Под покровом трех святых

К 129-летию со дня рождения Сергея Бехтеева

Иоанн Кронштадтский 
0
246
Время на чтение 9 минут
Имя русского национального поэта Сергея Сергеевича Бехтеева (7.04.1879 - 4.05.1954) милостью Божьей возвращено наконец России, нашей культуре, русской поэзии, самой исторической правде.

Упорно замалчиваемый (есть такая хитрая тактика у врага спасения и его прислужников!) сначала советским, а затем либерально-демократическим официозом, поэт всё же нашёл пути к сердцам читателей, преодолел все искусственные преграды, отделявшие его от любимого Отечества, и спустя десятилетия вернулся к нам книгами своих стихов, песнями "русской скорби и слёз", поэтическими пророчествами и откровениями о судьбах России, выйдя из долгого и лютого забвения. Имя поэта не случайно внесено в новую Православную энциклопедию, ибо ещё при жизни своей он удостаивался высоких церковных наград за заслуги перед Матерью-Церковью, причем не только как жертвователь или благоукраситель храмов Божьих (в чем также сумел отличиться, несмотря на свои скудные заработки), но и как всеми уважаемый церковный староста-ктитор, вкладывающий в служение Богу и ближним всю свою душу и сердце...

Ныне Сергей Сергеевич Бехтеев упоминается всё чаще в православно-патриотической публицистике, касающейся прежде всего личности последнего русского Императора - святого Царя Мученика Николая II и Его Августейшей Семьи. Осознание значения поэзии Бехтеева для России ещё лишь только начинается. По мнению покойного иеромонаха Владимира (Шикина), первыми русскими поэтами ушедшего века были у нас не Блок, Есенин и Маяковский, а Сергей Бехтеев и Александр Солодовников (См. "Золотой святыни свет...". Автор-составитель Неволина Е.В., М., "Сибирская Благозвонница", 2007, с. 284). Точно такого же мнения придерживается и автор настоящих строк, занимающийся творческим наследием Сергея Бехтеева уже более 11 лет. И действительно, если исходить из совокупности всех граней поэтического таланта Бехтеева (православность, патриотизм, пророческие мотивы, академизм, верность святорусским идеалам), то равных ему просто невозможно найти. Удивительный факт: над стихами Бехтеева плакал Сам Государь Николай II! А "Святая Русь" воспета Бехтеевым в целых четырех самостоятельных выпусках стихов с одноименным названием.

Своим любимым поэтом назвала Сергея Бехтеева в одном из публичных интервью Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова покойного племянника нашего последнего Белого русского Царя. Судя по своему репертуару, неровно дышит к бехтеевским песенным текстам известная исполнительница патриотического жанра Жанна Бичевская. А композитор и регент детско-юношеского хора и Церковно-певческой школы во имя преподобного Иоанна Дамаскина при Соборе Владимирской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге Ирина Валентиновна Болдышева уже издала в 2007 году прекрасный нотный сборник "Се Царь Ваш" со своими многозвучными песнями на слова Сергея Бехтеева, а также некоторых других русских поэтов, используя стиль классического хорового церковного пения.
Замечательно изданный и богато иллюстрированный сборник дополняют компакт-диски с песнями в исполнении детского хора под управлением Ирины Валентиновны.
Словом, стихи Сергея Бехтеева ныне становятся неотъемлемой частью нашей культуры и это, безусловно, весьма радует и обнадёживает.

