храни терпенье,
В архивах пыльных нет листов…
Судьбой твоей распорядилась,
Тобой рождённая звезда,
Огнями Ангара светилась,
Ты умирал, не навсегда…
Звезды огонь, что не потушен
И тяжесть твоего креста,
Терзает проходимцам души,
Но ждёт решения Христа…
А те архивные листочки,
Пусть правят память подлецам,
Мой адмирал расставит точки
И проходимцам и лжецам…
03.02.09.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.
Зарегистрироваться