Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иван Ильин в Соборе 2008 года

Николай  Коняев, Русская народная линия

Иоанн Кронштадтский / 04.06.2008

Если мои книги нужны России, то Господь
убережет их от гибели; а если они не нужны
ни Богу, ни России, то они не нужны и мне
самому. Ибо я живу только для России.
И.А.Ильин



Я выношу в эпиграф эти слова, сказанные Иваном Александровичем Ильиным в 1949 году, еще и потому, что сейчас, когда в нашей стране снова набирает градусы чиновничья русофобия и озлобленная антиправославная истерия, нам крайне необходим этот обозначенный великим русским патриотом ориентир, по которому должна выстраиваться в нашей стране деятельность православного человека...

1.


Не так давно один из авторов знаменитого письма академиков, господин В.Л. Гинзбург , с присущей столь ученому человеку толерантностью, изволил выразиться, что "преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей" [1].

Видимо, я тоже принадлежу к "сволочам церковным", как, мягко говоря, определяет нас господин Гинзбург, поскольку - каюсь! - да, грешен... Это одно из самых заветных желаний... Если уж не заманить русских детей в церковь, то хотя бы отманить их с того гибельного, ведущего в духовную пропасть пути, по которому принуждают их идти подобные Гинзбургу господа...

И как тут не вспомнить слова Ивана Александровича Ильина, говорившего, что "бывают люди, как бы прилепившиеся к своему собственному телу и к своим чувственным ощущениям... Можно сказать, что они "повернуты наружу", внутренняя жизнь их не заботит... Они ужасающе мало знают о том, что такое сердце и совесть; их не мучит чувство ответственности, чувство социального они воспринимают с кривой усмешкой; добро и зло для них - "предрассудок для глупцов"; а о том, что нам открывают опыт и наблюдения, они и вовсе не подозревают... Они не могут представить себе, что такое религия и вера, и постоянно чуют за этим обман" [2]...

Этим словам Ивана Александровича уже больше семи десятилетий, но, кажется, что сказаны они про нас, и это нам, "беспомощным людям", живущим уже в начале третьего тысячелетия рассказывает философ сказочку про человека, который так долго и рьяно смотрел из своего окна, что и сам потерялся в нём и теперь думает, что он не что иное, как окно, и "только" окно, и что на всем белом свете не существует ничего, кроме окон...

2.


Я думаю, что наши неуспехи в деле распространения православного воспитания, внедрения его в общеобразовательные школы не в том, что мы слишком радикальны в этом вопросе, а в том, что мы предлагаем некие полумеры, как бы стесняемся сказать самое главное...

Иван Александрович Ильин считал, что "религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения".
Наверное, для нас сейчас - это одна из главнейших идей Ильина.

Уже не раз отмечалось, что все его сочинения - живой отклик на русские проблемы, ибо главным предметом исследований Ивана Ильина всегда оставались Россия и русский народ. К этому можно добавить только, что с годами мысли Ивана Александровича Ильина становятся всё более актуальными и насущными, и остается только дивиться, как точно соответствуют оценки и прогнозы философа реалиям русской действительности начала третьего тысячелетия.

И сейчас накануне предстоящих думских и президентских выборов, на этом пиру политтехнологов и пиарщиков всех мастей, очень своевременно было бы вспомнить, знаменитую аксиому власти Ивана Ильина, согласно которой государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, потому что когда это правило нарушается, происходит катастрофа, захватывающая как само общество, так и носителей власти.

"Люди становятся чернью тогда, когда они берутся за государственное дело, движимые не политическим правосознанием, но частною корыстью; но именно поэтому они не ищут лучших людей и не хотят передавать им власть".
Если это сказано не про нынешнюю власть, то тогда про кого же еще?

Политики, оккупирующие последние десятилетия экраны телевизоров, именуют себя элитой, но это даже не самооценка, это усиленно навязываемая обществу реклама их.

По Ивану Александровичу Ильину это не элита, а чернь, к которой "может принадлежать всякий: и богатый, и бедный, и темный человек, и "интеллигент". Чернь отличается корыстною волею и убогим правосознанием, а в революционные эпохи сверх того и политическою притязательностью".

И трудно, трудно отделаться от ощущения, что господа из нашей главной партии "Единая Россия" вознамерились самой своей практической деятельностью и осуществить инсценировку этих слов И.А. Ильина.

Очевидно, в этой "корыстной воле и убогом правосознании" мы и найдем объяснение, почему тормозиться не только преподавание основ православной культуры в школах, но и любая попытка нравственного воспитания в современной России. И это при том, что многочисленные современные социологические исследования свидетельствуют, что более половины граждан нашей страны считают себя православными, а подавляющее большинство уверено, что необходимо укреплять нравственность...
Но есть и другие цифры...

Согласно опросам НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, самый большой процент атеистов в нашем городе - среди петербургских начальников всех уровней.

И эта ситуация, когда для православного народа пишут законы и заставляют соблюдать их неправославные люди, характерна не только для Петербурга, но и для всей современной России.

Высокопреосвященнейший Сергий архиепископ Самарский и Сызранский, открывая нашу конференцию, сказал вчера, что не возможно обустроить наше Отечество без православной веры.
Замечательные слова...

Именно в них и заключено объяснение того поразительного факта, что вопреки всем так называемым "национальным проектам", вопреки бодрым заверениям президента и кандидатов в преемники всех уровней, реальное качество жизни растёт пока только у чиновников да олигархов, а народ, особенно за пределами Москвы, Петербурга и еще нескольких мегаполисов, хорошую жизнь видит только в телесериалах.

Конечно, за восемь лет правления Владимира Владимировича Путина многое изменилось в нашей стране, но решение принципиальных проблем, по-прежнему, не сдвинулось с места.
По-прежнему, не предпринимается практически никаких шагов для прекращения дальнейшей колонизации нашей страны...

По-прежнему львиная доля сверхдоходов за нефть употребляется любимым, ставшим сейчас вице-премьером, министром нашего президента не для развития нашей промышленности, не для реализации насущно-необходимых России социальных программ, а для укрепления американского доллара, для поддержки американской экономики.

По-прежнему, усиленно насаждается русофобская швыд-культура; по-прежнему, власти пресекают любые попытки защиты интересов и прав русских людей; по-прежнему, идёт массированное наступление на нравственность.

3.


Да...
Нас всех радует, что Владимир Владимирович Путин цитирует сейчас Ивана Александровича Ильина в своих программных выступлениях. Только почему-то кадровыми своими решениями он при этом делает, кажется, всё, чтобы, как и в самые мрачные ельцинские годы, с опаской произносили мы слова Ивана Александровича Ильина, что "...любовь к Родине есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим и потому благодатный". По-прежнему надежды мыслителя, что "патриотизм и национализм раскроются в их священном и непререкаемом значении", осуществляются сейчас в нашей действительности, не благодаря, а вопреки неустанным попыткам обслуживающих власть политтехнологов деформировать эту действительность в своих интересах...

Разумеется, пытаясь разобраться, для чего - не для того ли, чтобы не ускользнула русская мысль И.А. Ильина из круга разжиревшего чиновничества и прикормленных ученых? - с таким необыкновенным искусством и пытается оседлать наш лидер, любое движение общественной русской мысли, мы не должны забывать о преобразующем воздействии, которое национальная идеология И.А. Ильина оказывает и на тех, кто пытается использовать эту идеологию в своих личных интересах...
Тем более, что преобразующая сила русской православной идеологии необыкновенно сильна.

Не поэтому ли и видим мы, что практически из небытия, не взирая на противодействие всесильной отечественной и мировой демократической общественности, возрождается и становится реальностью Святая Русь.
На наших глазах восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, на наших глазах возрождается приходская жизнь.
Более того...

Сейчас как-то необыкновенно реально осуществляется участие в нашей жизни наших великих святых...

Чем, если не Божьей помощью, объяснить, что именно в эти воистину роковые для нашей страны годы, является нам череда дивных юбилеев, которые, конечно же, могли бы многое переменить, укрепить и укрупнить в нашем национальном самосознании, которые могли бы объединить русских коммунистов и русских капиталистов, русских монархистов и русских демократов, если бы мы хотели, если бы мы готовы были принять эту небесную помощь.

Только в этом году, 24 (11) февраля, в канун Торжества Православия, можно было бы отпраздновать - пятьсот лет со дня рождения "исповедника Правды" митрополита Филиппа (Колычева).

А летом был еще один юбилей - тоже 500-летие явления преподобному Александру Свирскому, единственному из русских святых, Святой Троицы, юбилей, который зачем-то, чуть ли не задним числом, вопреки всем историческим свидетельствам, перенесли на уже минувший год.

Слава Богу, что этого не случилось со столетием памяти Всероссийского батюшки - святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В марте этого года на Всемирном русском народном Соборе, проходившем в Москве под председательством Святейшего патриарха Алексия II, решено было объявить будущий год - годом памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Случайно ли, что на этот 2008-ой год выпало и 125-летие Ивана Александровича Ильина, родившегося 25 марта 1883 года.

В юбилеях есть непостижимая сила. Во всенародном переживании происходит не только воспоминание о событии, но и укрупнение события, и подлинное осуществление его.

Ведь главное, что мы можем сделать в ходе празднования столетия памяти Иоанна Кронштадтского, это достичь единства в самих себе, понять, наконец, что судьба православия и России важнее для нас любых наших привязанностей и обольщений. В этом единстве залог спасения нашего Отечества и его возрождения в православной красоте и силе!

4.


Об этом говорил и Иван Ильин, считавший, что "кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный . Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла... Политические и экономические причины , приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна.Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры".

Перечисленные Иваном Александровичем Ильиным опасности не только не изжиты нами, но разрослись, духовные силы народа или истощились, или находятся на пределе...

Но, как говорил незадолго до расстрела бывший ректор самарской духовной семинарии, священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, хотя и трудно, "тяжело страдать", "по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога".

И, конечно же, это великое Божие чудо, что столетней годовщиной своего небесного предстояния с молитвой о России Престолу Божию Иоанн Кронштадтский является нам в такое непростое для нашей страны время, в год, который уже назначен американским Госдепартаментом для производства очередного переворота в нашей стране, переворота, который теперь уже законодательно должен закрепить её статус - американской колонии!

И хотя всех нас тревожит разобщенность патриотических сил и движений в такой опасный для нашей истории момент, но, может быть, не умея объединиться политическими движениями и партиями, мы сможем объединиться вокруг нашего небесного заступника?

Вспомните, что по его молитвам и по молитвам к нему исцелялись болящие, воздвигались храмы, устанавливался мир. Несть числа этим большим и малым чудесам, но особенно важно вспомнить сейчас, что именно благодаря Иоанну Кронштадтскому было спасено наше Отечество в смуте 1905 года.

Доморощенных врагов России и заграничных любителей кровавой революционной жизни смел о тогда мощное движение Союза русского народа, которое благословил Всероссийский батюшка.

Подобно набатному колоколу звучал голос Иоанна Кронштадтского, и даже дух захватывает, когда понимаешь, что его поучения соответствуют реалиям нашей жизни, может быть, еще точнее, чем той жизни, в которой произносились они...

"Отчего ныне многие русские интеллигенты ненавидят Россию и желают ей зла и злорадствуют о ее неудачах? - задавал вопрос Всероссийский пастырь и тут же отвечал на него: - Оттого что они отвергли учение матери своей церкви... Это - жалкие межеумки, которые отпали от Бога и церкви и пристали к безбожию и всяким пороками, растлевающим человека до костей и мозгов".

И про закон совести, которому надобно подчиниться, чтобы выбираться из смуты, охватившей нашу страну, тоже ведь сказано нам, живущим уже в третьем тысячелетии:

"Наша душа состоит из трех главных сил - разума, сердца и воли, соединенных единым существом души. Область действия этих трех сил бесконечна; и для того, чтобы жизнь души текла правильно, благоплодно и с пользою для нас самих, и для окружающих нас людей, - эти силы должны действовать согласно, повинуясь закону совести, вложенному в каждого Творцом... Таким образом искренний человек и истинный христианин весь с своим бесчисленным множеством мыслей, чувств, намерений и деяний подчиняется единодержавно совести своей.. и жизнь его идет правильно. Но, если душа человеческая не захочет подчинить эти три главные силы души - разум, сердце, волю - закону совести или закону Божию, - она в один день, или в продолжение жизни своей, натворит тьму неподобных, самых вредных дел, додумается до ужасных вещей, - до неверия, до безбожия, до анархии, до конституции, до динамитов и казнокрадства и всякого безобразия. Вот до чего может довести внутренняя или внешняя анархия человека, неподчинение, неповиновение закону совести".

5.


Знатокам философского наследия Иван Александровича Ильина не нужно доказывать, как точно перекликаются эти поучения Всероссийского пастыря с мыслями Ивана Александровича Ильина об интеллигенции, возрождение которой, как носителя национального самосознания, может состояться лишь тогда, когда будет преодолено укоренившееся в интеллигентской среде стремление к бездумному экспериментаторству, никак не учитывающему ни исторический опыт России, ни особенности национального русского самосознания. С его мыслями о том, что основа всякого кризиса - духовная смута, которая возникает, когда уменьшается до опасных пределов регулирующее влияние общественных целей и ценностей, ослабевает значение смыслов. Тогда, говорил И.А. Ильин, и начинается чуждая духовная интервенция и духовно-гражданская сумятица...

Но интересно и поучительно не только это совпадение, а еще и подробности биографии Ивана Александровича Ильина, которые показывают, как совершался его переход на позиции Иоанна Кронштадтского.

Ведь в 1905 году, когда Всероссийским батюшкой были озвучены процитированные нами мысли, Ильин находился отнюдь не с ним.

Как можно узнать из статьи Ю.Т. Лисицы [3], предпосланной собранию сочинений И.А. Ильина, согласно воспоминаниям Евгении Герцык, Ильин в молодости был революционером эсдеком. Там же приводятся воспоминания Николая Николаевича Алексеева, запомнившего, как запнулся он на квартире Ильина о корзинку с бомбами.

Правда, сейчас глубокоуважаемый Юрий Трофимович Лисица не считает, эти воспоминания надежными источниками, но даже если и так, участие Ивана Александровича в демонстрации московских студентов 5 декабря 1904 года, проходившей под эсеровским лозунгом "В борьбе обретешь ты право свое!", сомнению не подлежит.

Да, в дальнейшем сам Иван Александрович, перейдя на позиции трансцендентального идеализма, отрицал свою принадлежность к политическим партиям, но в любом случае, если он и не принадлежал сам к открытым противникам движения, возглавляемого Иоанном Кронштадтским, то все равно находился среди этих противников.

И чрезвычайно поучительно поэтому проследить, как происходило распространение идей Всероссийского батюшки, как усваивались они людьми, которые были очень уж европейски образованны, чтобы усвоить их сразу.

6.


В Иоанне Кронштадтском было необыкновенно сильно развито Соборное ощущение и, когда мы говорим, что он благословил движение Союза русского народа, это не совсем верно. Наш Всероссийский батюшка превратил это движение в Собор, и сам стал голосом этого Собора.

А сколь дивным был воздвигнутый Собор, свидетельствует очевидец - Павел Александрович Крушеван.

"Помню первый митинг Союза Русского Народа, - вспоминал он. - Он состоялся в Михайловском манеже. На митинге собралось тысяч двадцать народа... Это были величественные и потрясающие минуты народного объединения, которых никогда не забудут те, кому довелось пережить их. Все грани, все сословные и социальные перегородки исчезли; русский князь, носящий историческую старинную фамилию, стоял бок о бок с простолюдином и, беседуя с ним, волновался общими чувствами; тут же в толпе был и известный государственный деятель, были генералы, офицеры, дамы... Но над этой пестрой массой, сливая ее в одно существо, властно царила одна общая душа, душа народа, создавшего одно из величайших государств в мире"...

Слово "Собор" от частого употребления несколько затерлось.
Поэтому подчеркнем, что, говоря "Собор", мы обозначаем этим словом не просто разношерстную толпу, собравшуюся на то или иное мероприятие, а духовное собрание, людей, объединенных или, по крайней мере, стремящихся объединиться в православной и патриотической идеологии.

И очень важно понять, что эта соборная общность обладает качествами, значительно превосходящими качества отдельных людей, какими бы замечательными и православными они ни были, этому Собору сообщается молитвенная сила, которая значительно превосходит даже и совокупную силу самых сильных наших молитвенников - сила, способная преображать историю.

Я уже упоминал здесь слова священномученика Вениамина митрополита Петроградского. Он - один из членов великого Собора новомучеников Российских, Собора, который в страшные годы удержал и вознёс на ещё большую высоту в нашей стране православную веру...

И, наверное, не будет ошибкой сказать, что и в фундамент этого Собора немалую лепту внёс святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Никто - посмотрите дневниковые записи последнего года его жизни - так полно и глубоко, как он, не прозревал, что такое этот Собор и в чем сила его и могущество.

7.


Иван Александрович Ильин тоже стал после совершившихся в нем в годы Революции и Гражданской войны перемен непосредственным участником Собора, воздвигнутого Всероссийским батюшкой.

"Когда мы говорим о родине, мы говорим о духовном единстве своего народа,- писал он. - Творческое единение людей в общем и сообща творимом лоне - в национальной духовной культуре , где все мы одно, где все достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) - едино для всех нас и обще всем нам : и творцы духа и "труженики культуры", и создания искусства, и жилища, и песни, и храмы, и язык, и лаборатории, и законы, и территория... Каждый из нас живет всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь, огражденный другими и обороняя других, получая и принимая дары во всеобщем взаимном обмене. В жизни и в ткани нашего общества мы все - одно , а в ее духовной сокровищнице объективировано то лучшее, что есть в каждом из нас. Ее созданиями заселяется и обогащается, и творчески пробуждается личный дух каждого из нас; родина делает то, что душевное одиночество людей отходит на задний план и уступает первенство духовному единению и единству.

Такова идея родной нации . И при таком понимании ее обнаруживается воочию, что человек, лишенный ее, будет действительно обречен на духовное сиротство или безродность; что обретение ее есть поистине акт жизненного самоопределения; что иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь есть великое горе; что тоска по ней естественна, а отчаяние в своем народе противоестественно; и что, наконец, человеку подобает блюсти на всех путях достоинство своего народа, гордиться его признанием, его величием и его успехами".

Эти размышления Ивана Александровича Ильина еще раз убеждают нас, что соборная общность обладает качествами, значительно превосходящими качества отдельных людей, что этому Собору сообщается молитвенная сила, которая значительно превосходит даже и совокупную силу самых сильных наших молитвенников - сила, способная преображать историю.

" Созерцающая любовь должна быть вновь оправдана после эпохи ненависти и страха и вновь положена в основу обновляющейся русской культуры. Она призвана возжечь пламя русской веры и верности; возродить русскую народную школу; восстановить русский суд, скорый, правый и милостивый; она призвана перевоспитать в России ее администрацию и ее бюрократию; вернуть русскую армию к ее суворовским основам; обновить русскую историческую науку... очистить русское искусство от советчины и от модернизма. И главное: ВОСПИТАТЬ В НАРОДЕ НОВЫЙ РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР".

8.


Мысли Ивана Александровича Ильина предельно актуальны сейчас, но программой к действию они могут стать тоже только в Соборе, который предстоит еще создать нам, если мы желаем сохранить наше православное Отечество!
Безусловно, Иоанн Кронштадтский - это понимаешь, вслушиваясь в доносящийся уже к нам голос! - прозревал это.

И как человеку, который, пытаясь вспомнить что-то очень важное, возвращается на то место, где он думал об этом, всем нам надобно возвращаться к поучениям и деяниям Иоанна Кронштадтского, чтобы вновь обрести позабытое нами чувство соборности ...
Наш великий пастырь и подсказывает нам путь для этого!

По всей нашей стране разбросаны сотни храмов и монастырей, так или иначе связанных с именем Всероссийского батюшки.

Если мы организуем крестный ход от кронштадтской площади, на которой стоял Андреевский собор, в котором святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил 19 345 литургий, до Сурского монастыря, его Родины, мы соединим весь северо-запад.

Если мы сумеем поднять всероссийское движение мемориализации мест, связанных с памятью святого, мы объединим всю нашу страну, ибо сотнями исчисляются города и поселки, в которых служил и проповедовал Всероссийский батюшка.

Если мы проведем съезд настоятелей всех храмов, посвященных памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, мы объединим весь православный мир - во многих странах имеются такие храмы.

Я уже говорил, что, когда думаешь о священномученнике Вениамине, митрополите Петроградском, руководившем в свое время Самарской духовной семинарией, когда вспоминаешь о владыке Мануиле, спасавшем от обновленцев православие в Ленинграде и закончившего свой земной путь в Куйбышеве, когда размышляешь о митрополите Иоанне, великом светильнике нашего времени, заступившем на митрополичью кафедру в Самаре и столь ярко просиявшем в Петербурге, возникает ощущение, что Самара и Петербург находятся на берега одной реки, напрямую соединяющей их, и называется эта река - рекою Русского православия.

И, конечно же, особенно ярким становится ощущение этой единой, разлившейся по всей Руси реки православия, когда мы думаем о свершениях Иоанна Кронштадтского.

Уместно будет тут, в Самаре, упомянуть и о том, что не мало таких мест и в Самаре, куда приезжал Иоанн Кронштадтский в июне 1894 года, и где с таким воодушевлением встречали его...
"Лица всех путников сияли радостью от ожидания увидать того человека, которого чтит вся Poccия... - 27 июня 1894 года "Самарская газета", - Всем нам казалось, что пароход медлит слишком, а тут, как нарочно, поднялся ветер, забушевали волны и полил дождь... Нельзя выразить того, что испытывали наши сердца при вступлении на палубу "Отважного"... Еще минута, и мы... стоим пред великим русским пастырем... Он удостаивает нас не только драгоценного каждому благословения, но и поцелуя. Какое счастье выпало для Самары: он говорит нам, что остается у нас сутки, что рад видеть самарцев, что благодарит нас за встречу".

Городской голова сообщил Иоанну Кронштадтскому об открытии в Самаре Дома Трудолюбия, первый вклад, на устройство которого был сделан о. Иоанном, и просил его отслужить на площади пред вновь строящимся собором молебен.

Надо сказать, что, читая описание пребывания Иоанна Кронштадского в Самаре, постоянно ловишь себя на ощущении будто на пожелтевшие газетные страницы ложится евангельский отсвет.

Народа было так много, что в девять часов вечера, преподав благословение ожидавшей его на Самолетской пристани публике, подобно Спасителю, который переезжает "на он пол Иоардана, на место, идеже бе Иоанн прежде крестя: и перебысть ту", Иоанн Кронштадтский перебирается на пароходе на другой берег Волги, где и проводит ночь.

Появляется в описаниях пребывания отца Иоанна в Самаре и пароход с евангельским названием "Самарянин"... Да и сам дух встреч и богослужения отца Иоанна в Самаре, конечно же, переносит нас в евангельские времена...
28 июня о. Иоанн служил в Казанском соборе утреню и литургию, а в 12 часов молебен у нового собора.

Соборный храм, конечно, не смог вместить всех желавших слушать и видеть богослужение всероссийского батюшки. В половине первого дня на обширном помосте, сооруженном перед строящимся кафедральным собором, о. Иоанн совершил с местным духовенством водосвятное молебствие.

Газетный репортер указывает, что невозможно было окинуть взглядом ту массу народа, какая собралась сюда. Народ наполнял не только площадь, но и близлежащие улицы. Солдаты, взявшись за руки, живою цепью окружали и охраняли помост. Тем не менее некоторым удалось взобраться на помост даже через перила.

Уже потом, проезжая мимо Алексеевского детского приюта, о. Иоанн благословил детей, вышедших на балкон, благословил воспитанниц Николаевского сиротского дома, рядами стоявших на улице в ожидании проезда батюшки.

В ознаменование пребывания о. Иоанна в Самаре, преосвященный Гурий обратился к своей пастве с воззванием, в котором всех пригласил к пожертвованиям на сооружение каменного храма с церковною школою в засамарской слободе. Владыка первый от себя лично сделал и пожертвование на такой достойный памятник общего благочестивого восторга, вызванного в жителях Самары посещением о. Иоанна. Им же было выражено желание, чтобы предполагаемый храм был сооружен в честь того св. угодника Божия, имя которого был крещен отец Иоанн Кронштадтский.

И после церковного прославления Всероссийского батюшки Самара была одним из первых городов, куда он вернулся, чтобы теперь уже остаться здесь навсегда своими храмами...
И так - по всей России.

И нам надо только осознать, что движение мемориализации мест памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского способно объединить всех православных людей в нашей стране, и движение это, не нуждаясь ни в каких дополнительных структурах, за исключением разве только информационной поддержки, захватит всю Россию, всю Белоруссию и всю Украину...

И тем легче разрастись этому движению, что в нем исчерпывающе-полно может выразиться посильное участие и богатого предпринимателя, и нищей пенсионерки.

Восстановить разрушенный храм, повесить мемориальную доску, организовать крестный ход, расчистить территорию и посадить цветы, совершить молебен - любая из этих форм приемлема для движения, во главе которого встанет Иоанн Кроншдатский.
И это он, наш святой пастырь, и будет организовывать это движение в каждом отдельном городе, посёлке, местности.

9.


Всё ближе к нам год 100-летия памяти Иоанна Кронштадтского , год, на который приходится и 125-летие со дня рождения Ивана Александровича Ильина...

Не будем забывать, сколь трудным был проповеднический подвиг Всероссийского батюшки, какие потоки лжи и клеветы изливала на него либеральная русофобская общественность, если даже такие русские светочи, как Иван Александрович Ильин при земной жизни Всероссийского пастыря так и не смогли встать на его позиции.

Но "исследователь... - как говорил сам Иван Александрович, - не должен торопиться судить свое прошлое или позволять чужому осуждению проникать в глубину своего сердца".
Соборное познание выше осуждения.

Накануне года памяти святого праведного Иоанна Кронштадского, ведется разговор об Иване Александровиче Ильине, и мы словно бы видим их участников дивного Собора и сами становимся участниками его, вслушиваясь в великие заповеди Ивана Александровича Ильина:
"Национальное чувство есть любовь к исторически-духовному облику и творческому акту своего народа.
Национализм есть вера в богоблагодатную силу своего народа и потому - в его призвание.

Национализм есть воля к его творческому расцвету в дарах Святого Духа.
Национализм созерцает свой народ перед лицом Божиим, созерцает его душу, его таланты, его недостатки, его историческую проблематику, его опасности и его соблазны.
Национализм есть система поступков , вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.

Вот почему истинный национализм есть не темная, антихристианская страсть, но духовный огонь , возводящий человека к жертвенному служению, а народ - к духовному расцвету.

Христианский национализм есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати, в путях Его Царствия".

Последние слова Ивана Александровича Ильина не только отсылают нас к знаменитому восклицанию Александра Васильевича Суворова "Быть русским! Какой восторг!", но и сообщают читающему эти прозрения великого русского философа воистину суворовский, победительный восторг.

Я считаю очень важным, что наша конференция происходит накануне важных событий в жизни нашей страны, когда всё шумнее и многочисленней пиаровские и политтехнологические компании наших русофобов-западников, мечтающих получить места в колониальной администрации страны, которую они хотели бы видеть вместо нашей России!

Они уже выбрали нового преемника.
Но выбрали его и мы.
Выбрали святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Выбрали великого русского мыслителя Ивана Александровича Ильина!

Примечания:

1 - "Вести образования" №3(75) от 1-15 февраля 2007 г
2 - Иван Ильин "Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий" Собр. Соч., т.3, с.134.
3 - Иван Ильин. Собр. Соч., т.1, с. 8-9.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме