О пасхальной радости и пасхальной печали

0
1449
Время на чтение 12 минут
С Воскресением Господним! Желаю всем радости духовной! Мы проживаем пасхальные дни будем стараться не унывать, не печалиться, а исполняться радостью и тем светом, который Воскресение Христово принесло в этот мир.

Воскресение ХристовоНаша вера - пасхальная, православная, она - дар Божий, она - действие божественного света Фаворского на душу человека. Ощутив свою тьму и хотя бы отчасти смирившись, человек начинает воспринимать этот божественный свет как свидетельство бытия Божия, свидетельство Богосыновства Иисуса Христа и того, что Иисус Христос воистину воскрес, а значит, все человечество и вся вселенная приобрели совершенно иные перспективы, возможности, задания, цели, смыслы.

Не заметить, что это произошло, и просто пройти мимо не может никто, и человеку, каждому человеку остается либо принять Иисуса Христа внутрь своей жизни, внутрь своего сердца, либо отвергнуть и бороться против Него неисполнением заповедей, презрением к Церкви и ее постановлениям, презрением к ближним: больным, заключенным, нагим, голодным, наше отношение к которым являет собою наше отношение к Самому Христу.

В наше время, когда окружающий нас мир все более погружается во тьму неоязычества, во тьму самоутверждения, похоти, потребительства, эгоизма, стяжательства, то есть в многообразные виды обольщения и соблазнов, изобретенные за всю историю человечества, мы, наши храмы, духовенство православное и каждый православный христианин являются теми светильниками в ночи, которые должны свидетельствовать истинность воскресения Христова. "Христос воскресе! - Воистину воскресе!" - вот краткое Евангелие, в котором соединены все виды православного свидетельства.

Но чтобы свидетельствовать, нужно самим наполниться этим светом и нести его, а у нас такие печальные, такие озабоченные лица: то ли мы обдумываем, как огород сажать, то ли печалимся о сродниках наших, что к вере их привести не удается, то ли озадачены тем, что с собственными страстями не справиться - так, чтобы начать бороться, и сразу, мгновенно победить. Смириться, ощутить свою немощь, увидеть, что человеческими усилиями наши проблемы не разрешить и обратиться к Богу за помощью нам маловерие не дает, слабость наша духовная, вот мы и впадаем в печаль или даже в уныние. Это, конечно, никуда не годится. Как мы будем светить миру, если свет, который в нас, становится тьмой? У нас не хватает сил не только на то, чтобы достойно нести подвиг покаяния, подвиг сокрушения сердца и зрения своих грехов, но и на то, чтобы радоваться и благодарить, когда нам посылается радость. И мы говорим: "Это не та радость. Я же не о том просил. У меня свой список требований к Небесам. Вот если я получу по списку - тогда я могу возрадоваться или хотя бы улыбнуться разок".

...Приходят ко мне люди с проблемами. Проблемы разные: один чего-то не чувствует, другой не то чувствует, третий - не то говорит или не то делает. А суть всех проблем заключается в том, что мы никак не соберемся в кучку и никак не решимся начать жить по-христиански. Это мы откладываем на потом, а пока хотим хотя бы еще немного пожить так, как жили - по своим представлениям и желаниям. Как Апостол говорит: "Все ищут своего". Никто не ищет Христова. Это вопль и плач пастырский, что вот он учит-учит, ходит-ходит, а все остается, как оно было. О том же и у Давида: "Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго". Господь, конечно, смиряется и принимает нас с нашими немощами и свидетельствами нашей, хотя и слабой, веры: нашими молитвами и постами. Другое дело - какую награду мы получим и вообще что с нами будет в этой жизни и в будущей.

