Заонежский святой

К 530-летию со дня блаженной кончины прп. Зосимы, игумена Соловецкого

0
255
Время на чтение 5 минут
17/30 апреля Русская Православная Церковь чествует память преподобного Зосимы Соловецкого - одного из основателей и первого игумена древней Соловецкой обители.

Прп. Зосима СоловецкийПреподобный Зосима родился и вырос в Карельском крае, в одном из самых древних заонежских погостов - Толвуе, близ озера Онеги. Здесь расположены несколько деревень под общим названием Загубье. Одна из них, деревня Часовинская, - родина прп.Зосимы Соловецкого. Родился преподобный в благочестивой семье зажиточных землевладельцев. С юных лет отличался он смиренным и кротким нравом. Родители его, Гавриил и Мария, отдали сына книжному обучению. Прилежный в чтении св. книг, Зосима проникся большой любовью к подвижнической жизни и принял сердечное решение - отречься от всего мирского... Когда же родители стали принуждать его к браку, он не отступил от своего решения и с великой скорбью сбежал из родительского дома в Палеостровскую обитель, находившуюся в пяти верстах от его родных мест.

Обитель на острове Палье, в Толвуйской губе была основана валаамским иноком Корнилием, родом из Пскова, оставившего после себя целый сонм учеников и цепь чудотворений. Будучи большим мистиком, прп. Корнилий сподобился дивного посещения Самого Господа нашего Иисуса Христа с крестом в руках, благословившего его обитель. После этого он не захотел уже покидать пещеру, где было ему и видение.

После кончины прп. Корнилия игуменствовал Аврамий, непосредственный его ученик, несомненно, хорошо известный прп. Герману. Именно в это время в Павлеостровской обители в пустынническом уединении спасался сравнительно юный монах Зосима, которого Аврамий постриг в ангельский образ около 1435 года. Безусловно, он тоже был питаем тем же хлебом небесным, чем питались и Корнилий с Аврамием, да и сам Герман, и вся наша Северная Фиваида, образцами для которой сияли яркими цветами древний Египет, Афон и мир святых дальнего Северо-Запада - Ирландии, Англии, представители которого нередко посещали Русский Север.

Все северно-европейское христианство, вплоть до Ирландии и Исландии, жило с VI века идеалами монахов-пустынников, обитавших на островах, в приморских недоступных дебрях и на болотистых пригорках. Они удалялись туда для ненарушимого созерцания, создавали свои братские обиталища и жили иным, почти потусторонним миросозерцанием, имея минимальный контакт со светским миром. Каменные руины древних монастырей на скалах и гранитных уступах полуостровов - свидетели их подвигов. Нам, сегодняшним, из-за поголовного прагматизма и отступления или насильственного отвержения от христианских идеалов нелегко и представить, насколько естественны и распространены они были в те времена. Но тогда этот духовный идеал задавал тон всему населению вплоть до царя. Постоянное странствование по пустынным обителям было, конечно, делом небезопасным, но привычным и даже необходимым как средство связи и информации. Несомненно, и прп. Герман распространял весть о Соловках как о месте заветном, так что Зосима не мог не слышать.

В 1436 году похоронив родителей и раздав наследство бедным, прп. Зосима уходит на дальний север, где в Сумской волости чудесно встречается с Германом. В келии на берегу Выга они подолгу беседовали и рамышляли о Соловках. Повествование прп. Германа о жизни монашеской с почтенным валаамским старцем Савватием, уже покойным, покорило Зосиму. Прп. Герман любил собирать духовные книги о монахах. Будучи неграмотным, он каждого встречного, умеющего читать, просил ему почитать. Сунув заветную какую-либо книгу в руки Зосимы, он, затаив дыхание, внимал словесам о жизни великих аскетов, спасающихся неимоверными подвигами, и не мог не загореться подобной "страстью" и ради нее он готов был отдать все свои силы, да и саму жизнь.

