itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Солнце и дождик Богородицы Песчанской

0
189
Время на чтение 8 минут
5 октября завершился крестный ход вокруг Харькова, целью которого было освящение четырех Поклонных крестов, установленных на Пасху 2007 г. на основных въездах в город - с запада, юга, севера и востока - в поселках Песочин, Жихарь, Пятихатки и на Чугуевской трассе, а также создание защитительного молитвенного кольца вокруг города. Ход, инициированный прихожанами Харьковской епархии Украинской Православной Церкви в честь 1020-летия крещения Руси, уже назван на Слобожанщине историческим. Такого прежде не бывало никогда.

...Как по Божией горе
там поклоннички идут,
в руках свечки все несут,
Херувимскую поют.
...Аллилуиа, аллилуиа,
а их ангелы ведут...


Четыре креста

Начало хода от пятихатского креста...Северный крест стоит сразу за поселком Пятихатки, у большого указателя "Харкiв", неподалеку от автобусной остановки с почти символическим для сегодняшнего события название "Солнечный". Именно сюда в воскресное солнечное утро 5 октября прибывали из городского центра, от Покровского монастыря, автобусы с православными харьковчанами. Автобусы неслись по ул. Сумской, по Белгородскому шоссе, и из их окошек до прохожих доносилось непривычное для мегаполиса согласное пение: "Богородице, Дево, радуйся..."

Все четыре Поклонных харьковских креста одинаковы - пятиметровой высоты, с золотистыми кириллическими буквами по крылам, "Спаси и сохрани". Смысл этих крестов - охранительный. В старину в наших краях так было заведено: когда путники приближались к населенному пункту, их всегда встречал большой крест на въезде. Следовало поклониться кресту, поблагодарить Господа, что привел тебя в целости и сохранности в православное обиталище. Вот и теперь этот обычай, слава Богу, возрождается; когда ты подъезжаешь к Харькову, теперь понятно, что это православный город, а не скопище безликих "сообществ", не просто "население человейника", и на сердце становится теплей и родственней, даже если ты сам нездешний.

Основание крестов укреплено своеобразными усеченными пирамидами, и на каждой из черных гранитных граней выгравированы значимые слова.

" Сей крест установлен и освящен Русской Православной Церковью ко Дню Светлаго Христова Воскресения в 2007 г. от Р. Х., от сотворения 7515 г. Не нам, Господи, не нам по имени Твоему дай славу, ради милости Твоея, ради истины Твоей";
"Да оградит сей крест Богохранимый град Харьков от всякого супостата. Да воскреснет Бог, да расточатся врази Его";
"Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества... (Митрополит Московский Филарет (1782-1867)";
"Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения... ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву (Рим. 16 (17)
".

Разве можно не взволноваться, прочитав эти проникновенные строки! Хочется поглядеть в глаза человеку, с серцем и умом подбиравшему слово к слову, понимавшему, что читать это будут впредь на протяжении многих лет - в солнце и непогоду, пешие и "конные".

Фразы кратки, да в них - глубина. Есть нам, грешным, над чем поразмыслить. Увы, не утрачивается, а даже возрастает для нас актуальность этих слов: "...бей врагов Отечества", "...остерегайтесь производящих разделения".

Кресты установлены полтора года назад, однако не были освящены. Духовную "сцепку" харьковчане завершили в осенние дни 2008 г. Помимо собственно освящения Поклонных крестов был совершен крестный ход, замкнувший силовые молитвенные линии меж защитительными крестами. Несколько сотен харьковчан (на разных участках - от семисот до двух тысяч) совершили в четыре дня (две субботы и два воскресенья) молитвенные переходы от креста к кресту, участвуя в освятительных молебнах. Шествие, осененное чудотворной Песчанской иконой Божией Матери, прошло по харьковской окружной дороге. Таким образом, вокруг города образовалось святое кольцо, которое отныне будет защищать его жителей, ведь Песчанская икона, явившася в XVIII в. преп. Иоасафу Белгородскому, есть одна из святынь не только Слобожанщины, но и всего и русского православия, и прославлена как защитительница от иноверных нашествий .

Близ Пятихаток

Мы прибыли, чтобы в этот день замкнуть четвертую дугу охранительной окружности - пройти с крестным ходом от северного харьковского креста до западного, в п. Песочин, с которого ход начался 27 сентября.

Священник Сергий Скупченко Молебен правил священник Сергий Скупченко, настоятель и любимец прихожан пятихатского храма Рождества Христова - кандидат богословия, молодой, очень благообразный батюшка, с высоким красивым баритоном.