Есть закон духовный, который в том состоит, что и добродетели, и падения наши отражаются на нашей жизни обычно неявно, неотчетливо. При том, что они обязательно освящают или оскверняют нас, мы можем сразу это не почувствовать. Вот человек согрешил даже тяжким грехом, а ущерба, который этим себе нанес, не чувствует. И потом только открывается та тьма, которая вошла в него через грех. Опять же, когда человек подвизается, он тоже, как правило, явственно не ощущает благодати. Например, он находится на послушании, а какой-то радости, какого-то света, действующего на душу, может не чувствовать долгие годы. Еще в начале, в первое время, где-то год примерно после начала жизни духовной он, бывает, и чувствует что-то, но потом это уходит. Благодать в таком явном, чувственном виде уже перестает ощущаться. Человек трудится и не знает, угождает ли он Богу. И когда придет Господь, то все будут как бы в равном психологическом состоянии - в том смысле, что не будут ощущать ни смерти своей, ни готовности к вечной жизни. Когда же раскроется смысл бытия нашего и то, что мы сделали с собой, души как бы раскроются и все будут удивлены - так Святые Отцы говорят. Одни удивятся тому, что, оказывается, удалились от Бога, и вся жизнь их была негодной, и пойдут во тьму кромешную; другие - тому, что делание их так освятило и просветило их, что они оказались в ряду спасаемых, очищенных людей.

...Так вот, нам надо помнить о том, что Царство Божие не приходит с извещением, то есть Царство Божие, которое каждый из нас строит внутри себя и которого мы ждем, не ощущается нами явственно. Человек, который подвизается много лет, причем подвизается разумно и трезво, и тот, кто грешил и не каялся - они могут психологически находиться в более или менее сходном состоянии, но когда наступит Суд, произойдет разделение, потому что тогда все тайное откроется: какие у кого грехи были неисповеданные, какие добродетели, которые были покрыты смирением и совершались ради Христа, а не ради славы человеческой и еще ради каких-то целей. И это очень важный момент, потому что часто мы и подвизаемся, и трудимся, но не ради Христа, а ради того, чтобы что-то ощутить, что-то почувствовать.

Вот, например, когда мы беремся за молитвослов не потому, что жажда у нас побыть с Христом наедине, просто предстоять перед Ним, а потому, что что-то грызет внутри, какое-то беспокойство и хочется, чтобы оно отошло, чтобы легче стало, чтобы мир был на душе и тогда можно было бы спокойно заняться своими делами. Конечно, такая молитва и такое делание имеют свою цену, но очень маленькую. Не говоря уже о наших постоянных претензиях и просьбах к Богу. А вот по существу, самого-то Христа мы не ищем и, можно сказать, не любим, потому что так редко мы стремимся побыть с Ним, в Его присутствии, оставив, отстранив ради этого все заботы, всю суету повседневности, весь быт свой. Просто чтобы свидетельствовать свое покаяние, сокрушение, ощущение вины перед Ним, сознание Его величия и чувство благодарности за все то, что Он сделал для нас.

Человек, придя к вере, может находиться в одном из трех состояний. В Евангелии эти три состояния, три ступени обозначены как ситуации раба, наемника и сына. Первая ступень - когда человек уверовал в Бога, что Бог есть, что Иисус Христос - Сын Божий, уверовал, что Церковь свята и вошел в нее. Он хранит эту веру. Может, когда-то ослабевает в ней, но потом опять укрепляется. Это ступень раба.

Следующая ступень - ступень наемника. Человек исполняет заповеди, борется со страстями, но не потому, что они противны Христу и Его спасению, а потому что они смиряют его, а смиряться не хочется. Нарушишь заповедь - придется идти на исповедь, каяться - вот он и старается какие-то поступки не совершать, чтобы потом не смиряться. То есть человек в состоянии наемника. И все же он как-то старается, чего-то достигает, в чем-то разбирается, пусть даже за плату, ради того чтобы иметь мир сердечный или чтобы какие-то желания исполнялись, чаще - земные, здешние. Душа привыкает наслаждаться спокойствием, миром, и это хорошо.

Но суть веры нашей православной, сердцевина того, что Церковь нам может дать - это, прежде всего, право личного общения с Богом через Иисуса Христа. В этом и суть, и цель, и смысл Православия. Это право общаться с Богом, право возлюбить Бога как Личность мы получаем через крещение и покаяние, когда мы исповедуем свои основные, наиболее важные грехи, и начинаем действовать ради Христа. Потому что если не ради Христа что-то делается, то пользы от этого никакой не будет ни в вечности, ни здесь, на земле.

Наша задача - возрастать в личных отношениях со Христом, делать что-то именно ради Христа, когда уже не просто по заповедям живем, а стараемся подражать жизни Самого Христа, жить внутри Христа. Потому что любить Христа означает стремиться соединиться с Ним. Вот у св.прав.Иоанна Кронштадтского труд называется "Моя жизнь во Христе". Не "Моя жизнь по заповедям Божиим" или "Моя жизнь в вере Христовой", а "Моя жизнь во Христе". Во Христе - значит в любви Христовой, во взаимной любви со Христом. Вот к этому мы и должны стремиться. И когда все, что мы делаем, буквально все, мы будем делать ради Христа, тогда, собственно, и начнется наша христианская жизнь - жизнь не раба или наемника, а сына. А до этого у нас может быть вера, может быть жизнь по заповедям, но все это - еще Ветхий Завет. Ведь по заповедям и ветхозаветные праведники жили. Только Новый Завет, только Жертва Христова дает нам возможность жить в личных отношениях со Христом.

Сейчас Пасха, и до Вознесения Господь ходит по земле, и мы можем, чаянно или нечаянно, встретиться с Ним. Но увидим ли мы, поймем ли мы, что это Христос? Он может явиться нам в любой ситуации, в любом человеке, мужчине или женщине, ребенке или взрослом, и попросить о чем-то, и дать нам возможность Ему послужить. У Григория Двоеслова в "Диалогах" есть рассказ о женщине, к которой пришли странники, и она предложила им кров и заботу, и тогда они явили себя - а это были ангелы - и обещали ей свою помощь на Суде. Представляете, какая радость: ангелы обещали помочь, заступиться - и это за одно только желание им послужить! А мог бы это быть и Христос. Поэтому будем внимательны, будем проводить эти дни в страхе, чтобы не отказать Христу, когда Он попросит нашей помощи. Он может прийти, когда мы уже потрудились и устали, и сил уже нет - прийти и послужить уже лично Ему, и тогда он увидит плод нашей духовной жизни, и узнает, кто перед Ним - христианин или себялюбец.

Мы сами строим себе Царство Небесное, сами строим вечную жизнь. Никто на Страшном Суде ничего от нас отнимать не будет, мы там получим свое - то, что собрали, и нам тогда откроется, что мы есть, что мы из себя сделали, к чему себя приготовили: к вечной жизни или к вечным мучениям и отпадению. Как настроен наш ум? Как нам удалось справиться со своей гордыней?

...Постом наше естество печалится, что отняли у него скоромную пищу, и ждет, когда же Пасха, чтобы наесться вдоволь, и тогда уже всё - Царство Небесное. Поели, Пасха, а Царства Небесного, пришедшего в силе, что-то не ощущаем, и Света Фаворского, пронизывающего всю вселенную, не видим и печалимся, что же это такое. Думали, вот попостимся как следует - и будет такая радость нескончаемая, непрерываемая и вот ходим понурые, мрачные. Почему? Потому, что мы не приучены, не готовы к постоянному, ежеминутному, ежесекундному подвижничеству и не имеем решимости к неустанной борьбе. Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души. И вот утешили плоть. И что она теперь? Возревновала и зовет нас к подвигам? Ничуть. Она думает, как бы отдохнуть, поспать, напоминает о прочих своих потребностях, ей интересно, что к осени уродится на огороде, чем можно будет полакомиться, и многое другое. То есть враг наш, плоть, остался таким, как был, ничуть не изменила его Четыредесятница, решимости после разговления у нас не прибавилось. А мы думали: разговеемся, укрепимся и тогда, под действием благодати Воскресения Христова начнем подвизаться. Увы и ах! Если у нас не будет собственного внутреннего горения, а будем ждать благодати ли или каких-то изменений в правительстве, губернатора нового или президента, или новых законов, или еще чего-нибудь нового, что мол вот такая-то перемена произойдет, и я изменюсь к лучшему и начну подвизаться, то мы будем ждать напрасно. Если я сам не решусь измениться, да еще по Евангелию, а не по собственному произволу, тогда ничего мне не поможет, никакие внешние изменения. а мы смотрим в телевизоре новости: что ж там нового, какие произошли изменения, когда же мне, наконец, хорошо-то станет? Когда же они все одумаются и начнут заботиться, чтобы мне хорошо было? Да не будет тебе хорошо, пока ты сам не начнешь подвизаться, трудиться, очищаться.

