itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Царская Святыня в Лисках

Новости Москвы 
0
430
Время на чтение 7 минут
Словно звёзды на небосводе на необъятных просторах Святорусской земли сияют чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Иногда, подобно Звезде Рождества, они путешествуют, осеняя наши грады и веси.
6 (19) мая 2008 года, в день рождения Государя-cтрастотерпца Николая Александровича, в город Лиски Воронежской области прибыла всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которая является родовой иконой династий Рюриковичей и Романовых.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы, написанная Евангелистом Лукой, известна в России с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца, сообщает сайт Костромской епархии. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года - когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - святого князя Александра - на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х - начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата - по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году. 14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе - 27 марта, по новому стилю. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили Святые Царственные Страстотерпцы - последний русский Император Николай Александрович и Его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество "Феодоровна".

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы.

Пришествие чудотворного образа на Воронежскую землю состоялось после договорённости, достигнутой между архиепископом Костромским и Галичским Александром и митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, и по их совместному благословению. Это событие - продолжение доброй традиции путешествий Костромской иконы по Святой Руси, начавшихся в 2001 году. До Воронежа и Лисок Феодоровская икона побывала в Москве и Санкт-Петербурге, Киеве, Екатеринбурге, Твери, Архангельске и других городах нашего Отечества.

Благодатный образ был торжественно встречен на главной площади Лисок и крестным ходом принесён в Христо-Рождественский храм ( построенный в 1998-2002 годах), где находился до 21 мая.

Христо-Рождественский храм г.Лиски Воронежской области Множество людей, как из нашего города и района, так и из соседних, посетило святыню в эти дни. Нескончаемый людской поток шёл к ней днём, и ночью.

20 мая благочинный Лискинского церковного округа Воронежско-Борисоглебской епархии митрофорный протоиерей Василий Вылуск совершил Божественную Литургию, после которого состоялся водосвятный молебен. За литургией было прочитано повествование о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери. Неотъемлемой частью паломничества были акафисты Феодоровской иконе, которые богомольцы начинали читать ещё в очереди у входа в храм.

К Божией Матери шли пожилые женщины и молодые девушки, семейные пары с детьми, юноши и солидные мужчины. Особенно трогательно было видеть беременных женщин и юных матерей с маленькими детьми, которые готовы были выстоять длинную очередь; но их обычно пропускали вперёд. Благочестивое предание нашего народа гласит, что Богородица через свою Феодоровскую икону подаёт особенную помощь имущим во чреве и молодым матерям.

Богомольцы имели возможность приобрести снимки Феодоровской иконы, освящённое масло, буклеты о святыне и православную литературу, а также записать имена для поминовения о здравии и упокоении в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы, где обычно пребывает Феодоровская икона.

Порядок во время богомолья обезпечивали казаки, впрочем, никаких происшествий за всё время торжеств не было, пьяных в очереди не замечал.

Всё время, пока икона находилась в Лисках, стояла превосходная погода, настоящее "благорастворение воздухов". Деем было по-летнему тепло, ночью по городу растекалась приятная прохлада, а на небе ярко сияли звёзды...

Святыню сопровождали из Костромы две монахини и два диакона. Для сопровождавших отцом Василием была устроена трапеза. После неё для гостей состоялась экскурсия по строящемуся собору Владимирской иконы Божией Матери, которую провёл настоятель собора протоиерей Иоанн Завгородний.

Христо-Рождественский храм г.Лиски Воронежской области встречает святынюВ разговоре с автором этих строк диакон Иоанно-Златоустовского храма города Костромы отец Иоанн заметил, что был приятно удивлён и даже поражён чистотой нашего города, красотой храмов и благочестием жителей. Он сказал, что при посещении разных мест России костромичи испытывают волнение. Они с тревогой думают о том, как народ этих мест воспримет дорогую им сердцу святыни. Владыка Александр всегда просит рассказать, как к ней отнеслись в разных городах и весях: с почтением и благоговением, с любопытством или равнодушием? Ведь для самих костромичей икона является символом несокрушимой небесной защиты, и когда она покидает пределы края, его жители испытывают душевный трепет, боясь лишиться этой защиты. И как обидно бывает, когда вместо молитвы и покаяния в присутствие святыни проявляется лишь праздное любопытство!

Но за Лиски можно быть спокойным - жители нашего города понимают достоинство чудотворной иконы и важность происходящего события. Об этом я могу свидетельствовать, поскольку сам выстоял сорокапятиминутную очередь перед тем как приложиться к иконе.

Диакон Иоанн также отметил, наш Христо-Рождественский храм удивительно точно соответствует пропорциям и очертаниям древнерусской церковной архитектуры. Действительно, наш небольшой храм вызывает в памяти знатока древнерусского искусства образы новгородской и псковской архитектуры - те самые, которые вдохновляли Царя-мученика Николая в Его строительных замыслах. Поэтому прибытие романовской родовой иконы в наш храм именно в день рождения Царя приобретает особый смысл.

К тому же следует вспомнить, что с Феодоровской иконой связана жизнь великого подвижника XX века архиепископа Воронежского Петра (Зверева), имевшего попечение также и о Лисках. В марте 1920 - мае 1921 года священномученик Пётр, будучи епископом Балахнинским, жил на подворье Феодоровского Городецкого монастыря в нижегородском пригородном посёлке Канавино; рассматривалась возможность его поселения в самом Феодоровском монастыре. 31 октября 1920 года епископ Пётр, как посланец Феодоровского монастыря, освятил придел в храме Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Об этом событии пишет в своей статье "Архивная находка" ("Православный Воронеж"№ 1-2 2005 с.6) известный петербургский исследователь М.В.Шкаровский.

Великолепный храм в честь Царской Святыни, представляющий собой классический образец русского стиля, был построен в начале XX века в ознаменование 300-летия Дома Романовых при петроградском подворье Феодоровского монастыря; в настоящее время он активно восстанавливается.

Пресвятая Богородица решает, когда и куда следует идти Её чудотворным иконам. Из древних сказаний мы знаем, что когда Божией Матери было не угодно перенесение её иконы, то никакая сила не могла сдвинуть её с места, и напротив, когда Царица Небесная благословляла перемещение иконы, то оно совершалось несмотря ни на какие препятствия. Помня об этом, возблагодарим нашу Владычицу за то, что Она благословила пребывание Своего благодатного образа в Лисках. А дата торжества указывает нам на то, что оно совершилось по молитвам Царственных Страстотерпцев и Новомучеников Воронежских во главе со Святителем Петром (Зверевым).
Пресвятая Богородица, спаси нас!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09