Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Священномученик Василий, епископ Прилукский

Русская народная линия

12.04.2008

Память священномученика Василия (Зеленцова) Церковью установлено совершать 22 марта/4 апреля. В этом году в этот день в Свято-Макариевском кафедральном соборе Полтавы, по окончании Божественной Литургии, был отслужен молебен перед памятником этому Небесному покровителю города. После Евангелия проповедь о жизни и подвигах Священномученика Василия произнёс ключарь Свято-Макариевского собора протоиерей Василий Цьолка. В этот день множество богомольцев пришли молитвенно поклониться Полтавскому Святителю.

Собор Новомучеников и Исповедников РоссийскихВасилий Иванович Зеленцов (таково мирское имя священномученика) родился в 1870 году в с. Зимарове (по некоторым источникам Замораево) Ранненбургского уезда Рязанской губернии в семье священника.

Окончив юридический факультет университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию, преподавал в Духовном училище. В 1917-1918 гг. участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Особого внимания заслуживает его речь от 13 ноября 1917 г., в которой, задолго до разгона большевиками так называемого Учредительного собрания и начала массового террора, он пророчески предостерегал: "Государство будет жить и издавать законы, какие ему вздумается. Ведь оно не захочет считаться с природой Церкви. Мы должны ожидать целого ряда законов, которые будут вредны для Церкви".

Василий Иванович Зеленцов прибыл в Полтаву с епископом Феофаном (Быстровым). Состоял миссионером в светском звании. В 1919 г. рукоположен владыкой Феофаном во священника, служил в Свято-Троицкой церкви г. Полтавы.

Проникновенные проповеди пастыря на каждом богослужении, его духовные беседы, проходившие каждое воскресение и в праздники вечером, а также его пламенные молитвы привлекали в храм множество людей, причем не только его прихода, но и всей Полтавы; даже иноверцы посещали богослужения отца Василия.

Когда батюшка молился, он никого и ничего не замечал, но только проникновенно и с любовью говорил с Небесным Отцом о себе и своих духовных чадах. Такой же молитве отец Василий учил и своих прихожан. Вся его паства знала наизусть многие церковные песнопения, и потому, когда в малые праздники не было хора, пели все.

Любовь к ближнему была образом жизни отца Василия: он пешком обходил окраины, помогая нуждающимся, причем помощь эта была совершенно без различия национальности и веры. Знали, например, многих баптистов, католиков и иудеев, которым любвеобильный пастырь помог в трудную минуту. Своей пастве батюшка отдавал все, порой последнее. Кроме того, отец Василий имел на своем иждивении и воспитывал четырех осиротевших детей священника. Иноверцев батюшка вразумлял и увещал, не боялся проводить публичные диспуты не только с сектантами, но и с безбожниками.
Кротостью и смирением, равно и духовной мудростью, отец Василий так воздействовал на людей, что многие откровенно заблуждавшиеся до того в вопросах веры невольно признавали: "Вот это действительно христианин!".
В начале 20-х годов в противовес комсомолу батюшка организовал Покровское Христианское общество молодежи.

Священномученик Василий, епископ Прилукский. Фото из тюремного досьеВ 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей "в пользу голодающих Поволжья". Голодающие между тем продолжали умирать, и изъятие нужно было лишь для унижения и ослабления Церкви. Отец Василий резко выступил против разграбления церквей. Он обратился к прихожанам с просьбой жертвовать голодающим хлеб, а к властям - чтобы указали, сколько именно нужно хлеба. Батюшка заявил: "Мы дадим вам вдвое, втрое больше, но не трогайте наших храмов". В связи с этим против отца Василия было возбуждено "политическое" дело.

Находясь в тюрьме, где его держали до суда, батюшка проповедовал, а все, что ему передавали с воли, раздавал нуждающимся из числа заключенных.

Летом 1922 г. состоялся суд (или, как говорили тогда в Полтаве, "расправа") над священником Троицкой церкви Василием Зеленцовым. Ему выдвинули обвинение в противлении изъятию церковных ценностей. Суд был "показательным", и его исход, разумеется, был предрешен.

В день вынесения приговора отец Василий произнес последнее слово. Осенив себя крестом, невинный мученик сказал приблизительно так: "Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь, по пунктам, но сейчас передумал и скажу немного. Я уже заявлял вам, и еще раз заявляю, что я лоялен к советской власти как таковой, ибо она, как и все, послана нам свыше. Но в тех случаях, когда дело касается Веры Христовой, храмов Божиих, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха с представителями этой власти. Позорно, грешно было бы мне, воину Христову, носящему этот Святой Крест на груди, защищать лично себя в то время, как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы мне бросаете идейный вызов, и я его принимаю. И, какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его перенесть твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет награды выше, как награда на небесах".

Изумленные слушатели, многие из которых вовсе не симпатизировали обвиняемому, умолкли и слушали эту речь внимательно, с уважением. Даже начальник ГПУ Линде сказал отцу Василию: "Как служителя культа и врага советской власти я вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что уважаю вас как человека убежденного и стойкого".

Суд, как и следовало ожидать, вынес смертный приговор. При последнем слове - "к расстрелу" - отец Василий широко перекрестился и со спокойной улыбкой благословил всех, говоря при этом: "Господь с вами, успокойтесь, все в Божьей воле, смотрите, ведь я спокоен. Идите с миром по домам".

В камере смертников батюшка ждал своего последнего дня с радостью и даже восторгом.