Три ступеньки у нас в духовной жизни. Первая - очищение. Тут надо, прежде всего, признать свою нечистоту. Молимся Великим постом: "Боже, очисти мя грешного" (с молитвой Ефрема Сирина). Вторая ступенька - просвещение, а третья уже - обожение, освящение.

Так вот, я хочу сказать о второй ступеньке, о просвещении. Мы молимся, чтобы Господь просветил нас Светом Божественным, чтобы мы видели правое и левое и знали, куда идти и чтобы жили трезво, разумно, не по своим похотениям, а по воле Божией. Тут многое может дать нам опыт поста. И вот на Пасху мы еще раз убеждаемся в том, что открыл нам Великий пост: что все во мне противится Богу и что мое сознание, мой ум - не на стороне Бога, не на стороне моего собственного духа, а на стороне плоти. Он, мой ум очень редко вырывается из этой трясины и начинает требовать от своего естества, от личности и плоти каких-то трудов, подвигов, каких-то деланий христианских. А в основном вязнет в болоте, влипает как в смолу в эту плоть, и она захватывает его, овладевает им, окутывает его нежно и мягко и требует своего. Чаще всего, того, чего она хочет сейчас, в данный момент, хотя может, конечно, своим плотским мудрованием планировать и дальнейшее.

И проблема в том, где мое "я". Где мое сознание - с плотью, плотским мудрованием или с духом и духовными целями и ценностями? Божие всегда тяжело, тут всегда нужен подвиг, труд, чтобы вырваться из круга плотских целей, забот и дел. Они, конечно, необходимы, но уделять им внимание надо в меру, не занимая ими все пространство сознания и жизни. Но мы так легко подпадаем под власть плоти! А плоть - она атеистка по природе, безбожница, ей духовного, вечного не нужно, ей нужно здесь и сейчас насладиться. Или хотя бы помечтать или повспоминать о чем-то плотском. Христианство - это борьба, борьба за собственное сознание, за возможность и право обратить его к Богу, за право в данную секунду, в данный момент быть христианином на деле, по существу, перед Лицом Божиим. Ни в мнении, ни прошлыми заслугами Четыредесятницы, а здесь и сейчас. Вопросы, которые Святые Отцы предлагают нам задавать себе - где я и кто я, и что я - мы должны задавать себе и в пасхальные дни, а не только во время поста.

И вот, плотское мудрование держит нас у себя в плену и заставляет стремиться к плотскому и говорить и мыслить плотское и о плотском, но есть и жажда освободиться, вырваться, начать жить по-христиански, по заповедям, ради Христа - вот наша ситуация, наша трагедия, вот состояние, в котором мы находимся. И мир, конечно, нас не поддерживает в нашем стремлении освободиться от мудрования плоти, он зовет нас на дни рождения в Великий пост, и если мы устояли, то уж на Пасху столы накрывают, и нас приглашают и разговляют уже до одурения. И мы почему-то так легко поддаемся и так запросто теряем все, что собрано во время Великого поста. Потому что пост-то закончился, а закон воздержания остался, и если мы не будем воздерживаться, а будем укреплять свою плоть, то душа ослабеет, и труды наши окажутся напрасными. Постом мы узнали на опыте, что можно жить немногим и постным, этим довольствоваться и ощущать мир и радость, и тишину сердца. Теперь нам надо понять, что то же самое можно и по окончании поста, то есть пища будет скоромная, но зачем ее много есть? Ведь скоромного много не надо: кусочек кулича, кусочек пасхи, яичко, чуть-чуть супчика, может, еще немного чего-нибудь, и пошел. Пост кончился, но воздержание остается необходимым. Плоть надо держать в узде. Если мы будем ее раскармливать, то растеряем все плоды поста. Она будет требовать своего, и ее не управить будет. Она станет как необъезженный конь, и ее будет уже трудно запрячь в телегу христианской духовной жизни. Она будет брыкаться и на дыбы вставать, подобно мустангу, на которого ковбой пытается набросить лассо, и куда его понесет, этого откормленного конька? Конечно, не на молитву и не на сокрушение сердечное.

Все дело в том, что у нас нет полного отречения от мира, которое необходимо для мирян, если мир понимать как то, что питает наши страсти. Отречение христианина, живущего в миру, должно быть таким же полным, как и у монашествующих. Им-то, пребывающим в минимальном контакте с миром, даже легче, так что нам, может быть, требуется еще большее отречение. Паисий Святогорец говорит, что если бы миряне видели, какую борьбу ведут с ними падшие духи, то они молились бы больше, чем монахи, то есть дольше бы пребывали в молитве, чем живущие в монастыре. А надо сказать, что время, которое мы в молитве проводим - это критерий, это наш духовный возраст, кто я и что я перед Богом.

У нас такая неполнота во всем - в любви к Иисусу Христу, в отречении от мира. Мы как бы и отрекаемся, но хотим, чтобы он оставался где-то поблизости, чтобы все поводы для страстей были под рукой, чтобы, если что, их позвать было можно. А они и стоят наготове, чуть что - сразу свои морды высовывают: мы тут недалеко и стояли, чего изволите, какого вам зверя подать?

А наша любовь к Иисусу Христу? Спросим себя: сколько времени я провожу в личных отношениях с Богом? И не только в молитве, а предстою пред Лицом Божиим? Что я говорю Иисусу Христу своими словами, может быть, с сокрушением, с покаянием, с плачем или, может быть, с благодарением или просто радостию о том, что все, что есть - это милость Божия, и о том, что я до сих пор жив?

Короче, мы еще не продали себя Христу, мы не хотим быть рабами, продавшими себя Христу. Если бы я продал себя Христу, я иначе бы жил, я бы тогда говорил "Господи!" действительно от души, с пониманием, что Он - Господин, а я раб. Если я - раб Божий, продал себя Христу, то я много себе бы не дозволил, или уж держался бы дольше в борьбе с той или иной страстью или грехом, или состоянием. У нас всегда есть резервы, всегда есть какие-то неиспользованные возможности. И, ощущай мы себя действительно рабами Божиими, мы бы дольше терпели, больше молились бы, больше смирялись, были бы внимательнее, чаще видели бы в ближнем Христа. Сейчас у нас Пасха, Господь среди нас, Он воскрес. И что Он делает? Он сейчас ходит по земле и заглядывает внутрь каждой души, что там происходит во время Пасхи, и как Жертва Его и Его Воскресение отразились в душе каждого из нас. Смирилась ли душа, очистилась ли, обрела ли доверие Богу, как управляет своими страстями, как служит ближним, в чем ее служение состоит, сколько добрых дел за день успевает сделать? Вечер пришел, мы пишем: одно доброе дело, второе... "Господи, благодарю Тебя, Твоей силой и благодатью, мои только грехи, за все Тебя благодарю". Или мы никаких добрых дел не делаем, а живем по инерции, плывем по течению, как щепка? А корабль может против течения идти. Или рыба. Вот мертвая рыба плывет по течению, а живая - против. И вот кАк я живу, кАк я плыву, по течению или против, какая я рыба, мертвая или живая?

Журнал "Православный Летописец Санкт-Петербурга" выпустил приложение N 9 - книгу "Бесед о православном мировоззрении" протоиерея Владимира Цветкова.
11 мая в 18.00 в ДК им.Дзержинского состоится встреча с отцом Владимиром и презентация книги.
Книгу можно приобрести в церковной лавке при храме в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" на заводе АТИ.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Цветков
Об общественном значении личного покаяния
Великопостные размышления
31.03.2009
Храмы и монастыри уже построены и восстановлены, пора строить души
Беседа Людмилы Ильюниной с духовником Софрониевой пустыни Нижегородской епархии протоиереем Владимиром Цветковым
27.10.2004
Все статьи Протоиерей Владимир Цветков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 11:27
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22