Храм прп.Сергия Радонежского в ЛиповкеУдивительна и назидательна жизненная судьба нашего замечательного поэта. Чрезвычайно интересна история его древнего дворянского рода, покровителем которого издревле считался сам преподобный Сергий Радонежский, в честь которого в селе Липовка Елецкого уезда, в родительском имении поэта, в конце XVIII века был построен красавец храм: каменный, с колокольней, трехпрестольный. Приделы были посвящены преподобному Сергию Радонежскому Чудотворцу, священномученику Никандру, Епископу Мирскому и Всем святым. Толщина стен храма составляла 1,5 метра. Иконостас был позолочен. Совсем недавно стало известно, что деятельное участие в строительстве храма принимал друг семьи помещика Бехтеева (прапрадеда поэта) святитель Тихон Задонский. Согласно семейному преданию, отраженному в неизданных пока мемуарах Алексея Сергеевича Бехтеева (родного брата поэта), однажды Тихон Задонский пришёл пешком из Задонска в Липовку (а это более 20 километров!), чтобы посмотреть своими глазами на строящийся храм. Один из рабочих, увидев издалека Владыку, громко воскликнул: "Глядите, вон архиерей шляется". Когда святитель Тихон подошёл поближе, все рабочие подошли к нему под благословение. Пошёл за таковым и дерзкий на язык строитель. Когда дошла до него очередь, святитель Тихон вдруг строго спросил: "А ты зачем подходишь к шляющемуся?". Рабочий упал на колени и стал слёзно просить прощение у святого, получив хороший урок, который, видимо, запомнил на всю свою жизнь. Ныне этот чудом уцелевший храм - погибающая святыня, кровоточащая рана в душе всех неравнодушных, кто удостаивается чести лицезреть это творение неизвестных нам зодчих святой старины.

Из зарубежных публикаций о Сергее Бехтееве и согласно воспоминаниям его родных, известно, что поэт очень почитал святителя Тихона Задонского на протяжении всей своей жизни до эмиграции, проживая в своей любимой Липовке, проявлял большую заботу о храме. При этом С.С.Бехтеев специально ездил в Задонск, чтобы зарисовать тона облачения святителя. Увеличенный фотографический снимок с этой иконы поэт подарил православной церкви в Риме (следовательно, он не расставался с ним и в труднейший период исхода из России). К сожалению, на сегодняшний день нам неизвестны поэтические проникновения Бехтеева, посвященные святителю Тихону. Но надеюсь, что таковые имеются и непременно найдутся. Ведь пока нам недоступен ещё архив поэта, в котором, по некоторым зарубежным данным, находилось после смерти поэта около 7 тысяч стихотворений.

В честь другого покровителя рода Бехтеевых, преподобного Сергия Радонежского, известно лишь одно стихотворение, опубликованное поэтом в первом выпуске сборника "Святая Русь". Это стихотворение, состоящее из шести четверостиший, называется "Моему святому". В нем поэт называет преп.Сергия "дивным подвижником" и "глубиной крепчайшей веры", твердо веря в возрождение святой обители преподобного, что и произошло, как известно, в реалии в последние десятилетия на наших глазах.
Третий святой, сыгравший в жизни поэта немаловажную роль, был наш великий целитель и чудотворец, "Всероссийский пастырь" - святой праведный Иоанн Кронштадтский, 100-летний юбилей со дня представления которого широко отмечается православной общественностью.

А знакомство со святым Иоанном Кронштадтским будущего поэта произошло при следующих весьма необычных обстоятельствах, на которых я хочу остановиться подробнее.

