Сестра наша, Беларусь

Паломнические заметки. Часть 1

0
222
Время на чтение 6 минут
О Белорусской земле сегодня говорят либо, с уважением и любовью, либо с насмешкой и откровенной неприязнью. Но равнодушно о ней не отзывается никто. Одни (к ним относятся многие люди из моего окружения) видят в этой небольшой славянской стране серьёзный оплот сопротивления негативным процессам, которые, к сожалению, все больше набирают силу на постсоветском пространстве. Для других (чью позицию озвучивает армия журналистов из многочисленных средств массовой информации разных стран) Беларусь - тоталитарное государство, лидер которого ничем не отличается от африканских, либо латиноамериканских диктаторов и, действуя полицейскими методами, попирает права и свободы своих граждан.

Сестра наша, Беларусь. Илл.1Какой же явится эта часть Святой Руси мне, православному священнику, привыкшему путешествовать, что называется "с пеленок", но до сей поры в Беларуси не бывавшему?

Сразу оговорюсь, что перед вами именно заметки священнослужителя, который в каждой ситуации обязан давать духовную оценку происходящего. Вероятно, получаться так будет не всегда, но стремиться к подобному подходу нужно. И поэтому имеет смысл начать рассказ с уточнения оценочных критериев и прежде всего вспомнить, что в православном понимании "лучше" вовсе не означает "сытнее" или "богаче". В противном случае эталоном благополучия навсегда останутся Соединенные Штаты Америки. Нам же всегда необходимо анализировать, насколько политические, экономические, культурные и прочие факторы, доминирующие в регионе, благоприятствуют обращению человека к Богу; только после этого имеет смысл разговор о зарплатах, пенсиях, ценах на продукты и т.д.

Итак, будем стараться рассматривать разнообразные процессы, всегда держа в уме духовную доминанту.

БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА


Наша поездка по Беларуси (в группе хорошо знающих друг друга лиц, помимо меня был еще священник из Одесской епархии) началась с Беловежской пущи. Я - не большой специалист описывать красоту природы. Более того (и это, сознаю, мой существенный недостаток), будучи воспитан городской цивилизацией, я так и не научился ею по-настоящему любоваться.

Сестра наша, Беларусь. Илл.2Однако Пуща меня просто потрясла. Увиденное задало тон всему нашему последующему пребыванию на белорусской земле. Наверное, находясь в этих местах, духовно ищущий человек не может не обрести веру в Бога. В грандиозном природном заповеднике, казалось, все говорило о величии Творца, подтверждало его любовь ко всему, что Он сотворил. И, напротив, какими же мелкими, на фоне многовековых дубов и сосен, спокойно пасущихся грациозных оленей, мощных зубров, красавцев-лосей и других представителей фауны, выглядели наши человеческие страсти. Беловежская пуща, подобно зеркалу отражает свет Божьего присутствия в мире, и от этого отражения становилось порой нестерпимо больно за многие свои поступки. Находясь там, совершенно не хотелось превозноситься, тщеславиться, какими-то способами заявлять о "себе, любимом". Пуща не подавляла. Нет! Она именно просвечивала тебя и указывала на твое место в мироздании. Человек, действительно, венец Творения - и такова воля Божия. Но до этого статуса нам еще нужно возрастать. И возрастание должно происходить не в противостоянии с природой, не в борьбе - а в гармонии с ней!

Сегодня много говорится и пишется об экологическом кризисе. Но сознаем ли мы, что экологический кризис - это прежде всего кризис самого человека, кризис его внутреннего мира - видимый результат нравственного падения. Мы забываем о своем предназначении - привести мир ко Господу, очистившись от суеты и греха. Хотя "...знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8: 22). Господь сказал: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мр. 16:15) - всему живому, что Бог создал. И первое, что может и должен сделать человек - осознать свою ответственность за состояние мира. Самый действенный метод в предотвращении экологической катастрофы - это покаяние, решимость изменить свой путь, свои нравственные и духовные ориентиры. Истинная природа человека, созданная по образу и подобию Божию, восстанавливается в покаянии. Во всей полноте это Таинство переживается в Христовой Церкви - в области нового Творения Бога.

Сестра наша, Беларусь. Илл.3И вот тут я должен высказать свое, наверное, единственно негативное впечатление, оставшееся после посещения Беловежской пущи. Огромное число сотрудников работает в заповеднике, не покладая рук. Ими порой демонстрируется невиданный полет творческой фантазии. Чего стоит хотя бы построенное несколько лет назад сказочное "поместье белорусского Деда Мороза", поражающее своей красотой.

Но на территории Пущи нет храма... А как великолепно вписалась бы в мир девственного леса ладно скроенная в древнерусском стиле деревянная церковь (или хотя бы, часовня)! Как гармонировал бы Божий храм, сработанный руками мастеров, с природным храмом, который сотворил Сам Господь! Как прославляли бы два этих чуда - рукотворное и нерукотворное - любовь, величие и мудрость Творца!

