Исцеление памяти

Книга Николая Никонова "Епифань"

28.03.2008
Книга Николая Никонова "Епифань", изданная совместно тремя издательствами: "Ладан", "Троицкая школа" и "Сибирская благозвонница", несомненно, значительное литературное и духовное явление. Композиционно книга состоит из трех частей: исторической повести "Епифань", рассказов из современной, по преимуществу монастырско-приходской, жизни и стихотворений одного автора.

Значительным литературным явлением книгу "Епифань" можно назвать потому, что она отмечена ярким, авторски-своеобразным, узнаваемым языковым стилем. Сюжет каждого произведения продуман, выверен и потому увлекателен, что заставляет читать и повесть, и рассказы с неослабевающим интересом.

Значительным духовным явлением книгу "Епифань" можно назвать потому, что в повести отражена важнейшая историческая эпоха русской жизни - монголо-татарского иго и освобождение от него, невольно вызывающая мысль об исторических параллелях с картиной возрождения монастырской и приходской жизни в постсоветскую эпоху. Таким образом, возникает глубина исторической перспективы, в которой все события духовно осмысливаются.

Следует отметить, что в отличие от многих сочинений на историческую тематику, в "Епифани" отсутствует дурная идеологизация, ходульность и схематизм в изображении героев и событий. Русская жизнь показана как развернутая панорама, в которой из действий отдельных людей складывается (неведомо для них самих) трагическая и славная история Отечества.

Герои исторической повести "Епифань" - иноки маленького монастыря в Рязанском княжестве, основой сюжета является историческое сказание о том, как игумен и братия Свято-Успенского скита под Рязанью задержали у себя литовские отряды Ягайло, спешащие на помощь Мамаю для участия в Куликовской битве, за что приняли мученическую кончину.

Однако, "Епифань" недаром имеет подзаголовок "историческая сага", потому что повествование не ограничивается коротким временным отрезком, в который укладывается действие повести (с июня по сентябрь 1380 года), а охватывает всю трагическую эпоху монголо-татарского ига. При этом более половины повествования посвящено цитированию "греческой рукописи", рассказывающей о подвиге святого благоверного Александра Невского. Он изображен как идеал русского человека в годину испытаний.

Жанр саги предполагает обнаружение и раскрытие архетипов народного сознания и жизни. И среди них из века в век повторяется один. Это - постоянное вопрошание о судьбе Руси, России, которое устами своего главного героя - послушника Михея - обращает к нам автор: "Разобраться хочется, отче! Как началось это все, как наказал Господь Землю Русскую... Как нам быть теперь! Нас же учат все время, учат, а мы все не слышим.
...Я разобраться хочу, правду найти! И даже не то - кто прав, а кто виноват - я понять хочу, чего Господь от нас хочет?!"

В связи с этим вопрошанием сквозной идеей повествования является образ памяти, размышление о том, что такое память. И тут мы находим неожиданное, непривычное для внерелигиозного человека определение: память - это совесть, это фундамент душевной и духовной жизни отдельного человека и всего народа. И она требует исцеления, просветления, покаяния и осмысления.

Почти перед каждым героем в "Епифани" стоит проблема мучительной памяти, которую нужно преобразить, просветлить. И так спастись от отчаяния, опустошенности, бессмыслицы существования.

Сюжет "Епифани" прерывается "лирическими отступлениями", в которых рассказ о судьбах отдельных героев перерастает в картину общечеловеческой жизни. Надо отметить, что написаны эти "лирические отступления" мастерски - это настоящие стихотворения в прозе. Процитируем одно из таких поэтических вкраплений в текст исторически точного повествования.

"Так бывает в человеческой жизни: кипит она чистыми и говорливыми ручейками детства, бежит талой водой новой жизни - и столько в этом неудержимой силы, столько легкости, и каждый стремительный день дарит новые впечатления! Будто от зимнего сна небытия пробуждается тогда человек, и все новое и новое оживает в его душе навстречу весенним теплу и влаге. И от этого союза солнца и воды буйной зеленью, пестрыми цветами рвется ввысь в нем молодая жизнь - согреться в теплых лучах света, напиться каплями дождя. Сколько надежд цветет тогда, спеша опередить время и одна другую, сколько завязывается замыслов, зреющих ожиданием плода, как живуч и радостен тогда человек на пороге полной своей силы!
Приходит зрелый июль - весь в золоте трудовых пчел и полновесных злаков, и терпелив и радостен тогда человеческий труд - ведь настало время жатвы, и все, чем жил он до этого, приносит на суд. Жарка тогда в нем вызревшая мощь, крепка душа, и просит работы тело. И не мыслит он еще тогда об осени, что грядет перед зимою, и стужа далека, как далеко дно колодца в яркий полдень. Но вот уже и август, и ночи свежи и длинны, и стынут воды, и первый холод старения вдруг остудит кровь. Тогда приходит осень. Сперва она еще хлопотлива и тепла, но дорого платит человек за это тепло - ведь оно последнее. За каждый золотой ее день платит человек звонкой, как монета, грустью - не повторить ему больше этих дней, не вернуть ни весны, ни лета!
Грядет старость - пустынная, гулкая, вся в сетке голых ветвей, что словно морщины покроют далекое студеное небо.
...Но прежде студеной распутицы ноября, прежде белого безмолвия старости будет дано человеку яркое время, когда собраны уже плоды и осталось лишь бродить дорогами памяти среди золотых листьев увядших надежд".

Одновременно лирической и эпической авторской позиции в "Епифани" соответствуют и, данные в качестве иллюстраций к повествованию, работы известного современного художника Павла Рыженко. Здесь рядом с батальными полотнами соседствуют лирически окрашенные портреты монаха-воина Пересвета, князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского.

О художественных достоинствах книги "Епифань" можно было бы говорить и пространнее: отметить и разобрать на примере текста приближенность к традициям древнерусской книжности и, одновременно, к сложному психологизму Ф.М.Достоевского. Можно говорить (также на примерах из текста) о скрупулезной исторической точности, несомненно, рожденной работой над источниками и научной литературой. Можно говорить о том, что "страшные картины жестокого мира" в эпоху татарского владычества заставляют современного читателя смиреннее и терпеливее взирать на день сегодняшний и на те испытания, которые мы переживаем. Что имеет несомненную духовную пользу.

Конечно же, отдельного разговора заслуживают и рассказы, и стихи Н.Никонова.

Для того, чтобы вы смогли сами оценить все вышеназванные достоинства книги "Епифань", приглашаем вас на ее презентацию.

На презентации книги "Епифань" вы встретитесь с главным редактором издательства "Троицкая школа" иеромонахам Нектарием (Соколовым), православной писательницей Людмилой Ильюниной, автором-исполнителем Константином Адамсоном.

Презентация книги Николая Никонова "Епифань" состоится в мемориальном музее Ф.М.Достоевского 5 апреля в 15 часов.
Адрес музея-квартиры Ф.М.Достоевского: Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.4.
Метро "Владимирская" или "Достоевская".

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019