Вступив в пространство и время, Христос содержит и преображает в Своем человечестве все пространство земли и все время истории: "Ибо в Нем и Им создана всяческая". Своим постоянным единением с Отцом, Своей непрерывной евхаристической самоотдачей, Христос - дар жизни Бога и наше приношение Богу. Ибо Его тело соткано из земли, в Его крови пульсирует жизнь всего мира.
Отныне никто и ничто не может быть отделено от Него. Он разделяет сокровенно с каждым из нас хлеб страдания и вино радости. Отныне в Нем мы члены друг друга в самом реальном смысле, как пшеничные зерна в хлебе. "Как этот хлеб, когда-то рассеянный по холмам теперь стал одно, так да будет и Церковь, собранная от конец земли, в Царстве Христовом". Так молились первые христиане. И за каждой Божественной Литургией Господь напоминает нам, чему мы, прежде всего, приступая к Нему, должны научиться. "Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий".
Мы не только собираемся сегодня вместе со всеми учениками Господними в Сионской Горнице вокруг Него, и Он завещевает нам, как завещал Ему Отец Его, Царство. Нам дано будет завтра за Литургией принять Его Тело, стать причастниками Его Света. Приобщиться Телу и Крови Христовой, полноте Божественной любви. "Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут они так же в нас", - так исполнится молитва Господня о всех нелицемерно приступающих к Его Чаше.
Великий Четверг - тайна самой великой любви, но так же и тайна свободы отвергнуть эту любовь. Все предлагает Христос. Но все может быть бесконечно предано. "И вот, рука предающего Меня со Мною за столом", - говорит Господь. Тайна предательства поставлена в Евангелии в самом сердце любви. Петр и все ученики, которых сатана просил сеять как пшеницу, клянутся в верности Господу до смерти. Господь говорит Петру: "Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня". Иуда оставляет место света. "Он приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь" (Ин. 13, 30). Почему это произошло с Иудой? "Он был вор", - говорит Евангелие от Иоанна. Вор Богом данного времени, ибо под предлогом деятельности во имя любви, он презирает дары щедрой любви, все отдающей красоты, той, которая была у жены, помазавшей драгоценным миром ноги Спасителя и отершей их власы своея главы. Вор Божественной силы, ибо Иуда искал, прибегая к помощи Божией, только своего, земного, и по объяснению некоторых святых отцов, он был связан с теми, кто стремился, прежде всего, к освобождению Израиля от римских оккупантов и утверждению на земле его власти. Он надеялся, что Христос совершит великое чудо, когда окажется перед необходимостью избавиться от иноземных врагов. Вор любви, ибо жадностью и скупостью, желанием немедленного успеха, он попирает в себе любовь, о которой смиренно, как нищий, просит у него Бог, ставший человеком. "Се стою у дверей, и стучу".
Хлеб преломляется, вино изливается, Иуда уходит в ночь. Трапеза Тайной Вечери открывает путь ко Кресту. Это будет последнее сражение Господа со злом и со смертью. В таком сражении победа может быть одержана только мечом совершенной любви, всецелой отдачей Бога Себя. Крест утвердит полноту Христовой любви, Крест возжет Божественным пламенем то, что мы примем в Причастии. При условии, что в каждом из нас Иуда станет Петром и на вопрос: "Любишь ли Меня?" ответит: "Господи, ты знаешь, что я люблю Тебя".
Впервые опубликовано: http://www.moral.ru/propoved/06_Evang-43-P.html#4