Как-то в детстве, после катания с ледяной горы, Сережа Бехтеев получил серьёзную травму шейных позвонков. Как вспоминал сам поэт, уже на закате своих дней в эмиграции:
"После невероятных страданий голова моя не могла уже держаться самостоятельно и склонялась беспомощно на плечо для того, чтобы найти себе точку опоры. Обеспокоенные родители отвезли меня в Москву к знаменитому в то время хирургу Склифосовскому, по указанию которого главный техник магазина Феодора Швабе положил на меня гипсовый корсет с двумя металлическими дугами над плечами, на которые опирался как бы рыцарский тоже металлический оголовок, поддерживающий мою голову в нормальном положении. На ночь этот оголовок снимался, и его заменяла как бы узда, от которой шли концы, к которым прикреплялся груз, оттягивавший во время сна мою голову назад.
С таким сложным приспособлением пробыл я год в деревне, после чего меня снова отвезли в Москву, где гипсовый корсет был снят и заменен кожаным со стальными планшетками.
Несмотря на все принятые моими родителями меры, положение мое было весьма серьезно, и врачи опасались, что я останусь на всю жизнь в том же состоянии, то есть буду принужден постоянно носить механические приспособления. Все эти обстоятельства побудили моего отца отправиться со мной в С.Петербург, чтобы показать меня тамошней знаменитости, насколько мне память не изменяет, профессору Быстрову.
(Память не изменила Бехтееву, действительно, в конце XIX века в Петербурге блистал профессор Николай Иванович Быстров. По его инициативе, в частности, в 1885 году было организовано первое в России и второе в мире Общество детских врачей. - В.Н.)
Здесь, то есть в Петербурге, на казенной квартире г. Манухина и произошла моя первая и необычная встреча с дорогим батюшкой Иоанном Кронштадтским. Произошло это так.
Был уже вечер, когда мой отец и я приехали в дом, где с минуты на минуту ожидали приезд о.Иоанна. Все собравшиеся хранили напряженное и торжественное молчание и, если говорили между собою, то говорили только шёпотом, как бы боясь нарушить благоговейную тишину и молитвенное настроение присутствующих.
Но вот раздались шаги, послышались сдержанные голоса, и в большую просторную гостиную вошел, окруженный хозяевами дома, о.Иоанн, направляясь к столу, приготовленному для богослужения.
По пути его следования все собравшиеся подходили к нему под благословение и здоровались с ним.
Когда он подошел к столу, покрытому белой скатертью, все как будто замерло и застыло на месте в ожидании чего-то чудесного и сверхъестественного. И вот, в этой таинственной тишине молитвенного полумрака раздался вдруг его душу потрясающий голос, прозвучали его предварительные, предмолитвенные слова:
- Господь наш Иисус Христос сказал: "Где соберутся двое, или трое во имя Мое, там и Я есмь посреди них!", поэтому все, о чем мы будем сейчас просить Его, все будет услышано и по вере нашей исполнено Им.
Эти проникновенные и полные непоколебимой веры слова явились как бы вступлением к той необычайной по силе молитве, которая зазвучала вслед за ними.
То, что мы слышали, была не обычная наша молитва, а как бы непосредственный разговор с Самим Богом, было проявлением той недоступной нам веры, которая способна двигать горами и воскрешать мертвых; в ней была и радость общения с Богом и скорбное взывание о помощи и дерзновенное требование чуда..."
Портрет св. прав. Иоанна Кронштадтского. Худ. К.В.ВышпольскаяКогда о. Иоанн окончил службу и собирался уже уезжать, мой отец подвел меня под благословение и, рассказав историю моей болезни, просил помолиться о моем выздоровлении. Батюшка Иоанн с отеческой лаской обнял меня и коснулся своей рукой моей больной шеи.
Мне почудилось, что как бы электрический ток пробежал по ней, и мне стало легко и удобно как до моей болезни.
- Ничего, ничего, голубчик, все пройдет, - с той же родительской лаской проговорил батюшка Иоанн.
- А корсет-то свой по приезде домой ты сними, он тебе больше не нужен!..
Слезы радости брызнули у меня из глаз и, крепко поцеловав руку моего спасителя и благодетеля, в сладком трепете проводил я дорогого батюшку о. Иоанна до выходных дверей квартиры.
На следующее утро я уже не надел моего корсета и с той поры расстался с ним навсегда.
Все те ужасы, которые мне предсказывали светила науки, были устранены силою молитвы угодника Божьего, и полная подвижность моей шеи снова вернулась ко мне.
Много времени прошло с тех пор, и вся моя детская хворость отошла в область преданий.
Гимнастика, борьба и тяжелая атлетика еще больше укрепили мое здоровье, что дало возможность без особых потрясений перенести все испытания военной службы, а в беженстве - работу, сопряженную с тяжелой затратой силовой энергии".
(Два чуда о. Иоанна Кронштадтского. Православная Русь N 24 1951 с.11-12)

Памяти своего исцелителя Сергей Бехтеев посвятил трогательное стихотворение "Святому", которое написал в 1944 году. До последнего времени я считал это посвящение Кронштадтскому чудотворцу единственным во всем бехтеевском поэтическом наследии. Но совсем недавно родной племянник поэта Алексей Алексеевич Бехтеев прислал мне из Бразилии ранее неизвестное стихотворение, не включенное ни в один из прижизненных сборников Сергея Бехтеева. В виду уникальности находки, приведу его полностью:

СВЕТОЧ ВЕРЫ

"Свете тихий, святые славы Отца Небесного!.."

Смиренье и кротость во взоре,
Улыбка любви на устах,
Премудрость в живом разговоре,
Лазурь в прозорливых очах.

Мне жребий счастливый достался
И в юности ранней моей
Я часто в столице встречался
С целителем мук и скорбей.

К нему все страдальцы стекались
И с верою полной надежд,
Взывая и плача касались
Его благодатных одежд.

И силой божественной веры
Посланник смиренных небес
Творил без конца и без меры
Деяния дивных чудес.

Любимый и чтимый повсюду
Он был всем доступен и прост
И шел к им творимому чуду
Чрез подвиг, молитву и пост.

Дворец и убогая хата
как гостя встречали его,
но были и почесть и злато
Лишь бренность, лишь прах для него.

Я образ его незабвенный
На сердце навек сохранил,
ведь он, этот пастырь смиренный,
как многих меня исцелил.

Кроме трёх великих русских святых Сергей Сергеевич Бехтеев несомненно имел духовную и молитвенную поддержку со стороны Афонских иноков, которых он называл "своими сотрудниками", ещё находясь в Сербии, и которым посвятил несколько своих поэтических произведений, таких, к примеру, как Град Китеж (1926), а также целиком первый выпуск поэтического сборника "Святая Русь" (1949), в предисловии к которому он поименно перечисляет имена глубоко чтимых им афонских подвижников святости. Вот текст того посвящения:
"С чувством сыновней любви, сердечной благодарности и той же непоколебимой веры в светлое будущее нашей многострадальной родины, посвящаю настоящий сборник моих православно-патриотических песнопений незабвенной памяти моих сотрудников, единомышленников и защитников, глубоко мною чтимых афонских святогорцев-патриотов, почивших и ныне благополучно здравствующих: Иеромонаха Герасима, настоятеля Богословской обители и основателя Ново-Афонского монастыря на Кавказе, Иеромонаха Илариона, настоятеля обители Вознесения Господняго, Иеромонаха Симеона, настоятеля обители Святого Иоанна Златоуста (Иверской) и председателя Братств Св.Горы Афон, Иеромонаха Досифея, Иеромонахов Серафима и Филарета, Схимонаха Саввы, Монахов Константина и Андрея и старцев пустынножителей горных высот Карули - Иеромонаха Макария и Схимонаха Игнатия".
Г. Ницца. 1949


После всего вышесказанного, стоит ли удивляться глубокой духовности Бехтеевского творчества, высокой правдивости и непередаваемой красоте слова, идущего из самой глубины верующей покаянной души и чистого жертвенного сердца русского патриота.

Портрет св. прав. Иоанна Кронштадтского работы К.В.Вышпольской

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Невярович
«Ксения Владимировна была очень отзывчивым и добрым человеком»
В праздник Преображения Господня отошла ко Господу художник и иконописец Ксения Вышпольская
20.08.2019
История одного портрета
К иконографии святителя Тихона Задонского
22.08.2012
Все статьи Владимир Невярович
Иоанн Кронштадтский
Слово плоть бысть
Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы
06.04.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 07:06
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:21
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24