Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Как невозможно быть немного беременной, так нельзя быть и чуть пьяным

Ксения  Балакина, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 24.11.2008

От редакции. Эту статью матушки Ксении Балакиной мы получили по электронной почте, в сопроводительном письме автор пишет: "После обсуждения статьи о.Алексия Бабурина "Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий" для меня остро встал вопрос о РЕЗУЛЬТАТАХ при применении различных методик исцеления от алкоголизма.
Почти два месяца изучала сайты, форумы АА, особое внимание уделив сайту "Метанойя", прослушала лекции протоиерея Евгения Генинга об адаптации 12 шаговой программы к Православию, попыталась связаться со всеми православными обществами трезвости, зарегистрированными на сайте Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства "Трезвение". Честно говоря, результаты работы более удручили, чем порадовали...
Наше общество Трезволюбия использует опыт о.Игоря Бачинина (Екатеринбург), в основе которого лежит метод Г.А. Шичко.
У меня сложилось впечатление, что для достижения реальных результатов на ниве трезвеннической работы необходимо, чтобы человек, ею занимающийся, сам был убежденным трезвенником (что как раз и было в успешно работающих общинах трезвости 19 - начала 20 вв.). А сейчас что мы имеем? Врачи, говорящие народу о вреде алкоголя в подавляющем большинстве (включая и наркологов) выпивают и далеко не всегда "культурно", священники, пытающиеся организовать общества трезвости тоже не исключают "культурного" пития... А в России пьют все больше и больше....
Знаю о неоднозначном отношении православных к Геннадию Андреевичу Шичко и его методу. Знакома с Заключением Новосибирского Общества Православных врачей в честь иконы Божией Матери "Целительница" и некоторыми другими подобными документами. Готова конструктивно это обсуждать.
НО: однозначно хотелось бы избежать при обсуждении хульных и оскорбительных высказываний в адрес Г.А. Шичко и Ф.Г. Углова - они честно, до последнего своего часа, по мере сил, спасали Россию от страшного омута пьянства и достойны за это, по крайней мере, уважительного отношения.
Ксения Балакина.
С. Майма, Республика Алтай".


Падают таланты на Руси, -
Кто-то пьет, другой уже в могиле, -
Господи спаси.
Мало нас без водки загубили?..
Ю. Максин


Долгое время занимаясь алкогольной проблемой, всё больше убеждаюсь: охватившее наш народ пьянство не пришло к нам само по себе - оно насаждалось искусственно. И сегодня наше общество напоминает мне муравейник, в который проникли жучки-ломехузы. Вот что о них пишет Г. Шовен в своей книге "От пчелы до гориллы": "Ломехузы, проникая в муравейник, откладывают свои яйца в пакеты муравьиного расплода так, что ничего не подозревающие муравьи вскармливают чужое потомство. Между тем личинка обладает незаурядным аппетитом и определённо объедает своих хозяев. При случае она пожирает и муравьиные личинки. Но хозяева их терпят, так как ломехуза всегда готова поднять задние лапки и подставить трихомы - влажные волоски, которые муравей с жадностью облизывает. Он пьёт напиток смерти, так как на волосках - наркотическая жидкость. Привыкая к выделениям трихом, рабочие муравьи обрекают на гибель себя и свой муравейник. Они забывают о превосходно налаженном механизме, о своем крошечном мирке, о тысяче дел, над которыми нужно корпеть до самого конца; для них теперь не существует ничего, кроме проклятых трихом, заставляющих забыть о долге и несущих им смерть. Вскоре они уже не в состоянии передвигаться по своим земным галереям: из их плохо вскормленных личинок выходят муравьи-уроды. Пройдёт немного времени - гнездо ослабеет и исчезнет, а жучки-ломехузы отправятся в соседний муравейник за новыми жертвами". [1]

...Человек приходит в этот мир трезвенником. Но что он видит с пеленок? Праздник: отец, мать и их друзья сидят за столом и пьют. Родные, любимые лица сияют от счастья. Отец держит перед собой рюмку и приглашает друзей выпить. Всем хорошо, и все смеются. И малыш, лежа в кроватке или в коляске, тоже смеется. Им хорошо, и ему хорошо. Настроение отца передается ему мгновенно, автоматически и в полной мере. И так повторяется сотни раз. Ребенок привыкает к тому, что спиртное - непременный атрибут праздника. Это - начало программы, первые кирпичи винопитейного убеждения...

