Таврическая епархия в годы гражданской войны

1918-1921 годы

0
301
Время на чтение 6 минут
Таврическая епархия после Октябрьского переворота

Таврическая епархия в период между двух революций

1918 год в истории Таврической епархии стал временем больших потрясений. Именно тогда были трагически оборваны жизни многих церковнослужителей и мирян. Помимо православных священников, жертвами разгула насилия стали представители имущих слоев населения - интеллигенция, чиновники, предприниматели и военные.

Репрессиям подверглось и крымскотатарское население. В одном Гурзуфе было убито более 60 человек, преимущественно немощных стариков. При этом трупы казненных палачи запрещали хоронить под угрозой расстрела.
Кровавая вакханалия прекратилась лишь после занятия полуострова германскими войсками.
С приходом немцев в общественно-политической жизни Крыма установилось шаткое равновесие.
Что же касается церковной жизни, то в ней настало время подведения горьких итогов.

За месяцы большевистского владычества Таврической епархии был нанесен значительный материальный ущерб. Многие храмы были осквернены и разграблены.
В частности, эта горькая участь постигла Инкерманскую Свято-Климентовскую и Херсонесскую Свято-Владимирскую обители. В Днепровском уезде полному разорению подвергся старообрядческий Корсунский монастырь.

В июне 1918 г. в Симферополе, Севастополе, Ялте и других городах Крыма прошли заупокойные службы по жертвам большевистских репрессий.

По инициативе архиепископа Димитрия в Ялте на месте одного из таких массовых захоронений планировалось установить памятник-часовню, в которой бы совершалось поминовение убиенных.

Казалось, духовная жизнь епархии начала возвращаться в прежнее русло. Но это только казалось.

После поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне Крым заняли войска Антанты и части Добровольческой армии.

Приход добровольцев жителями полуострова был встречен неоднозначно. Так, если православное духовенство благожелательно отнеслось к появлению белых, то совсем иную реакцию выразило сельское население, непрестанно подвергавшееся реквизициям продовольствия, лошадей и подвод.

Недовольные таким отношением, крестьяне уходили в горы, пополняя собою ряды многочисленных "зеленых" отрядов, совершавших налеты на помещичьи имения и занимавшихся грабежами.

14 января 1919 г. "зеленые" ограбили Топловскую обитель. Ворвавшись в игуменские покои, бандиты учинили в них обыск. Угрожая оружием, потребовали от казначеи - сестры Сергии отдать им монастырскую кассу. Ценности искали повсюду: у послушниц, в больничной церкви, в других помещениях.

У стариков-священников отняли два настольных распятия, у проживавшей во флигеле престарелой графини Татищевой похитили четыре золотых кольца.

Также грабителями были похищены монастырские святыни - Казанская икона Богородицы и серебряный ларец с частицами мощей.
В апреле-мае 1919 г. Крым снова захватили большевики.

Краткий период пребывания коммунистов у власти ознаменовался новыми гонениями на православную Церковь.

Одним из своих первых декретов правительство провозглашенной Крымской Советской Социалистической республики национализировало монастырские земли.
Снова начались убийства священнослужителей.

Так, в апреле 1919 года, за несколько дней до наступления Пасхи, красноармейцами был зверски убит настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Армянске, протоиерей Владимир Иванович Веселицкий. Священника отвели на пустырь, веревками привязали к столбу, и стали подвергать мучительным пыткам. После многочасовых истязаний обезображенное тело священника бросили городской площади и запретили хоронить. Но православные жители Армянска нарушили этот запрет и на следующий день, перед заходом солнца погрузили останки о.Владимира на телегу, укрыли от посторонних глаз травой и соломой, и похоронили на городском кладбище.

Летом 1919 г. под натиском деникинских войск большевики вновь оставили Крым.

23 июня части Добровольческой армии вошли в Севастополь. На следующий день деникинцы заняли Симферополь.

По случаю освобождения города от большевиков жители Симферополя устроили всенародное шествие, завершившееся большим крестным ходом.

В сложной обстановке гражданской войны стало невозможным нормальное сообщение между уездами. Связь епархий с Патриархом и Священным Синодом также была затруднена, поэтому по благословению Святейшего Тихона, на территориях, занятых антибольшевистскими силами, стали организовываться Временные Высшие Церковные Управления (ВВЦУ).

19 мая 1919 г. в Ставрополе начал работу Юго-Восточный русский поместный церковный Собор, учредивший Временное Высшее Церковное Управление "до установления правильных сношений со Святейшим Патриархом".

Деятельность ВВЦУ протекала в непростой обстановке: помимо упорядочения церковной жизни на освобожденных от большевиков территориях, священникам приходилось вести борьбу с безверием и унынием, а также ужасным падением нравов.

Но, как отмечал в своих воспоминаниях командующий Вооруженными Силами Юга России, генерал Антон Иванович Деникин, "к сожалению, невзирая на усилия многих достойных пастырей, церковная проповедь оказывала мало влияния на массы: сеятели были неискусны, или нива чрезмерно густо заросла плевелами..."

Провал осеннего наступления белых имел для них катастрофические последствия. Преследуемые многократно превосходящими силами красных, деморализованные и разбитые части деникинской армии откатывались все дальше на юг, к черноморскому побережью. Дороги были заполнены толпами беженцев, спасавшихся от ужасов большевизма. Увязая в грязи и снежных заносах, люди во множестве замерзали и погибали от тифа.
Спастись удавалось немногим.

Весной 1920 г. Крым оказался единственным местом на Юге России, где продолжало развиваться знамя белой идеи.

Сменивший Деникина на посту главнокомандующего генерал Петр Николаевич Врангель решительно приступил к наведению порядка в войсках и организации тыла. Работа предстояла воистину трудная: дезорганизованная, утратившая боевой дух армия представляла собой крайне взрывоопасную массу. Обыденными явлениями в ней стали издевательства над мирным населением, убийства и грабежи. Благодаря своей решимости Врангель сумел осуществить невозможное: под его руководством расхристанные, голодные орды снова обрели дисциплину и боеспособность.

Будучи глубоко верующим человеком, Врангель уделял православию в своей политике особое место. Церкви были возвращены все ее владения. Для осуществления религиозной работы в войсках было создано Церковное военное управление во главе с епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым).

17 мая 1920 г. Временное Высшее Церковное Управление выпустило воззвание к "благородному русскому юношеству", в котором призвало молодое поколение к самовоспитанию и самоорганизации в духе христианских начал.
"Не озирайтесь вокруг себя, - гласило воззвание, - почти ни в ком не видя доброго примера. Дайте вы сами пример будущим поколениям и покажите себя достойными нашей великой Родины, которая с любовью и упованием смотрит на вас в эти тяжкие дни испытаний".

12,13 и 14 сентября в Крыму прошли "дни покаяния". В течение трех суток в храмах и церквях Таврической епархии денно и нощно служились литургии по убиенным и в смуте погибшим, панихиды, молебны. 14 сентября на пароходе "Цесаревич Георгий" в Севастополь из Сербии была доставлена чудотворная икона Знаменской (Курской) Божьей Матери. Для встречи чудотворного образа на пароходную пристань прибыли крестные ходы со всех городских церквей. После краткого молебствования на площади крестный ход, возглавляемый епископом Феофаном (Курским), направился к собору Св. Владимира, откуда, после совершения торжественного всенощного бдения, икону доставили в воинский госпиталь, где епископы Феофан и Вениамин обходили палаты, а раненые прикладывались к образу.
Накануне занятия Крыма большевиками икона была вывезена за пределы России.

14 ноября, после прорыва красными перекопских позиций, врангелевцы оставили полуостров.

Вместе с остатками Белой армии из Крыма эвакуировались и многие церковные деятели: митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Евлогий (Георгиевский), епископ Вениамин (Федченков) и другие.

Оставшимся священнослужителям сполна предстояло испить горькую чашу страданий.

После прихода большевиков в Крыму начался красный террор, весь ужас которого довелось пережить в полной мере и православному духовенству.

16 декабря 1920 г. за "произнесение в храме проповедей, направленных на дискредитацию советской власти" феодосийской ЧК был расстрелян священник Екатерининской церкви села Сарыгол, протоиерей Андрей Косовский.

Аналогичная участь постигла последнего директора алупкинской климатической колонии для учителей церковно-приходских школ, протоиерея Константина Аггеева. 2 января 1921 г. священника приговорили к расстрелу.

В марте 1921 г. по обвинению в связи с "зелеными" чекистами была арестована и увезена в неизвестном направлении монахиня Евстафия Топловского монастыря. Дальнейшая ее судьба остается невыясненной. По всей вероятности, ее расстреляли.

Расправы едва избежал настоятель Алуштинской церкви, протоиерей Петр Иванович Сербинов. Арестованный в марте 1921 г., благодаря заступничеству многих алуштинцев (среди которых были не только православные, но также иудеи и мусульмане) священник был отпущен на волю.

Массовые убийства продолжались в Крыму до мая 1921 г., после чего их волна медленно пошла на убыль.

Впереди был чудовищный голод, сменившийся временем относительного благополучия и затишья. Но именно эти "спокойные" годы стали для Православной Церкви периодом масштабных и жестоких гонений.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Соколов
"Это самая большая трагедия в истории нашей страны"
В Москве вышел уникальный фотоальбом, посвященный революциям 1917 года и Гражданской войне в России
06.07.2016
День народной воли
Записки севастопольца о том, как для города 23 февраля стало двойным праздником
28.02.2015
Героика, ярость и скорбь
«Русская весна» и война в Новороссии в современном искусстве
24.01.2015
Недели, всколыхнувшие мир
События «Крымской весны» и масс-культура
05.12.2014
Час Колчака
В Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное 140-летию со дня рождения адмирала
28.11.2014
Все статьи Дмитрий Соколов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28