Между тем, защитник подал ходатайство о помиловании, а делегаты от всех жителей города, и, в частности, полтавских промышленных предприятий, поехали в Москву к Ленину. С мнением рабочих посчитались, и заменили смертную казнь десятью годами тюремного заключения. Рассказывают, что отец Василий был даже огорчен отменой первоначального приговора.

Страстотерпца поместили в общую камеру. Там священника так полюбили, что даже матерые уголовники называли его "наш батюшка" и защищали от издевательств тюремщиков, не позволяя ему выполнять наряды (чистить помещение, выносить нечистоты и проч.) и не сквернословя в его присутствии.

Через некоторое время отца Василия перевели в Харьков, где он и отбывал срок, который по какой-то амнистии был сокращен более чем на половину.

В Харькове заключенного батюшку привезли однажды на антирелигиозный диспут. Там отец Василий произнес такую сильную речь, что о ней заговорил весь город.

Священномученик Василий, епископ ПрилукскийПосле освобождения в 1924 г. батюшка прибыл в Полтаву, и тут, по всеобщему желанию паствы, был рукоположен во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Хиротонию совершили блаженной памяти архиепископ (впоследствии митрополит) Полтавский и Переяславский Григорий (Лисовский, + 1927) и тайно прибывший епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик, + 1937). Рукоположение состоялось 12 августа 1924 г. (по другим данным - 1925 г.). При наречении владыка сказал речь, которая по сути своей была клятвой на верность служения истинной Церкви Христовой и обещанием бороться с Ее врагами и отступниками.

Владыка Василий, поставленный на Прилукскую кафедру (ныне Черниговская область), старался активно бороться с возникшим в то время самосвятством разных толков, вызывал главарей самосвятов на публичные прения о вере, но вожди лже-автокефалии, зная мудрость и силу слова владыки, побоялись принять вызов.

Преосвященный продолжал служить в Троицкой церкви, и многие привычно называли его "отцом Василием". Всех прихожан владыка знал по именам, интересовался жизнью каждого.

В своих проповедях Владыка обличал преступления безбожников, и чем большими были преступления, тем бесстрашнее и громче звучали обличения.

В 1926 г. Преосвященный был снова арестован и сослан на три года в Соловецкий лагерь, где по его настоянию Соловецкие епископы в сентябре 1927 г. составили так называемое "Послание Соловецких исповедников" (отзыв на "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса), в котором открыто призывалось заявить коммунистическому большевицкому правительству, что "Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии".

Около 1928 г. Владыка был выслан с Соловков в Иркутскую область. Жил в деревне Пьяново Братского района (вместе со святым мучеником Владимиром (Лозина-Лозинским), работал над богословскими трудами. С нового места ссылки и пришла последняя весточка от Владыки: на маленькой открытке были слова: "Мирно наблюдаю закат солнца. Так подходит к закату и моя жизнь".

В августе 1929 г. он написал большую работу "В чем состоит верность Христу в церковной жизни" с критикой деятельности митрополита Сергия. В этой рукописи, помимо прочего, говорилось о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами. Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение. Вскоре после этого, 9 декабря 1929 г., владыка снова был арестован и на этот раз отвезен в Москву, на Лубянку. А 3 февраля 1930 года преосвященного приговорили к расстрелу.

Бог весть, каковы были последние дни священномученика. По одним данным, владыку расстреляли в одном из подвалов на Лубянке в Страстной Четверг 1930 г.; по другим - после зверского допроса живым бросили в тюремную клоаку.

По данным Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва) священномученик погребен на Ваганьковском кладбище.

Память о мудром и любвеобильном архипастыре, твердом воине Христовом епископе Василии всегда сохранялась в душах верующих полтавчан. Сотни людей молились за упокой "убиенного епископа Василия", чтили его как святого и призывали в молитвах о его помощи. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия, были поданы материалы к канонизации священномученика. Много усилий для сбора документов о жизни и мученической кончине святого приложил протоиерей Александр Антонюк, клирик Спасской церкви Полтавы.

11 июня 1997 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении убиенного епископа Прилукского, викария Полтавской епархии Василия (Зеленцова) к лику святых. По благословению Высокопреосвященного Митрополита Феодосия была написана икона священномученика и создана служба.

Торжества в связи с прославлением священномученика Василия состоялись в Полтаве 4 апреля 1998 г., в день празднования памяти святого. В последний раз была отслужена заупокойная лития по убиенному епископу Василию. С тех пор каждый год в день его памяти богослужения служатся за уставом храмового праздника, обязательно служится Божественная литургия.

Владыка Василий (Зеленцов) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.
Святителю отче наш Василие, моли Бога о нас!

На снимках: сщмч. Василий, епископ Прилукский (первое фото - из теремного досье).

Икона: Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных. Во 2-м ряду образы: 1. Владимир (Богоявленский; 1848-1918), митрополит Киевский 2. Иларион (Троицкий; 1886-1929), архиепископ Верейский, викарий Московской Епархии 3. Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961), архиепископ Крымский и Симферопольский 4. Анатолий (Грисюк; 1880-1938), митрополит Одесский и Херсонский 5. Константин (Дьяков; 1871(1864?)-1937), митрополит Киевский 6. Прокопий (Титов; 1877 - 1937), архиепископ Херсонский и Николаевский 7. Онуфрий (Гагалюк; 1889-1938), архиепископ Курский и Обоянский 8. Василий (Зеленцов; 1870-1930), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии 9. Аркадий (Остальский; 1888-1937), епископ Бежецкий 10. Порфирий (Гулевич; 1864-1937), епископ Симферопольский и Крымский.

Подготовил Петр Маслюженко



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме