Для субкультуры "го́тов" характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Гoтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику. [1]
Для "го́тов" характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция, либо имитация такого состояния, как вариант - романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.
Движение "го́тов" в целом является аморфным, общая иерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направлениях отсутствуют.
Средний возраст "го́тов" - 15-19 лет. Минимальный возраст - 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на 10 девочек - 2-3 мальчика.
Существует определенное течение в музыке, оцениваемое и воспринимаемое "го́тами" как "готическое" (группа "HIM" с поклонниками, иногда именуемыми "химозниками", группы "Lacrimosa", "Hellirius", "Arcana", "Sophia" и др.).
Движение "го́тов" характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни "го́та". Иногда девочки- го́ты (встречается самоназвание "готесса"), говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде ("он"), отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (слово мужского рода). Практикуется "свободная любовь" на готических вечеринках и встречах.
Специалисты выделяют следующие подгруппы "го́тов":
1. Го́ты - сатанисты.
2. Го́ты - "вампиры". Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное "кусание в шею" в качестве приветствия между "го́тами" и как своего рода визитная карточка го́та-"вампира".
3. "Кибер- го́ты" (виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый и кислотно-фиолетовый).
4. "Панко- го́ты" (внешняя атрибутика является сходной с "панковской").
5. "Фетиш- го́ты" (пропагандирующие садо-мазо).
6. "Трайбл- го́ты" (поклонники культа друидов).
7. Маргинальные слои "го́тов" ("бэби- го́ты", маргинальная часть "роле- го́тов" из числа так называемых "ролевиков", "алко- го́ты" и др.).
8. Окологотические фанатские сообщества.
9. Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
Идентификационные внешние признаки "го́тов", практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах:
1. Длинные волосы на голове, окрашенные в иссиня черный цвет, иногда - с выкрашенными темно-синим цветом участками; при этом виски или иные части головы могут быть выбриты. Часто используется специальная прическа "готический ирокез" (нечто вроде "ирокеза" черного цвета, который не стоит вертикально, а зачесан на бок).
2. Тотальное использование в одежде исключительно черного цвета. Одежда обычно длиннополая. Девочки-"го́ты" предпочитают носить корсеты (иногда близкие к эстетике садомазохизма - из кожи и латекса), зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. "Го́ты" носят черные высокие ботинки со шнуровками. Участниками обоих полов может носиться длинный черный плащ.
3. Ношение оккультно-религиозного "египетского креста" - анкха (крест с петлей на верхнем конце).
4. Характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой либо с выраженной символикой смерти (двух- или трехмерные изображения черепов (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе), скелетов, гробов), стилизованные изображения трупов, например - мертвой девочки-героини мультсериала "Линор"). Иногда - кулоны и подвески с изображениями летучих мышей, в том числе стилизованных. Для части "го́тов" ношение такой символики и атрибутики носит мистический смысл и является неотъемлемой частью их жизни, для некоторых "го́тов" это дань своеобразной моде, для всех, помимо основной мотивации, эта символика и атрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников.
5. Многочисленный пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе).
6. Черный лак на ногтях у мальчиков (при плохом качестве лак может выглядеть коричневым; по другим данным используется специальный оттенок именно коричневого лака), крашенные в черный, иногда в красный, цвет губы, подведенные черным косметическим карандашом глаза у мальчиков при отсутствии в поведении признаков гомосексуализма и при отсутствии четких признаков отношения к другому молодежному неформальному движению (обводка черным карандашом глаз редко встречается в среде панков).
7. Черно-белый макияж. Практикуется специальное отбеливание лица при помощи белого грима или пудры в целях придания лицу выраженной мертвенности, неестественной бледности (неспецифический признак, встречается также у "кишей" - поклонников рок-группы "Король и Шут"). Средствами макияжа могут быть также сымитированы "синяки под глазами".
По мнению психологов, выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокими психологическими травмами несовершеннолетних "го́тов", для них это цвет одиночества, ребенок ограждается от людей, пытаясь защитить себя от них и спастись от боли [2].
Следование искусственно созданной (фиктивно-реконструированной) "готической" субкультуре является довольно дорогостоящим в силу специфики атрибутики и одежды.
Идеология ряда объединений и направлений "го́тов" носит сатанистский характер. По мнению специалистов, за последние 10 лет отмечен целый ряд контактов "го́тов" с сатанистскими сектами (в большинстве случаев - с "сатано-ролевиками"), как правило такие контакты происходили на кладбищенских сходах "готов". Другие объединения связаны с исповеданием искаженных форм буддизма, что исключает как их интерес к сатанизму, так и негативное восприятие ими сатанизма с позиций христианского понимания.
Субкультура "го́тов" содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:
1. Выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходов (в Москве среди "го́тов" популярно Ваганьковское кладбище, на котором очень много немецких старинных могил). Некоторые группы "го́тов" склонны к вандализму на кладбищах, открыто заявляют об этом в интернете. По сообщения СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия "го́тов" в актах кладбищенского вандализма.
2. Пограничное, маргинальное состояние сознания многих "го́тов", происходящие в среде "го́тов" процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества.
3. Смычка с идеологией религиозного сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами.
4. Отмечена суицидальная направленность отдельных направлений движений "го́тов". Так, Университет города Глазго опубликовал результаты исследования, свидетельствующие о том, что молодые люди, увлекающиеся готической субкультурой, более склонны к самоубийству, нежели их сверстники из других молодёжных субкультур [3]. По сообщениям СМИ, в начале мая 2008 г. в Казани совершили групповой суицид две 14-летних школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально одетой в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к "го́там". Большой общественный резонанс вызвала трагедия в Благовещенске в сентябре 2006 года. Две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12-го этажа, связавшись скотчем. В предсмертной записке говорилось: "Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса". А в 1999 году в подмосковной Балашихе три девочки 11, 12 и 14 лет одновременно шагнули из окна, предварительно наглотавшись таблеток. В предсмертной записке они попросили "похоронить их в одном красно-черном гробу". [4] Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка-"готесса" повесилась на кресте. Задумав уйти из жизни, юная сыктывкарка поделилась своим намерением с подругами, но ни родители, ни учителя даже не подозревали о ее мрачных мыслях. Найдя в сети Интернет информацию о том, как гот может "красиво" расстаться с этим миром, она выполнила описанный в Интернете ритуал. [5]
5. Много более жесткие, в сравнении с другими социально негативными объединениями несовершеннолетних, коммуникативные барьеры, исключающие участников движения из коммуникативной системы общества, повышенная сложность психологического выведения ребенка, втянутого в движение го́тов, из этого движения.
6. Бисексуальность как часть субкультуры многих направлений "го́тов" дает свои специфические результаты. По данным правоохранительных органов, зафиксировано появление "го́тов-проституток" и т.н. "V.I.P.-сопровождения" в "готическом" стиле, а также появление предложений гомосексуальных услуг "го́тов" в "профессиональной" зоне "голубых" проституток (сквер у станции метро "Китай-город"), при этом, по данным правоохранительных органов, стоимость сексуальных услуг несовершеннолетнего-проститутки в готической атрибутике ниже, чем у курсанта военного училища, но выше, чем у рядовых "голубых" проституток. На целом ряде порносайтов появились самостоятельные разделы порнопродукции - "секс го́тов", что свидетельствует о сформировавшемся рынке коммерческого услуг "го́тов"-проституток.
По мнению ряда специалистов, в частности кандидата медицинских наук, сексопатолога А. Воронина, кладбищенские пристрастия являются одной из форм проявления некрофилии. Это заболевание, которое встречается редко и преимущественно у психически больных людей. Они специально устраиваются на работу в морги или на кладбища, чтобы быть ближе к объекту своей страсти. Такие люди крайне редко обращаются за помощью к специалистам и обычно скрывают свое занятие от окружающих, даже от членов семьи. Они попадают на лечение лишь после того, как их задержат правоохранительные органы или разоблачат близкие. [6]
Понкин Игорь Владиславович , доктор юридических наук
Примечания:
1. Не бейте вампиров! // Город и горожане (Нижний Новгород). - № 21.11.2006.
2. Зайцев И. Люди в черном. Россию накрыла мощная волна готики // Наша Версия (Москва). - 21.05.2007.
3. Увлечение готической субкультурой приводит к самоубийству // Радио Свобода (Новости). - 14.04.2006.
4. Перетяченко Е. Коллективный суицид: почему дети решаются на это? // http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/07-05-2008/266624-samoubijstvo-0. - 07.05.2008.
5. Смертельное чувство. Весной увеличилось количество подростковых самоубийств // Молодежь Севера (Сыктывкар). - 02.05.2008.
6. Грозданов Ф. Дети Дракулы Они называют себя готами и бегут из мира реальности // Родная газета. - 12.11.2004.
Впервые опубликовано: http://www.flb.ru/info/43879.html
02.06.2008
2. Готы?
1. Goths undead.