Но храма, который просто должен стоять на этой благодатной земле, в заповеднике нет. Добавим с надеждой - пока нет... Впрочем, члены нашей группы, будто опровергая слова молодого нигилиста из известного романа Тургенева, высокомерно заявлявшего, что "природа - не храм, а мастерская", относились к окружающей природе именно как к храму и даже свои молитвенные правила читали прямо в беловежском лесу.

Сестра наша, Беларусь. Илл.4Заканчивая разговор о Пуще, скажу, что нам, глубоко почитающим семью последнего Российского Императора, было радостно встретить в заповеднике дорогу, которая была построена при отце Царя-Мученика - Александре III. Дорогу венчают по краям императорские гербы с вензелями. Заставил задуматься рассказ экскурсовода о судьбе царского охотничьего дворца, который после Второй мировой войны (в результате личного распоряжения Сталина, подарившего Польше значительную часть территории Беловежской пущи), оказался собственностью поляков. Новые хозяева сооружения просто взорвали его, не сделав попытки хотя бы перестроить, каким-нибудь образом переориентировать. В чем истоки такого поведения, такой неприязни, даже, можно сказать, ненависти "братьев-славян"? О взорванном дворце (в котором очень любил бывать Царь-Мученик Николай) я еще раз вспомнил в Бресте, когда услышал историю о том, как два польских офицера (с 1919-го по 1939-й год Брест входил в состав Польши), не пожелав смириться с передачей города Советскому Союзу, тайно остались в Бресте и, засев в одном из официальных зданий в самом центре, расстреляли из пулеметов безоружную колонну красноармейцев, следовавших в баню. Примечательно, что улица, по которой шли наши солдаты, до сих пор носит имя польского поэта Мицкевича. А недалеко от места трагедии стоит памятник... нет, не погибшим красноармейцам, а все тому же Мицкевичу!

Сестра наша, Беларусь. Илл.5Там же в Бресте, на гарнизонном кладбище, рядом с защитниками Брестской крепости, под аккуратными католическими крестами в ухоженных могилах покоятся польские жолнежи, многие из которых, кстати говоря, воевали с Красной Армией.

Русскую душу часто называют загадочной. А может просто заменить слово "загадочная" на "православная"? И тогда сразу станет ясно и то, почему мы не мстим своим врагам (тем более, мертвым), не переименовываем улицы, не разрушаем памятники и могилы. И почему, напротив, все, связанное с Русью, с русской идеей, так часто вызывает в остальном мире поистине звериную ненависть.

КАМЕНЕЦ


В этот город мы заехали по пути из Беловежской пущи в Брест. Обратил на себя внимание памятник основателю Каменца - Волынскому князю Владимиру Васильевичу (жившему в XIII веке). Сразу бросилось в глаза слово "волынский" - т.е. с Волыни. Как же переплелись судьбы трех восточнославянских народов! Неужели противники единства всерьез считают, что нас можно разделить? Ведь у Беларуси, Украины и России - единая история; единый путь, уготовленный Богом.

Сестра наша, Беларусь. Илл.6Князь, который, говоря сегодняшним языком, был родом с Украины, построил на земле Беларуси хорошо укрепленный город. До сих пор архитектурной достопримечательностью является возведенная при нем каменная башня, по словам древнего летописца "достойная удивления всех, кто ее видит". Заложил Владимир в Каменце и церковь, много на нее пожертвовав. Сегодня она не сохранилась, но на месте ее прежнего расположения стал новый красивый храм, освященный в честь преподобного Симеона Столпника. Снаружи он ослепительно белый, словно в подтверждение того, что находится на земле Белой Руси. А деревянный иконостас внутри, напротив, контрастно темен. Один из моих спутников даже предположил, что для создания такого (признаем, удивительно прекрасного) иконостаса могли быть использованы сорта каких-нибудь экзотических деревьев. Например, из Африки. Однако для чего богатой лесом стране обращаться к чужому материалу? Как выяснилось, замечательное произведение искусства возникло "при помощи" обычных белорусских дуба и березы, естественно, прошедших перед этим специальную обработку.
Протоиерей Владимир КОРЕЦКИЙ, заведующий Информационным отделом Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Корецкий
Сестра наша, Беларусь
Паломнические заметки. Окончание
14.04.2008
Сестра наша, Беларусь
Паломнические заметки. Часть 5
12.04.2008
Сестра наша, Беларусь
Паломнические заметки. Часть 4
11.04.2008
Сестра наша, Беларусь
Паломнические заметки. Часть 3
10.04.2008
Сестра наша, Беларусь
Паломнические заметки. Часть 2
09.04.2008
Все статьи Протоиерей Владимир Корецкий
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40