О выставке Марии Безнощенко-Лучковской

На Благовещение, 7 апреля, в Харьковской городской художественной галерее прошел вернисаж "Будни Земные" - "cибирской харьковчанки" Марии Безнощенко-Лучковской. Выставка картин будет открыта до 19 апреля.

Мария Безнощенко-ЛучковскаяКогда-то эта Мария была совсем не Марией, а Морей, обычной девочкой - в далеком от Харькова селе Абрашине Ордынского района Новосибирской области, в деревушке в несколько дворов, стоящей на берегу бескрайней реки Обь и окруженной огромными таежными елями, в краю зверей, рыб, ягод, грибов. В школу даже студеной сибирской зимой приходилось ходить за 6-8 километров, и величественная (а порой и ужасающая) красота вековечной природы вошла в восприимчивое и отзывчивое сердце этого удивительного человека. Можно сказать, красота мира сама призвала ее к служению. Увидав репродукцию картины "Зима" уже тогда знаменитой киевлянки Татьяны Яблонской, девушка Моря оставила первый курс Новосибирского университета и приехала на удивившую ее красотой Украину, в Харьков, всего лишь "с двумя рублями" (по словам ее супруга, известного коллекционера Ильи Лучковского), где к 1971 г. и закончила Харьковский художественно-промышленный институт по конструкторской специальности (педагоги М. Шапошников, А. Константинопольский, С. Беседин).

Двадцать шесть лет Мария Георгиевна преподавала детворе рисунок, лишь в последние годы занимается исключительно творческой деятельностью, то есть тем, чем призван заниматься художник - пишет картины.

Мария Безнощенко-Лучковская и на вернисаже рассказала, как в 1976 г. ей довелось писать этюды (пейзажи окрестностей и портреты тружеников) на строящейся Чернобыльской АЭС, для чего нередко приходилось забираться по подвесной лестнице на крышу энергоблока. Варварское вторжение человека в природу ощущалось ею остро, болезненно. Уже в 1985 г., за год до чернобыльской катастрофы, появилось предчувствие трагедии. Одна местная провидица советовала всем уезжать из городка энергетиков Припяти и из окрестных сел, многие из которых были превращены в своеобразные отхожие места техногенного мира.

Эти пронзительные и яркие рассказы автору этих строк доводилось слышать и прежде, но на вернисаже, вновь вдохновенно поведанные виновницей события и ее супругом, они снова не оставили равнодушным. Директор галереи Татьяна Тумасьян подчеркнула, что Мария Георгиевна открылась публике теперь не только как живописец, но и как своеобразный рассказчик. Откроем тайну: многие из этих рассказов М. Г. Безнощенко-Лучковской записаны вчерне, и мы с поэтом И. Евсой, слушая и читая, укоренились во мнении, что их следовало бы упорядочить, отредактировать и обнародовать.

М. Безнощенко-Лучковская о своей непреходящей боли - об умерщвляемой человеком матери-природе - говорила и во вступительном слове на вернисаже, и не раз обступавшим ее плотным кольцом журналистам с телекамерами, микрофонами и диктофонами. Но самое главное, безусловно, говорит она в своих работах, язык которых ей наиболее свойствен.

М.Г.Безнощенко-Лучковская. "Белые ночи"На нынешней небольшой выставке художник представила свои программные работы - живописные и графические произведения 1990-2007 гг. - от натурного портрета до сюжетных картин со сложным философским содержанием. Обращают внимание и замечательные автопортреты, и натюрморты, в которых тоже выражены не только живописные, но и мировоззренческие принципы автора.

Мария Георгиевна в кулуарах отметила, что "харьковская муниципалка", вход в которую свободен, не требует непременного снятия верхней одежды, очень нравится ей тем, что сюда может зайти любой прохожий, и в этой доступности людям любого достатка М. Безнощенко видит и ценит просветительскую функцию любимой харьковчанами галереи.

Одним из центров новой экспозиции является полотно "Белые ночи" (2000) - одно из лучших, известных произведений художника, уже не раз репродуцировавшееся, в частности в большом томе литературно-художественного альманаха "ДвуРечье. Харьков-Санкт-Петербург" (Харьков, 2004). Публика не знает, что картина эта имеет еще одно, рабочее название "Белый волк". Непростая, очень метафоричная, прикровенная, то есть не прямо читаемая работа, со сложной образностью, побуждающая вспомнить и "безликие лики" современного живописца О. Целкова, и русскую поэзию, в частности, известную есенинскую строку "Давай с тобой полаем при луне". Что наигрывают эти двое человеков: и тот, с длинными пальцами, на трубе, и этот, более жутковатый, на барабане? "Какую музыку сыграем мы сегодня?" - словно спрашивает Мария Безнощенко у нас, современников, строкой стихотворения харьковчанки Ирины Гатовской. Этот разговор - о природе и человеке, о природе человека - универсален, и не имеет государственных границ. Чем помогут усилия этих странных, погруженных в свое личное, двоих - вечной ночной песне белого волка, забежавшего в картину то ли из повести "Белый клык" Джека Лондона, то ли из документальной книги канадского натуралиста-исследователя Фарли Моуэта "Не кричи: "Волки!", сравнившего по величию и силе воздействия ночной волчий вой с органными мессами Баха.

М. Безнощенко-Лучковская. "Будни земные"Искусствовед Л. Пономарева полагает, что в программной картине "Будни земные" (1992), давшей название всей выставке, "автор стремится осмыслить ход истории, ее повторяемость, а вместе с ней цикличность социальных, политических, нравственных катаклизмов... Автор дает простор своей фантазии, ассоциативному мышлению, когда из аморфных мифологизированных фигур людей и животных с гротескным или лирико-романтическим подтекстом слагается образ современного мира, в котором угадываются черты вечного противоборства добра и зла".

И если натюрморты М. Безнощенко-Лучковской порой отсылают нас к Сарьяну, Петрову-Водкину, Штейнбергу, а женские портреты - к Модильяни, то в этом полотне нам слышно и эхо знаменитой "Герники" Пикассо, с гипертрофированными образами ужаса, диавольскими тенями, перемежающими разрушаемый, но все же неумирающий земной человеческий мир, в котором, слава Богу, до сих пор видны и слышны следы мира Божьего - с ангелами, цветами, светом, с какой-то боттичеллиевой Красотой.

Действительно, картины Марии Безнощенко - это "лирическая и философская поэзия, размышление над соотношением духовного, иррационального и мирского", то есть послание всем нам, или, если угодно, весть. Весть о любви и предостережение трагедии. Как подчеркнула на вернисаже Л. Карась-Чичибабина, есть особая объединительная символичность и в том, что вернисаж состоялся в светлый день православного двунадесятого праздника, Благовещенья, и в том, что "именинницу" выставки зовут Мария.

Уместно в этой связи вспомнить известную формулу: "По имени - житие, а не по житию - имя". Воистину: когда произносишь имя Мария - слышится легкое пение ветра, шелест листвы; кажется, начинаешь чувствовать, как движется воздух над твоей головой, как дни сменяются ночами, как небесные светила исторгают из себя мерцание. Когда еще раз произносишь его, думаешь, что понимаешь смысл всего происходящего в мире, смысл смены поколений, исторических событий, расцветов и закатов культур. Когда же произносишь это имя в третий раз, то осознаешь, что нет на свете ничего важнее, чем любовь.
Фото автора.

Справка:

Мария Георгиевна Безнощенко-Лучковская

Живописец, график, педагог. Родилась 29 июля 1940 в с. Абрашино Ордынского р-на Новосибирской области. Окончила Харьковский художественно-промышленный институт (1966-1971).
Преподавала в Харьковской детской художественной школе им. И. Е. Репина (1973-1999).
Член Харьковской организации Национального союза художников Украины с 1992.
Участница республиканских, всесоюзных, всеукраинских, зарубежных, международных выставок с 1972.
Персональные выставки: Харьков (Дом художника, 1992; галерея "Маэстро", 1995; Художественный музей, 2004). Международные групповые выставки: Франция, США, Польша, Россия (Москва, ЦДХ, выставка "Искусство Украины 1991-2001" в рамках проекта "Год Украины в Российской Федерации"). Участница групповых выставок в Крыму, Западной Украине.
Произведения находятся в Харьковском художественном музее, галереях России (Москва), Франции, в частных коллекциях Украины, России, США, Израиля, Германии.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минаков:
Закалка стали по Николаю Островскому
К 115-летию со дня рождения писателя
01.10.2019
Гвозди без шляпок
«Россия 1» потрясла прямыми трансляциями музыкального конкурса «Новая волна»
13.09.2019
Неодержанная победа
За небрежение к небесным указаниям плата для России слишком высока
29.08.2019
Все статьи автора