Он внимательно осмотрел установленные у креста святыни - большие иконы Песчанской Богородицы, Царственного страстотерпца Николая ІІ, а также красиво расшитую синим бисером икону св. Климента Римского, с частицей мощей святого, и, в виду отворенного ларца с камушком Гроба Господня, начал чтение акафиста Святым Царственным страстотерпцам, 90-летие мученического подвига которых мы отмечали в июле с. г.

Батюшка сделал несколько шагов к иконе царя Николая. Когда он дочитал до слов"Видящи Пресвятая Дева скорбь, стенание и плач народа нашего, егда смутная времена насташа, умилосердися и яви милость Свою...", его голос дрогнул, и он замолчал на несколько минут. Хор пятихатских прихожанок, помогая ему, воспел долгую аллилуиу, однако отец Сергий продолжил чтение дрожащим голосом, и снова не смог сдержаться, прикрыл ладонью глаза. "Господи, помоги ему, укрепи", - выдохнулся общий шепот. Господь - укрепил, однако и десятый кондак вызвал слезы о. Сергия, читавшего акафист как должно, с ударением на букве "о" в имени Государя: "Спасти и сохранити хотя православное царство Российское цело и нерушимо, святый благоверный царю Николае и, видя ослепление народа твоего, отрекшагося от Царя Небеснаго, такожде и земнаго, в душевных муках, оставил еси престол земный. Темже, уповая на милость Господа и себе в руце Божии предав, непоколебим в вере и благочестии пребыл еси, воспевая: Аллилуиа!"

На молебне освящения Поклонного креста В конце же молебна, уже освятив крест, окропив освященной водой счастливые лица собравшихся, батюшка, уже с твердостию в голосе, держа в руке большой крест, произнес слова о великой жертве семьи Николая II, принесенной за наше Отечество, о необходимости хранить единство православия, противостоять разделению.

Затем он, став за иконами, возглавил крестный ход, двинувшийся по окружной дороге - в направлении окраины Харькова Алексеевки.

Четвертая четверть

Где брать сил на дальний пеший переход? Ведь каждый отрезок от одного харьковского Поклонного креста до другого - более двух десятков километров, а в колонне - на две трети женщины, среди которых немало пожилых. Да и дети тоже ведь идут в общем строю. Но дело в том, что каждый раз, даже после десятиминутного привала, следующего за каждым часом ходьбы, движение начинается с коленопреклонения. Все участники хода становятся друг за другом пред святынями, которые проносятся над каждым. Забегая вперед, скажем, что до Песочина было три остановки, то есть над каждым крестоходом в это воскресенье иконы Песчанскую и Царственного страстотерпца Николая ІІ, а также частицу Гроба Господня пронесли четырежды. Отсюда - силы.

Со стороны крестный ход выглядел весьма внушительно и прекрасно: впереди - хоругви, да несомая красавица-Песчанская, в голубом одеянии, украшенная панагиями, затем разобравшиеся по три в ряд сотен семь крестоходов, со своими иконками, поющих перекликающимися хорами - сначала мужской, идущий впереди, а затем женский. В этом строю поют все. Поют - весь поход. "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!" Идя в середине, понимаешь правоту простых слов известной песни иеромонаха Романа - "Русь еще жива, Русь еще поет..."

Здесь ты отчетливо осознаешь: вот это твой народ, вот это твои братья и сестры. Собранные ради спасения города от супостата, ради торжества православия. В отличие от тех, что заняты постоянным "дерибаном" еще недокраденной общественной собственности или корыстным перераспределением "финансовых потоков". Христос внятно, на века сказал: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф. 6:21). Ты идешь с этими, а не с теми.

Осенние рощи Харьковщины Нам уже доводилось в связи с крестным ходом "Под Звездой Богородицы" употребить глагол "пронизал". Именно пронизывает крестный ход всю нашу странную, в основном безблагодатную, жизнь, все наше смутное время, наше нелепое, загроможденное изобильными предметами и мусором пространство.

Если взбежать на дорожный склон, то в полноте увидишь, насколько величественна эта картина: среди предпокровских охряно-зелено-красных холмов и оврагов скоро и споро идет эта поющая колонна, несущая святыни в руках и сердцах, - с единственной, спасительной, охранительной целью. Это возвышает и впечатляет как самих идущих, так и людей сторонних.

Люди добрые

Почему они плачут? Почему плакал отец Сергий, читая акафист Царственным страстотерпцам, принявшим всей семьей, из семи человек, - Николай и Александра, и их дети Алексий, Ольга, Татиана, Мария, Анастасия - мученическую кончину?

Почему плачут люди, вставая с колен на асфальтовом шоссе, ощутившие над собой дуновение плаща Богородицы? Не все плачут, некоторые улыбаются.

Почему одна семья несколько раз обгоняла крестный ход, чтоб снова и снова стать под чудотворную икону?

Мне довелось идти неподалеку от головы колонны, и могу сказать, что я видел лица практически всех, становившихся под икону; колонна, не прекращая движения и пения, обтекала их с двух сторон, а они поднимались с колен уже другими . Запомнился мне крепкий, стриженый, быковатого вида мужик в бирюзовом свитерке, бросивший раскрытыми двери "навороченного" джипа и спешно приведший к иконе за руку моложавую спутницу. Он поднялся с асфальта прямо предо мной, и я увидел: он, что называется, "рыдал рыдмя".

Это может быть объяснено одним: получаемой благодатью, на которую откликается еще живая, совестливая душа.
Не заплачешь ведь - к примеру, пересчитывая купюры от барыша.

Кто-то крестился, не выходя их машин (автомобиль гаишников шел чуть впереди колонны, и голос из мегафона "приглашал" встречный транспорт прижиматься к правой обочине и двигаться не быстрей 5 км в час), кто-то снимал ход на видео и мобильники, кто-то выскакивал из машин, осеняя себя крестным знамением, кланялся. Кто-то махал радостно-приветственно, сигналил, кто-то кричал: какую икону несете? куда идете? кто идет? Кто-то звонил близким, быстро рассказывал об увиденном. Кто-то смотрел с недоумением, кто-то со снисхождением, кто-то, наверное, с раздражением, как на препятствие или недоразумение.

Один рослый, широкоплечий мужчина оставил на обочине свою "Шкоду" и с трехлетним белобрысым мальцом на руках влился в общие ряды. А малый смотрел-смотрел во все глазищи на идущих, да и сам начал подпевать: "Сыне Божий, помилуй нас!" Кто знает, может, вырастет из него подвижник веры? Как вырос преподобный Серафим Саровский из мальчика Прохора Мошнина, после того как над ним, болезным, пронесли Курско-Коренную Богородичную икону.

Рейсовая маршрутка выпустила четверых женщин, спешно потребовавших остановки, а распорядители колонны стучали в окна этого микроавтобуса: "А дети! выводите детей под икону!" Этот автобус - потом! - обогнал нас и из него нам навстречу вышли все! Мы видели их снизу из прогиба долины, стоявших наверху и терпеливо дожидавшихся.

Достанет им теперь домашних разговоров! Хорошо бы - подольше теплился в них свет чудотворной Песчанской! И в этом тоже - великий просветительский смысл крестного хода, в этом и смысл примера - среди общего безверья.

Про красны яблочки и молитвенный подвиг

Если на втором привале все радостно жевали пироги да булки, запивая чайком или родниковой водицей, закусывая красными, сочными, воистину молодильными яблочками (всё было подвезено доброхотами), то на третьем народ уже норовил прилечь на обочинах на павшую листву, под дубы-клены, хоть на десятиминутку разуваясь. "Что, пацаны, - крикнул гаишник-сопровождающий мальчишкам 10 и 12-ти лет, вместе с отцом прилегшим в сухотравье, - неужели устали?" А они только улыбались, разминая ступни, сидячи под большой иконой прав. Иоанна Кронштадтского, повешенной усталым крестоходом на рябинку.

Несколько раз за весь день накрапывал дождик. Но он был в этот теплый денек даже в радость, благо был кратким, несильным. С дождиком - легче дышалось на окружной автотрассе, как ни удивительно, заполненной автомобилями даже в воскресный вечер.

К Поклонному кресту в Песочине колонна крестоходов прибыла в четверть шестого. Здесь ее ждало священство и местные прихожане. В большом волнении прошел благодарственный молебен, были помянуты и все святые Харьковщины - святители Мелетий, Афанасий, Иоасаф, священномученики Александр, Константин и другие. В напутственных словах священства было отмечено, что никогда прежде Харьковщина не знала молитвенного подвига, подобного такому, четырехдневному крестному ходу, который свидетельствует о том, что православная вера на Слобожанской земле не канула в годы лихолетья, что в Харькове сейчас строится семь (!) новых храмов.

"Во времена нашествия иноверных наша свободительнице..." - так поем Пресвятой Богородице Песчанской.

И повторяем: "Радуйся, Владычице мира, иконою Твоею Песчанскою сердца наша утешающая!"

На снимках: на молебне освящения Поклонного креста (справа) у п. Пятихатки; слева - икона Песчанская; отец Сергий; начало хода от пятихатского креста; осенние рощи Харьковщины.

Фото автора.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Русский Харьков
К выходу книги
14.02.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии