Конституционные перспективы интеграции славянских республик

От редакции: 20 ноября в рамках Санкт-Петербургского патриотического форума Русская линия организует Круглый стол на тему: «В днепровской купели родился единый народ… Станет ли он снова единым? К формулированию интеграционной идеологии». В связи с этим один из наших авторов, петербургский юрист Павел Иванович Дмитриев проанализировал правовые основы интеграции наших государств.

Юридические проблемы интеграции Российской Федерации, Украины и Белоруссии носят, прежде всего, конституционный характер.

Конституции всех трех государств характеризуют их как суверенных субъектов международного права.

Гипотетические способы взаимодействия этих государств могут быть в виде договоров, союзов, федераций.

Представления об интеграционных процессах в большинстве базируются на недавней истории взаимоотношений в рамках СССР, где все три республики были практически едины территориально, финансово, экономически и политически, формально представляя собой союз равноправных субъектов, таковыми, по сути, не являясь.

СССР, несмотря на присутствие в основных государство образующих документах механизма федерации, существовал по имперскому принципу подчинения воле единого центра, что обеспечивалось идеологическим влиянием КПСС, как единственной политической силы в стране. Это же обстоятельство, то есть влияние КПСС, исключало какие-либо существенные противоречия между союзными республиками.

После ослабления этого политического влияния, федеративные тенденции приобрели характер распада, так как альтернативной идеологической и политической скрепы союз республик не имел. Интеграционные процессы, которые у родственных славянских народов присутствуют всегда на уровне мощных горизонтальных тенденций, не получили своего выражения в соответствующем государственном строительстве, которое приняло характер размежевания и определения субъектной сущности каждой республики в отдельности.

Суверенное право России, Украины и Белоруссии выражено в соответствующих Конституционных актах.

Не останавливаясь на многочисленных правовых особенностях каждого из этих юридически сложных документов, хотелось бы акцентировать внимание на имеющихся в них правовых интеграционных механизмах.

Итак, какие интеграционные возможности имеют Конституции славянских республик?

Так конституция РФ в статье 65 определяет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Между тем равноправными субъектами Российской Федерации, в статье 5 Конституции, указаны республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Не углубляясь в процедуру образования нового субъекта Российской Федерации нетрудно понять, что вновь принятый субъект, например, масштаба Украины, при таком регулировании, будет в правах приравнен, например, к Чукотскому национальному округу. Что изначально обессмысливает все усилия в этом направлении.

При таком числе субъектов РФ теоретически исключается их укрупнение в обозримом будущем. Интеграционные процессы внутри самой Российской Федерации, не могут привести к созданию субъектов федерации по размерам и другим признакам, аналогичных славянским республикам. То есть, федерация, как государство образующий способ интеграции славянских народов не имеет очевидных перспектив.

В то же время принятие в состав РФ славянских и православных народов и территорий какими-либо частями несовместимо с действующими конституциями республик Украины и Белоруссии.

Так ст. 2 Конституции Украины определяет, что «Украина является унитарным государством». То же предусмотрено и Белорусской конституцией. Ее статья 1 устанавливает, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Поскольку конституция Украины действует, постольку юридически неприемлемо рассматривать правовые возможности присоединение к Российской Федерации Крымской автономии или Севастополя, хотя отдельные юридические действия в этом направлении предпринимаются. Но это больше похоже на пиар-компанию, чем перспективное начинание.

Существуют также перспективы Союза славянских республик. Их следует рассматривать с точки зрения реального опыта, полученного в ходе интеграционного процесса России и Белоруссии, длящегося уже десятилетие.

Юридической базой этого процесса на сегодня является Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 года.

В соответствии со ст. 2 Договора целями Союзного государства являются:
обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств - участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств - участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
формирование единой правовой системы демократического государства;
проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Из указанных целей, актуальными усматриваются создание единого экономического пространства, согласованная внешняя политика и политика в области обороны, согласованная социальная политика, обеспечение безопасности и борьба с преступностью.

В части экономических целей существенна конкретизация в статье 13 Договора... следующих положений:
Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.
До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств - участников продолжают хождение их национальные денежные единицы...

Статья 17 Договора... определяет предметы ведения Союза и его участников.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств - участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
объединенные транспортная и энергетическая системы;
разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств - участников;
единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
единое законодательство об иностранных инвестициях;
разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
управление собственностью Союзного государства;
международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
функционирование региональной группировки войск;
пограничная политика Союзного государства;
стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.

К совместному ведению Союзного государства и государств - участников относятся:
принятие в состав Союзного государства других государств;
координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;
проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;
совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств - участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;
взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами - участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
гармонизация и унификация законодательства государств - участников;
осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;
охрана окружающей среды;
совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
формирование общего научного, технологического и информационного пространства;
согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.

Реализация всех этих задач, пока малозаметна и существенно не проявляется в жизни народов. Вместе с тем их реализация может привести к преобладанию интересов и возможностей союза, над интересами и возможностями участников. Сдерживанию развития Союза, в его современной редакции способствует не имперская, а именно договорная роль России, которая, в отличие от исторической традиции Российской империи и СССР, избегает роли донора других участников Договора.

В стадии разработки и принятия находится Конституция союза, которая самим фактом ее принятия создаст новый уровень правосознания государств участников и их граждан.

Таким образом, интеграционные процессы России, Украины и Белоруссии более выражены в традиционной уже с 1922 года, форме союза. Однако, реальные процессы совмещения интересов существенно отличаются от тех, что имели место в прошлом Соответственно, такой союз нельзя воспринимать аналогом бывшего СССР, в свое время объединенного мощной скрепой коммунистической идеологии.

Напротив, в настоящее время в славянских республиках идут мощные дезинтеграционные политические процессы, зачастую принимающие национальную окраску. Существенно и западное влияние, совпадающее с интересами части населения. Это, в основном касается, Украины.

Союз России и Белоруссии, с возможно интегрированной в него в будущем Украиной, нельзя рассматривать и как аналог Евросоюза. Хотя, юридические конструкции этих союзов во многом схожи. Но Евросоюз никогда не имел истории объединенной Европы. В то время как Россия, Украина и Белоруссия, имеют общую, многовековую великую историю. Узы кровного родства значительной части их граждан и сегодня являются важнейшим фактором политики, и осмысления интеграции народов на конституционном уровне.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Павел Дмитриев:
Донбасс у дна терпения и … демократии
К предстоящей встрече в «нормандском формате»
30.11.2019
Можно ли в заменить Эстонией уходящую Турцию?
О проблемах НАТО и перспективах освобождения Европы от американской зависимости
09.11.2019
Турция начала процесс выхода из НАТО?
События последнего времени обозначают признаки нового тренда в политике
24.10.2019
О реальных возможностях партий в России
Проект доклада на заседании клуба «Консервативная перспектива»
21.10.2019
Стратегов в депутатском корпусе нет и, судя по всему, не будет
Ибо стратегия это по преимуществу не реальный расчет, а воображение, помноженное на реальность
15.10.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019