itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вступать ли Сербии в НАТО?

Что пишут по этому поводу сербские СМИ?

Новости Москвы 
0
223
Время на чтение 9 минут
«Пресс»: Военный нейтралитет или НАТО

При простом взгляде на карту приходишь к потрясающему выводу - нейтральная в военном отношении Сербия окружена странами, входящими в НАТО, или готовыми вот-вот войти в альянс. Насколько опасна такая ситуация мы видели в 1999 году, когда натовские самолеты бомбили Сербию со всех сторон.

Сегодня драматичным изменениям подверглась и структура вооруженных сил в регионе - Болгария стала государством, доминирующим в военном отношении на Балканах. На неспокойных Балканах.

Сербия никогда не воевала только с Румынией.

Поэтому «Пресс» попытался разобраться, насколько Сербия готова к военному нейтралитету, и что он значит в изменившихся региональных отношениях. Из разговоров с компетентными собеседниками, мы пришли к выводу, что возможное вступление в НАТО стоило бы не дорого, что этот процесс длился бы несколько лет, но к такому шагу мы точно не будем готовы в ближайшее время. Также присоединение к альянсу не может нам гарантировать стопроцентную безопасность и исключить возможность конфликта с какой-нибудь пограничной страной, участницей НАТО.

«Были бы нейтральны, были бы в НАТО, не вижу какой-то зависимости от этого возможного столкновения с соседями. Решение о нейтралитете не означает враждебности в их отношении. Напротив, оно не исключает союзничества с какой-то другой региональной или мировой военной силой. Сербия хочет в отношении безопасности сотрудничать со всеми государствами, и с НАТО в рамках программы Партнерство ради мира», - говорит бригадный генерал профессор Митар Ковач, начальник Управления стратегического планирования сектора оборонной политики Министерства обороны.

Ковач подчеркивает, что Сербия как нейтральная страна теоретически может существовать в окружении стран НАТО, приводя в пример Австрию.

«Общественности навязана ложная дилемма - хочет или не хочет Сербия в НАТО. А если бы не было самопровозглашения независимости Косова и Метохии, говорили бы мы вообще об этой дилемме и нейтралитете? До той поры сотрудничество с НАТО было даже более интенсивным, чем у некоторых стран-участниц альянса. Эта работа замерла с обеих сторон из-за Косова и Метохии», - напоминает Ковач, подчеркивая, что ни одно решение не вечно, а вопрос вступления в альянс рассмотрят в будущем народ и политики.

«Нейтралитет стоит дороже, и требует большего финансового напряжения государства для вооружения армии», - отметил Ковач.

«Вошли, не вошли в НАТО, необходимы вложения, особенно в сложные боевые комплексы и системы, которые не обновлялись более трех десятилетий. И если мы вступаем в НАТО, то будем должны какими-то внебюджетными средствами решить эту проблему, как некоторые соседние страны. Некоторым из них пришлось обновить авиацию на внебюджетные средства, они брали кредиты для флота и ПВО, и возвращали их в течение 10-15 лет. Дело государства, как решить нашу проблему, кредитами или продажей недвижимости, или на средства от приватизации. Поэтому нельзя ожидать, чтобы за вступление в НАТО Сербия потратила больше средств, чем теперь. Вступив в НАТО, Сербия получила бы более безопасное окружение, участие мощных государств в построении ее безопасности, увеличила бы свои военные способности и мощь. Но не дело Армии Сербии определять желает ли она присоединяться к НАТО. Армия имеет военную силу и кадровые возможности полностью присоединиться к НАТО, но в соответствии с решениями законодательной и исполнительной власти Сербии», - поясняет генерал.

«Но ни одна организация, в том числе и НАТО, не является гарантом безопасности государства. Да, НАТО и каждая страна-участница гарантирует другой безопасность, но ни одна организация не вечна. Все организации безопасности имеют свой срок формирования, жизнедеятельности и ее прекращения. НАТО развила серьезные механизмы интеграции в области безопасности, чтобы не дошло до конфронтации. Гипотетически существует возможность конфронтации, но очень маловероятная. Существует антагонизм между странами-участницами, но он никогда не выльется в открытое столкновение», - уверен Ковач.

Председатель Атлантического совета Сербии Владан Живулович говорит, что он не воспринимает серьезно Декларацию о нейтралитете, т.к. парламент во времена Шешеля и Милошевича принял решение, имеющее силу до сих пор - о присоединении к союзу России и Белоруссии.

«Согласно натовским стандартам, Сербии достаточно иметь 28 000 - 35 000 солдат, что финансово мы можем выдержать. При нейтралитете нужна особая техника. Швейцария имеет сотню самолетов Ф-16, а мы четыре МИГа-29, которые используем, главным образом, на парадах. При вступлении в НАТО мы бы имели гораздо меньшие расходы на вооружение», - указывает Живулович.

Военный аналитик Александр Радич открыто говорит, что вступление Сербии в НАТО это нормальный шаг, и этот процесс армия может завершить за несколько лет и без дополнительных вложений: «Мы находимся немного в шизофренической ситуации, с одной стороны мы придерживаемся военного нейтралитета, а с другой участвуем в программе Партнерство ради мира. Мы показали неготовность определиться. Часть политической элиты против НАТО, и как компромисс с другими партиями решение найдено в военном нейтралитете. А нейтралитет позволяет участвовать в Партнерстве ради мира, которая и есть натовская программа. Мы остались в изоляции без ясного понимания, что мы хотим».

Радич признает, что для сербов натовские бомбежки это первая ассоциация при упоминании НАТО, но, он уверен, что это проблема политиков, как подготовить общественное мнение: «Политики находятся на острие бритвы эмоций сербского народа. Они несут ответственность за руководство государством. Они не могут прятаться за референдумом, искать срединный путь, проводить совместные с НАТО учения и не вступать в альянс. Что тогда, будем одной ногой в НАТО, а другой вне, т.к. общественное мнение этого не хочет? Надо взять ответственность на себя, несмотря на негативные эмоции и сказать: «Знаете что, здравый разум говорит нам, что другого пути нет». Политическая элита не может рассчитывать на поддержку большинства по вопросу НАТО. Мы воевали со многими странами, которые теперь наши союзники. У нас прекрасные отношения с Болгарией, с которой мы часто воевали».

«Армия провела одну из самых радикальных реорганизаций с июля 2006 по июнь 2007 года без серьезной поддержки правительства. Если ей дать время, она приспособится к новым условиям. Мы не должны отталкивать американский сапог только потому, что он американский, т.к. он хорошего качества», - образно выражается Радич.

Военно-политический комментатор Мирослав Лазанский говорит, что он первый проголосует за вступление в НАТО, если его кто-то убедит, что это хорошо для Сербии: «Кроме того, никто и никогда не высчитал математически, сколько стоит военный нейтралитет и членство в НАТО, так что никто не может утверждать, что для Сербии прибыльнее. Это глупость, что нам сейчас кто-то угрожает. Или мы кому-то угрожаем, и поэтому на нас могут напасть? Мы не представляем опасности для НАТО. Грузия находится в очень близких отношениях с НАТО, ну и чем это для нее закончилось?».

Мнение политических партий

Желько Иваньи (Г17): Государство должно определить, какая военная позиция подходит ему, объявить об этом гражданам, которые должны высказаться о членстве в НАТО.

Драган Шормаз (Демократическая партия Сербии): Мы за военный нейтралитет. Почему наши солдаты должны стараться за американские интересы в Ираке. Лучше всего сотрудничать со всеми.

Елена Триван (Демократическая партия): Военный нейтралитет это наиболее подходящая нам сейчас позиция. Когда вопрос о возможном вступлении Сербии в НАТО будет открыт, то, по мнению ДП, ответ должны дать граждане на референдуме.

Божидар Делич (Сербская прогрессивная партия Томислава Николича): Любые разговоры о вступлении в НАТО бессмысленны, т.к. этот альянс создан не для миротворческих, а для боевых операций.

Бранко Ружич (Социалистическая партия Сербии): Мы против вступления в НАТО. Но если когда-нибудь вопрос о вступлении в НАТО будет поднят, граждане должны будут высказаться «за» или «против»

Драган Тодорович (Сербская радикальная партия): Сербия никогда, ни за какую цену не смеет быть членом НАТО. Мы должны развивать военное сотрудничество с дружественными странами, прежде всего, с Россией.

Джордже Томич
«Пресс», 2 ноября 2008 года
http://www.pressonline.rs/page/stories/sr.html?view=story&id=50364§ionId=33




«Политика»: Усилит ли вступление Сербии в НАТО ее безопасность?

Некоторые сербы как будто бы хотят, чтобы НАТО снова бомбило Сербию. Потому что Сербия все еще колеблется, вступать ли ей в НАТО. А именно, после последнего решения Вашингтона принять Хорватию и Албанию в Северно-атлантический альянс, теперь, кое-кто утверждает, что якобы «существует опасность, что НАТО будет воспринимать нас как неприятелей, что могло бы иметь фатальные последствия». Потому что мы еще медлим. Что касается «фатальных последствий», вероятно, речь идет о конце света. Так, в самом деле, заявил один наш влиятельный аналитик в одной нашей важной газете. Другой наш аналитик в передовице той же газеты заявил, что сейчас ситуация «неудержима». Он дает наказ государственным верхам «сесть и ясно определить, чего они хотят: если хотят продолжать оставаться нейтральными в военном отношении, то об этом надо сказать намного яснее, чем декларациями на языке глухонемых, а если хотят в НАТО, то об этом нужно ясно сказать, т.к. пришло время уточнить, где мы, и чего хотим».

Насколько я знаю, мы все еще на Балканах. А вот, чего хотим, это уже проблема посложнее. Вероятно, мы хотим иметь Косово, но это не зависит только от нас. Чтобы власть села, как говорит тот аналитик, это вообще не проблема, т.к. некоторые члены нашего правительства во второй половине дня не только сидят, а, вероятно, и спят в своих кабинетах. Из-за их преклонного возраста, туда им принесли кровати. Не позволяйте кому-либо будить их после 15 часов по вопросу о вступлении в НАТО.

Итак, кто я? Скептик ли в отношении возможного вступления Сербии в НАТО? Главное, что я сербский налогоплательщик. Но я в свое время разговаривал с двумя верховными командующими НАТО... И это, в том числе, дает мне право задать вопрос: каким образом вступление Сербии в НАТО усилило бы ее безопасность? Или безопасность Америки?

Когда несколько дней назад уходящий президент США Джордж Буш подписал документ о ратификации Протокола о присоединении Хорватии и Албании к НАТО, он оценил этот момент, как «исторический для Балкан». Одновременно он сказал: Америка «с нетерпением ждет дня, когда НАТО возьмет под свое крыло все страны Балкан, включая и Македонию, мы рады принять и Сербию, если она выберет этот путь». Сказано, в том, что касается нас, весьма корректно. Потому что Буш нигде не упомянул, что возможный отказ Сербии присоединиться к НАТО, был бы воспринят в Вашингтоне, как «враждебный шаг». По этому поводу они ничего не сказали ни в Брюсселе, ни в Монсе.
Эти из Брюсселя не знают, как собрать дополнительные воинские подразделения в Афганистан - никто не хочет. А те, из Монса не знают, как заткнуть рот британским генералам, в открытую твердящим, что война в Афганистане для НАТО проиграна.

Но вернемся к вопросу, каким бы это образом вступление Сербии в НАТО усилило бы ее безопасность? От кого, от какого конкретно государства из своего окружения Сербия сегодня и в будущем может чувствовать потенциальную угрозу? На этот вопрос вы не получите ответа ни от одного нашего политика, ни от одного генерала, ни от одного аналитика. Не из-за того, что они не хотят отвечать, а потому что у них нет ответа, или они его не знают. Вместо этого нам что-то говорят о надежности иностранных инвестиций, как будто иностранцы не инвестируют в экономику Финляндии или Австрии, не состоящих в НАТО. Нам рассказывают сказки, что расширение НАТО это одновременно и расширение демократии и цивилизации, что мы прекрасно видели на примере Грузии, или еще лучше на примере Албании, где в Тиране наш прокурор по военным преступлениям несколько дней назад получил «демократическую оплеуху».

Членство в НАТО это и обязанность вступить в войну, если нападению подверглась любая из стран-участниц альянса. Желает ли кто-то в Сербии пойти на войну против России, если не дай Бог, Россия нападет на Литву? Так что, не взирая на всю риторику о «новой роли» НАТО, альянс продолжает оставаться, прежде всего, военным союзом. Для остальных дел и задач существует ЕС и другие организации. Когда был разрушен СССР и Варшавский договор, руководство НАТО говорило Москве, что ей «нечего бояться, что НАТО чисто оборонительный союз, что это организация для поддержания мира, что НАТО не будет иметь базы в странах бывшего Варшавского договора».

В 1999 году бомбежкам подверглась Югославия, НАТО стало расширяться к границам России, рекрутируя в свои ряды новые страны с открыто антирусской политикой, которые в этом искали свою новую международную идентичность. И это была, откровенно говоря, самая серьезная, судьбоносная ошибка американской внешней политики за весь период после холодной войны.

Политика принятия в ряды НАТО стран бывшего советского блока сделала из России противника НАТО, хотя десять лет назад на Западе твердили, что Москва это партнер НАТО. В контексте происходящего Россия может на законных основаниях нацелить свои ядерные ракеты на цели во всех странах НАТО. И на старых членов альянса, и на новых. НАТО приблизилось к России на расстояние пяти минут лета баллистической ракеты. Россия может перенацелить свои ракеты в ответ, или даже перепрограммировать для первого удара. Все открыто, демократически, чтобы все заинтересованные стороны знали. Когда все «будут восприниматься как неприятели». Спокойной ночи, братья сербы! Под прицелом русских ракет.

Удивительно, что в Сербии об этом никто не размышляет. Никто не говорит, что вступление Сербии в НАТО было бы воспринято в Москве как «враждебный шаг». Или это последняя сербская тайна. Потому что газ и нефть мы покупаем, вероятно, в Афганистане?

Мирослав Лазанский
«Политика», 1 ноября 2008 года
http://www.politika.rs/pogledi/Miroslav-Lazanski/POSLEDNJA-SRPSKA-TAJNA.sr.html

Перевод с сербского Михаила Ямбаева
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30