Чем дольше живет человек, тем назойливее внедряется в его сознание программа винопития. Молодому человеку говорят: "Какой же ты мужчина, если не пьешь?"

Взрослому человеку, если он не хочет пить, скажут: "Ты нас не уважаешь, не хочешь поддержать компанию".

А если уж человек упорствует, ему дружно, в один голос станут говорить: "Ты странно себя ведешь! Уж не болен ли чем? Признайся!.."

Так, из поколения в поколение, передается система убеждений: пить - хорошо, не пить - плохо, это ненормально, не принято среди здоровых людей.

Замечательный поэт Владимир Котов, много пивший и рано умерший от вина, как бы выговаривал обиду за себя и за всех других пьющих:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна:
Если встреча,
Если праздник, -
Значит, пей,
И пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую, -
Просят, давят, жмут "друзья", -
Ну, а если мне нельзя?!
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть,
Значит, я уж не мужчина,
Хоть давись, но должен пить?!
[2]

Дети, подрастая, подражают взрослым. Кого удивляло лет 60-80 назад, что подростки, приписав себе годик-другой, уходили на фронт, вставали к станку, уезжали на комсомольские стройки? Сегодня, к сожалению, никого не удивляет, что дети "приписывают" себе пару лет, чтобы купить в ларьках пиво и сигареты. Общество судорожно ищет "крайнего" - кто виноват? Телевидение? Реклама? Школа? При этом забывается, что "Ребенок учится тому, что видит У СЕБЯ В ДОМЕ, РОДИТЕЛИ пример ему"?

А чему мы учим своих детей? В недавно прочитанной книге встретила удивительное отношение к алкоголю главы семейства. Позволю себе цитату:
"Сам доктор отдавал людям все свои силы. Он возвращался часто измученный, усталый до предела. В такие дни он просил подать ему к ужину рюмку красного вина. Он говорил детям: "Ох, какая это гадость - спиртной напиток, не употребляйте его никогда. Сколько людей гибнет от пристрастия к спиртному, сколько несчастий и зла в мире от излишнего увлечения винами! Вы, детки, знайте - я не пью вина даже в гостях никогда! Но сегодня оно необходимо мне как лекарство. Какие тяжелые операции я проводил, сколько страдания было перед моими глазами... весь день я провел в сильно напряжении, нервы мои натянуты, мне необходимо уснуть и отдохнуть. Потому я и выпиваю рюмку кагора, вино успокоит меня, даст мне крепкий кратковременный сон. Ведь завтра, чуть свет, я должен быть у своего тяжелобольного оперированного пациента!"
Так оправдываясь перед домашними, отец убирал бутылку на место и не притрагивался к ней ни в какие праздники. Среди потомства Вениамина Федоровича никого пьющих не было."
[3]
Вы когда-нибудь были свидетелями чему-нибудь подобному?

В 1877 г. Ф.М. Достоевский писал: "Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают... Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц?" Тогда, в конце 19 в., в России производилось в среднем на душу населения чуть больше одного литра алкоголя. Сегодня - около 20 литров абсолютного спирта. Если перевести на водку - около пятидесяти литров. Страшное количество!

В 1981 г. в г.Дзержинске на Всесоюзной конференции по борьбе с алкоголизмом, с докладом "Медицинские и социальные последствия употребления алкоголя в СССР" выступил всемирно известный российский хирург, академик Ф.Г.Углов. Тогда этот доклад произвел эффект разорвавшейся бомбы. Приведу несколько цитат из доклада:

"...С 1970 по 1979 гг. население возросло на 8%, производство муки и хлебобулочных изделий - на 17%, а алкогольных "напитков" на 300%, т.е. темпы роста производства и потребления алкоголя в стране в 18 раз превышают темпы роста производства муки и хлеба и в 35 раз - темпы роста населения страны.
Если бы мы сохранили рождаемость хотя бы на уровне 1960 г., когда потребление алкоголя возросло уже более чем вдвое по сравнению с 1940 г., то и в этом случае мы имели бы дополнительный прирост населения не менее, чем на 28-30 млн. человек. Если бы мы сохранили уровень смертности на том же 1960 г., а не повысили бы смертность к 1981 г. более чем на 45% (!), то мы за 20 лет сохранили бы жизнь более чем 15 млн. человек. Так как, согласно научным данным, мы теряем из-за алкоголя около миллиона человек в год, что равносильно 12 атомным бомбам Хиросимы ежегодно.
За последние 20-30 лет имело место снижение смертности почти во всех странах. Печальное исключение, к сожалению, представляет наша страна.
В России уже был прецедент введения "сухого закона" в 1914 г. В 1916 г. по инициативе членов Государственной Думы крестьян И. Т. Евсеева и П. М. Макогона в Государственную Думу внесено законодательное предложение "Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости". Его авторы пишут:
"Сказка о трезвости - этом преддверии земного рая - стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.
Несмотря на пережитые потрясения (война, мобилизация), деревня сохранила и хозяйственную устойчивость и бодрое настроение, облегченный от тяжкой ноши - пьянства, сразу поднялся и вырос русский народ.
Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением.
Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена...".
Закончил Федор Григорьевич свое выступление словами: "Если не будет введен "сухой закон", то необходимо объяснить народу, во имя каких "высших" идеалов мы делаем хроническими алкоголиками миллионы сограждан, содержим сотни тысяч людей, которые их обслуживают? Во имя каких "великих" целей мы производим на свет сотни тысяч идиотов и дефективных людей, которые всю жизнь сами мучаются, мучают других людей и ложатся бременем на плечи государства? Во имя чего мы несем огромные материальные и людские потери, ослабляем нашу экономику и обороноспособность?"" [4]

...После этой конференции власти назвали Углова "сумасшедшим" академиком. Выбросили из печати все его работы, даже хирургические труды, не говоря уже о публицистике. Ему был объявлен бойкот. Главлит, была такая цензурная организация, запретил даже упоминать фамилию Углова при публикациях, чтобы никто о нём не слышал и не знал...

Сегодня, к сожалению, мы не слышим ВНЯТНОГО голоса в защиту трезвости. Думается, что именно православные могут и должны сегодня сказать свое слово против алкогольного и табачного геноцида. Но почему же тогда все чаще мы слышим от собратьев по вере (более того - даже от священнослужителей!) хвалебные речи в адрес культурного пития? Потому что так принято? Так удобно? Или боимся? Боимся оказаться "белыми воронами" на "празднике жизни"?

Не выходит из головы разговор с одним из ярких священников - прекрасный проповедник, организатор, строитель, руководитель одного из епархиальных отделов. Его дружная община построила прекрасный храм, просторное здание Воскресной школы...

- А почему бы Вам не создать общество трезвости, и самому не послужить примером для прихожан и жителей города?

- Рад бы, но когда возникают сложности, - иду к мэру, или директору завода. Посидим за рюмкой "чая", наутро - и техника подъедет, и спонсоры прибудут... Если бы не "застольное" общение, храм, поди еще на уровне цоколя был...

Да не вменит мне Господь эти слова в осуждение...

...В советские годы в Петербурге (тогда Ленинграде) в Институте Экспериментальной медицины трудился выдающийся ученый Г. А. Шичко (1922 - 1986). Ему удалось понять и систематизировать коренные причины алкоголизма, и, опираясь на свое открытие, создать уникальную систему преодоления порока пьянства человеком. "Пьянство держится на лжи" - вот начальная точка метода Шичко, поэтому человек должен знать правдивую информацию о спиртном.

"Алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, а с первой увиденной рюмки, выпитой близким, любимым человеком" - вот основная направляющая метода. Т.е. главный вред пьянства не от алкоголиков - эти люди достойны только сострадания, а от т.н. "культуропитейщиков", т.е. тех людей, что красиво и вкусно, соблазнительно и весело пьют отраву на глазах у детей и тем программируют их поведение в дальнейших жизненных ситуациях.

А третья составляющая метода Шичко как в советские годы, так и сейчас, вызывает бурю критики. Если коротко ее сформулировать, то она будет звучать примерно так: "чтобы победить алкоголизм нужно измениться самому. Изменить свое отношение к алкоголю". Коммунисты обвиняли Геннадия Андреевича в идеализме, в богоискательстве. Современные критики обвиняют в оккультизме, в сектантстве... А если посмотреть без предвзятости, то нетрудно заметить, что питерский ученый в годы господства атеистической идеологии сумел языком науки сказать то, к чему Православная Церковь призывает две тысячи лет. Чтобы спасти свою душу от греха нужно покаяться, т.е. изменить свое сознание, свой ум. А критики Шичко и в 20 и в 21 веке высокими словами просто прикрывают свое упорное нежелание расстаться с рюмкой. Потому что главный вывод данного метода таков: "Нельзя призывать других жить трезво, если вы сами травите себя алкогольными или табачными ядами, если вы на собственном опыте не познали, что есть духовное здоровье".

К сожалению, Геннадий Андреевич скончался в 1986 году, в эпоху, когда открытая проповедь Православия была невозможна. Под словом "духовное" могло подразумеваться, что угодно. Потому некоторые ученики и последователи Шичко уклонились в оккультизм. Зато те, кто были или стали православными, а некоторые воцерковились, благодаря методу Шичко, действительно встали на путь духовного выздоровления.

Что же делать? - на этот извечный русский вопрос Геннадий Андреевич Шичко отвечал: "Борись там, где стоишь". Т.е. проповедуй трезвый образ жизни в своей семье, на работе, близким и знакомым людям.

Эта мысль созвучна словам священника Александра Рождественского, названного в народе Апостолом трезвости: "Великой рекой, разлилось беспросыпное, омерзительное пьянство народа, в котором гибнут святые человеческие души, как кровавые жертвы Зеленому Змию. Стоном стонет от пьянства Русская земля, и конца этим стонам не видно... Зловещим пламенем вспыхнула и загорелась родная страна, и в этом бушующем пламени, в этом ярком костре сгорают добрые, святые сердца, сгорает все хорошее, святое, чем вправе был гордиться человек.
Надо спешить на пожар... Надо залить ужасное пламя... Надо спасать от пьянства людские души. Ведь пьяницы царствия Божия не наследят, ведь для них закрыты врата райского блаженства.
И спасти этих нечастных можно только добрым примером, полным воздержанием от вина..."

И закончить статью хочу словами святителя Тихона Задонского: "Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая - Богу. Хочешь служить врагу - пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением - и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им.
Давайте же сделаем так и помоги нам Бог"...


Примечания:

1 - Г.Ф. Углов "Ломехузы". www.uglov.tvereza.info/knihi/
2 - И. Дроздов. "Унесенные водкой". optimalist.narod.ru/dr1.htm
3 - Серафимово благословение. Воспоминания Пестовых и Соколовых., М.2005.
4 - www.uglov.tvereza.info/pub/doklad/dzerzhinsk1981

PS. От редакции РЛ. Убедительная просьба к участникам форума прислушаться к пожеланию автора. Сообщения, написанные в грубой форме, публиковаться на форуме РЛ не будут.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме