Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В Приднестровском госуниверситете состоялись XI Покровские чтения

Владимир  Букарский, Русская народная линия

13.10.2008

В Тирасполе состоялась 11-я традиционная православная научно-просветительская конференция «Покровские чтения», приуроченная к престольному празднику Тирасполя - Покрову Божией Матери. Эту конференцию ежегодно проводит Приднестровский государственный университет имени Т.Г.Шевченко совместно с Тираспольской епархией Русской Православной Церкви. Вместе со священнослужителями в конференции принимают участие преподаватели и студенты ПГУ, работники музеев и архивов, представители армии, МВД и казачества.

Открывая «Покровские чтения», проректор ПГУ имени Т.Г.Шевченко по научной работе, доктор медицинских наук Владимир Ростиславович Окушко затронул тему покаяния общества перед Церковью, в котором остро нуждаются все представители научной сферы, проводившие атеистическую пропаганду в советские годы. По словам учёного, методологическая направленность советской науки и системы образования подразумевала внедрение в сознание людей «веры в безверие». Владимир Окушко отметил, что современный рост национализма в постсоветских странах является закономерным итогом национальной политики большевиков, заменивших вероисповедание человека графой «национальность в паспорте».

Тему покаяния развил в своём выступлении правящий архиерей Тираспольской епархии, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан. По словам Владыки, в известном перестроечном фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние», с точки зрения православного человека, покаяния было мало: «Всё скверное надо удалять не из чужой могилы, а из своей души. Покаяние не сводится к тому, чтобы по сто раз в день говорить «Прости, Господи!», и продолжать творить зло. Живя в обществе, надо придерживаться определённых правил поведения. Лик человека должен быть благообразен, не вызывать уныния у окружающих. Глаза христианина должны быть полны юности и надежд. Мы должны всегда помнить, что все окружающие нас люди - наши братья и сёстры, к какой национальности они бы ни принадлежали».

По словам архиепископа Юстиниана, наряду с опасностью религиозного экстремизма существует не меньшая опасность экстремизма антирелигиозного, причём исходящего непосредственно от государственных чиновников: «Оба явления влекут за собой в равной степени губительные последствия для общества и государства. В течение шести - семи лет духовенство и миряне обращаются с письмами в адрес президента и Верховного Совета с просьбой дать им возможность отказаться от получения электронных паспортов. В ответ они получают отписки в оскорбительно-уничижительном тоне: «Не беспокойтесь, три шестёрки не будут включены в персональные коды». Подобные факты являют пример религиозного фанатизма и озлобления, с которым отдельные государственные чиновники действуют против верующих граждан. А потом мы удивляемся фактам бегства верующих людей в пещеры, как в Пензенской области».

«Не «шестёрок» и не «девяток» боятся православные люди, - отметил владыка. - Опасения верующих людей касаются того, что роль будет играть не имя святого, которое человек получает при крещении, а персональный цифровой код. Одно из позорнейших явлений XX века - присваивание номеров в нацистских концлагерях - было осуждено Нюрнбергским трибуналом. Стоит ли удивляться, когда верующий человек начинает видеть в государстве, повторяющем одну из самых гнусных нацистских практик, врага своей души?».

По словам владыки Юстиниана, антирелигиозный экстремизм государственных чиновников может зайти очень далеко: «В США и ряде европейских стран уже запрещают устанавливать кресты на зданиях церквей. В некоторых американских штатах даже запрещают ставить новогодние ёлки на видных местах, «дабы не оскорбить религиозные чувства верующих других религий». Обратите внимание на форму долларовой банкноты: её ширина составляет в точности 66,6 миллиметров. Следовательно, при введении этой купюры в обращение готовился открытый коллективный вызов христианству. А сегодня пользование этими купюрами навязали всему миру».

Выступление заведующего кафедрой отечественной истории Института истории, государства и права ПГУ профессора Николая Бабилунги касалось темы соотношения Православия и патриотизма. «Трудно назвать православным народ, который подменяет Бога нацией. Однако либеральные журналисты, объявляющее патриотизм «последним прибежищем негодяев», совершают постыдное и недостойное дело». Напомнив высказывание одного из наиболее агрессивных либеральных журналистов Дениса Драгунского о диаконе Андрее Кураеве, который «докатился до того, что не стесняется говорить о любви к Родине», историк отметил: «Либералы и демократы в своём отношении к Родине оказались в одном стане с большевиками, считавшими, что «у пролетария нет отечества». Аналогичным образом современные космополиты предпочитают «всё человечество» своему отечеству, именуемому ими «эта страна». При этом, что характерно, «всё человечество» ограничивается для них несколькими «цивилизованными» странами, платящими гранты». Только скудомыслие способно противопоставить «человечество» и «отечество», - отмечает Николай Бабилунга. - Отечество - это форма объединения людей в единое целое».

«Для большевиков патриотизм ассоциируется с эксплуатацией и классовым угнетением, - отметил историк. - Между классами, по мнению марксистов, не может быть солидарности. Мы не отрицаем существования классовых интересов и классовой солидарности. У имущих есть свои интересы, отличные от неимущих. Но мы не можем не признать и другую истину: классовая солидарность обосновывает интересы шкурного характера. Эти интересы не принимают во внимание духовную, культурную солидарность. Классовые, экономические интересы рано или поздно входят в конфликт с моралью. Классовая теория социализма - банальная прелюдия грубейшего эгоизма».

Истинный патриотизм, по словам Николая Бабилунги, подразумевает идею всеобщего блага: «Великий русский князь Ярослав Мудрый, умирая, говорил своим детям: «Вот, я отхожу от мира. Любите друг друга, и Бог да будет с вами». Пётр Великий перед Полтавской битвой говорил: «А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в благосостоянии и славе». Можно ли представить себе, чтобы такое сказал кто-либо из европейских монархов? Напротив - французский король Людовик XIV говорил: «Государство - это я». Мог ли американский фермер ради любви к Отечеству повторить подвиг Ивана Сусанина? Тоже вряд ли».

Православный патриотизм, по словам учёного, всегда деятелен, направлен на просвещение и вразумление. Первая православная русская княгиня Ольга создала справедливую систему взимания и распределения дани. Все русские святые - князь Владимир Святой, Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков, Иоанн Кронштадтский - были патриотами своего Отечества. Граждане и классы должны работать на всеобщее благо, удовлетворять совокупные интересы своего Отечества. Наглядное свидетельство патриотизма - взаимодействие государства и Церкви, - отметил в завершение своего выступления Николай Бабилунга.

Эту тему развил в своём выступлении председатель политсовета Патриотической партии Приднестровья Игорь Иваненко, представивший от имени лидера Патриотической партии, депутата Верховного Совета ПМР Олега Смирнова доклад на тему «Православие как фактор социально-политического развития Приднестровья». Согласно докладу, отличительной характеристикой Православия является идея соборности, противопоставляемой как католической авторитарности, так и протестантскому индивидуализму. Соборность в славянской трактовке не переводится на другие языки мира. Славяно-православная соборность воплощает в себе слияние общественного и личностного идеалов. Исходя из канонов соборности, общество должно служить личности, а личность - обществу.

Православный принцип соборности был воплощён в Приднестровье. Легитимность создания республики была выражена на съезде депутатов всех уровней и подтверждена путём всенародного референдума. К сожалению, сегодня в Приднестровье наблюдается рост социальной агрессивности, преступности, девальвация семейных ценностей, преобладают клановые и корпоративные, а не общенациональные интересы. Патриотическая партия Приднестровья выступает за обустройство различных отраслей жизни республики на основе соборности, объединение общества на основе духовно-нравственных ценностей. Игорь Иваненко напомнил о том, что именно Православие является общей системой мировоззрения для большинства народов, живущих в Приднестровье.

Особое внимание докладчик уделил «Основным учениям Православной Церкви о свободе, достоинстве и правах человека», принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Самовыражение, по мнению Игоря Иваненко, не должно противоречить нравственным убеждением большинства общества. Сопредседатель Патриотической партии напомнил слова руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Кирилла: «Современный человек должен быть ограждён от проповедей насилия, наркотиков, алкоголя и распущенности».

Важное внимание Патриотическая партия ПМР уделяет необходимости изучения собственной духовной традиции. Патриотическая партия поддержала введение в школах Приднестровья предмета «Основы православной культуры». Преподавание данного предмета, которое будет осуществляться на факультативной основе во всех школах республики, послужит активизации процесса духовного просвещения в рамках общеевропейской практики.

По словам Игоря Иваненко, большое значение в современном обществе приобретает идея политической соборности. Административный механизм в республике разъедают амбиции и конфликты интересов, политическая гордыня многих представителей властной элиты, уверовавших в собственную непогрешимость. Однако в традиции православной соборности одинаково ценен голос каждого политически активного гражданина. Как писал величайший русский философ Алексей Хомяков, «в вопросах веры нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия».

Патриотическая партия выступает за создание в Приднестровье широкого политического консультативного органа в целях решения самых острых, наболевших, главных вопросов современности. Такой орган объединил бы представителей духовенства, политической власти, гражданского общества, бизнес-сообщества. Примером такого широкого общественного органа является Русский Народный Собор.

«Если будет хорошо Православию - в выигрыше останется всё общество» - отметил Игорь Иваненко. В качестве мер поддержки Церкви докладчик выдвинул инициативу придания Православию конституционного статуса «религии большинства граждан республики». Используя опыт Польши и Венгрии, следует дать возможность гражданам Приднестровья отчислять 1-2% подоходного налога в пользу Церкви. Государство должно учредить специальные гранты на реализацию православных проектов. Необходимо оказывать всестороннюю поддержку православным молодёжным движениям. Следует оказать поддержку распространению издательской продукции Русской Православной Церкви в Приднестровье. В качестве ещё одной идеи Патриотической партии выдвигается создание Общественного комитета по православному просвещению при архиепископе Юстиниане. «Сыграть свою роль Православная Церковь может только при нашей поддержке» - завершил своё выступление Игорь Иваненко.

Доклад доцента кафедры отечественной истории ПГУ Петра Шорникова касался восточной политики Румынского Патриархата в XX - XXI веках. Вслед за образованием независимой Румынии в 1860 году последовало гонение на Церковь, аналогичное тому, которое Петр I организовал в 1702 году: Церковь была лишена собственности, у неё были конфискованы земельные владения и материальные ценности, священники были превращены в правительственных чиновников. Митрополит запрутской Молдавии стал министром в румынском правительстве.

В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабской губернии России, румынская церковь стала частью оккупационной администрации. Кишинёвский митрополит Анастасий (Грибановский), возглавлявший патриотическую организацию «Союз спасения Бессарабии», был выслан из края (впоследствии он стал вторым Первоиерархом РПЦЗ). Вместе с ним были высланы из Бессарабии бывший депутат Государственной Думы Александр Крупенский и ряд других деятелей. Румынская администрация произвела кадровую революцию в бессарабской Церкви: большинство священников, служивших до 1918 года, к 30-м годам были устранены. Было запрещено проводить церковные службы в отсутствие местной бригады румынских офицеров.

В годы немецко-румынской оккупации 1941-1944 гг. Румынский Патриархат распространил свою юрисдикцию и на часть оккупированной Украины, где румынские власти использовали своих священников для румынизации местного населения. В Бессарабии только 60 священников были местными, более 300 священников были привезены из Румынии. Служба румынских священников была организована по вахтовому методу: через полгода они сменялись. В Одессе известно немало случаев раскрытия священниками тайны исповеди, когда они сдавали «сомнительных лиц» румынской разведке «Сигуранца». При этом 25 тысяч монахов, подвизавшихся в монастырях Бессарабии, были исключительно местными молдаванами. В результате возник раскол в рядах клира, многие монахи уходили в партизанские отряды и принимали активное участие в партизанском движении.

Современная румынская и молдавская националистическая пропаганда утверждает, что после освобождения территории Молдавской ССР от румынских захватчиков в августе 1944 года «начались массовые расстрелы священников». Это наглая ложь: был расстрелян только один священник, организовавший разграбление ценностей Рождественского кафедрального собора в Кишинёве. Большинство арестованных румынских священников после следствия были освобождены. В это же время многие священники Русской Православной Церкви входили в состав комиссий, расследовавших преступления нацистских захватчиков на оккупированных территориях. При этом Румынский Патриархат до сих пор не вернул церковные ценности, захваченные в Бессарабии. Эти ценности сегодня хранятся в одном из монастырей под Бухарестом. По мнению Петра Шорникова, Россия должна поставить перед Румынией вопрос о реституции награбленных церковных ценностей, дабы удерживать их Бухаресту стало себе дороже.

Третий раунд экспансии Румынского Патриархата начался после распада СССР: в 1993 году на канонической территории Московского Патриархата была образована «Бессарабская митрополия» во главе с епископом Петром Пэдурару, запрещённым РПЦ в служении. Эта авантюра продолжается уже более 15 лет. При этом примечательна позиция ПАСЕ, где сидят почти исключительно католики и протестанты - эта организация, по словам Петра Шорникова, решила стравить две православные церкви. Эта операция продолжается до сих пор: на канонической территории Московского Патриархата созданы более чем 300 структур «Бессарабской митрополии». Вся деятельность этой структуры щедро финансируется: самозваный «митрополит» Петр Пэдурару получает жалование в размере 2600 евро в месяц. В октябре 2007 года, как известно, «Бессарабская митрополия» распространила свою деятельность на территорию Приднестровья, ещё раньше - на территорию Одесской области Украины. По сообщению старшего преподавателя кафедры отечественной истории ПГУ Вячеслава Содоля, строительство одной из церквей «Бессарабской митрополии» на территории Одесской области велось на деньги Евросоюза.

Работа «Покровских чтений» продолжилась на секциях «Православие и история», «Православие и культурология», «Православие и филология», «Православие и педагогика», а также «Православие и безопасность государства». На итоговом пленарном заседании состоялось награждение победителей именными грамотами от архиепископа Юстиниана и стипендиями имени митрополита Гавриила (Банулеску-Бодони).


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме