itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Крестный ход 22 октября (4 ноября) в старой и новой Москве

Новости Москвы 
0
286
Время на чтение 6 минут
Победа России над силами Смуты нашла отражение во многих памятниках истории и культуры. Среди них - Казанский собор на Красной площади, часовня- усыпальница князя Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, памятник Минину и Пожарскому, стоящий ныне напротив храма Василия Блаженного, но ранее находившийся в другой позиции, ближе к центру Красной площади.

Российская Смута ХХ века не пощадила многие памятники и символы победы над предыдущей Смутой: были разрушены Казанский собор и усыпальница Пожарского. Собор ныне восстановлен, усыпальницу собираются восстановить к октябрю 2009 года.

Но кроме вещественных памятников и символов победы 1612-1613 годов есть и символы иного порядка, символы богослужебные, в которых зримо соединяются земная история и Божественный Промысел, события из жизни земной Церкви и Царства обретают высший смысл для Церкви Торжествующей и Царствия Небесного. Важнейшим символом такого рода является чинопоследование праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября, оформившееся в 1635-1649 годах, согласно распоряжению Патриархов Филарета, Иоасафа и Никона, князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Предшественником этого чинопоследования стало особенное общегородское богослужение в Москве 27 ноября 1612 года. Тогда впервые за многие месяцы москвичи и бойцы ополчения смогли помолиться одновременно и перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери, и перед чудотворной Владимирской иконой, которую с крестным ходом вынес из освобождённого Кремля архиепископ Элассонский Святитель Арсений.

Крестный ход с Казанской иконой Богоматери в Москве. 22 октября 1635 г.Через несколько лет по просьбе князя Дмитрия Пожарского Патриарх Филарет благословил совершать 22 октября крестный ход из Успенского собора Кремля в домовую церковь князя Пожарского - Введенский храм на Большой Лубянке, построенный в 1514-1518 годах, где находилась чудотворная Казанская икона, бывшая при ополчении. Первое подробное описание этого хода было составлено в 1635 году Адамом Олеарием.

"22 октября русские устроили большую, видную процессию к церкви, находящейся в городе недалеко от обыкновенного посольского двора. Тут участвовали и патриарх, и великий князь. Можно было видеть следующее:

Путь от Кремля до церкви был уложен досками, спереди шло много продавцов восковых свеч и несколько человек, которые мели улицу метлами. Далее шла самая процессия. Спереди шел человек с умывательным тазом и полотенцем. Далее несли три красных с белым знамени, почти вроде штандартов. Затем - 61 поп в церковных облачениях. Четырех херувимов несли на длинных палках. Фонарь, также укрепленный на палке. Далее следовали 40 попов. Крест с шарами на концах, утвержденный на палках, дважды крестообразно сложенных; его несли 8 попов. За ним шли 100 попов и монахов, каждый нес икону. Особенно большая икона, которую несли два челов[ека]; она была завешена. Затем следовали 40 попов. Затем опять несли икону, обвешанную многими жемчужинами; ее несли три челов[ека]. За нею опять икона. Четыре попа шли с пением. Опять икона. Впрочем, все иконы были живописной работы и ни одной не было резной. Обсаженный алмазами крест, длиною более четверти локтя, на блюде. Две горящих свечи. Далее шел патриарх в драгоценном святительском одеянии, под голубым балдахином. Два челов[ека] вели его под руки.

Перед ним и по обе стороны шли более 50 попов и монахов. За ними шел его царское величество пешком, под красным балдахином, сопровождаемый своими боярами и князьями. За ним два челов[ека] несли красный стул. Лошадь великого князя вели под уздцы. В самом конце две белые лошади везли сани. В такой процессии они отправились в вышеуказанную церковь, которая была построена и служила местом для ежегодных процессий..."
[1].

Как считает известный специалист по истории древнерусской культуры А.Л. Щенникова, этот крестный ход относился к числу "Больших", наиболее важных священных шествий в первопрестольной столице [2]. В 1636 году был освящён Казанский собор, построенный Дмитрием Михайловичем Пожарским в память победы над смутой и в честь заступничества Божией Матери, явленного по молитвам князя и ополченцев и выразившегося в освобождении Китай-города 22 октября 1612 года, а затем и Кремля.

Казанскую икону Богородицы торжественно перенесли в новопостроенный собор, князь Пожарский нес ее на руках с Лубянки на Красную площадь.

Храмовым праздником нового собора и стал день 22 октября, когда служилась литургия и совершался крестный ход из Успенского собора в Казанский.

По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла "по градам" - по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

Не была забыта и церковь Введения Божией Матери во Храм на Лубянке: Патриарх распорядился проводить крестный ход и туда также 22 октября, а царь Михаил Федорович накануне праздника ездил в Введенскую церковь к вечерне.

В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия (канун праздника, 21 октября 1648 г.), установил день 22 октября праздновать по всей стране.

Вплоть до 1917 года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах в этот день совершались Литургии, молебны и крестные ходы.

После прихода к власти большевиков крестные ходы стали запрещаться. В 1924 году снесли Введенскую церковь на Лубянке, а в 1936 году - Казанский собор на Красной площади.

В 1990-1993 годах Казанский собор был восстановлен, затем был оформлен порядок Богослужений в Кремлёвских соборах. Однако возрождение древней московской традиции - Большого крестного хода из Успенского собора в Казанский - так и не состоялось.

22 октября (4 ноября) 2006 года несколько общественных организаций, в том числе "Бородино-2012" и "Народный Собор", решили возобновить эту традицию, проведя крестный ход с иконой Казанской вокруг всего бульварного кольца. В 2007 году крестный ход был повторён, но ему стали чиниться какие-то непонятные препятствия. "В 14.00 от Пушкинской по Бульварному кольцу двинулся Большой крестный ход, на организацию которого чиновники московской мэрии дважды под самыми смехотворными предлогами не дали разрешения". Тем не менее "колонна постепенно набрала до 1000 участников, если не больше. Впереди двигалась чудотворная икона Богородицы, вынесенная из Никольского храма на Берсеневской набережной. За ней шли люди с хоругвями, крестами, другими иконами. Крестный ход обогнул центр Москвы по Бульварному кольцу, Берсеневской и Софийской набережным (напротив Кремля), опять по Бульварному кольцу, и вернулась в начальную точку - к территории, где когда-то стоял Страстной монастырь, который в скором времени надо будет восстанавливать. Властям в очередной раз напомнили о необходимости восстановления этой обители" [3].

Крестный ход был запланирован и в 2008 году. СМИ сообщали: "В этом году мы планируем пройти крестным ходом по Бульварному кольцу Москвы. Мы пойдем с иконами, с молитвой за Россию", - заявил "Интерфакс-Религия" координатор православного молодежного движения "Георгиевцы!" Владимир Михайлов.

По его словам, крестный ход - "это еще и подлинная демонстрация народного единства, на которой не будет флагов и плакатов отдельных партий и организаций". Организаторы мероприятия рассчитывают, что в нем примут участие несколько тысяч человек.

Как напомнил собеседник агентства, крестные ходы проводятся в день 4 ноября с 2006 года. "Тем самым была восстановлена существовавшая сотни лет традиция", - заявил В.Михайлов" [4].

Однако в нынешнем году нормальное прохождение крестного хода по улицам Москвы оказалось невозможным. Милиция и ОМОН воспрепятствовали мирному шествию православных людей, более того, один из организаторов был задержан и затем необоснованно подвергнут штрафу.

Милиция прекрасно видела, что перед нею - не террористы, не рейдеры, не наркоторговцы, а православные верующие, молящиеся за Россию. Её действия поэтому не могут иметь никакого оправдания, а распоряжение о запрете крестного хода, установленного ещё три века назад, свидетельствует о разрушении правосознания у некоторых городских чиновников. Между прочим, именно разрушение правосознания - главная причина пресловутой коррупции, о борьбе с которой так много говорят в последнее время.

Мне представляется, что пора на уровне Московской епархии поднять вопрос о восстановлении Большого крестного хода 22 октября (4 ноября) из Успенского собора в Казанский, чтобы ни у кого не возникало сомнений, по Чьей милости была освобождена Россия и побеждена Смута. Тогда и "День народного единства" приобретёт смысловой стержень, очевидным образом отсутствующий сегодня.

Примечания:

1.http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15220&cat_ob_no= По этой же ссылке можно посмотреть и гравюру, изображающую крестный ход.
2.http://hram-vlad-butovo.ru/old/libr/icon/pocrovit19.html
3. http://www.apn.ru/opinions/article18288.htm
4. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27030

На гравюре:

Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Гравюра из книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию...". Середина 1630-х - первая половина 1640-х гг.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии