"Мой отец похоронен в облачении св.прав.Иоанна Кронштадтского…"

Интервью с ведущим научным сотрудником Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергеем Евгеньевичем Сенько

Иоанн Кронштадтский 
0
445
Время на чтение 6 минут
Протоиерей Евгений Сенько (1953 год, Вырица)- Сергей Евгеньевич, вы как-то говорили, что ваш отец, митрофорный протоиерей Евгений Сенько, был похоронен в облачении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Вы не могли бы рассказать о том, как было принято это решение?

- Мой отец в то время служил вторым священником в Павловском соборе Гатчины, а жил в Вырице. И добирался он от дома до храма окольным путем. Дело в том, что автобус из Вырицы в Гатчину часто ломался, а священник, как известно, не имеет права опоздать на службу. Поэтому он сначала доезжал на автобусе до железнодорожной станции Сиверская, туда автобусы ходили пять раз в час, затем пересаживался на электричку и на ней доезжал до железнодорожной платформы Татьянино в Гатчине, а потом шел пешочком в свой родной собор. Он часто оставался ночевать в соборе. Тогда в Павловском соборе Гатчины хранилось облачение о.Иоанна Кронштадтского. Мой отец очень любил это облачение, и иногда по благословению настоятеля о.Иоанна Кондрашева, ныне покойного, знаменитого тогда, он был духовником учащихся семинарии и академии при владыке Никодиме (Ротове), служил в этом облачении.

И вот в очередной раз в 5 часов утра 29 сентября 1981 года он поехал на службу на автобусе. Перед Сиверской ему стало плохо. Когда автобус добрался до Сиверской, его вынесли из автобуса и поместили в Сиверскую больницу. У него произошел инсульт, связанный с фронтовой контузией, хотя физически он был крепким человеком. Через два дня, 1 октября 1981 года, он скончался в Сиверской больнице. На приходе сразу решили, что надо похоронить моего отца в облачении преподобного Иоанна Кронштадтского, все знали, что мой отец почитал святого Иоанна Кронштадтского и очень сильно любил его облачение. Настоятель Павловского собора протоиерей Иоанн Кондрашев и правящий архиерей митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний благословили похоронить моего отца в облачении столь горячо им любимого святого.

2 октября из Павловского собора приехал третий священник собора, отец Михаил, он сейчас служит в другой гатчинской церкви. Он прибыл со старостой. Они привезли с собой гроб и облачение праведного отца Иоанна Кронштадтского: темно-зеленую изумрудного цвета ризу с серебряными узорами, епитрахиль и подрясник. Там же в больнице они обмыли тело моего отца, переоблачили и положили его в гроб, и вечером того же дня тело перевезли из Сиверской в Вырицу по местожительству. 3 октября в Казанской церкви в Вырице была отслужена панихида, в которой приняли участие протоиерей Иоанн Кондрашев, о.Василий Стойков, о.Борис Глебов, настоятель церкви Петра и Павла в Вырице ныне покойный о.Владимир Сидоров, настоятель Казанской церкви в Вырице ныне покойный о.Алексий Коровин, о.Михаил, - всего около десяти священников. В Казанской церкви Вырицы его отпели и похоронили в Вырице.

- Сергей Евгеньевич, вероятно, ваш отец был достойным человеком, раз было решено похоронить его в облачении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского?

- Когда я хоронил свою маму в 2003 году, на похоронах была матушка Нина, супруга отца Василия Стойкова. Она говорила, что сейчас раздаются голоса, что, вероятно, следовало бы сохранить эти святыни. Но другие говорят, если похоронили в облачении отца Иоанна Кронштадтского, то значит, был достоин. В епархии в то время было 15-17 приходов и 50-60 священников, а до этого еще меньше. Он пришел с войны зрелым человеком. Мой дядя был однокурсником Патриарха Алексия и был его любимым другом. У меня есть фотография, на которой я сижу на руках у будущего Святейшего Патриарха. Рядом стоит мой дядя и отец Василий Ермаков. Они были друзьями, сидели за одной партой в Духовной академии. Но они были младше моего отца, мой батюшка пошел в 30 лет учиться, он фронтовик. Значит, были у него заслуги. Недаром уполномоченный по делам религии требовал во время хрущевских гонений отправить моего отца в какую-нибудь глухую деревню. Уполномоченный по делам религии обвинил моего отца в монархической и антисоветской пропаганде, и начал оказывать давление на митрополита Никодима, но владыка, будучи однокурсником моего батюшки, о.Евгения, заступился за него. Мой отец, видимо, позволял себе называть вещи своими именами, ведь это был фронтовик, родившийся еще в Российской Империи, побывавший в эмиграции, прошедший всю Великую Отечественную войну. Поступили доносы. Уполномоченный стал требовать, чтобы его подальше убрали, а поскольку тогда Ленинградская и Новгородская епархия были объединены и управлялись одним архиереем, то в Новгородскую область в какую-нибудь глухую деревеньку с тремя старушками. Но митрополит Никодим на это не пошел. Он перевел отца в Павловский собор Гатчины. В свое время мой отец был человеком очень известным. На его проповеди сходилось очень много народу. Тогда фронтовики, пришедшие с войны, были особенными людьми.

- Сергей Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о жизни вашего отца. Где он родился?

Отпевание протоиерея Евгения Сенько в Казанской церкви в Вырице 3 октября 1981 года- Он родился в городе Карачеве Орловской губернии в 1916 году в Российской Империи в семье директора русской гимназии. Во время гражданской войны семья оказалась в эмиграции. Он же стал художником, иконописцем. Семья была преследуема польскими властями при известном деятеле Пилсудском, его отца репрессировали. Поляки преследовали русских эмигрантов, взрывали церкви, они считали их оккупантами, примерно, как теперь в Прибалтике. В 1937 году мой отец реставрировал иконы в Почаевской лавре в Закарпатье, которое в то время было территорией Польши. Затем началась Вторая мировая война, отец был рекрутирован на войну рядовым как гражданин польской республики. Напомню, что по пакту Молотова-Риббентропа Польшу разделили между собой СССР и Германия, в результате мой отец оказался на советской части Польши. 22 июня он отправился служить в Гродно. Когда в 1972 году он приехал в Почаевскую лавру, там нашелся древний монах, который его вспомнил, хотя речь шла о событиях сорокалетней давности. К тому времени отец уже был митрофорным протоиереем. Как советский солдат он прошел всю войну, заслужив за свои подвиги много орденов и медалей. Он был командиром разведроты отдельного Белостокского гвардейского ударного полка. Сразу после войны поступил в Одесскую духовную семинарию. Тогда во время войны и после войны государство возвращало Русской Православной Церкви храмы. Тогда было небольшое примирение Церкви и государства, возрождение. За два года отец проходил ускоренный курс семинарии, познакомился, подружился со своим однокурсником, Мишей Ивановым, тоже из эмигрантов из Белоруссии. Мой отец женился на его сестре, которая стала моей мамой. То есть я сын священника и племянник священника. Первым местом его служения после окончания семинарии и рукоположения во священники в Жировицком монастыре в Белоруссии был приход в Гродненской области в Скиделе. Эта была церковь, разрушенная в результате военных действий. Он занялся ее восстановлением, даже пытался кустарным способом колокола отливать. Затем поступил в Ленинградскую духовную академию, и когда он сдал первую сессию в 1951 году, его перевели указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) настоятелем в церковь святой Екатерины в Царской Славянке, это окраина Павловска. В церкви во время Второй мировой войны был немецкий штаб во время войны, ее бомбили из кронштадтских орудий, поэтому она была полуразрушена. Мой отец ее восстанавливал, расписывал фресками эту церковь, которые до сих пор сохранились. Это одна из самых старых церквей Санкт-Петербургской епархии, церковь начала XVIII века. К этому времени брат его жены Ольги Павловны тоже поступил в Ленинградскую духовную академию и был переведен указом Святейшего Патриарха настоятелем Казанской церкви в Вырице. Затем начались хрущевские гонения на Церковь, многие священники были репрессированы. Но моего отца эти гонения не коснулись, он по-прежнему выходил на демонстрации 9 мая в гражданском костюме, увешанном орденами и медалями, но все знали, что он священник. Мой отец учился в Академии все четыре года, как женатый и служащий священник, он учился на заочном секторе, закончил ЛДА в 1955 году. Митрополит Никодим перевел моего отца в 1964 или в 1965 году из церкви святой Екатерины вторым священником в Павловский собор в Гатчине. Мой отец любил повторять, что он ни разу в жизни не работал, поскольку все время служил: сначала на войне, защищая Родину, а потом в храме, служа Богу.

- Кто из ныне живущих людей знает, что ваш отец похоронен в облачении святого праведного отца Иоанна Кронштадтского?

- Во-первых, ваш покорный слуга, я принимал участие в перевозке его тела и в похоронах. Во-вторых, протоиерей Василий Стойков, который отпевал моего отца. В-третьих, редактор журнала "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости" Илья Васильевич Попов знает об этом от протоиерея Алексия Коровина, который стал настоятелем Казанской церкви в Вырице после моего дядюшки о.Михаила Иванова. Отец Алексий прослужил в этой церкви 35 лет, он знает все, что происходило в Вырице, он летописец. Именно он предоставил Илье Попову сведения для его статьи "Святая Вырица". К сожалению, в 2005 году протоиерей Алексий Коровин умер.
Беседовал Александр Тимофеев, заместитель главного редактора "Русской линии"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иоанн Кронштадтский
Слово плоть бысть
Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы
06.04.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59