Когда наступила благоприятная погода, ничем не смущаясь, забрав необходимые припасы и помолясь усердно Богу, они двинулись в путь. Это было два года спустя по принятия Зосимой монашеского пострига. Наконец среди самого синего моря появились очертания их будущего рая на земле, вернее преддверия рая. Прибыв на остров в летнее время, пригодное благополучному плаванию, они поразились красотой Божиего создания. Все было в цвету и зелено. Они первым делом помолились усердно Богу и воздвигли Крест.

Новый храм прпп.Зосимы, Германа и Савватия Соловецких в БеломорскеИноки поставили кельи на берегу одного из озер и стали проводить дни в тяжелых трудах, борясь со скудной природой, а по ночам славословили Господа. Св. Зосима скоро сделался известным всему Северу. Как только слава о подвигах Зосимы стала распространяться, к нему начали стекаться со всех сторон ревнители благочестия. Основание и распространение Соловецкой обители возбудили зависть недоброжелательных людей. Многие из Корельских жителей, а также поселенцев боярских и служителей, вельможных господ, приплывали к острову, ловили в озерах рыбу, а монастырю ловить не позволяли, называя себя хозяевами и владельцами Соловецких островов. В жару спора они обижали прп. Зосиму и всех иноков досадными словами и делали им всякие неприятности: даже грозили разорить обитель и выгнать оттуда монахов.

Преподобный игумен решился отправиться к святителю Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому и просить у него помощи и защиты. В Новгороде прп. Зосима был благосклонно принят архиепископом, который советовал ему изложить свои нужды пред главными боярами, управлявшими городом. В то время особым богатством и влиянием отличалась боярыня Марфа Семеновна Борецкая, или Марфа-Посадница. Ее поселенцы особенно часто обижали Соловецкий монастырь. Заслышав о Соловецком игумене и предубежденная против него наговорами, она повелела с бесчестием отогнать его от своего дома.

Видя доброе расположение бояр к Соловецкой обители, святитель Феофил Печерский вновь призвал их к себе и убедил помочь монастырю. Игумен получил от доброхотных дателей много пожертвований на нужды обители церковными сосудами, св. одеждами, золотом, серебром, хлебом.

Скоро и сама Марфа Посадница раскаялась, что оскорбила преподобного и, желая загладить причиненную ему обиду, пригласила его к себе на обед. Прп. Зосима по своему незлобию принял это приглашение. И был с честью встречен самою хозяйкою и всем семейством ее и посажен на почетном месте. Все ели и пили, а преподобный сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал от предлагаемой пищи. Взглянув на гостей, он в изумлении опустил глаза. Взглянув в другой и третий раз, он видел то же самое - шесть главнейших бояр сидели без голов. Поняв, что означает это видение, преподобный вздохнул и прослезился, и уже не мог вкушать ничего из снедей, как ни просили его собеседники.

После обеда Марфа, испросив у прп. Зосимы прощение за прежнее оскорбление, дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотою. Когда преподобный вышел из дома ее, то ученик его, Даниил, спрашивал его о причине скорби и слез во время обеда. Прп. Зосима объяснил ему свое видение, заметив, что эти шесть бояр будут со временем обезглавлены, и просил никому не говорить об этом. Немного спустя, по возвращении преподобного в обитель, исполнилось и пророчество его о запустении дома Борецкой, и видение во время обеда. Смирив Новгород силою оружия, великий князь Иоанн III повелел казнить тех бояр, которых прп. Зосима видел обезглавленными, а Марфу Борецкую отправить в ссылку. Имение ее было разграблено, дом и двор запустели.

Трудами братии новой Соловецкой обители была поставлена церковь во имя Преображения Господня, а прп. Зосима был избран первым ее игуменом. Он был образцом для монашествующей братии, истинным отцом для иноков. Бог наградил его даром чудотворения. Достигнув маститой старости, прп. Зосима скончался 17 апреля 1478 года.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Андреева
Сострадательная любовь
17/30 мая - обретение мощей (1551 г.) преподобномученика Адриана Ондрусовского
02.06.2008
Все статьи Ольга Андреева
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:16
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37